Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Крестить нельзя катехизировать!
Православный форум Севастополя > Разное > Обо всём
Евгений А
Крестить нельзя катехизировать!

Протодиакон Андрей Кураев в своем блоге разместил статью, в которой очень удачно расставил запятые, в споре между священником Геннадием Фастом и архиепископом Красноярским Антонием.
Коротко для тех, кто не в курсе.
Спор между священником и епископом возник из-за разных взглядов на подготовку к главному таинству - Крещению.


В защиту катехизации и Геннадия Фаста


Архиепископ Красноярский Антоний на страницах своей епархиальной газеты выступил с программной статьей о катехизации.
Хорошо, что появилось такое публичное выступление красноярского архипастыря. Без этого могло бы показаться, что град низложений, посыпавшийся на прот. Геннадия Фаста, недавнего руководителя епархиального отдела катехизации, порожден просто личностной несовместимостью архиерея и протоиерея.
Теперь понятно, что различия богословские.
Зачин статьи вл. Антония таков: «В настоящее время наши городские и иные сайты в Интернете с легкой руки главного «дирижера» всей этой лукавой возни всячески муссируют тему о «катехизации», порой преднамеренно искажая смысл самого вопроса».
Сегодня уже редко можно встретить автора, который может в одну речевую единицу вместить столько штампов советской пропаганды. Ясно, что автор не следовал совету проф. Преображенского и читал-таки советские газеты за завтраком и не только.
Ясно и другое: «традиционализм» владыки – родом из СССР. Святоотеческое предание имеет к нему весьма слабое отношение.

Вторая фраза преосвященного автора еще более поражает: «Православная наша Святая Церковь изначально руководствовалась Духом Святым, избегая влияния на Нее извне».
На самом деле влияний было огромное количество - и уж тем паче в вопросах принятия кадровых решений или в вопросе о способах миссии и катехизации.
Но главное не в этом. Главное в том, что судьбой о. Геннадия обеспокоились люди, отнюдь не чуждые Церкви. Это священники и образованные миряне. Архиеп. же Антоний этой своей фразой всех, кто выразил недоумение от его решения или сочувствие о. Геннадию, объявил чуждыми Церкви. Неужели в Красноярской епархии реинкарнировался дух Короля-Солнца с его незабвенным «Государство - это я!»?.

Далее идет не-изящная подмена термина: «По существу, вся наша жизнь на земле и по Святом Крещении являет собой оглашение о вере через храм Божий, доступный в любом возрасте и в любой ситуации».
Владыка, это все же модернизм – брать традиционное церковное слово и навязывать ему новый для него смысл, удобный вам из чисто полемических нужд. Да, научение продолжается всю жизнь христианина. Но оглашение – это именно подготовка к приятию св. Крещения. С минуты входа в купель оглашаемый перестает быть таковым и становится «верным». Так что не надо подменять вопрос о том, как научить вере того, кто просит о крещении, вопросами уже церковного пастырства. Оглашение в Церкви всегда сопоставляется с Таинствами – и именно в смысле их разделенности: Таинства – для одних, оглашение – для других, для тех, у кого еще нет доступа к Таинствам. Владыка же Антоний возглашает модерновую формулу: «оглашение, или полноправное пребывание в Таинствах Церкви». «Пребывание в Таинствах» – это уже обожение, а не научение, это практика, а не теория…

Следующая фраза архиерейской статьи вызывает мое полнейшее согласие: «Главное, чтобы человек взрослый или восприемники младенца понимали, как важно ориентировать себя на жизнь, достойную христианина, жизнь, немыслимую без Святой Церкви и данных нам Самим Господом в ней установлений».
Вопрос в том - как добиться такого понимания. А также в том, можно ли придти к такому результату, не раскрывая перед этим человеком смысла «данных нам Самим Господом установлений».

А дальше опять что-то очень модерновое – «относительно Святого Крещения или Святого Причастия, к примеру, востребованного больным, находящимся при смерти, — священник не имеет права в этом отказать, даже и в ночное время».
Почему? Священник имеет право отказать даже в предсмертном причастии атеисту или еретику. Если священник видит, что умирающий и не намерен каяться и исповедовать веру во Христа, он может его и не крестить и не причастить. Ведь вполне может быть, что священника позвали родственники умирающего, а сам это человек и не думал всерьез примиряться с Церковью… А, может быть, священника позвал отходящий всеядный оккультист, который на всякий случай решил по очереди заручиться предсмертными напутствиями всех любимых им религий (и после батюшки к его комнату войдет еще и шаман)?
Владыка Антоний в тех случаях, когда он не отдыхает в Испании или США, любит обличать латинскую ересь. Может ли эти его слова вспомнить красноярский священник, которого позвали причастить умирающего (но отнюдь не отрекающегося от католичества) католика?

Далее владыка говорит о том, как подобает крестить детей в случае смертной угрозы. С этим никто из православных не спорит. Но прежде разговора об исключении из правила не худо было бы все же сформулировать само правило оглашения в обычных условиях и настоять на его исполнении. Вместо этого владыка исключение использует как молот для сокрушения нормы.

Владыка вроде бы озабочен судьбой некрещеных младенцев. Он считает, что они неизбежно погибнут. Но такое мнение совсем не обязательно для православного: «Передавал мне отец Иларий, монастырский духовник, что отец Амвросий отзывался о некрещеных младенцах так: хотя они по заслугам Господа Иисуса Христа и будут в Царствии Небесном, но останутся слепыми, то есть лишатся возможности зреть лице Господа, вследствие того, что в Таинстве Крещения с них не смыт прародительский грех» (Старец Варсонофий Оптинский. Келейные записки. М., 1991. С. 24). Ср. мнение святителя Григория Богослова о людях, которые по малолетству или не по своей воле не были крещены: «Последние не будут у Праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, не достойный чести, достоин уже наказания» (Святитель Григорий Богослов. Слово 40. На святое Крещение // Творения: В 2 т. Троице-Сергиева Лавра, 1994. С. 558).
Кроме того, если бы и в самом деле владыка верил в то, что он написал, он, наверно, иначе управлял бы епархией. Он бы не стал считать преимущественным направлением епархиальной миссии пышные концерты и фестивали церковных хоров. Он бы, наверно, все ресурсы епархии (властно-влиятельные, личные, кадровые, финансовые и т.п.) направил бы на миссию и на школу. И на роль своего преемника-викария, наверно, выдвигал бы людей, отличившихся в деле миссии, а не …

