О древнем храме в балке Сарандинаки, знают в нашем городе немногие, хотя, открыт он был археологами, еще в прошлом веке.
Мало того, археологи утверждают, что монахи-исихасты, которые для своего духовного подвига искали покой, тишину и уединение, на этом месте в начале 10 века, основали чуть ли не лавру. И вот что характерно! Это место, над которым 10 веков назад лилась тихая молитва, нисколько не утратило своего предназначения, находясь в самом центре нашего бешеного мегаполиса, здесь как и прежде — тишина и покой.
Только вот нарушают его шуршание по кустам, очередного, брошенного пакета с мусором, или тихие голоса наркоманов, приходящих сюда, сварить «ширку» и забыться в нирване…
Видя, как уничтожается святыня, православные христиане нашего города предлагают взять над этой территорией шефство и, если даст Бог, построить рядом храм. Для этого совсем недавно православные объединились в общину имени святителя Григория Паламы.
Татьяна Родионова.
One response on “Первый молебен”
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Поздневизантийская пещерная лавра
Гераклейский полуостров – треугольный выступ суши в Чёрное море на юго-западе Крымского полуострова, от которого отделяется Севастопольской бухтой, рекой Чёрной, Балаклавской долиной и Балаклавской бухтой. Занимает площадь около 100 км².
Гераклейский полуостров в древности был территорией Херсонеса Таврического. Название его происходит от Гераклеи Понтийской, выходцы из которой основали Херсонес. Другое название полуострова – Трахейский. В XIX веке употреблялось также название Ираклийский.
Полуостров представляет собой каменистое плоскогорье, изрезанное балками, которое полого спускается с высот Сапун-горы к Чёрному морю. Большую часть Гераклейского полуострова занимают города Севастополь и Балаклава.
Сарандинакина балка, территориально принадлежащая городу Севастополю, пролегает в центральной части Гераклейского полуострова и впадает в Южную бухту. Её общая протяженность около 6 км, дно имеет плодородную почву и обильные природные источники воды.
В западном склоне Сарандинакиной балки, почти напротив её восточного ответвления – Хомутовой балки, на высоте около 32 м над уровнем дна в скале был вырублен монастырь. В 1994-1996 гг. раскопки памятника проводила экспедиция Национального заповедника «Херсонес Таврический» под руководством Татьяны Юсуповны Яшаевой. В исследованиях принимали участие и студенты Свято-Тихонского православного университета.
В ходе проведённых исследований был открыт храм, основная часть которого ориентирована по оси Север-Юг, а его алтарь, и, как полагается, повёрнут на Восток.
Найденный материал позволяет утверждать, что храм был разрушен в конце 14 – начале 15 века, а его разрушение произошло в результате пожара.
Судя по набору керамики из нивелировочной подсыпки храма и слоя пожара, монастырь был основан не ранее середины XIII в. и функционировал до середины ХV в. Керамический материал, выявленный в монастырском комплексе, позволяет не только уточнить время его основания и гибели, но и даёт дополнительный хронологический репер для датировки других культовых пещерных сооружений поздневизантийской Таврики.
Под полом храма были найдены предметы, относящиеся к 13 веку. Это указывает на то, что храм был сооружён не позже 1200-х годов.
Как показали исследования, планировка монастыря в большой степени была продиктована условиями горно-балочного рельефа. Он состоял из центрального трехъярусного комплекса и отдельных пещерных помещений, расположенных на расстоянии друг от друга. В структуре основного пещерного комплекса выделено три блока: литургический, погребально-мемориальный и хозяйственный. Литургический блок представлен храмом, имевшим трехчастную планировку: алтарная часть, наос, нартекс. От других пещерных церквей Таврики его отличают различная ориентация алтаря и наоса и широкое использование в архитектурном оформлении цилиндрических сводов и ниш. На стенах храма и монастырских помещений высечены раннехристианские символы: кресты, корабли, буквы: альфа-омега, а также тамгообразные и рунические знаки более позднего времени.
Западнее храма в стене были вырублены костницы, в которых на открытом хранении находились останки умерших людей. Это традиция пошла с Афона, где через три года после смерти человека совершалась эксгумация, и черепа умерших переносили либо в общую костницу, либо в отдельное место, в так называемые костотеки.
Погребально-мемориальный блок комплекса включал в себя семь костниц, грунтовое погребение и помещение со скамьей для отпеваний. Хозяйственный блок состоял из нескольких пещерных помещений, расположенных в среднем и нижнем ярусах: большого подвала с цистерной, винодельни, трапезной, кухни.
