![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
Евгений А |
![]()
Сообщение
#21
|
Сообщений: 7 922 Из: Севастополь ![]() |
Отец Андрей разместил у себя в блоге очередное письмо священника, но сегодня оно было удалено. ![]() Нашел! Открытое письмо протоиерея Геннадия Фаста о богословском споре с архиепископом Антонием. 24 августа 2010 года, произнеся осудительную речь, Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний публично при всем духовенстве епархии удалил меня с епархиального собрания. Это было некое моральное и физическое отторжение меня от собратьев священников епархии, в которой я прослужил 30 лет. Основная причина - мое, якобы, уклонение в протестантскую ересь. Свои обвинения владыка подробно изложил в статье "Смотрите, како опасно ходите...", опубликованной в епархиальной газете "Православное слово Сибири". Не бывает человек осужден, не будучи выслушан. Мне такая возможность предоставлена не была. Потому письменно излагаю свою позицию по предъявленным владыкой обвинениям. 1. Катехизация. О катехизации и подготовке людей к крещению написано очень много. Не буду цельно и всесторонне раскрывать эту тему. Скажу только о том, что имеет отношение к сложившейся вокруг меня ситуации и к предъявленным мне обвинениям. В основу моих рассуждений положена статья архиепископа Красноярского и Енисейского Антония "Смотрите, како опасно ходите..." из газеты "Православное слово Сибири". В статье подробно говорится о необходимости крещения детей. Это не просто отвлеченное размышление на тему, но обличение, направленное в мой адрес, якобы я против крещения детей. В чем дело? У меня пятеро детей. Все они крещены в возрасте от восьми дней до двух недель. За годы моего служения я, как любой священник, крестил очень много детей. К тому же я имел неоднократно дискуссии с протестантами баптистского направления, отрицающими подлинность детского крещения. Милостью Божией многие из них убеждались в истинности такого крещения, и сами после этого крестили своих детей. Вот они и будут пред Богом печатью моего исповедания относительно детского крещения. Почему же возникло обвинение? Не на пустом месте. Дело вот в чем, Я действительно неодобрительно отношусь ко многому, происходящему в наших крестильнях. Первая проблема. Огульное крещение всех подряд детей. Мне самому доводилось в день крестить по два, три, четыре круга, в каждом из которых были десятки детей. Из восьмидесяти процентов именующих себя православными граждан России в церковь ходят на воскресную литургию один - два процента. Подавляющее большинство крещеных людей не воцерковлены. После крещения дети в таких семьях растут как и все. Как почти у всех наших юношей и девушек у них случается блудных грех, а то и сожительство. Проходит время и некоторые из таковых по настоящему обращаются к Богу и даже изъявляют желание служить в церкви. По всему подходящие и достойные кандидаты на священство. Но вот беда. По 17 Апостольскому правилу они ни епископами, ни пресвитерами, ни диаконами, ни вообще в списке священного чина быть не могут. Причина в том, что имели грех с женщинами. По толкованию Зонары на это правило "никакой грех, соделанный кем-либо прежде крещения, не препятствует крещенному быть произведенным во священство". Итак, крещенный по вере имеет апостольское основание стать священником, "кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5,17). Крещеные в детстве и согрешившие такое право не имеют. Кто виноват? Какой спрос с неверующего, с язычника, хотя бы и крещённого? После крещения он осквернил данную ему в крещении "ризу светлу". Кто виноват в канонической непригодности к рукоположению - крещенный или его крестивший? Дальше в наше время следует безоглядное и бесцеремонное нарушение Апостольского правила. Каков будет священник, получивший священнический сан через нарушение апостольских правил? Будет ли он когда-нибудь о них ревновать? Будет ли он учить этим правилам людей? А дальше следует учительство "от ветра головы своея". И тут уже церковная икономия на все случаи жизни не сработает, начинается беззаконие. Это один только случай, а их можно привести множество. У самих епископов вырабатывается в результате к каноническому праву весьма произвольное отношение. Так и рождается подмена канона мнением священнослужителя. И наоборот, как только надо утвердить свое мнение, так находится какой-нибудь подходящий канон. И нет на свете объяснения, когда и что надо исполнять, а когда нет. Дух Святой наставит на всякую