Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Что такое слово "поп"?
Православный форум Севастополя > Главное > Православие
Страницы: 1, 2, 3
Евгений А
Так «поп» «сволочь» или нет?
Довольно часто наши пользователи недвусмысленно намекают на то, что употребляемое на форуме слово "поп" является оскорбительным и уничижительным для священства. Корни этого искажённого восприятия уходят в коммунистическую антицерковную пропаганду 20-х годов прошлого века.
proffessor.gif

Развернутый ответ на вопрос происхождения слова "поп" дал один из пользователей ресурса mail.ru

В этимологических словарях русского языка происхождение слова «поп», известное многим славянским языкам, объясняется двояко. Согласно первой версии, оно получило распространение благодаря западно-славянским языкам, заимствовавшим слово pfaffo (в значении "поп, священник") из древневерхненемецкого языка. Вторая точка зрения основана на предположении о том, что это слово восходит к греческому papas («священник»). В русском языке «поп» употребляли как синоним к словам «иерей», «священник», без какого-либо уничижительного или презрительного оттенка значения, свойственного современной речи.

--------------------------------------------------------------------------------

Папу римского называют по латински "pope"

Слово ПОП - сокращение трёх слов:
Пастырь
Овец
Православных
Т.е. этим словом называли духовных пастырей - священников.
После революции 1917 года, когда начались гонения на Церковь, слово ПОП стало оскорбительным. Также, к примеру, в дореволюционной России словами "архиерейская сволочь" назывались архиерейские прислужники. Теперь же назвать человека "сволочь" оскорбительно.
Т.к. в сознании людей, живших в Советском Союзе, слово ПОП ассоциируется, скорее, как оскорбительно-пренебрежительное, мы стараемся пресвитеров называть или отец Такой-то, или, по-народному, батюшка.

В современном русском языке слово "поп" оценивается как просторечное, более того, вы можете серьезно обидеть им священника, если он услышит, как вы называете его "попом".
Теперь о том, насколько связаны - и связаны ли вообще - слова "поп" и "папа". Всё, что нам нужно сделать, это заглянуть в этимологические словари. Увы, мнения расходятся. Кто-то возводит слово "поп" к позднегреческому "папас" (что значит "священник"), а в новогреческом "паппас" - это "папа римский"...
По этой версии, "поп" и "папа" - от одного предка. Но другие языковеды предлагают вести происхождение "попа" от древневерхненемецкого pfaffo (это тоже "священник"). Почти так же выглядит это слово в современном немецком: рfaffe. Предполагают, что в романо-германские языки это слово пришло из латыни: papas - "наставник". Позже в католической церкви и вообще на Западе это слово получило значение "папа римский".
И все-таки Историко-этимологический словарь Черных настаивает на греческом происхождении "попа" - об этом говорит, в частности, тот факт, что слово "попадья" пришло в славянские языки из позднегреческого.
Редрик Шухарт
Пастырь овец православных...такое обьяснение я слышал от о. Павла из Покровского Собора, лет 10 назад.
Но я полагаю, каждый сам выбирает. А священникам, ну может быть: если не по-душе, то к смирению.
Ничего оскорбительного не вижу. smile.gif
священник Евгений
Цитата(Евгений А @ 18.3.2009, 21:18) *

...Довольно часто наши пользователи недвусмысленно намекают на то, что употребляемое на форуме слово "поп" является оскорбительным и уничижительным для священства. Корни этого искажённого восприятия уходят в коммунистическую антицерковную пропаганду 20-х годов прошлого века.

Глубже минимум лет на 100! Вспомните Александра Сергеевича с его "попом - толоконным лбом"!
В.И. Даль, "Толковый словарь живого великорусского языка": "Толоконный лоб, дурак". Очень уважительно! Не правда ли, Евгений?

Цитата(Евгений А @ 18.3.2009, 21:18) *

Слово ПОП - сокращение трёх слов:
Пастырь
Овец
Православных

Злой язык легко может расшифровать ПОП и как "Подлый Обманщик Православных"!
"Пастырь Овец Православных" - выражение самооправдания перед насмешниками кого-то из священников, во время оно положившего начало такого понимания данной аббревиатуры. Да и не аббревиатура это вовсе, если посмотреть на проблему со строго лингвистической точки зрения!...

Цитата(Евгений А @ 18.3.2009, 21:18) *

...В русском языке «поп» употребляли как синоним к словам «иерей», «священник», без какого-либо уничижительного или презрительного оттенка значения, свойственного современной речи...

Во-первых, пример упомянутого Александра Сергеевича понуждает усомниться в этом! Во-вторых (при условии, что Пушкин был всё-таки редчайшим горьким исключением из правил в рассматриваемом смысле), Вы, Евгений, это Татьяне скажите! Если я не ошибаюсь, из всех форумчан только она одна употребляет слово "поп" с оттенками значения, свойственного современной речи!
Предлагаю Татьяне провериться на "детекторе лжи" - пусть она отныне во всех своих постах всех священников называет батюшками! Подозреваю и боюсь, что детектор сначала покраснеет, потом задымится и в конце концов взорвётся (из-за несоответствия формы и вкладываемого в употребляемые слова смыслового содержания)!
Евгений А
Мною замечена вот какая странность, по отношению к производным от этого слова,
попадья, поповна, попёнок - никого не смущают.
Что до Александра Сергеевича, то в его стихотворении основная мысль не слово "поп", а любовь до "шары", его острый ум облёк это в крылатую фразу: "не гонялся бы ты поп за дешевизной".

