Сайт севастопольской общины во имя святителя Григория Паламы

17 Апрель 2013

Комментарии

0
 Апрель 17, 2013
 0

Письмо от православного человека, который искренне не понимает смысла пищевого поста. И не потому, что неофит – как раз наоборот, он с детства был воспитан в Церкви и жил по всем ее правилам. Вопросы, на которые он не находит ответа, показались нам важными.

Я постился всё своё детство, где-то с 10 лет, всеми положенными способами, «как Церковь велит» где-то лет до 23. Великий Пост, среды-пятницы, Успенский, Петров, Рождественский. Включая особые варианты вроде «невкушения елея» на первой и на Страстной. Так что поверьте, вкус постного масла мне знаком очень хорошо.

Это давалось мне легко и просто. Во-первых, потому что до довольно позднего времени питался я почти исключительно дома, а дома, раз пост – значит, непостной еды в принципе нет, и не будет. Кроме круп, макарон, овощей и хлеба есть нечего. Во-вторых, я не то, чтобы равнодушен к еде, скорее просто в ней неразборчив, вкусы различаю слабо, а потому мало страдаю от однообразия рациона. Ну, картошка. Ну, с луком. И что? Я могу есть её каждый день неделю. Когда я познакомился с будущей женой, она была сильно удивлена, когда обнаружила, что у нас дома на завтрак варёный рис с сахаром, на обед – рис с зелёным горошком, а на ужин тот же рис, только зажаренный до хруста и с кетчупом, и никто в этом ничего странного не видит.

И я до сих пор не знаю, зачем я, собственно, питался именно так, периодически меняя рацион согласно древним традициям. Прекрасные слова о том, что «надо смиряться», что «не нами положено не нам и отменять», про «духовную физкультуру» – я и сам могу произнести. Как и прочую апологетику про влияние пищевого меню на душевное состояние. Это может объяснять поведение взрослого, который это выбрал и у которого это работает, но совершенно бесполезно для описания поведения ребёнка. Потому что ребёнок в любом случае смиряется за обедом: ест то, что указали родители и что положено в тарелку. Ребёнок не определяет ни цены своего ужина, ни его калорийности.

Такая «духовная жизнь», проводимая потому, что другого варианта жизни в принципе не предполагается – бессмысленна. Нет в ней никакой ценности, как нет духовного подвига в том, чтобы кто-то отобрал у тебя ползарплаты силой. А Господь смотрит на сердце человека, а не на его фактические обстоятельства.

Вот и с детским моим постом было так – жизнь была устроена определённым образом, и я честно ею жил. Разумеется, как только появилась возможность этой жизнью не жить – я и перестал. Ибо прошедшие годы наглядно засвидетельствовали, что в телесном посте нет для меня никакого смысла: держа его, я не становился ни добрее, ни честнее, ни даже умнее.The dealer typically deals to between 1 and 7 players from behind the Blackjack shoe. И начав есть, что мне хочется, и тогда, когда хочется, я не увидел ровным счётом никакой перемены ни в духовной жизни, ни в отношениях с людьми.

Мне совсем несложно и сейчас устроить свою жизнь именно таким образом, что соблюдение пищевого поста будет естественной ее частью – я работаю в православной организации, где постятся почти все сотрудники, дома также инициатива сменить рацион по религиозным соображениям найдёт полное понимание. Непонятно только, зачем это делать. Абстрактное «смирение перед Церковью» – я не понимаю, какая собственно в этом польза. Напоминает армейское «возьми лом и иди, подметай плац». Именно ломом, ради того, чтобы «задолбаться», или, в церковном варианте «научиться от чего-то отказываться Господа ради». С таким же примерно успехом можно весь пост прыгать на одной ножке, не мыться с мылом или дышать только левой ноздрёй.

Разумеется, масса народу заявит, что я просто смиряться не хочу, а потому вместо исполнения правил занимаюсь фантазиями. Но это – не ответ на заданный мной вопрос, а пустота вместо ответа, мантра, заменяющая осмысленные слова привычной формулой. Нечто вроде «такова жизнь» в ответ на горестное «почему». Друзья, мне ответ нужен, а не свидетельство соответствия Вашей праведности Вашим же методичкам. Я искренне рад, что Вы поститесь по «типикону». Объясните, почему мне надо это делать именно так, а не как-то иначе.

В конце концов, ну десятки же есть церковных же поучений о том, что пост это, дескать, не диета, так почему же попытка сделать пост всё же «не диетой» воспринимается как несмирение? Почему «смирение» – это поменять рацион, а не образ жизни?

У меня есть некоторые постные, если можно так выразиться, обеты. Они касаются круга чтения, общения и распределения времени между работой, молитвой, семьёй и отдыхом. Это работает. А с бесконечным подсчётом сосисок в рационе – отстаньте.

Перечитайте послание к Римлянам, начало четырнадцатой главы, особенно стих третий.

И смотрите в свою тарелку.

Источник: журнал «Нескучный сад»

Добавить комментарий