истину (Ин. 16,13), но здесь наставником становится уже не Дух Святой, а необходимость оправдать обмирщенность церкви. Потому крещение детей из невоцерковленных семей, детей родителей, не имеющих живой веры, не имеет ни духовного, ни канонического оправдания и противоречит апостольскому преданию церкви. Что касается молитвы церкви, то молится она за всех. За некрещеных невозможна евхаристическая молитва, но возможны молебны, чтобы они обратились и в разум истины пришли. Страшно если умрет некрещеный младенец? Да, страшно. Хотя по святым отцам, например, по святому Григорию Богослову (Слово 40, о крещении), нельзя говорить, что они идут в ад. Еще страшнее, когда живет неверующий, не сочетавшийся Христу в сердце крещеный человек. Страшно если он умрет в таком состоянии и "бит будет много" (Лк. 12,47). Ведь не будет ему пред Богом ответа! Вторая проблема. Святейший Патриарх Кирилл особенно акцентирует внимание на воцерковление молодежи. И действительно, почему у нас много детей, неплохо поставлена работа детских воскресных школ, а потом молодежь в большинстве своем уходит в мир? Ребенок родился и растет в семье верующих родителей, пусть даже и в семье священника. Нет ничего радостнее видеть детское восприятие всего святого младенцем и отроком до переходного возраста. А потом? А потом один крещеный отрок сказал своему глубоко верующему отцу священнику: "Ты с мамой пришел к вере, я жё её имею исходно, но не выбирал. Я не отрекаюсь от веры, но не говорите и не напоминайте мне ни о чем". Рождение свыше (Ин. 3,3-5) это не только крёщение, это еще и глубинное уверование и принятие Христа своим Спасителем. Следует со всем вниманием отнестись к размышлениям и предложениям по этому поводу нашего замечательного профессора МДА А.И. Осипова. Следует продумать рекомендации по поводу того, когда и как возросший ребенок, достигший совершенного возраста, сознательно сопричтется к данным в крещении за него обетам. Новый Завет сопоставляет ветхозаветное обрезание с крещением, которое есть во Христе "обрезание нерукотворенное" (Кол. 2,11-12). Обрезание совершалось на восьмой день от рождения, но в тринадцать лет и один день мальчик, прочитывая отрывок из Торы, становится бар-мицва, то есть "сын заповеди" и обязан соблюдать весь закон. Понятно, что христианам нужен не просто некий обряд, а внутреннее обращение, через которое крещенный в детстве человек сознательно сочетается Христу. Происшедшее благодатно в детстве теперь благодатию должно произойти в сердце и сознании отрока. Св. Феофан Затворник говорит, что у взрослого человека благодать, полученная в крещении, только тогда начинает действовать вполне, когда он сознательно обращается к Богу. То, что такое обращение к Богу у крещеных в детстве потом порой и не происходит и приводит к повсеместно наблюдаемой аморфности их веры и христианской жизни. Ведь если к нашему крещеному люду начать применять каноны церкви, то большинство попадет под отлучение от общения церковного. Такую ситуацию христианская церковь первых веков не знала. Крещение детей имело место, о чем свидетельствует Апостольское предание, собранное св. Ипполитом Римским (гл. 21), но не было всеобщим. Еще в четвертом веке, родившись в глубоко верующих семьях и получая христианское воспитание, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Златоуст не были крещены в детстве. Св. Григорий Богослов при этом и вовсе родился в семье епископа. Утверждать, что все это устарело нельзя. Как нельзя и слепо переносить практику того времени в наше. Однако и практику всеобщего детокрещения ХIХ века слепо переносить в наше время тоже нельзя. Кстати, ХIХ век привел Россию к 1917 году. В духе Святом следует решать практику совершения таинств применительно к каждому времени, не пытаясь, порой слепо, удерживать ту практику, к которой мы привыкли с детства. Тем более не следует утверждать, что то, к чему мы привыкли, есть единственный вариант Предания церкви. Для этого надо быть внутренне открытым и искать не просто крещености людей, но их духовного возрождения и спасениия. В статье "Смотрите, како опасно ходите..." автор утверждает, что "в практике святой церкви никогда не стоял вопрос "крестить или не крестить" в зависимости от уровня познания Истины, которая дается катехизатором". Однако я никогда и не ставил этот вопрос таким образом. Крестить или не крестить определяется не "уровнем познания", а принятием или непринятием Истины, которая есть Христос (Ин. 14,6). А чтобы Его принять, надо Его