Что касается великой "молчальницы" Родионовой, то она говорит, что никогда в жизни не назовёт священнослужителя "батюшкой". Потому что считает это выражение ласково-фамильярным обращением к собеседнику, то же, что и батенька, и знакома с русскими классиками, и не только с Александром Сергеевичем.
Например:
"А ты, мой батюшка, неизлечим, хоть брось". Грибоедов Сергей Александрович.
Татьяна употребляет слово "батюшки!" при крайнем испуге или удивлении, а так же помнит, что по батюшке она Александровна.
священник Евгений
Цитата(Евгений А @ 19.3.2009, 9:44) *

Мною замечена вот какая странность, по отношению к производным от этого слова,
попадья, поповна, попёнок - никого не смущают.

И меня они не смущают, равно как и слово-корень! Смущает тот пренебрежительный и уничижительный оттенок, который люди вкладывают в слово "поп" тогда, когда хотят сказать о священнике плохо. Такая народная привычка зародилась давно, и почему-то не повезло именно этому слову: то ли с лёгкой руки Александра Сергеевича, то ли ещё по какой-то, гораздо более древней причине. А ведь тот же Пушкин, желая выставить какое-нибудь душевное качество священника в негативном свете (любовь к дармовщинке, например, как в известной сказке), мог вполне, не забывая об обязательной для поэта рифме, выразиться и по-другому ("иерей-дуралей", например). Но как бы там ни было, нарицательным стало именно слово "поп", и никуда от этого не денешься. А Вы, Евгений, если хотите защитить это слово, подскажите той же Татьяне и иже с ней употреблять слово "поп" по отношению к священникам ВСЕГДА, а не тогда только, когда ей бывает нужным священников похаять. Например, наряду с фразами типа "эти попы на "Лексусах" рассекают в то время, как на их храмах крыши текут" употреблять и фразы примерно следующего содержания: "На нашем приходе служит очень добрый поп. Его отзывчивость и любовь к людям не знают пределов. Прихожане отвечают попу взаимностью и готовы его чуть ли не руках носить. А уж попадья у нашего попа!... Это вообще солнце! Душа-матушка! А попята у попа: ну просто ангелы во плоти - послушные, кроткие, по службе прилежные!" Ну, и тому подобное...
Спасение слова "поп" - только в лишении придаваемого ему ругательного смысла статуса однозначности.

Цитата(Евгений А @ 19.3.2009, 9:44) *

...Что касается великой "молчальницы" Родионовой, то она говорит, что никогда в жизни не назовёт священнослужителя "батюшкой". Потому что считает это выражение ласково-фамильярным обращением к собеседнику, то же, что и батенька...
Татьяна употребляет слово "батюшки!" при крайнем испуге или удивлении, а так же помнит, что по батюшке она Александровна.

Хорошо, пусть называет "отцом"! Или так тоже неправильно? Ведь Татьяна и по отцу тоже Александровна!
А вообще интересно: как же всё-таки Татьяна называет священника при личной встрече? Своего духовного отца, например (если он у неё есть)? "Здравствуйте, дорогой поп такой-то!" или "Давно Вас не видела, дорогой архимандрит такой-то!"? Или "Так наболело, так нужно о многом поговорить, дорогой священник такой-то!"? Все эти вопросы в равной мере относятся и к Вам, дорогой Евгений!
Владимир Холодов
Не знаю, как остальных, но меня слово "поп" тоже смущает. По-моему, лучше все-таки его не употреблять. Не понимаю, чем хуже слово "священник"?
Евгений А
Слово "отец" не всегда уместно, так как может в разговоре показаться, что я говорю о своём отце, а не о священнике, поэтому фраза: "Наш поп "задвинул" красивую речь" или "наш поп большой выдумщик" звучит понятнее, при построении фразы я использую эти слова по разному. Слово "священник" редко употребляю, так как оно больше относится к официальному обращению (устному или письменному), а таковой надобности у меня нет.

Цитата
"Здравствуйте, дорогой поп такой-то!" или "Давно Вас не видела, дорогой архимандрит такой-то!"

Легко говорится и без этих слов.
"Здравствуйте, дорогой!" или "Давно Вас не видела, дорогой ты мой!"
Какая необходимость в напоминании собеседнику его имени? Ведь наверняка каждый помнит, как его зовут и в каком он сане!

За Татьяну не отвечу, она куда то убежала.
Ирина
Неее, например, отец Евгений... звучит уважительно и понятно, что я знаю с кем общаюсь, а вот "дорогой батюшка" звучит еще лучше... Поп меня смущает, потому что подоплека у слова нехорошая...
Евгений А
Цитата
главное не слова, а наше личное отношение

Согласен.
Виталий разъясните смысл слова "благоговение" и можно ли благоговеть перед человеком?
священник Евгений
Цитата(Евгений А @ 19.3.2009, 12:20) *

Слово "отец" не всегда уместно, так как может в разговоре показаться, что я говорю о своём отце, а не о священнике...

Евгений, если кто-нибудь в разговоре захочет упомянуть о священнике и назовёт его, к примеру, "отец Анемподист", то тому, с кем этот человек разговаривает, и в голову не придёт подумать, что собеседник говорит о своём отце, даже если его на самом деле так и зовут (и вовсе не потому, что употреблено редкое имя). В качестве примера можно использовать и более распространённый вариант: ну, скажем, "отец Евгений"...