Популярность лаврского уклада среди херсонского монашества в XIV в. связана с победой в восточно-христианском мире паламизма и проникновением идей исихазма в Херсон. В этот период строились многочисленные пещерные монастыри, которые, в свою очередь, объединялись в лавры, что можно связать с теми идеологическими и духовными процессами, которые происходили среди византийского монашества. В те времена, наибольшее распространение в Византии получили монастыри с численностью от 10 до 20 иноков, к которым можно отнести и лавру в Сарандинакиной балке Севастополя.
По материалам, предоставленным заведующей отделом средневековой истории музея-заповедника «Херсонес Таврический» Т. Ю. Яшаевой.
Пещерный храм, который был ядром этой самой лавры, которая простиралась по всей Сарандинакиной балке, в настоящее время завален мусором.
Страшное событие, связанное с этим пещерным храмом, произошло в 2011 году. В тот год пропали две девочки двенадцати лет. Обескровленные останки девочек были найдены в развалинах древнего храма. Почему именно это место?! Кто-то даже говорил о ритуальном характере убийства, даже о необходимости причисления их к лику святых. Но, как бы то ни было, гибель детей глупа и бессмысленна, а их останки оказались в погребально-мемориальном блоке комплекса, как бы продолжая традицию погребального обряда. Это обстоятельство не даёт повода к разговорам об осквернении храмового комплекса.
Особый интерес представляют петроглифы, или прорисовки на каменных стенах, расположенные в непосредственной близости к алтарю. Не представляется возможным видеть в этих рисунках бессмысленное украшательство, либо близкую к нашему времени деятельность любителей наносить где попало свои автографы. А сами рисунки подлежат серьёзному всестороннему исследованию, как признанные значимыми и представляющими ценность насельниками лавры. Именно такое отношение к изображениям способствовало их сохранению с целью передачи потомкам определённых идей с использованием принятой в то время христианской символики. Нами была предпринята попытка представления заложенного в этих рисунках смысла, как описания возможных перспектив развития района вокруг лавры, применительно к Балаклаве и другим населённым пунктам, возникшим значительно позже. Опираясь на исторические события, удалось составить общую картину сложившихся взаимосвязей и последовательности событий, а также взаимного влияния и участия заинтересованных сторон в развитии Балаклавы и разных районов города Севастополя, обусловленных временем их возникновения. Сама гипотеза была представлена общественности
публикацией в городской газете «Слава Севастополя», но, по-видимому, статья несколько опередила своё время и не имела значимого влияния и желаемой реакции.
Другим, и весьма значимым обстоятельством, является расположение монастырского комплекса в географическом центре Гераклейского полуострова, что позволяет полагать и его значимость в поддержании духовного благополучия уже целого федерального округа. Возрождение храма и возобновление службы вблизи старинного монастыря сделает его духовным центром региона и позволит производить в нём приведение к присяге как избираемых, так и назначаемых чиновников.
Вопрос о строительстве над основными развалинами лавры с целью обеспечения их сохранности поднимался не раз, и даже были достигнуты предварительные договорённости с администрацией заповедника Херсонес Таврический. Дальнейшему развитию проекта мешали обстоятельства разного рода, и, прежде всего вызванные особенностями, как самого места, так и сложившейся неконтролируемой, хаотичной застройкой городских территорий, классифицируемых как неудобья. Под этим термином понимают участки территории, которые не могут служить сельскохозяйственными угодьями, рекреационными территориями, заповедниками, лесохозяйственными или иными участками, требующими небольших уклонов местности. При этом можно получить оригинальные архитектурные и конструктивные решения, вписать здания в рельеф, повысить их стойкость к ряду внешних воздействий, таких, как землетрясения, оползни и другого. В зависимости от инженерно-геологической характеристики грунтов площадки строительства, а также от угла наклона территории могут возводиться самые различные здания: обычные, применяемые для ровных участков – при небольших уклонах до 10°, террасные разнообразных типов – при уклонах 20… 50°; на столбовых опорах и прикрепляемые к крутому склону напряженными анкерами при более крутых уклонах. Таким образом, вопросы правомочности строительства храмового комплекса над историческим памятником, а также принятие архитектурно-технических решений не представляют большой сложности.
Из всего приведённого выше видно, что строительство храмового комплекса над развалинами лавры XIII-ХV вв. важно для сохранения христианского памятника и духовного развития города Федерального значения Севастополя.