знать. Если "познание Истины" - это знание вероучения, то есть катехизиса, то от этого зависит не вопрос о крещении, а вопрос получения диплома о духовном образовании. Таким образом, я вопрос никогда и не ставил. Если же речь идет об "уровне познания Истины", которая есть Христос, то этот уровень определен чином крещения, и он таков: 1. отречение от сатаны, от всех дел его (=грехов), всех ангелов его (демонов) и всего служения его; 2. сочетание Христу, то есть всецелая отдача себя Ему; 3. исповедание Христа как "Царя и Бога"; 4. вера во все, сказанное в символе веры. Если этого уровня нет, то все, совершаемое в крестильне - ложь и обман. И если крещение без произнесения крещальных слов "крещается раб Божий ... во имя Отца, и Сына, и Святого духа" ни одним епископом действительным признано не будет, то будет ли действительным пред Богом крещение, если на указанные вопросы у человека ответов нет? Не случайно очень часто священники сами за крещаемых дают ответы на вопросы, смысл которых крещаемым совершенно не ведом. Символ веры читает рядом стоящая послушница. Бог у нас, что в плену наших действий или церковной кассы, чтобы после так совершаемого крещения все равно посылать благодать? Св. Кирилл Иерусалимский говорит о таких крещениях: "Омыл тело водою, но не просветил сердца духом; погружалось в воду и вышло из воды тело, а душа не погребалась со Христом и не воскресла с Ним... Приимет тебя вода, но не воспримет дух" (Слово предогласительное, пп. 2,4). К счастью, так крестят далеко не все, но, к сожалению, довольно многие. Совершаемое в Енисейском благочинии оглашение направлено вовсе не на приобретение знаний, а на то, чтобы человек осознал, что есть крещение и пожелал бы отречься от греха, сатаны и сочетаться Христу. Это единственная целевая установка оглашения. Сделать это может только сам человек, а не катехизатор за него. В моей священнической практике не раз случалось, что человек обращался к Богу, и тогда крещение его совершалось незамедлительно, бывало даже ночью или к утру после ночной беседы. При таких обращениях людей ко Христу и апостол Петр (Деян. 2,41) и благовестник Филипп (Деян. 8, 38;20,8) крестили сразу, на что в статье справедливо и обращается внимание. Кстати, крещеные апостолом Петром в день Пятидесятницы без огласительных бесед были способны отождествить сказанное апостолом с текстом пророчества Иоиля (2, 28-32), с псалмами Давида пятнадцатым и сто девятым. Без огласительных бесед крещеный Филиппом евнух размышлял над 53 главой пророка Исаии. В наше время не только крещаемые, но и те, кто крестит, далеко не всегда ориентируются в таких текстах. Если бы таковая подготовка имелась у наших крещаемых, то число огласительных бесед можно было бы резко сократить, а то и упразднить. Как правило, же приходится начинать с нуля. Что касается вопроса об "уровне познания Истины" в святой церкви, то он не только "никогда не стоял", но определить его есть прямая обязанность епископа. "Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам" (правило Трулльского собора 78 и Лаодокийского 46). Странно, что епископ не только не хочет это делать сам или поручать пресвитерам, но говорит, что этого в церкви никогда не было. В указанной статье говорится: "Само желание родителя и младенца или взрослых, с их согласия, крестить дитя, разве не есть уже проявление их веры? И кто смеет из людей, "из них же ни един не свободен от греха", глубину веры крещаемых или восприемников измерить до конца, кроме Бога? Никто". Измерить до конца не может никто. Но зачем вообще в церкви появился институт восприемничества? Восприемники понадобились изначально, о чем сейчас мало кто знает, не для крещения детей, а для крещения взрослых. Апостольское предание гласит: "Когда будут определены намеревающиеся принять крещение, пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела. И когда ТЕ, КОТОРЫЕ ПРИВЕЛИ ИX, засвидетельствуют о каждом: "Он поступал именно так, то пусть слушают Евангелие" (св. Ипполит Римский, Апостольское предание, гл. 20). Восприемники - поручители перед церковью, что оглашенные действительно стали на путь христианской жизни. Если мы - церковь Апостольская, то почему все это упразднять? И что мы в результате имеем?... Кстати, катехизация предполагает не только научение, необходимое для уверования и обращения человека ко Господу, но и освобождение его от злого духа. "Если же кто-нибудь имеет демона, пусть не слушает слова учения, пока не очистится" (св. Ипполит Римский, Апостольское