Цитата(Евгений А @ 19.3.2009, 12:20) *

Легко говорится..."Здравствуйте, дорогой!" или "Давно Вас не видела, дорогой ты мой!"
Какая необходимость в напоминании собеседнику его имени? Ведь наверняка каждый помнит, как его зовут и в каком он сане!

В Ваших словах улавливаю какие-то протестантские нотки! Вы готовы на любую уловку, только бы не назвать священника так, как предписывает то нормальный православный этикет!
Рекомендую на эту тему почитать книгу игумена Аристарха (Лоханова),

http://www.kadet.ru/library/vera/Etiket.htm

а также одну из глав книги диакона Андрея Кураева "Протестантам о Православии" (глава называется "Почему священника зовут "батюшкой"?").
Егор Комаров
эта тема ни к чему не приведет. а негативный оттенок можно к любому слову добавить.
Я слово "поп" употребляю часто, но даже при знакомстве с его происхождением вкладываю в него зачастую отрицательные эмоции. Что ж поделаешь, если наше же духовенство вызывает такие эмоции.В то же время, никогда язык не повернется назвать Иоанна Крестьянкина или Кирила Павлова "попами".
Евгений А
Цитата(Егор Комаров @ 19.3.2009, 21:46) *

эта тема ни к чему не приведет.

Согласен.

По мне, слово, само по себе, не ругательное, и личное, чьё либо, негативное восприятие не может быть моим, не думаю что уместно навязывать свои личные взгляды. Поэтому не придираясь к словам, смотрю двумя глазами на дела, и если вижу в них величие и славу Божию не могу не славить Создателя.

Всё остальное мышиная возня, в которой легко усматривается моё самолюбие и внимательное отношение к собственной персоне, желание быть уважаемым не по реальным поступкам, а по дарованному статусу. И если я в мирное время считаю обычные слова братьев, ругательными и унижающими моё достоинство, то, что буду делать, и как реагировать на нецензурные оскорбления внешней, озверелой толпы в смутные времена?!
священник Евгений
Цитата(Евгений А @ 19.3.2009, 20:46) *

По мне, слово, само по себе, не ругательное...

Это мы уже выяснили (хотя для некоторых форумчан всё не столь ясно, как хотелось бы (например, Егор: "Я слово "поп" употребляю часто, но даже при знакомстве с его происхождением вкладываю в него зачастую отрицательные эмоции. Что ж поделаешь, если наше же духовенство вызывает такие эмоции. В то же время, никогда язык не повернется назвать Иоанна Крестьянкина или Кирилла Павлова "попами")).
Вот и давайте употреблять его не только тогда, когда речь идёт о недостатках священников, а и о их достоинствах! Тем самым к этому слову и вернётся постепенно его изначально добрый статус.

Цитата(Евгений А @ 19.3.2009, 20:46) *

Всё остальное мышиная возня, в которой легко усматривается моё самолюбие и внимательное отношение к собственной персоне, желание быть уважаемым не по реальным поступкам, а по дарованному статусу.

Даже и в таких тяжёлых случаях соблюдение православного этикета явно не помешает. Это пойдёт соблюдающему таковой только на пользу!

Цитата(Евгений А @ 19.3.2009, 20:46) *

И если я в мирное время считаю обычные слова братьев, ругательными и унижающими моё достоинство, то, что буду делать, и как реагировать на нецензурные оскорбления внешней, озверелой толпы в смутные времена?!

Если это действительно обычные слова братьев, то восприятие их священником в качестве ругательных и унижающих достоинство свидетельствует о его серьёзных духовных проблемах, и именно ему, а не кому другому, с ними (с проблемами) необходимо будет разбираться, если такой священник сам себе не враг. А если это обычные слова лжебратьев, слишком часто вкладывающих в них необычный смысл, то не окажутся ли такие "братья" в числе этой самой озверелой толпы в смутные времена?...
Евгений А
Цитата(священник Евгений @ 20.3.2009, 20:45) *

вкладывающих в них необычный смысл,

Да, к словам и их смыслам нужно внимание и разборчивость.
священник Евгений
Будем считать тему закрытой?
Егор Комаров
нет, тема актуальна. она так или иначе отражает отношение лаиков к клирикам. пусть наше духовенство, заходя в эту тему, задумывается, почему же у паствы такое отношение к ним?
Евгений говорит, что в слове "поп" ничего обидного нет. Но священники обижаются.При этом Евгений смягчиться не хочет, значит дело не просто в удобстве маленького слова smile.gif Видимо, по делом. Духовенство привыкло, что миряне лебезят перед ними, но они сами воспитали такое отношение, разделив Церковь на клир и мир. Не понятно, почему мир сразу потерял возможность слышать, видеть и говорить
Ирина
Согласна с Егором... Понимаете, отец Евгений, у вас даже между собой лада нет порой, и мирян вы иногда путаете, я сейчас неконкретно о вас, я вообще...
Вот пришел ко мне батюшка один, иеромонах, и начал говорить о том, как наc Бог наказал... патриархом, что он с католиками служит, Символ с филиокве сделает... Смотрела на него большими глазами и диву давалась. Священников я уважаю, хотелось бы чтобы вы уважали и нас, и себя... Простите ради Бога!
священник Евгений
Цитата(Егор Комаров @ 23.3.2009, 8:01) *

...пусть наше духовенство, заходя в эту тему, задумывается, почему же у паствы такое отношение к ним?

