![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Евгений А |
![]()
Сообщение
#1
|
Сообщений: 7 922 Из: Севастополь ![]() |
Так «поп» «сволочь» или нет?
Довольно часто наши пользователи недвусмысленно намекают на то, что употребляемое на форуме слово "поп" является оскорбительным и уничижительным для священства. Корни этого искажённого восприятия уходят в коммунистическую антицерковную пропаганду 20-х годов прошлого века. ![]() Развернутый ответ на вопрос происхождения слова "поп" дал один из пользователей ресурса mail.ru В этимологических словарях русского языка происхождение слова «поп», известное многим славянским языкам, объясняется двояко. Согласно первой версии, оно получило распространение благодаря западно-славянским языкам, заимствовавшим слово pfaffo (в значении "поп, священник") из древневерхненемецкого языка. Вторая точка зрения основана на предположении о том, что это слово восходит к греческому papas («священник»). В русском языке «поп» употребляли как синоним к словам «иерей», «священник», без какого-либо уничижительного или презрительного оттенка значения, свойственного современной речи. -------------------------------------------------------------------------------- Папу римского называют по латински "pope" Слово ПОП - сокращение трёх слов: Пастырь Овец Православных Т.е. этим словом называли духовных пастырей - священников. После революции 1917 года, когда начались гонения на Церковь, слово ПОП стало оскорбительным. Также, к примеру, в дореволюционной России словами "архиерейская сволочь" назывались архиерейские прислужники. Теперь же назвать человека "сволочь" оскорбительно. Т.к. в сознании людей, живших в Советском Союзе, слово ПОП ассоциируется, скорее, как оскорбительно-пренебрежительное, мы стараемся пресвитеров называть или отец Такой-то, или, по-народному, батюшка. В современном русском языке слово "поп" оценивается как просторечное, более того, вы можете серьезно обидеть им священника, если он услышит, как вы называете его "попом". Теперь о том, насколько связаны - и связаны ли вообще - слова "поп" и "папа". Всё, что нам нужно сделать, это заглянуть в этимологические словари. Увы, мнения расходятся. Кто-то возводит слово "поп" к позднегреческому "папас" (что значит "священник"), а в новогреческом "паппас" - это "папа римский"... По этой версии, "поп" и "папа" - от одного предка. Но другие языковеды предлагают вести происхождение "попа" от древневерхненемецкого pfaffo (это тоже "священник"). Почти так же выглядит это слово в современном немецком: рfaffe. Предполагают, что в романо-германские языки это слово пришло из латыни: papas - "наставник". Позже в католической церкви и вообще на Западе это слово получило значение "папа римский". И все-таки Историко-этимологический словарь Черных настаивает на греческом происхождении "попа" - об этом говорит, в частности, тот факт, что слово "попадья" пришло в славянские языки из позднегреческого. |
![]() ![]() |
Ирина |
![]()
Сообщение
#2
|
Сообщений: 1 834 Из: Саранск ![]() |
На "не только"... Повторяю, батюшка, для меня священники и монахи уважаемые люди, честное слово! Только когда слышишь по телевизору, что священник сбил на машине прохожего и уехал с места преступления, то невольно начинаешь думать, а уважает ли священник свой сан... Вы ведь как врачи, только служение ваше выше и ответственности на вас больше! Может я как-то не так выражаюсь... Надеюсь, вы поймете и не обидитесь...