предание, гл.15). "Когда беснуемый не очистится ещё от духа нечистого, то не может прияти святое крещение: но при исходе от сея жизни, крещается" (канон св. Тимофея, 2). Известен ли кому сейчас случай, что батюшка не крестит бесноватого, а трудится над его очищением от нечистого духа? Ко мне приходили люди с просьбой крещения, потому что в монастыре им было отказано в заклинании от нечистого духа, так как они не крещеные. Так это наоборот, приходской батюшка должен бы отправить человека в монастырь для очищения его от нечистого духа, а потом, у себя на приходе его крестить. Будучи церковью Апостольской, почему мы не делаем всего этого должным образом? Катехизация в Красноярской епархии. В Красноярской епархии возникла странная ситуация в связи с вопросом о катехизации, привлекшая к себе внимание духовенства многих епархий нашей Русской Православной Церкви. С одной стороны современная духовная ситуация ставит задачи перед нашей церковью. Об этом много говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Этот вопрос поставлен на обсуждение в Межсоборном Присутствии. Отдел религиозного образования и катехизации Священного Синода РПЦ прислал свои рекомендации и инструкции. В них сказано: "Недопустима практика совершения крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного). В случае крещения младенцев обязательную подготовку должны пройти родители и восприемники" ("Об организации катехизаторской деятельности РПЦ", 24 июня 2010, МП, Священный Синод РПЦ, ОРОиК). Для начала рекомендованы как минимум две огласительные беседы с тем, чтобы потом уже проводить 3 - 12 и более огласительных бесед. Указана также необходимость проведения исповедальной беседы. Именно это и осуществляется неукоснительно мною в Успенском храме г. Енисейска уже 27 лет с 1983 года. Такова же практика в ряде приходов Енисейского благочиния (в г. Лесосибирске, с. Казачинском, с. Пировском, п. Подтесово, с. Ярцево). Эту же практику я начал внедрять на приходе храма Святого Архангела Михаила и чуда его в Хонех, будучи в марте сего года переведен на служение в г. Красноярск и именно за это я подвергся жесткому осуждению со стороны архиепископа Антония, будучи даже обвинен в протестантской ереси. Это произошло устно в мой адрес. Также на епархиальном совете 24 мая было решено крестить всех сразу, сводя все оглашение к некоторым словам перед крещением. Кроме того, в указанной статье заявлено: "Святое Таинство - совершить, и немедля, ибо видно, что это краткое оглашение (имеется в виду беседа перед крещением. - Г.Ф.) нашло в крещаемых или восприемниках понимание важности предстоящего события". Всякое же реальное оглашение названо в статье "лукавой возней, всячески муссирующей тему о катехизации". Проводимая мною катехизация была сведена к "фактически запретам и ограничениям по принятию Святого Крещения". После этого повсюду и открыто архиепископ стал обличать меня в уклонении в протестантизм, сравнивая даже с "псом, вернувшимся на свою блевотину" (2 Пет. 2, 22). Всякое иное мнение, кроме изложенного в статье, православным не считается. Епархиальное собрание Екатеринбургской епархии от 11 марта 2010 по вопросам катехизации и крещения, согласно этих высказываний, естественно далеко уклонилось от православия. Духовенство Красноярской епархии оказалось в странной ситуации между высказываниями Архиепископа и рекомендациями Синодального Отдела религиозного образования и катехизации. Все, что происходило дальше, я не буду сейчас комментировать, но уж очень оно грустно... 2. Ех opere operetum... В указанной статье, 'вопреки апостольской канонически утвержденной практики оглашения, фактически утверждается позиция римо-католической сакраментологии, восходящая к средневековой схоластике. Для убедительности цитирую учебник "Православие и западное христианство" (изд. МДА, 1995 г.) Д.П. Огицкого и свящ. Максима Козлова. По этому учебнику все мы в свое время обучались в МДА. "По римско-католическому учению, для действительности таинства требуется правильное его совершение и намерение принимающего принять таинство" (указ.