Егор, насколько я понимаю, речь в рамках данной темы ведётся не об отношении лаиков к клирикам (эта тема достойна отдельного заголовка), а о происхождении и смысле слова "поп" и о том, является ли оно для священника оскорбительным! Я лично для себя это слово таковым не считаю и тогда, когда меня называют попом, ничуть не обижаюсь (даже тогда, когда говорящий вкладывает в него обидный смысл)! Нормальное слово, и хватит его похабить! Если Ваше (и не только Ваше) отношение к большинству из представителей духовенства далеко от позитивного, придумайте для выражения своего негативного к ним отношения какое-нибудь другое, оригинальное слово! Хорошо?

Цитата(Егор Комаров @ 23.3.2009, 8:01) *

...Духовенство привыкло, что миряне лебезят перед ними, но они сами воспитали такое отношение, разделив Церковь на клир и мир...

Это ещё надо разобраться, кто разделил Церковь! Почитайте, например, труд выдающегося русского историка Церкви, профессора А.П. Лебедева "Духовенство древней Вселенской Церкви от времён апостольских до Х века" (главу "Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV - VIII веках") ("Издательство Олега Абышко", Санкт-Петербург, 2003). Там очень подробно рассказано, почему народ постепенно был отстранён от участия в выборе иерархических лиц (цитата: "Но народ, участвующий в выборе иерархических лиц, не умел удержать за собою этого права, не умел ценить всей важности избрания духовенства голосом паствы. Появились беспорядки, злоупотребления, которые повели к упадку обыкновения выбирать пастырей через пасомых. Нередко появлялись честолюбивые искатели епископской власти, привлекали на свою сторону гражданских начальников, составляли в народе себе партию и такими способами пролагали себе путь к епископской кафедре, которой они были недостойны. Даже открытые возмущения, случалось, имели место во время епископских избраний... Даже более: раздоры в этих случаях доходили иногда до сцен кровавых... Развитие народных беспорядков, сопровождавших избрание епископа, имело следствием то, что народ мало-помалу стали устранять от этого дела..."). Как видим, душевное устроение большинства древних лаиков трудно охарактеризовать как мудрое, мирное и доброе. Это в полной мере относится и к большинству лаиков современных.

Цитата(Егор Комаров @ 23.3.2009, 8:01) *

...Не понятно, почему мир сразу потерял возможность слышать, видеть и говорить.

Слышать - не значит, оттопырив ухо, прислушиваться, видеть - не значит, прищурив глаз, присматриваться, говорить - не значит хаять недостатки священников вместо того, чтобы заниматься спасением собственной души!
священник Евгений
Цитата(Ирина @ 23.3.2009, 9:13) *

Понимаете, отец Евгений, у вас даже между собой лада нет порой, и мирян вы иногда путаете, я сейчас неконкретно о вас, я вообще... Священников я уважаю, хотелось бы чтобы вы уважали и нас, и себя...

Ирина, не понимаю, какое отношение имеет Ваша ремарка к смыслу заявленной темы? Ведь мы же о слове "поп"!... А о том, что в последние времена оскудеет любовь, если честно, даже не хочется и говорить! Слишком печальная тема (хотя и более чем актуальная)! Да и зачем говорить? Любить нужно!...
Владимир
Хочу обратить внимание на следующее:
1. Известна икона Божьей Матери именуемая "Попская"
Надеюсь, никто не решит, что название появилось с целью оскорбления.
2. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" "...Скажите православные, кого вы называете породой жеребячею? " далее "...молчат. И поп молчит". Обращает внимание то, что "поп" отнюдь не оскорбительная форма, скорее бытовая.
3. Известна семья священника в которой "попадья" именует своего мужа- иерея прилюдно попом естественно не вкладывая в название оскорбительного значения скорее подчеркивая преемственность именно русского православия.
4. если вместо "Попы рассекают на...." предложить "Иереи/батюшки/священники рассекают на..." не думаю, что подобная замена добавит уважения к онным, определение тут ни причем. В данном случае не слово порочит человека, а человек - слово.
Последнее. Вопрос не в том, что кто-то пытается оскорбить иерея именуя его попом, а в том, почему это слово стало считаться оскорблением. ИМХО.
Ирина
Цитата(священник Евгений @ 23.3.2009, 9:33) *

Цитата(Ирина @ 23.3.2009, 9:13) *

Понимаете, отец Евгений, у вас даже между собой лада нет порой, и мирян вы иногда путаете, я сейчас неконкретно о вас, я вообще... Священников я уважаю, хотелось бы чтобы вы уважали и нас, и себя...

Ирина, не понимаю, какое отношение имеет Ваша ремарка к смыслу заявленной темы? Ведь мы же о слове "поп"!... А о том, что в последние времена оскудеет любовь, если честно, даже не хочется и говорить! Слишком печальная тема (хотя и более чем актуальная)! Да и зачем говорить? Любить нужно!...

Я просто не хочу, чтобы были попы, я хочу, чтобы были отцы, батюшки smile.gif Здесь Пушкинского попа уже поминали... вот именно такой образ и встает перед глазами, когда говорят поп...
Я думаю, что тема создана не только для того, чтобы разобрать слово поп, но и понять. что оно значит для того или иного человека... А любовь... что любовь?
священник Евгений
Цитата(Владимир @ 23.3.2009, 12:37) *

... Вопрос не в том, что кто-то пытается оскорбить иерея именуя его попом, а в том, почему это слово стало считаться оскорблением.