Владыка убежден - «В практике Святой Церкви никогда не стоял вопрос «крестить или не крестить» в зависимости от уровня познания Истины, которая дается катехизатором».
Владыка неправ логически. Вера православного христианина определенна. Это не вера в нечто. Тот, кто не знает сути нашей веры, исповедует безбрежный «экуменизм»: «Что-то там есть». Христианин же должен знать, во что верует и что именно делает его христианином. Тот, кто ничего не знает и не желает знать о Спасителе, Его учении и Его Церкви, не может быть крещен.
Владыка неправ исторически. Он забыл трезвый принцип - «никогда не говори никогда». Надеюсь, для маститого архипастыря не составит труда найти труд Павла Гаврилюка «История катехизации в древней Церкви (М., 2001).
Владыка неправ дисциплинарно. Понимаю, что чтение серьезной научной книги затруднит Владыку. Но ведь чтение писем из Патриархии входит в его прямые обязанности. И еще 24 июня сего года электронная почта донесла ему циркулярное письмо из Отдела религиозного образования и катехизации Московской Патриархии. И там сказано: «Основным содержанием катехизации является наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием».

Арихеп. Антоний настаивает – «Обратим здесь внимание и на то, что Господь никогда не ставил перед исцеляемыми Им иудеями и даже язычниками каких-либо «предварительных» условий, кроме одного — веры в Господа».
Ну, вообще-то исцеление и крещение - не одно и то же. Наши святые исцеляли и язычников, и мусульман, и атеистов. Для исцеления и в самом деле не нужно знания православной веры. А для крещения – нужно.
И в самом деле, большинство крещеных в 20 веке соглашались верить в лучшем случае «в Господа», что в их понимании означало, что Бог скорее есть, чем нет. Но в Евангелии формула веры гораздо более определенна: «веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». Неужто сегодня такая формула самоочевидна и не требует никаких объяснений?
Вот катехизаторский диалог Христа и слепорожденного: «Иисус сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою». Вопрос слепорожденного очень точен. Он отказывается верить «в нечто» и умоляет о ясности. «В Господа» он, как и его предки, и так верил. Но отчего-то эта вера, «хранившаяся в фибрах» его еврейской души, равно как и в фибрах душ фарисеев (про фибры - чуть позже), оказалась недостаточна – и он потребовал большей ясности.

«Немыслимо, если люди священнику малознакомы, не выяснить, как они веруют, ходят ли в храм, элементарно объяснить им, в чем суть веры, если это необходимо, но Святое Таинство — совершить, и немедля, ибо видно, что это краткое оглашение нашло в крещаемых или восприемниках понимание важности предстоящего события».
Так, а если – не видно? Если видно другое - что пришедшие родители и восприемники мыслями и желаниями уже за праздничным столом и чают отнюдь не воскресения мертвых, а скорейшего окончания «этой тягомотины» и возвращения к привычным напиткам и закускам? Если видно, что они просто пропускают мимо ушей все слова священника?

«И кто смеет из людей, «из них же ни един не свободен от греха», глубину веры крещаемых или восприемников измерить до конца, кроме Бога? Никто».
Ну, до конца тут и не требуется. Но если видно, что измерять-то нечего – зачем тут изображать мистические глубины?

«В наше постатеистическое время перед священником часто стоят граждане, десятилетиями напичканные атеистической пропагандой, и надо бы только радоваться, что где-то там, в фибрах их русской души, в поисках спасительного для себя выбора пути в жизни, горит еще огонек веры их древних предков».
Ну, наверно, только в «фибрах души» и может таится такое диво. Может, владыка Антоний напишет для «Православной энциклопедии» статью про этот дивный термин. «Фибры души как переносчик генетического православия». Кстати, раз оно там уже гнездится, то, может быть, таких генетически-православных и крестить то не надо? В Москве есть один ученый гебраист, который полагает, что евреям, принимая христианство, креститься не стоит: они и так по крови являются народом Божиим. Креститься же для присоединения к уже избранным иудеям должны лишь приходящие из гоев… А в Красноярске, значит, теперь учат, о том, что русские в катехизации не нуждаются. Оно, мол, для лишь для инородцев. Идите, мол, и учите все народы, кроме русского…
А по сути – разве не встречал владыка случаев, когда именно эта застрявшая в фибрах память о родовом православии мешает человеку покаяться и встряхнуть свою жизнь? Человек идет к крещению, веруя в «древних предков», а не в Евангелие. Он считает, что исполняет традиционный русский обряд, и вовсе при этом не намерен считаться с заповедями какого-то еврейского Иеговы…

