Сайт севастопольской общины во имя святителя Григория Паламы

Размышления о молитвенных правилах

16 Апрель 2013

Комментарии

3
 Апрель 16, 2013
 3

 

Спросили как-то одного монаха: «вы совсем отрицаете необходимость молитвенной и прочей дисциплины для христиан?».

И он ответил: «Можно было бы ответить одним словом — «да», но лучше прояснить свою позицию. Она основана не столько на досужих размышлениях, сколько на обобщении собственного и чужого опыта и наблюдений.
Во-первых, слово «необходимость» означает именно то, без чего нельзя обойтись. А без «молитвенной и прочей дисциплины» обойтись можно, большинство и обходится вполне благополучно.
Во-вторых, давайте разберемся с понятием «дисциплины для христиан». Есть такое подозрение, что её единственный смысл и назначение — слушаться батюшек и (здесь тянется цепочка из посещения служб, молебнов, заказа треб, приобретения культтоваров, приводящая к одному) нести денежку. Для особо дисциплинированных есть ещё послушания по уборке храма и демонстрации мощи церкви на крестных ходах и «молитвенных стояниях». Я что-то упустил или что-то не так понимаю?
Соответственно, под «молитвенной дисциплиной» видится ни что иное, как ежедневное духовное упражнение, не дающее выпасть из этой вполне материальной обоймы. Заметьте, что те люди, которые просто щедро несут денежку, по сути церковные спонсоры, от этой дисциплины практически освобождаются: они уже достигли порога требуемой святости достаточного просветления, и могут просто неуклюже кланяться и невпопад креститься пред объективами иконами, восседать одесную иерархов на застольях и заседаниях попечительских советов, держать в кабинетах портреты афонских старцев, лично ими подаренные, раздавать стереотипные интервью о важности православной духовности, коллекционировать церковные ордена и грамоты, выслушивать в удобное время ласкающие слух подобострастные беседы иерархов, и ещё тысячи прочих ништяков, которые выглядели бы достойным вознаграждением за молитвенные и прочие церковно-дисциплинарные подвиги, но никогда не выглядят, ибо в природе просто не встречаются. И ни один вменяемый пастырь не станет выносить им мозг «молитвенной и прочей дисциплиной».
Грамотный пастырь грамотно возразит: ибо сказано — ты кто такой, давай до свидания «Антоний, себе внимай», эти люди дают возможность мне съездить в пятизвёздочное паломничество и сменить машину нам молиться в благоукрашенных храмах, каждый служит церкви тем даром, что успел стяжать на залоговых аукционах дал ему Господь, есть киты и есть планктон служащие Господу имением своим, и молитвою своею, и т.д. — грамотный пастырь найдёт много грамотных слов.

Совсем другое дело, когда человека, что называется, «прёт» от своих молитвенных подвигов. Ему доставляет удовольствие чтение псалтири, правил и канонов, он испытывает от этого ЧСВ чувство удовлетворения, воочию зрит свой духовный рост (или бездну грехов, что и является оным ростом), батюшка на исповеди хвалит, опять же (ну т.е. он как бы укоряет за твоё как бы нерадение, и обоим сладко от этого кокетства) и т.д. Здесь возразить нечего, нравится — занимайся. Лишь бы это не наносило ущерб психическому здоровью собственному и окружающих. И конечно, всё то же самое можно сказать о разведении цветов или пении в любительском хоре».

Источник: Анахоретъ’s LiveJournal

3 responses on “Размышления о молитвенных правилах

  1. Борис:

    Христос Воскресе, брат. Ущерб психике нанесен императором Констанцием окончательно(«канон это то, что велю Я.») До этого серьезный ущерб наносил св.рвн.ап. император — арианин Константин. А изложенное тобою  происходит около 1700 лет, и будет происходить до конца («все церкви поклонятся ему») Вот только к Христу это никакого отношения не имеет. Это имеет отношение к наоборот. Что и продемонстрировал Господь в Византии и тоже через тысячу лет в России, правда, без видимых результатов. «Верной дорогой идете, товарищи!» С «Откровения» не соскочешь. И бояться наши скорбануто —  истовато — умиленные не антихриста, а Того, Кто придет сразу после. А поводыри ослепленных вообще ничего  не бояться — они любят. БеСстрашные они.                                                                                                                                     Со святым временем суток, простите, не судите, ангела — хранителя и что там ещё в обойме.

  2. Борис:

    Да. Золото (не только куполов) — сусальное. На 90% — панты для приезжих. Печалуются «о земле Рустей» сидя за княжеским (князя мира сего)столом — как давно, так и сейчас (см. «социальная концепция РПЦ). А пипл — хитрован хавает имея четкую дулю в кармане. И все получают удовольствие. Может про эту ситуацию говорилось — опиум, дескать?

Добавить комментарий