Так вот и я же о том! Только вряд ли мы это когда-нибудь выясним!
священник Евгений
Цитата(Ирина @ 23.3.2009, 13:31) *

Я просто не хочу, чтобы были попы, я хочу, чтобы были отцы, батюшки smile.gif

Вот и называйте священников отцами и батюшками! А слово "поп" оставьте злым языкам: всё равно приписывание этому слову-страдальцу ругательного смысла из голов большинства людей (в том числе и православных) уже, похоже, никогда не выколотишь!
miss Marple
Я тут, соответственно своему нику, веду кое-какие расследования и кое-за кем наблюдаю. cool.gif
Виталий как-то бросил в адрес или ТаниР или ЕвгенияА слово "беспоповщина". Значит, термин такой есть и когда выгодно, можно согласиться, что "поп" - слово хорошее?
Потому что следуя рассуждениям тех, кто бичует здесь авторов, радеющих за слово "поп" в обиходе, значит "беспоповщина" это - "за жизнь без плохих священников!" Я тогда тоже за такой лозунг! cool.gif
Ирина
Цитата(священник Евгений @ 23.3.2009, 17:17) *

Цитата(Ирина @ 23.3.2009, 13:31) *

Я просто не хочу, чтобы были попы, я хочу, чтобы были отцы, батюшки smile.gif

Вот и называйте священников отцами и батюшками! А слово "поп" оставьте злым языкам: всё равно приписывание этому слову-страдальцу ругательного смысла из голов большинства людей (в том числе и православных) уже, похоже, никогда не выколотишь!

Здесь дело не только в моем желании... smile.gif
священник Евгений
Цитата(Ирина @ 24.3.2009, 7:52) *

Здесь дело не только в моем желании... smile.gif

Акцент сделан на слове "моём" или на слове "желании"?
Ирина
На "не только"... Повторяю, батюшка, для меня священники и монахи уважаемые люди, честное слово! Только когда слышишь по телевизору, что священник сбил на машине прохожего и уехал с места преступления, то невольно начинаешь думать, а уважает ли священник свой сан... Вы ведь как врачи, только служение ваше выше и ответственности на вас больше! Может я как-то не так выражаюсь... Надеюсь, вы поймете и не обидитесь...
священник Евгений
Цитата(Ирина @ 24.3.2009, 8:29) *

... Только когда слышишь по телевизору, что священник сбил на машине прохожего и уехал с места преступления, то невольно начинаешь думать, а уважает ли священник свой сан...

Слышал и я про этот печальный случай! Поведение священника в подобной ситуации - это всё равно что отступничество от Христа, и на мысли о том, что такой священник уважает свой сан, явно не наводит. Но и спешить обругивать его за эту трусость "попом на джипе" (или как-нибудь иначе, с использованием любого другого слова) тоже не стоит! Тот, кто это сделает, уважает ли своё высокое звание христианина? Такого священника нужно пожалеть и помолиться о нём, а не поливать его словесными помоями и хаять - вот это было бы по-христиански! А среди мирян, что, потенциальных отступников мало что ли (равно как и малодушных, поведших бы себя в описываемой ситуации точно также)? И не только потенциальных, но и реальных (как показывает история гонений на Церковь во все времена)! Все мы люди со своими слабостями, немощами и недостатками! Молиться друг о друге нужно, а не противопоставляться и обзываться! Вот тогда и узнают все, "что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан. 13: 35)!

P.S. Апостол Пётр тоже отрёкся, но и вся его последующая жизнь тоже всем известна. Или вот ещё интересный пример:
"Преподобный Варлаам Керетский жил в XVI веке. Родился он и вырос близ Белого моря в Керетской волости. Святой Варлаам знал грамоту и был поставлен священником к церкви во имя Святителя Николая Чудотворца в городе Коле. Он ревностно служил Господу, поучая людей как истинный пастырь закону Господню.
Но враг спасения уловил праведного в свои сети. Он внушил священнику Варлааму подозрение в неверности супруги. Обольщённый Варлаам в припадке ревности убил невинную жену.
Глубокое раскаяние в совершенном страшном грехе охватило вскоре душу Варлаама. Он наложил на себя пост, горько плакал и, как недостойный священник, оставил служение. Но это ему казалось недостаточным, и Варлаам принял на себя особый покаянный подвиг. Труп своей жены он положил в карбас (большая поморская лодка) и на этом карбасе плавал непрерывно до тех пор, пока мёртвое тело убитой не истлело. Начав от Колы, Варлаам, держась берега, двигался на восток к Белому морю и достиг родной Керети при Кандалакшской губе. Люди с удивлением смотрели на человека, который, не останавливаясь, в одиночку плыл на карбасе по морю, зачастую против ветра и волн. Варлаам не выпускал из рук вёсел и пел покаянные псалмы пророка Давида. Непрерывно трудясь днем, подвижник и ночи проводил без сна и со слезами молил Господа об отпущении греха.
Через долгое время Варлаам решил узнать, принял ли Бог его покаяние. Плавание около мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь водились особые морские черви – моллюски («корабельные сверлила»), которые протачивали суда, сработанные даже из самого крепкого дерева. Корабельщики проходили мыс святой Нос не морем, а волоком по суше. Но черви эти не причинили никакого вреда карбасу подвижника. Более того, после его молитвы к Богу черви бесследно пропали, и путь около Святого Носа стал безопасен для плавания.
Чудо послужило удостоверением того, что Господь внял покаянию грешника. Преподобный Варлаам принял иноческий постриг и поселился в лесной пустыни близ озера Керети. Но летом сюда приходили собирать ягоды местные жители. Преподобный Варлаам, чтобы не смущался его дух, оставил Кереть и переселился к Чупской губе (при устье реки Чаванги на Терском, или северном, берегу Белого моря). Здесь он построил часовню и проповедовал веру Христову лопарям и чуди. Святой Варлаам жил в пещере со зверями; подвизался он около 100 лет и скончался в конце XVI века.
Неизвестно, когда и кем его тело было перенесено в село Кереть и погребено при церкви святого Георгия, за восточной стороной алтаря. С первых десятилетий XVII века среди населения северного Поморья преподобный Варлаам почитался святым угодником Божиим. В 1664 году были записаны его явления и чудеса. Преподобный Варлаам являлся гибнущим среди бушующего моря рыболовам, ободрял их, помогал грести, раздвигал лед.
Тяжелым трудом покаяния и молитвы подвижник не только спас свою душу, но и получил дерзновение ходатайствовать пред Богом о других.
Жизнь преподобного Варлаама Керетского – пример того, как милосердный Господь принимает всякого кающегося грешника и возводит его от греха к святости".