И вот, наконец, ключевой пассаж статьи:
«В настоящее же время, кто приходит к нам креститься? Те, коих генетический фонд, продолжившийся со времен всего тысячелетия христианства на Руси, подвигает к этому, ибо это не язычники, а наши собратья, вышедшие из недр нашей общероссийской православной жизни. Как мы можем отказать в общецерковной нашей молитве за них, сподобившихся принять Святое Крещение, сознательно принявших все то, что определяет духовную жизнь их благочестивых предков? Никак не можем отказать им в этом, как и в самом Святом Крещении, дающем нам право за них молиться. Где здесь ответ на вопрос, достойна ли или недостойна русская душа Святого Крещения, как только не в Самом Духе Святом, который и маловерующего «наставит на всякую истину» (Ин. 16, 13). То, что каждый крещеный обязан посещать храм, новокрещеному надо пояснить, но гонять его, еще не крестившегося, в храм и обратно из храма во время ектении об оглашенных, имевшей место тогда еще, при оглашении язычников (что было чисто-педагогической необходимостью) — не стоит. Это будет в наши дни не столько привлечением к Святому Крещению, сколько окончательным изгнанием из храма в какую-либо секту, где таким, по их мнению, «манипуляциям», не подвергают».
Конечно, если на пороге баптистерия стоят люди, «сознательно принявшие все то, что определяет духовную жизнь их благочестивых предков» - то следует приступать к Таинству. Но если ни знания о духовной жизни, ни сознания, решившегося на приятие этой жизни в них нет? Что за идеализация нынешних заказчиков самой массовой требы? Как можно полагать, что эти люди жаждут духовной жизни, если даже на предложение прослушать несколько бесплатных бесед об этой самой жизни они реагируют гневным протестом и отказом?
Чем потомственные атеисты лучше потомственных язычников? Язычники хотя бы «в Господа» веровали, познавая его из премудрости творения. А атеисты и к такому шагу мысли не были способны.
И уже совсем вне моего понимания прямой призыв архипастыря к игнорированию (если не высмеиванию) древнецерковной практики исхода оглашенных из храма. Выходит, древние святые и пастыри занимались тем, что «гоняли еще не крестившихся в храм и обратно». Вновь скажу: некрещеный человек, который начал катехизацию, но обиделся на Церковь за приглашение выйти из храма и ушел в секту –пошел в верном направлении. С таким настроем ему просто противопоказано креститься. Свое я для него все еще выше всего. Покаяния тут нет – а без покаяния как же можно прикоснуться к Православию?
Да и откуда вообще у владыки информация о том, что люди, которых о. Геннадий приглашал к катехизации, из-за этого уходили в секты? Не чаще ли происходит обратное: крещеные без оглашения становятся жертвами сект?
Позже в своем интервью порталу «Православие и мир» владыка смягчил упрек: «У меня есть свидетельства, как люди приезжали в Енисейск к о. Геннадию, а он отказывался крестить до оглашения. Тогда люди разворачивались и шли в другой храм в другом месте».
Но дело в том, что у меня есть свидетельство о том, как выбивались такие свидетельства для архиерея.
«В настоящее время активно по епархии собирается компрометирующий материал на отца Геннадия Фаста. Одним из активистов этого процесса является новоназначенный главный катехизатор Красноярского благочиния протоиерей Василий Жилянин, занявший место настоятеля храма Архангела Михаила после протоиерея Геннадия Фаста. Его методы добывания информации, в том числе, силовые. Так, прихожанку красноярского храма Архангела Михаила священник и настоятель храма о. Василий Жилянин принуждал написать донос в епархию на отца Геннадия Фаста о том, что последний будто бы отказывает в крещении желающим и количество прихожан уменьшается. Более 2-х часов он держал ее в своем кабинете и угрожал увольнением в случае отказа от доноса».
Кроме того, если в одном храме людям предлагают катехизацию, а они от нее отказываются, идут в соседний храм, где их запросто крестят без оглашения - это признак дезорганизации жизни епархии. Это знак того, что архиерей не смог объяснить всему духовенству епархии необходимость пред-крещальных оглашений. Значмт, в епархии отсутствует внутрисословная солидарность духовенства. Значит, есть такие священники, для которых быстрый доход важнее всего. Может, и для владыки это так?
В заключение – еще цитата из письма Синодального отдела:
«В настоящее время большинством духовенства сознается недопустимость практики совершения Таинства Крещения без предварительного оглашения и, в то же время, недостижимость повсеместной полноценной подготовки к Таинству. Следуя церковной икономии, Отдел предлагает принять во всех епархиях следующие правила подготовки к совершению Таинства Крещения:
1.1. Оглашение следует проводить со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. Недопустима практика совершения Таинства Крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного). В случае крещения младенцев обязательную подготовку должны пройти родители и восприемники.
При отсутствии возможностей или условий для продолжительного (от нескольких месяцев и более) оглашения священниками должны строго соблюдаться требования минимального обязательного оглашения в следующем объеме:
А) проведение двух предварительных бесед, ориентирующих оглашаемого в основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни, и направленных на укрепление его веры и его готовности изменить свою жизнь ради Христа. (В первой беседе внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека с просьбой о крещении и помощи ему в осознании подлинных христианских мотивов крещения, ответам на его вопросы. Во второй - акцент должен быть сделан на нравственных аспектах христианской жизни и на проверке правильности усвоения им вероучительных знаний. В период между беседами предполагается самостоятельный духовный труд: чтение Евангелия, обретение опыта личной молитвы и посильное участие в литургической и церковно-общинной жизни прихода).
Б) Перед совершением Таинства необходима исповедальная беседа, во время которой священник раскрывает смысл обетов Крещения и выявляет отношение к ним оглашаемого. Выясняет, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения, как то, блудное сожительство, работа или иная деятельность не соответствующая нормам христианской нравственности и т.п. В случае выявления препятствий совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого.
В приходах, где создаются благоприятные условия, желательно повышать уровень минимальных требований к оглашаемым, как это сделано в ряде приходов, где обязательным условием крещения является цикл тематических бесед (3-12 и более) для группы оглашаемых в сочетании с их самостоятельным духовным трудом (см. выше п.1.3.А), а послекрещальное наставление развернуто в цикл тайноводственных бесед».

Не сомневаюсь, что вл. Антоний будет теперь декларировать свою солидарность с позицией Патриархии. Не исключаю, что его епархия станет первой, где запретят крещение без длительной катехизации. Но пока в проповедях вл. Антония о. Геннадий уже превратился из протестанта в язычника…
Владыка, по секрету скажу: крещения недостаточно для спасения. Для него еще нужна и человеческая порядочность. Одна из ее черт – умение просто по человечески (неритуально) признавать свои ошибки. Другая же ее черта - умение не унижать людей, имеющих несчастье быть умнее своего начальника.

Протодиакон Андрей Кураев
Татьяна Родионова
Ой, на форуме "Слово" просто истерика не смолкает. Все выступают за "Крестить, нельзя катехизировать!"
Евгений А
Цитата(Татьяна Родионова @ 18.7.2010, 9:10) *

выступают за "Крестить, нельзя катехизировать!"

