![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
Егор Комаров |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Сообщений: 1 270 Из: Севастополь ![]() |
О причинах популярности акафистов
http://kiev-orthodox.org/site/worship/1885/ Необычайная востребованность акафистов в России, думается, не может вызывать сомнений: постоянно издаются самые разные сборники акафистов, ежегодно появляется несколько десятков новых (в том числе переводных) текстов данного жанра. Логично предположить при этом, что популярность акафистов обратной своей стороной имеет снижение интереса церковного народа к другим жанрам - прежде всего службе и канону.Высветлив сильные стороны акафиста, мы сможем понять, чего недостает (или что находится в избытке) в текстах общественного богослужения. 1.Доступность изданий акафистов. Если же мы попытаемся - для сравнения - найти в продаже отдельные службы и каноны или сборники служб и канонов, то выяснится, что предложение здесь крайне ограниченно: помимо богослужебных Миней в 24 томах довольно часто невозможно найти ничего 2.Возможность зрительного восприятия текста. Из предыдущего вытекает довольно очевидный вывод: когда в храме (или дома, или на работе) христиане совместно поют акафист, то каждый из молящихся имеет возможность держать перед глазами текст. 3.Народное пение акафиста. Для мирян очень дорого это ощущение собственного активного участия в богослужении, в отличие от обычного пассивного "выстаивания". 4. Оптимальный объем текста. 5. Прозрачность структуры текста. В случае, например, со всенощным бдением, ситуация принципиально иная. Не секрет, что многие люди, ходящие в храм десятилетиями, не имеют представления о том, как устроена всенощная, из каких частей она состоит, где на утрене место канона и что такое первый час. 6. Высокая дискретность текста. 7. Простота синтаксиса. в частности, здесь мы не встретим злоупотребления инвертированным порядком слов, обычного для византийских гимнографических текстов 8. Русифицированная лексика. 9. Простота образной системы. Выводы. Резюмируя всё вышесказанное, приходим к следующему заключению: акафисты выгодно отличаются от текстов общественного богослужения 1) своей простотой и потому понятностью, 2) технической доступностью и 3) возможностью участия церковного народа в их пении. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 20.6.2025, 14:37 |