Так кто же преподобный Варлаам - поп или батюшка (отец, священник, иерей)?...
Ирина
Да Бог ему судья тому батюшке, уже правда не батюшке... А насчет "а не поливать его словесными помоями и хаять", пожалуй, это тоже не в тему, был факт преступления, журналист рассказал об этом и все. Милиция, как вы понимаете, призвана совсем не к молитве за преступника. Судьи тоже. Все делали свое дело! И даже жена погибшего простила своего духовного отца (все произошло в поселке, где все знают друг друга), чем исполнила христианский долг... Так что все нормально! Ну а мой папа, услышал эту историю и сказал: "ну поп дает"...
Ирина
А преподобный Варлаам? Тут сила покаяния. И неисповедимые пути Господни! Но я не верю, что современный человек способен на такое...
священник Евгений
Цитата(Ирина @ 24.3.2009, 10:12) *

...журналист рассказал об этом и все. Милиция, как вы понимаете, призвана совсем не к молитве за преступника. Судьи тоже. Все делали свое дело!...

А Вы уверены, что журналист, милиционеры и судьи не молились о незадачливом водителе? Ну даже если они и не молились (а было бы неплохо на самом деле, если бы представители всех перечисленных профессий, помимо делания своего дела, ещё и молились бы при этом - о тех, с кем им приходится сталкиваться по долгу службы). Всё-таки о бедном батюшке кто-то (и наверняка не один) замолвил словечко пред Богом: 2 года колонии-поселения - не самый суровый приговор за причинённую смерть. Вот удастся ли теперь уже не батюшке вернуть свой сан после "отсидки"? Кто знает? Пути Господни неисповедимы! Да и силу человеческого покаяния тоже не стоит недооценивать...
miss Marple
Отец Евгений, а что вы так переживаете? Ну, не зовут вас батюшкой, так радуйтесь. Вот я когда-то давно священника батюшкой назвала, а он был тогда зарубежник, так тот меня вежливо так отбрил - сказал: " Обращайтесь ко мне лучше -отец Сергий". Я это запомнила на всю жизнь. И, кстати, приняла к сведению, потому что в зарубежной церкви этикет, это - этикет. Он не прерывался и зиждится на сохраненных вековых традициях.
священник Евгений
Цитата(miss Marpl @ 24.3.2009, 15:22) *

Отец Евгений, а что вы так переживаете? Ну, не зовут вас батюшкой, так радуйтесь...

Да я и не переживаю! Меня, кстати, по-разному зовут, и чаще всего как раз "батюшкой" (женщины разного возраста), но бывает и "отцом Евгением" (мужчины-миряне и сослужители). Вообще-то, слова "отец" и "батюшка" - чистой воды синонимы, просто 2-е слово выражает более тёплые чувства к священнику, чем 1-е, вот и всё!

Цитата(miss Marpl @ 24.3.2009, 15:22) *

...в зарубежной церкви этикет, это - этикет. Он не прерывался и зиждится на сохраненных вековых традициях.

А где Вы вычитали или от кого услышали, что у нас традиции православного этикета прерывались? И что слово "батюшка" - это нововведение времён начала возрождения церковной жизни в конце 80-х годов прошлого столетия?
miss Marple
могу ответить по-еврейски, вопросом на вопрос. А где вы читали в литературе 19 столетия, чтобы там про священника было написано - "батюшка". Дайте пож. ссылки. Только ведь всяких Мотовиловых я видите ли за авторов не считаю, но и у него , наверное, слова "батюшка" нет.
Вы вообще можете придставить, чтобы , например, царь Николай, к какому-нибудь священнику обратился "батюшка". Или что там, царь. Вы мэра своего видели? Он обратится к вам так? А чем хуже я?
священник Евгений
Цитата(miss Marpl @ 24.3.2009, 16:15) *

...А где вы читали в литературе 19 столетия, чтобы там про священника было написано - "батюшка". Дайте пож. ссылки...

Надеюсь, Владимир Иванович Даль для Вас авторитет? Так вот в его более чем известном "Толковом словаре живого великорусского языка" читаем следующее: "Батя, батька, батюш, батюшка - родитель, отец; отец духовный, поп... Батькин, батин, батюшкин - принадлежащий отцу, отцов; попов" (издательство "Русский язык", М., 1999, стр. 55). А примеры обращения к священнику с использованием слова "батюшка" в литературе XIX века Вы уж сами ищите, если время позволяет!