Значит тоже решили запятые расставить. cool.gif что боятся, что все дети поголовно будут умирать до крещения?
ФедорычЪ
По зиме, кажется, в Екатеринбугской епархии владыка ввел обязательную катехизацию. Тоже у нас много шума было и младенцы мрут некрещенными, и меньше народу идет креститься. Но ничего, пообвыклись. Даже в Удмуртии семинар катехизаторский проходит.
Хвала здравствующему Патриарху! Кураев как-то сказал, по избрании Св. Кирилла, что он головная боль для многих будет.
Татьяна Родионова
Вот этот вой на форуме "Слово"
http://forum-slovo.ru/index.php?topic=12448.0;topicseen
Евгений А
Цитата(Татьяна Родионова @ 19.7.2010, 12:11) *

этот вой

Скинь им эту ссылку http://community.livejournal.com/religio_photo/57229.html cool.gif может прозреют.
Евгений А
Замечательная статья протодиакона Андрея Кураева.

Преодолеть инерцию лени, или «аще настоятель буде устамши»


- Можно ли крестить детей у некрещеных, неверующих, совсем нецерковных родителей?

- У церковных родителей можно крестить «весь дом», по-апостольски. А если «дом» и не изъявляет желания становиться христианским? Если для этих людей крестины малыша – это повод для пьянки? Если для них крестины это способ закрыть для себя религиозную тему еще на многие и многие годы

- Должен ли священник выяснять мотивы прихода к Крещению? Должны ли эти мотивы влиять на принятие решения: совершать Таинство или не совершать?

- Есть священники и епископы, которым удобно быть продавцами. Продавец не интересуется, с какой целью человек покупает в аптеке шприц... вопрос о мотивах – это самый главный вопрос, если священник не патологический лжец (таковые, как показывает современная дискуссия, тоже есть). Впрочем, даже патологический лжец знает, как много людей приходят креститься по мотивам, совершенно далеким от христианских.

Закрывать на это глаза можно только при одном условии: если доход в церковную кассу для такого лжесвященника дороже, чем забота о спасении людей. Вот это и есть «рыночное богословие».

Отсюда...
Сергей
Напрасно подобные темы пишутся. Наверно чтобы смущать умы неокрепших в вере?
Такое ощущение, что за 2000 лет никак посредники между Богом и человеком в своей мистики разобраться не могут. Вот уж точно рукоположение, только чьё?
Евгений А
Цитата(Сергей @ 24.8.2010, 0:17) *

посредники...


Православие никогда священника не выставляла за посредника, это вы с католичеством путаете все время.
Сергей
Странно, по функциональному назначению священники, прежде всего люди, взявшие на себя смелость толковать Бога с точки зрения определенных верований, то есть культа, которому служат. Чем не нравится слово «посредник»? Именно к священнику обращаются верующие в надежде услышать слово божье, объяснить то, чего не поняли в Библии. Именно священник пытается это слово донести до верующих, то есть выполняет посреднические услуги. Бог не избирал ни одного человека ткнув в него пальцем, дав ему полномочия действовать от его имени. Посреднические услуги оказываются людьми, добровольно принявшими на себя эту меру ответственности. Чтобы прикрыть откровенное, придумали рукоположение, хотя это обыкновенный человеческий жест, не дающий силы знать истину, то есть Бога и не совершать нормальных, человеческих ошибок и греха в том числе. Того, что напрасно описываются как внутренние дрязги руководства церкви и соответственно смущают верующих. С католиками я ничего не путаю. Это вы заблуждаетесь в понятиях «шпион», «разведчик». Вешая ярлыки с учётом «свой», «чужой».

Интересно, а кто конкретно и в какое время придумал иерархию по признаку дальше, ближе к Богу? То есть по признаку «святости». Признаку, придуманному кажется голосованием людей, которые присвоили себе право участвовать в голосовании на основании того, что, по их мнению, лучше разбираются в делах и словах Божьих. Кажется в Библии достаточно просто объяснено, идите и несите Слово, без всякой «святости» и иерархии, за это будете гонимы и не понимаемы.
Евгений А
Цитата(Сергей @ 25.8.2010, 19:13) *

С католиками я ничего не путаю.

В католической церкви существует разделение на пастырей и пасомых. У нас нет.
В Православной Церкви священник это слуга всякого христианина.

Цитата(Сергей @ 25.8.2010, 19:13) *

Кажется в Библии достаточно просто объяснено, идите и несите Слово, без всякой «святости» и иерархии, за это будете гонимы и не понимаемы.

С иерархией определились еще апостолы, об этом говорится в "Деяниях" и "Посланиях", тогда же и определились со святостью и почитанием мучеников.
Редрик Шухарт
"Кажется в Библии достаточно просто объяснено..."-(цитата. Сергей)

Когда в разговоре на "возвышенные" темы начинают проскакивать слова: "просто", "элементарно" и т.п.
У меня нчинают "ныть" зубы и стоматолог здесь не при чем. Да, как правило, за этим следует очередная "элементарная" и "простая" отсебятина.
Сергей
Цитата(Редрик Шухарт @ 26.8.2010, 13:19) *


У меня нчинают "ныть" зубы

Слово «просто» это о моём понимании вопроса (возможно неправильном), но точно не о том что в Библии, всё просто. Ключевое слово «кажется». То есть сомнение в правильности мной понятого. И уже было: «... не умеешь читать, не пытайся писать»- лечи зубы.
Евгений А
Для всех, кто не в курсе smile.gif

На форуме запрещается:
Переходить с обсуждения заявленной темы на обсуждение личности собеседников...
Татьяна Родионова
У нас этот указ был еще при святителе Луке...только вот кто его выполнял?
Евгений А
Крестить нельзя катехизировать!

Изображение Название этой темы очень подходит к новости "Религия! На 20 световых лет впереди науки"

Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев считает, что вероятность существования жизни на только что открытой американскими учеными планете не противоречит христианскому учению.
"Когда в ХVIII веке была открыта атмосфера на Венере, Ломоносов предположил, что там могут быть люди. Если же они там есть, то одно из двух: или они, подобно нам, впали в грех, или не пали", - сказал отец Андрей корреспонденту "Интерфакс-Религия".

