![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
Адам |
![]()
Сообщение
#21
|
![]() Сообщений: 150 ![]() |
Не совсем наши люди, но все же: http://chronologia.org/
|
священник Евгений |
![]()
Сообщение
#22
|
Сообщений: 764 Из: Севастополь ![]() |
Не люблю оставлять дела незавершёнными: уж раз я эту тему открыл, мне её, видимо, придётся и закрывать (тем более что никто из форумчан особо интенсивных усилий для исследований по этому вопросу, похоже, прикладывать не собирается). Для начала соберём воедино весь цитатный материал.
1. Церковно-славянский текст: «Во время оно, ведоша Иисуса от Каиафы в претор. Бе же утро: и тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят фаску» (Ин.18,28) (перевод на русский язык: «В то время ведут Иисуса от Каиафы в преторию. Было утро, и сами они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но есть пасху»). 2. Из Синаксаря во Святый Великий Четверг: "Понеже бо еврейская фаска по пятце жретися имяше. Бяше же убо прикладно, образованию последствовати и истине, в том яве и еже по нам пасце жретися Христу, предварив Господь наш Иисус Христос, якоже Божественнии отцы глаголют, действует тую со ученики в вечер четвертка. той бо вечер и пяток весь, един день у еврей вменяется: сице бо они числят нощеденство глаголюще. Действова убо сию и тогда [якоже реша нецыи] со ученики по закону, ихже един есть и Божественный златоуст. Первое просто стояще, и опоясани, в сапоги обувени, жезлы подпирающеся, и ина елика закон повелевает, да не законопреступен вознепщуется. Сия бо зеведей уготова: сей бо скудель носяй воды, якоже великий глаголет афанасий, аще инии инако о сем реша. Потом же учеником совершеннейшая показуя, и еже по нам Пасхи таинство предает на горнице, уже нашедшей нощи..." (перевод на русский язык: "Поскольку иудейская пасха приходилась на вечер пятницы, а (этой) прообразовательной (пасхе) уместно было сопровождаться и явлением истинной в том, чтобы Агнец — Христос принес Себя в жертву за нас, — то Он, по словам святых отцов, ел пасху с учениками раньше времени, в вечер четверга. Ибо это навечерие и вся пятница считаются у евреев одним днем, — так они исчисляют сутки. [Как говорят некоторые, в том числе и святой Златоуст], Господь с апостолами совершили ее и тогда по закону: во-первых, стоя, препоясанными и обутыми в обувь свою, опираясь на посохи, (соблюдая) и прочее, что повелено, — чтобы не сочли Его нарушителем закона. Приготовил же всё Зеведей — он и был человек, несущий кувшин воды (Мк. 14, 13; Лк. 22, 10), по мнению Афанасия Великого, хотя другие думают иначе. Потом, когда уже наступила ночь, Господь, открывая ученикам превосходнейшее, преподал им в горнице и таинство новой Пасхи". 3. Епископ Кассиан (Безобразов) в своей книге «Христос и первое христианское поколение» пишет: «Это была последняя Пасха Иисуса и вообще последняя ветхозаветная Пасха. В путях божественного Промышления ветхозаветная Пасха имела значение прообразовательное, она прообразовала жертву Христову на Голгофе и бескровную жертву в Церкви. Последняя вечеря Иисуса была последняя перед Страстями, и на ней Он установил Евхаристию… Мы вправе думать, что установление Евхаристии…имело место по окончании Пасхальной трапезы». 4. Лопухин (Толковая Библия): "Евангелист замечает при этом, что иудеи не вошли в преторию, чтобы не осквернится, но сохранить себя в чистоте для вкушения пасхи. В доме язычника Пилата, конечно, имелись кислые хлебы, а иудеи уже накануне Пасхи, именно 13-го Нисана обязаны были удалять из домов своих все заквашенное (Баженов. 127) как не соответствующее той чистоте, какую иудеи обязаны были сохранять во время Пасхи. Но что значит здесь выражение: ”чтобы можно было есть пасху?” Разве пасха еще не была совершена? Из синоптических Евангелий ясно видно, что Христос с Своими учениками пасху уже совершил (см. Мф. 26:17 и парал.). Как же могло случиться, что иудеи, приведшие Христа к Пилату, не совершили еще пасху? На этот вопрос толкователи дают различные ответы. Одни (напр., Lambert. The Passover. — Joumal of Thel. St. Jon. 1903) утверждают, что у иудеев не было точно установленного времени для совершения пасхи, и Христос совершил пасху в обычное время, тогда как представители иудейства, руководясь более точными, по их мнению, календарными исчислениями, справляли в тот год Пасху днем позже чем простой народ." Дальнейшие рассуждения продолжим, попутно заметив, что объяснение, процитированное в конце предыдущего абзаца следует признать абсолютно неудовлетворительным. Наоборот, толкование Синаксаря, приведённое выше, объясняет разницу во времени вкушения пасхи Христом с учениками и прочими иудеями наилучшим образом. Христос, вкусив, ни в чём не нарушая Закона, последнюю ветхозаветную пасху, заодно её и отменил, установив новую Пасху - Евхаристию), после чего пасха, совершённая иудеями как тогда, в день распятия Христа, так и совершаемая и поныне по правилам ветхозаветного Закона, является незаконной в объективном смысле и не имеющей никакого значения как исчерпавшая своё прообразовательное предназначение. Эту разницу между христианской Пасхой и пасхой ветхозаветной нужно было каким-то образом акцентировать, что и было сделано просветителями славян Кириллом и Мефодием при переводе богослужебных текстов с греческого языка на церковно-славянский. У меня, к сожалению, нет под рукой текста Евангелия от Иоанна на греческом языке (для проверки), но, насколько мне известно, в этом тексте различие между христианской Пасхой и пасхой ветхозаветной на уровне названий не проведено (употребляется одно и то же слово), но Кирилл и Мефодий на это различие указали очень чётко: в случае с ветхозаветной пасхой употреблено еврейское слово «фаска» (слово «пасха» из уст самих иудеев так и звучит), для указания же на Пасху христианскую используется эллинизированый вариант произношения слова «фаска» - Пасха. Русский перевод церковно-славянского текста (который в свою очередь следует признать гениальным переводом с греческого языка (с соблюдением всех смысловых различий и оттенков, а в некоторых случаях (тот, который мы рассматриваем – один из них) – и особенно ярким их подчёркиванием и раскрытием)) такие важные моменты нивелирует, что даёт основание не преувеличивать его претензии на богословскую тонкость. Пример с «иудеями» и «жидами» (Ин. 9,18-22) – одно из ярких (наряду с «фаской» и «Пасхой») тому подтверждений. |
Ирина |
![]()
Сообщение
#23
|
Сообщений: 1 834 Из: Саранск ![]() |
Я теперь хоть буду знать что это такое, вон оно как глубоко!
![]() |
священник Евгений |
![]()
Сообщение
#24
|
Сообщений: 764 Из: Севастополь ![]() |
Конец и Богу слава! Аминь.
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 20.6.2025, 11:02 |