Цитата(miss Marpl @ 24.3.2009, 16:15) *

...Вы вообще можете представить, чтобы , например, царь Николай, к какому-нибудь священнику обратился "батюшка". Или что там, царь. Вы мэра своего видели? Он обратится к вам так?...

Очень даже могу! Вполне возможно, что к священнику, у которого царь исповедовался, он так и обращался. То же самое касается и мэра, причём не только нашего, но и любого.

Цитата(miss Marpl @ 24.3.2009, 16:15) *

могу ответить по-еврейски, вопросом на вопрос...

А теперь ответьте по-русски: ответом на вопрос!
Ирина
Цитата(священник Евгений @ 24.3.2009, 10:32) *

А Вы уверены, что журналист, милиционеры и судьи не молились о незадачливом водителе? Ну даже если они и не молились (а было бы неплохо на самом деле, если бы представители всех перечисленных профессий, помимо делания своего дела, ещё и молились бы при этом - о тех, с кем им приходится сталкиваться по долгу службы). Всё-таки о бедном батюшке кто-то (и наверняка не один) замолвил словечко пред Богом: 2 года колонии-поселения - не самый суровый приговор за причинённую смерть. Вот удастся ли теперь уже не батюшке вернуть свой сан после "отсидки"? Кто знает? Пути Господни неисповедимы! Да и силу человеческого покаяния тоже не стоит недооценивать...

Отец Евгений, было бы прекрасно, если бы милиция молилась за преступников, и наоборот, но я уже писала, что не верю в современного человека... ослабли мы... причем, все, и миряне, и священники...
Калерия
На всех форумах не спокойно. Вот и на нашем кураевском -штормит
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&...;topic=225487.0
miss Marple
Цитата(Калерия @ 30.4.2009, 21:29) *

На всех форумах не спокойно. Вот и на нашем кураевском -штормит
http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&...;topic=225487.0

Ой, Калерия, я тут провела разведку, не просто так ты на наш форум пришла, ой, не прсто так....
священник Евгений
Цитата(miss Marple @ 1.5.2009, 7:06) *

Ой, Калерия, я тут провела разведку, не просто так ты на наш форум пришла, ой, не прсто так....

Калерия, как бы и Вас в провокаторы не записали...
Вячеслав Комогоров
Цитата(священник Евгений @ 19.3.2009, 8:00) *

Глубже минимум лет на 100! Вспомните Александра Сергеевича с его "попом - толоконным лбом"!
В.И. Даль, "Толковый словарь живого великорусского языка": "Толоконный лоб, дурак". Очень уважительно! Не правда ли, Евгений?
Злой язык легко может расшифровать ПОП и как "Подлый Обманщик Православных"!
"Пастырь Овец Православных" - выражение самооправдания перед насмешниками кого-то из священников, во время оно положившего начало такого понимания данной аббревиатуры. Да и не аббревиатура это вовсе, если посмотреть на проблему со строго лингвистической точки зрения!...
Во-первых, пример упомянутого Александра Сергеевича понуждает усомниться в этом! Во-вторых (при условии, что Пушкин был всё-таки редчайшим горьким исключением из правил в рассматриваемом смысле), Вы, Евгений, это Татьяне скажите! Если я не ошибаюсь, из всех форумчан только она одна употребляет слово "поп" с оттенками значения, свойственного современной речи!
Предлагаю Татьяне провериться на "детекторе лжи" - пусть она отныне во всех своих постах всех священников называет батюшками! Подозреваю и боюсь, что детектор сначала покраснеет, потом задымится и в конце концов взорвётся (из-за несоответствия формы и вкладываемого в употребляемые слова смыслового содержания)!
Вячеслав Комогоров
В Православии мысль по слову, поэтому в написании букв и произношении звуков, исключалась возможность потерять мысль. Слово ОТЕЦ, применимо к тому лицу, которое растит тебя духовно, кого ты считаешь своим наставником. ПАПА, кто дал тебе жизнь, ты плоть от плоти. К посторонним особам мужского рода, обращались – дядя. К незнакомым священникам – батюшка. Слово поп, связано с зарождением христианства. Православие ужилось с христианством, закон Божий один. Но учение Нового завета, основывались на после потопном периоде, священников нужно было различать. Появилось слово поп. Изучив христианство и приняв его, необходимость в слове поп отпала.
Джон Полак
Если есть такой термин "безпоповцы" значит есть такое слово и точка. Развезли тут.
Татьяна Родионова
Кстати, в Москве, в кругах приближенных к Патриарху, мне сказали, что попы- это сословие, единственное сословие, которое не исчезло в нашем обществе после революции.
Но, видать, исчезло, сейчас у нас сплошные батюшки. cool.gif
Притом на этом настаивают сами же представители этого сословия.
Татьяна Родионова
рковном этикете

26.05.2004

Предлагаем Вашему вниманию текстовую версию беседы протоиерея Максима Козлова о церковном этикете, которая прошла на радио "Радонеж" 23 апреля 2004 года.

Давайте вновь поговорим о таком понятии как церковная вежливость и церковный этикет. Ну, может возникнуть вопрос: неужели нет более важных и актуальных тем для общения в прямом эфире? Конечно, много важного и много актуального, но каждый из нас по себе знает, что отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами церковного этикета порождает много проблем. От простых - например, человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику, к епископу, как составить то или иное письмо, правильно адресованное в ту или иную церковную инстанцию. А отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви - у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей.