Таким образом он прокомментировал сообщение о том, что американские астрономы обнаружили новую планету, условия которой более всего похожи на земные, что дало им основания предположить, что их "находка" может быть обитаемой.
Отец Андрей заметил, что полностью разделяет мнение Ломоносова, "который считал, что если инопланетяне не грешники, то Голгофская жертва Христа им не нужна, они и так с Богом живут, а если они грешники, тогда искупительная жертва Христа принесена и за них тоже - как и за народ эрдзя, о котором апостолы знали не больше, чем о жителях Венеры".

Богослов также указал на то, что во времена апостолов "понятия не имели" об обитателях Австралии, Америки, но "оказалось, что были целые культуры, о существовании которых никто из людей Библии не предполагал", однако, "христианство их совершенно спокойно приняло, и нельзя даже сказать, что оно адаптировалось к этим культурам", а, напротив, "христианство - оно и в Австралии осталось христианством".

"Если инопланетяне окажутся существами, наделенными разумом, свободой воли, плотью - значит, все, что христианство говорит о людях, оно скажет и о них", - сказал отец Андрей, заметив, однако, что "с недоверием отнесся бы к сообщениям о контактах с разумными существами".

Любая религия считает, что человек - не единственная разумная форма жизни во Вселенной, в том числе и православное учение говорит о том, что "духи могут обретать контуры физической плоти и вступать в контакт", напомнил отец Андрей.
Татьяна Родионова
А я все думаю, что это над моим огородом тарелка летает, а это миссионэры! Ура!
"Я сошла с ума. Какая досада!"(с) biggrin.gif
Егор Комаров
Жень, ссылка на эту статью есть в теме про Адама и Еву
Евгений А
Цитата(Евгений А @ 17.7.2010, 20:58) *

Крестить нельзя катехизировать!

Спор между священником и епископом возник из-за разных взглядов на подготовку к главному таинству - Крещению.


Изображение

Неожиданное продолжение этой истории случилось на этой неделе. Отец Андрей разместил у себя в блоге очередное письмо священника, но сегодня оно было удалено. unsure.gif
Евгений А
Цитата(Евгений А @ 8.10.2010, 22:26) *

Отец Андрей разместил у себя в блоге очередное письмо священника, но сегодня оно было удалено. unsure.gif


Нашел!


Открытое письмо протоиерея Геннадия Фаста о богословском споре с архиепископом Антонием.


24 августа 2010 года, произнеся осудительную речь, Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний публично при всем духовенстве епархии удалил меня с епархиального собрания. Это было некое моральное и физическое отторжение меня от собратьев священников епархии, в которой я прослужил 30 лет. Основная причина - мое, якобы, уклонение в протестантскую ересь. Свои обвинения владыка подробно изложил в статье "Смотрите, како опасно ходите...", опубликованной в епархиальной газете "Православное слово Сибири". Не бывает человек осужден, не будучи выслушан. Мне такая возможность предоставлена не была. Потому письменно излагаю свою позицию по предъявленным владыкой обвинениям.

1. Катехизация.

О катехизации и подготовке людей к крещению написано очень много. Не буду цельно и всесторонне раскрывать эту тему. Скажу только о том, что имеет отношение к сложившейся вокруг меня ситуации и к предъявленным мне обвинениям. В основу моих рассуждений положена статья архиепископа Красноярского и Енисейского Антония "Смотрите, како опасно ходите..." из газеты "Православное слово Сибири".

В статье подробно говорится о необходимости крещения детей. Это не просто отвлеченное размышление на тему, но обличение, направленное в мой адрес, якобы я против крещения детей. В чем дело?

У меня пятеро детей. Все они крещены в возрасте от восьми дней до двух недель. За годы моего служения я, как любой священник, крестил очень много детей. К тому же я имел неоднократно дискуссии с протестантами баптистского направления, отрицающими подлинность детского крещения. Милостью Божией многие из них убеждались в истинности такого крещения, и сами после этого крестили своих детей. Вот они и будут пред Богом печатью моего исповедания относительно детского крещения.

Почему же возникло обвинение?

Не на пустом месте. Дело вот в чем, Я действительно неодобрительно отношусь ко многому, происходящему в наших крестильнях.

Первая проблема.

Огульное крещение всех подряд детей. Мне самому доводилось в день крестить по два, три, четыре круга, в каждом из которых были десятки детей. Из восьмидесяти процентов именующих себя православными граждан России в церковь ходят на воскресную литургию один - два процента. Подавляющее большинство крещеных людей не воцерковлены. После крещения дети в таких семьях растут как и все. Как почти у всех наших юношей и девушек у них случается блудных грех, а то и сожительство. Проходит время и некоторые из таковых по настоящему обращаются к Богу и даже изъявляют желание служить в церкви. По всему подходящие и достойные кандидаты на священство. Но вот беда. По 17 Апостольскому правилу они ни епископами, ни пресвитерами, ни диаконами, ни вообще в списке священного чина быть не могут. Причина в том, что имели грех с женщинами. По толкованию Зонары на это правило "никакой грех, соделанный кем-либо прежде крещения, не препятствует крещенному быть произведенным во священство". Итак, крещенный по вере имеет апостольское основание стать священником, "кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5,17). Крещеные в детстве и согрешившие такое право не имеют. Кто виноват? Какой спрос с неверующего, с язычника, хотя бы и крещённого? После крещения он осквернил данную ему в крещении "ризу светлу". Кто виноват в канонической непригодности к рукоположению - крещенный или его крестивший? Дальше в наше время следует безоглядное и бесцеремонное нарушение Апостольского правила. Каков будет священник, получивший священнический сан через нарушение апостольских правил? Будет ли он когда-нибудь о них ревновать? Будет ли он учить этим правилам людей? А дальше следует учительство "от ветра головы своея". И тут уже церковная икономия на все случаи жизни не сработает, начинается беззаконие. Это один только случай, а их можно привести множество. У самих епископов вырабатывается в результате к каноническому праву весьма произвольное отношение. Так и рождается подмена канона мнением священнослужителя. И наоборот, как только надо утвердить свое мнение, так находится какой-нибудь подходящий канон. И нет на свете объяснения, когда и что надо исполнять, а когда нет. Дух Святой наставит на всякую истину (Ин. 16,13), но здесь наставником становится уже не Дух Святой, а необходимость оправдать обмирщенность церкви. Потому крещение детей из невоцерковленных семей, детей родителей, не имеющих живой веры, не имеет ни духовного, ни канонического оправдания и противоречит апостольскому преданию церкви.