|
священник Евгений |
![]()
Сообщение
#3
|
Сообщений: 764 Из: Севастополь ![]() |
... Только когда слышишь по телевизору, что священник сбил на машине прохожего и уехал с места преступления, то невольно начинаешь думать, а уважает ли священник свой сан... Слышал и я про этот печальный случай! Поведение священника в подобной ситуации - это всё равно что отступничество от Христа, и на мысли о том, что такой священник уважает свой сан, явно не наводит. Но и спешить обругивать его за эту трусость "попом на джипе" (или как-нибудь иначе, с использованием любого другого слова) тоже не стоит! Тот, кто это сделает, уважает ли своё высокое звание христианина? Такого священника нужно пожалеть и помолиться о нём, а не поливать его словесными помоями и хаять - вот это было бы по-христиански! А среди мирян, что, потенциальных отступников мало что ли (равно как и малодушных, поведших бы себя в описываемой ситуации точно также)? И не только потенциальных, но и реальных (как показывает история гонений на Церковь во все времена)! Все мы люди со своими слабостями, немощами и недостатками! Молиться друг о друге нужно, а не противопоставляться и обзываться! Вот тогда и узнают все, "что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13: 35)! P.S. Апостол Пётр тоже отрёкся, но и вся его последующая жизнь тоже всем известна. Или вот ещё интересный пример: "Преподобный Варлаам Керетский жил в XVI веке. Родился он и вырос близ Белого моря в Керетской волости. Святой Варлаам знал грамоту и был поставлен священником к церкви во имя Святителя Николая Чудотворца в городе Коле. Он ревностно служил Господу, поучая людей как истинный пастырь закону Господню. Но враг спасения уловил праведного в свои сети. Он внушил священнику Варлааму подозрение в неверности супруги. Обольщённый Варлаам в припадке ревности убил невинную жену. Глубокое раскаяние в совершенном страшном грехе охватило вскоре душу Варлаама. Он наложил на себя пост, горько плакал и, как недостойный священник, оставил служение. Но это ему казалось недостаточным, и Варлаам принял на себя особый покаянный подвиг. Труп своей жены он положил в карбас (большая поморская лодка) и на этом карбасе плавал непрерывно до тех пор, пока мёртвое тело убитой не истлело. Начав от Колы, Варлаам, держась берега, двигался на восток к Белому морю и достиг родной Керети при Кандалакшской губе. Люди с удивлением смотрели на человека, который, не останавливаясь, в одиночку плыл на карбасе по морю, зачастую против ветра и волн. Варлаам не выпускал из рук вёсел и пел покаянные псалмы пророка Давида. Непрерывно трудясь днем, подвижник и ночи проводил без сна и со слезами молил Господа об отпущении греха. Через долгое время Варлаам решил узнать, принял ли Бог его покаяние. Плавание около мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь водились особые морские черви – моллюски («корабельные сверлила»), которые протачивали суда, сработанные даже из самого крепкого дерева. Корабельщики проходили мыс святой Нос не морем, а волоком по суше. Но черви эти не причинили никакого вреда карбасу подвижника. Более того, после его молитвы к Богу черви бесследно пропали, и путь около Святого Носа стал безопасен для плавания. Чудо послужило удостоверением того, что Господь внял покаянию грешника. Преподобный Варлаам принял иноческий постриг и поселился в лесной пустыни близ озера Керети. Но летом сюда приходили собирать ягоды местные жители. Преподобный Варлаам, чтобы не смущался его дух, оставил Кереть и переселился к Чупской губе (при устье реки Чаванги на Терском, или северном, берегу Белого моря). Здесь он построил часовню и проповедовал веру Христову лопарям и чуди. Святой Варлаам жил в пещере со зверями; подвизался он около 100 лет и скончался в конце XVI века. Неизвестно, когда и кем его тело было перенесено в село Кереть и погребено при церкви святого Георгия, за восточной стороной алтаря. С первых десятилетий XVII века среди населения северного Поморья преподобный Варлаам почитался святым угодником Божиим. В 1664 году были записаны его явления и чудеса. Преподобный Варлаам являлся гибнущим среди бушующего моря рыболовам, ободрял их, помогал грести, раздвигал лед. Тяжелым трудом покаяния и молитвы подвижник не только спас свою душу, но и получил дерзновение ходатайствовать пред Богом о других. Жизнь преподобного Варлаама Керетского – пример того, как милосердный Господь принимает всякого кающегося грешника и возводит его от греха к святости". Так кто же преподобный Варлаам - поп или батюшка (отец, священник, иерей)?... |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 5.10.2025, 23:35 |