книга, с. 102). При правильном совершении и наличии намерения таинство действует само через себя (ех ореге орегеtuм). Именно это утверждается в статье архиепископа: "Само желание родителей младенца или взрослых, с их согласия крестить дитя, разве не есть уже проявление их веры?", и далее: "и приятно, что это желание креститься и бывших коммунистов, и заблудившихся в сектах, или даже по гордыне диавольской "воюющих" все еще с Богом, - имеет место и они тем - идут к Богу! Конечно же, их согласие на получение дара Духа Святого, который дает им Господь, и молитва всецерковная за них со временем обновят их для жизни духовной". Во всех православных пособиях по догматическому богословию утверждается, что для крещения необходимы и вера и покаяние. В крещении, согласно символа веры и слов апостола Петра (Деян. 2,38), происходит "оставление грехов", а не дается надежда священнику, что крещеный когда-нибудь по полученной им благодати оставит грехи. На практике мы видим, что большинство крещеных не оставляет греховную мирскую жизнь, иные даже не веруют в Бога. Мнение автора статьи напрямую расходится с учением св. Кирилла Иерусалимского. Кстати, католики в наше время стараются преодолеть у себя крайности учения ех opere operetum. Зачем же нам на этом настаивать, если у нас церковь это учение никогда и не принимала? Что же касается "согласия" крестить, то любой священник знает и засвидетельствует, что в огромном количестве случаев в наше время люди имеют желание креститься и намерены принять таинство, но не ради Христа и оставления грехов, а ради традиции, ради некой охраны в жизни, ради приобщения к сильной энергетике церкви, ради того, чтобы не болеть, ради того, чтобы знахарка взялась лечить и вообще, "чтобы было". В одноразовой беседе в абсолютном большинстве своем люди свои взгляды и намерения не меняют. Могу засвидетельствовать, что после огласительных бесед многие пришедшие ко крещению отказываются от этих своих заблуждений и крестятся уже как должно во имя Христа и ради оставления грехов. Продолжение ... |
Евгений А |
![]()
Сообщение
#22
|
Сообщений: 7 922 Из: Севастополь ![]() |
Жуткая статья о профанации главного Церковного Таинства.
![]() КРЕЩЕНИЕ ВПОПЫХАХ или христиане понаслышке. Как крестят в крупнейших храмах Петербурга Крещение — таинство рождения в новую жизнь, жизнь в Боге. Кажется, что за этим словом стоит приоткрытая дверь в Царство Божие. В Древней Церкви для желающих принять Крещение нужны были поручители, которые ручались за то, что новый член Церкви не опозорит Её и не будет предателем. Так всё было серьёзно. А что же сегодня? Жесткие условия вхождения в Церковь в прошлом. Но так ли хорош отказ от древней строгости? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я решил опросить людей, только что принявших святое Крещение... Дожидаясь, пока в нашей Церкви родится ещё один Её член, я обошел иконы, помолился. Наконец, встал в сторонке от купели в ожидании крестившегося. Им был довольно крепкий мужчина, на вид немного старше 30 лет. Если бы меня попросили угадать, кем он работает, то на вскидку сказал бы, что офицером ФСБ или МВД: видно, что человек образован и при этом как-то особенно собран, подтянут... Подходя к выходу, он купил точно такую же книжку, которую я приготовил для него в подарок, — о Спасо-Преображенском соборе. Вот он выходит из храма, крестится на улице. И — я начинаю своё интервью. Сергей, как представился мужчина, совсем не возражал ответить на вопросы. Ему оказалось 34 года. - Намерены ли Вы изменить свою жизнь после Крещения? – спрашиваю я. – Если да, то как? - Намерен, но что конкретно – сложно сказать. Серьёзных шагов сразу делать я не буду. Самое главное, что могу сказать: я просто вступил в новую — не жизнь даже, — а какое-то новое измерение, которое для меня важно. - Скажите, а кто глава нашей Церкви? – начинаю я проверку знаний. - Глава Церкви — это Патриарх. - А ещё кто-нибудь Церковь возглавляет? - Есть ещё священники. - Интересно, а что Вы знаете о Святой Троице? Какого пола Бог, Кто Такой Святой Дух? - Боюсь, что в такие детали я не посвящен. - А может быть, Вы знаете, из каких основных разделов состоит Библия? - Боюсь ошибиться, для меня это дело новое. - Ну, ясно. Скажите, а Вы стали бы «лечиться» у целителей, экстрасенсов?.. - Я общался с женщиной-экстрасенсом как-то. Кстати, именно она мне сказала в первые же минуты сеанса, что у меня много пустоты, которую нужно заполнить Крещением... - А сейчас стали бы к ней обращаться? - Думаю, да. Мне интересно было бы с ней поговорить. Просто она видит и чувствует больше, чем все остальные. - Последний вопрос. Расскажите, пожалуйста, что Вам известно о Таинствах. - Наверное, главное из них — Крещение. Плохо я осведомлен в этом, я же говорю... Еще несколько интервью "с новыми членами"... ЖЕСТЬ!!! ![]() |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 21.6.2025, 0:38 |