Что касается молитвы церкви, то молится она за всех. За некрещеных невозможна евхаристическая молитва, но возможны молебны, чтобы они обратились и в разум истины пришли. Страшно если умрет некрещеный младенец? Да, страшно. Хотя по святым отцам, например, по святому Григорию Богослову (Слово 40, о крещении), нельзя говорить, что они идут в ад. Еще страшнее, когда живет неверующий, не сочетавшийся Христу в сердце крещеный человек. Страшно если он умрет в таком состоянии и "бит будет много" (Лк. 12,47). Ведь не будет ему пред Богом ответа!

Вторая проблема.

Святейший Патриарх Кирилл особенно акцентирует внимание на воцерковление молодежи. И действительно, почему у нас много детей, неплохо поставлена работа детских воскресных школ, а потом молодежь в большинстве своем уходит в мир? Ребенок родился и растет в семье верующих родителей, пусть даже и в семье священника. Нет ничего радостнее видеть детское восприятие всего святого младенцем и отроком до переходного возраста. А потом? А потом один крещеный отрок сказал своему глубоко верующему отцу священнику: "Ты с мамой пришел к вере, я жё её имею исходно, но не выбирал. Я не отрекаюсь от веры, но не говорите и не напоминайте мне ни о чем". Рождение свыше (Ин. 3,3-5) это не только крёщение, это еще и глубинное уверование и принятие Христа своим Спасителем. Следует со всем вниманием отнестись к размышлениям и предложениям по этому поводу нашего замечательного профессора МДА А.И. Осипова. Следует продумать рекомендации по поводу того, когда и как возросший ребенок, достигший совершенного возраста, сознательно сопричтется к данным в крещении за него обетам. Новый Завет сопоставляет ветхозаветное обрезание с крещением, которое есть во Христе "обрезание нерукотворенное" (Кол. 2,11-12). Обрезание совершалось на восьмой день от рождения, но в тринадцать лет и один день мальчик, прочитывая отрывок из Торы, становится бар-мицва, то есть "сын заповеди" и обязан соблюдать весь закон. Понятно, что христианам нужен не просто некий обряд, а внутреннее обращение, через которое крещенный в детстве человек сознательно сочетается Христу. Происшедшее благодатно в детстве теперь благодатию должно произойти в сердце и сознании отрока. Св. Феофан Затворник говорит, что у взрослого человека благодать, полученная в крещении, только тогда начинает действовать вполне, когда он сознательно обращается к Богу. То, что такое обращение к Богу у крещеных в детстве потом порой и не происходит и приводит к повсеместно наблюдаемой аморфности их веры и христианской жизни. Ведь если к нашему крещеному люду начать применять каноны церкви, то большинство попадет под отлучение от общения церковного. Такую ситуацию христианская церковь первых веков не знала. Крещение детей имело место, о чем свидетельствует Апостольское предание, собранное св. Ипполитом Римским (гл. 21), но не было всеобщим. Еще в четвертом веке, родившись в глубоко верующих семьях и получая христианское воспитание, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Златоуст не были крещены в детстве. Св. Григорий Богослов при этом и вовсе родился в семье епископа. Утверждать, что все это устарело нельзя. Как нельзя и слепо переносить практику того времени в наше. Однако и практику всеобщего детокрещения ХIХ века слепо переносить в наше время тоже нельзя. Кстати, ХIХ век привел Россию к 1917 году. В духе Святом следует решать практику совершения таинств применительно к каждому времени, не пытаясь, порой слепо, удерживать ту практику, к которой мы привыкли с детства. Тем более не следует утверждать, что то, к чему мы привыкли, есть единственный вариант Предания церкви. Для этого надо быть внутренне открытым и искать не просто крещености людей, но их духовного возрождения и спасениия.

В статье "Смотрите, како опасно ходите..." автор утверждает, что "в практике святой церкви никогда не стоял вопрос "крестить или не крестить" в зависимости от уровня познания Истины, которая дается катехизатором". Однако я никогда и не ставил этот вопрос таким образом. Крестить или не крестить определяется не "уровнем познания", а принятием или непринятием Истины, которая есть Христос (Ин. 14,6). А чтобы Его принять, надо Его знать.

Если "познание Истины" - это знание вероучения, то есть катехизиса, то от этого зависит не вопрос о крещении, а вопрос получения диплома о духовном образовании. Таким образом, я вопрос никогда и не ставил.

Если же речь идет об "уровне познания Истины", которая есть Христос, то этот уровень определен чином крещения, и он таков:

1. отречение от сатаны, от всех дел его (=грехов), всех ангелов его (демонов) и всего служения его;

2. сочетание Христу, то есть всецелая отдача себя Ему;

3. исповедание Христа как "Царя и Бога";

4. вера во все, сказанное в символе веры.

Если этого уровня нет, то все, совершаемое в крестильне - ложь и обман. И если крещение без произнесения крещальных слов "крещается раб Божий ... во имя Отца, и Сына, и Святого духа" ни одним епископом действительным признано не будет, то будет ли действительным пред Богом крещение, если на указанные вопросы у человека ответов нет? Не случайно очень часто священники сами за крещаемых дают ответы на вопросы, смысл которых крещаемым совершенно не ведом. Символ веры читает рядом стоящая послушница. Бог у нас, что в плену наших действий или церковной кассы, чтобы после так совершаемого крещения все равно посылать благодать?
Св. Кирилл Иерусалимский говорит о таких крещениях: "Омыл тело водою, но не просветил сердца духом; погружалось в воду и вышло из воды тело, а душа не погребалась со Христом и не воскресла с Ним... Приимет тебя вода, но не воспримет дух" (Слово предогласительное, пп. 2,4). К счастью, так крестят далеко не все, но, к сожалению, довольно многие.

Совершаемое в Енисейском благочинии оглашение направлено вовсе не на приобретение знаний, а на то, чтобы человек осознал, что есть крещение и пожелал бы отречься от греха, сатаны и сочетаться Христу. Это единственная целевая установка оглашения. Сделать это может только сам человек, а не катехизатор за него. В моей священнической практике не раз случалось, что человек обращался к Богу, и тогда крещение его совершалось незамедлительно, бывало даже ночью или к утру после ночной беседы. При таких обращениях людей ко Христу и апостол Петр (Деян. 2,41) и благовестник Филипп (Деян. 8, 38;20,8) крестили сразу, на что в статье справедливо и обращается внимание. Кстати, крещеные апостолом Петром в день Пятидесятницы без огласительных бесед были способны отождествить сказанное апостолом с текстом пророчества Иоиля (2, 28-32), с псалмами Давида пятнадцатым и сто девятым. Без огласительных бесед крещеный Филиппом евнух размышлял над 53 главой пророка Исаии. В наше время не только крещаемые, но и те, кто крестит, далеко не всегда ориентируются в таких текстах. Если бы таковая подготовка имелась у наших крещаемых, то число огласительных бесед можно было бы резко сократить, а то и упразднить. Как правило, же приходится начинать с нуля.

Что касается вопроса об "уровне познания Истины" в святой церкви, то он не только "никогда не стоял", но определить его есть прямая обязанность епископа. "Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам" (правило Трулльского собора 78 и Лаодокийского 46). Странно, что епископ не только не хочет это делать сам или поручать пресвитерам, но говорит, что этого в церкви никогда не было.

В указанной статье говорится: "Само желание родителя и младенца или взрослых, с их согласия, крестить дитя, разве не есть уже проявление их веры? И кто смеет из людей, "из них же ни един не свободен от греха", глубину веры крещаемых или восприемников измерить до конца, кроме Бога? Никто".

Измерить до конца не может никто. Но зачем вообще в церкви появился институт восприемничества? Восприемники понадобились изначально, о чем сейчас мало кто знает, не для крещения детей, а для крещения взрослых. Апостольское предание гласит: "Когда будут определены намеревающиеся принять крещение, пусть исследуется их жизнь: жили ли они честно, пока были оглашенными, почитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела. И когда ТЕ, КОТОРЫЕ ПРИВЕЛИ ИX, засвидетельствуют о каждом: "Он поступал именно так, то пусть слушают Евангелие" (св. Ипполит Римский, Апостольское предание, гл. 20). Восприемники - поручители перед церковью, что оглашенные действительно стали на путь христианской жизни. Если мы - церковь Апостольская, то почему все это упразднять? И что мы в результате имеем?...

Кстати, катехизация предполагает не только научение, необходимое для уверования и обращения человека ко Господу, но и освобождение его от злого духа. "Если же кто-нибудь имеет демона, пусть не слушает слова учения, пока не очистится" (св. Ипполит Римский, Апостольское предание, гл.15). "Когда беснуемый не очистится ещё от духа нечистого, то не может прияти святое крещение: но при исходе от сея жизни, крещается" (канон св. Тимофея, 2). Известен ли кому сейчас случай, что батюшка не крестит бесноватого, а трудится над его очищением от нечистого духа? Ко мне приходили люди с просьбой крещения, потому что в монастыре им было отказано в заклинании от нечистого духа, так как они не крещеные. Так это наоборот, приходской батюшка должен бы отправить человека в монастырь для очищения его от нечистого духа, а потом, у себя на приходе его крестить. Будучи церковью Апостольской, почему мы не делаем всего этого должным образом?

Катехизация в Красноярской епархии.

В Красноярской епархии возникла странная ситуация в связи с вопросом о катехизации, привлекшая к себе внимание духовенства многих епархий нашей Русской Православной Церкви.

С одной стороны современная духовная ситуация ставит задачи перед нашей церковью. Об этом много говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Этот вопрос поставлен на обсуждение в Межсоборном Присутствии. Отдел религиозного образования и катехизации Священного Синода РПЦ прислал свои рекомендации и инструкции. В них сказано: "Недопустима практика совершения крещения над людьми, к нему не подготовленными (за исключением особых случаев, например, страха ради смертного). В случае крещения младенцев обязательную подготовку должны пройти родители и восприемники" ("Об организации катехизаторской деятельности РПЦ", 24 июня 2010, МП, Священный Синод РПЦ, ОРОиК). Для начала рекомендованы как минимум две огласительные беседы с тем, чтобы потом уже проводить 3 - 12 и более огласительных бесед. Указана также необходимость проведения исповедальной беседы. Именно это и осуществляется неукоснительно мною в Успенском храме г. Енисейска уже 27 лет с 1983 года. Такова же практика в ряде приходов Енисейского благочиния (в г. Лесосибирске, с. Казачинском, с. Пировском, п. Подтесово, с. Ярцево). Эту же практику я начал внедрять на приходе храма Святого Архангела Михаила и чуда его в Хонех, будучи в марте сего года переведен на служение в г. Красноярск и именно за это я подвергся жесткому осуждению со стороны архиепископа Антония, будучи даже обвинен в протестантской ереси. Это произошло устно в мой адрес. Также на епархиальном совете 24 мая было решено крестить всех сразу, сводя все оглашение к некоторым словам перед крещением. Кроме того, в указанной статье заявлено: "Святое Таинство - совершить, и немедля, ибо видно, что это краткое оглашение (имеется в виду беседа перед крещением. - Г.Ф.) нашло в крещаемых или восприемниках понимание важности предстоящего события". Всякое же реальное оглашение названо в статье "лукавой возней, всячески муссирующей тему о катехизации". Проводимая мною катехизация была сведена к "фактически запретам и ограничениям по принятию Святого Крещения". После этого повсюду и открыто архиепископ стал обличать меня в уклонении в протестантизм, сравнивая даже с "псом, вернувшимся на свою блевотину" (2 Пет. 2, 22). Всякое иное мнение, кроме изложенного в статье, православным не считается. Епархиальное собрание Екатеринбургской епархии от 11 марта 2010 по вопросам катехизации и крещения, согласно этих высказываний, естественно далеко уклонилось от православия. Духовенство Красноярской епархии оказалось в странной ситуации между высказываниями Архиепископа и рекомендациями Синодального Отдела религиозного образования и катехизации. Все, что происходило дальше, я не буду сейчас комментировать, но уж очень оно грустно...

2. Ех opere operetum...

В указанной статье, 'вопреки апостольской канонически утвержденной практики оглашения, фактически утверждается позиция римо-католической сакраментологии, восходящая к средневековой схоластике. Для убедительности цитирую учебник "Православие и западное христианство" (изд. МДА, 1995 г.) Д.П. Огицкого и свящ. Максима Козлова. По этому учебнику все мы в свое время обучались в МДА. "По римско-католическому учению, для действительности таинства требуется правильное его совершение и намерение принимающего принять таинство" (указ.книга, с. 102). При правильном совершении и наличии намерения таинство действует само через себя (ех ореге орегеtuм). Именно это утверждается в статье архиепископа: "Само желание родителей младенца или взрослых, с их согласия крестить дитя, разве не есть уже проявление их веры?", и далее: "и приятно, что это желание креститься и бывших коммунистов, и заблудившихся в сектах, или даже по гордыне диавольской "воюющих" все еще с Богом, - имеет место и они тем - идут к Богу! Конечно же, их согласие на получение дара Духа Святого, который дает им Господь, и молитва всецерковная за них со временем обновят их для жизни духовной". Во всех православных пособиях по догматическому богословию утверждается, что для крещения необходимы и вера и покаяние. В крещении, согласно символа веры и слов апостола Петра (Деян. 2,38), происходит "оставление грехов", а не дается надежда священнику, что крещеный когда-нибудь по полученной им благодати оставит грехи. На практике мы видим, что большинство крещеных не оставляет греховную мирскую жизнь, иные даже не веруют в Бога. Мнение автора статьи напрямую расходится с учением св. Кирилла Иерусалимского. Кстати, католики в наше время стараются преодолеть у себя крайности учения ех opere operetum. Зачем же нам на этом настаивать, если у нас церковь это учение никогда и не принимала?

Что же касается "согласия" крестить, то любой священник знает и засвидетельствует, что в огромном количестве случаев в наше время люди имеют желание креститься и намерены принять таинство, но не ради Христа и оставления грехов, а ради традиции, ради некой охраны в жизни, ради приобщения к сильной энергетике церкви, ради того, чтобы не болеть, ради того, чтобы знахарка взялась лечить и вообще, "чтобы было". В одноразовой беседе в абсолютном большинстве своем люди свои взгляды и намерения не меняют. Могу засвидетельствовать, что после огласительных бесед многие пришедшие ко крещению отказываются от этих своих заблуждений и крестятся уже как должно во имя Христа и ради оставления грехов.

Продолжение ...
Евгений А
Жуткая статья о профанации главного Церковного Таинства.

blink.gif
КРЕЩЕНИЕ ВПОПЫХАХ или христиане понаслышке. Как крестят в крупнейших храмах Петербурга

Крещение — таинство рождения в новую жизнь, жизнь в Боге. Кажется, что за этим словом стоит приоткрытая дверь в Царство Божие. В Древней Церкви для желающих принять Крещение нужны были поручители, которые ручались за то, что новый член Церкви не опозорит Её и не будет предателем. Так всё было серьёзно. А что же сегодня? Жесткие условия вхождения в Церковь в прошлом. Но так ли хорош отказ от древней строгости? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я решил опросить людей, только что принявших святое Крещение...

Дожидаясь, пока в нашей Церкви родится ещё один Её член, я обошел иконы, помолился. Наконец, встал в сторонке от купели в ожидании крестившегося. Им был довольно крепкий мужчина, на вид немного старше 30 лет. Если бы меня попросили угадать, кем он работает, то на вскидку сказал бы, что офицером ФСБ или МВД: видно, что человек образован и при этом как-то особенно собран, подтянут...

Подходя к выходу, он купил точно такую же книжку, которую я приготовил для него в подарок, — о Спасо-Преображенском соборе. Вот он выходит из храма, крестится на улице. И — я начинаю своё интервью. Сергей, как представился мужчина, совсем не возражал ответить на вопросы. Ему оказалось 34 года.

- Намерены ли Вы изменить свою жизнь после Крещения? – спрашиваю я. – Если да, то как?

- Намерен, но что конкретно – сложно сказать. Серьёзных шагов сразу делать я не буду. Самое главное, что могу сказать: я просто вступил в новую — не жизнь даже, — а какое-то новое измерение, которое для меня важно.

- Скажите, а кто глава нашей Церкви? – начинаю я проверку знаний.

- Глава Церкви — это Патриарх.

- А ещё кто-нибудь Церковь возглавляет?

- Есть ещё священники.

- Интересно, а что Вы знаете о Святой Троице? Какого пола Бог, Кто Такой Святой Дух?

- Боюсь, что в такие детали я не посвящен.

- А может быть, Вы знаете, из каких основных разделов состоит Библия?

- Боюсь ошибиться, для меня это дело новое.

- Ну, ясно. Скажите, а Вы стали бы «лечиться» у целителей, экстрасенсов?..

- Я общался с женщиной-экстрасенсом как-то. Кстати, именно она мне сказала в первые же минуты сеанса, что у меня много пустоты, которую нужно заполнить Крещением...

- А сейчас стали бы к ней обращаться?

- Думаю, да. Мне интересно было бы с ней поговорить. Просто она видит и чувствует больше, чем все остальные.

- Последний вопрос. Расскажите, пожалуйста, что Вам известно о Таинствах.

- Наверное, главное из них — Крещение. Плохо я осведомлен в этом, я же говорю...

Еще несколько интервью "с новыми членами"...

ЖЕСТЬ!!! mad.gif
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.