Да, конечно, есть уровни нашей жизни, нашего бытия, где всякая, в общепринятом смысле слова, вежливость или уже тем более, всякий этикет, отступают. Да, мы знаем, что преподобный Серафим в этом смысле - совершенно вне традиции церковного благочестия, церковного обычая XIX столетия - приветствовал всех приходящих к нему (в некоторое время его жизни) словами: "Радость моя, Христос воскресе!" Приветствовал так и крестьянина, и губернатора, и архиерея. Но для того, чтобы вот так себя вести, так сказать эти слова, нужно, наверное, сначала стать преподобным Серафимом! Потому что представим, если какой-нибудь обычный монах или мирянин в монастыре будет вот так ходить и всем говорить: "Радость моя, Христос воскресе!" Увидит наместника монастыря послушник и тоже будет к нему так обращаться, когда тот его определяет на какое-нибудь послушание… Наверное, это вызовет скорее наказание, чем поощрение! Итак, для нас, обычных людей, не достигших тех высот, которых достиг преподобный Серафим, конечно же, общечеловеческие нормы вежливости и церковного этикета являются обязательными.

Такой вот эпизод еще навел меня на мысль посвятить сегодняшний эфир этой теме. Когда совершался крестный ход в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия торжественным, чинным шествием из Московского Кремля, мимо собора Василия Блаженного, мимо сцены, построенной для концерта Пола Маккартни (во всем контрасте нашей современной российской жизни), то вместе с множеством духовенства шло и некоторое количество народа, в котором по обычаю большинство составляли наши церковные бабушки (в данном случае имею в виду категорию не возрастную, а социально-церковную). Две из них оказались неподалеку, и я наблюдаю такую сцену. Поют пасхальные песнопения, величание святым Кириллу и Мефодию, ну - и чем-то вдруг одна другой не угодила! То ли на ногу наступила, то ли еще неудовольствие какое-то вызвала. И она демонстративно, громко, обращаясь к идущей с ней рядом, только что певшей (причем пели обе): "Радостию друг друга обымем" спутнице, говорит: "Спаси тебя, Господи!" А та поворачивается, метает на нее твердый взгляд: "Нет, это тебя спаси, Господи!" И понятно, что хотя по форме сказано все это было правильно (слова-то правильные были произнесены, но тем хуже, тем кощунственнее наполнение, которое в них вкладывалось, потому что это было не благопожелание спасения от Бога, а выражение собственного недоброжелательства, выражение того, что тебя-то нужно спасать, а я-то получше тебя человек, я только пожелать тебе этого могу!"

Это такой пример, который показывает, чего нам очень часть в церковной жизни недостает - терпимости и взаимной корректности поведения. Уж что там говорить про жертвенную любовь, про высокие идеалы, к которым мы должны идти, но которые отнюдь не всегда сопровождают наше повседневное существование. Не хватает простой корректности и терпимости - того, чтобы относиться друг к другу, к стоящим вместе на богослужении хотя бы без нарушения светско-советского принципа, который формулировался такими словами: "Человек человеку бревно". Действительно, мы не должны относиться по этому правилу друг к другу, надо как-то замечать один другого и снисходить к немощам. Это и будет основой то церковной вежливости, которая сделает ее искренней. Ведь вежливость может идти и от светскости, а таком случае обращаясь часто в свою противоположность. Есть такие неслучайные выражения: "убийственная вежливость" или "холодная вежливость". Это когда через формально корректное, очень вежливое поведение человека ставят на место, показывают ему дистанцию между тобой и этим человеком. В конечном итоге, показывают ему свою нелюбовь. Или может быть лицемерная, лукавая вежливость, которая прикрывает некоторыми формулировками, некоторым умением себя вести внутреннюю холодность, равнодушие, а то и нелюбовь к тому или иному человеку.

Конечно, ни то, ни другое неприемлемо для нас как основа нашего поведения в Церкви. Но понимание того, что вежливость церковная может быть реальным опытом приобретения духа кротости и терпимости, снисхождения к немощам другого человека (и в этом смысле оказаться нам духовно полезной) - это то, что каждый из нас должен стараться понять и принять. И некоторой неотъемлемой составляющей этой вежливости является церковный этикет. Хотя слово это иностранное, но бояться его не нужно. Ведь что такое вообще этикет? Этикет - это правила поведения, обхождения, принятые в определенных социальных кругах. Скажем, может быть этикет придворный, дипломатический, воинский, общегражданский этикет. Форма поведения. Но специфика нашего, церковного этикета, связана прежде всего с тем, что составляет основное содержание религиозной жизни православного человека (вообще, всякого верующего человека): с почитанием Бога, с благочестием должен быть связан церковный этикет. И мы знаем, что в XX веке было насильственно прервано немало традиций - традиций, которые скрепляли поколения, придавали жизни освящение через верность тем или иным вековым обычаям, преданиям и установлениям. Утеряно то, что наши прадеды впитывали с детства, что становилось потом естественным: все эти правила поведения, обхождения, учтивости, дозволенности, которые складывались на протяжении долгого времени на основании норм христианской нравственности. Поскольку значительную часть наших прихожан составляют как раз люди не знающие и не имеющие полноты этой традиции, давайте посвятим некоторое время разговору о церковном этикете.

Начнем с простого. Итак, все мы знаем, что при обращении с духовенством необходимо иметь некоторый минимум познаний о священных санах духовных лиц. Мы знаем, что в Православной Церкви духовные лица подразделяются на три иерархические степени - это диаконат (или диаконство), который состоит из диаконов и протодиаконов, это священники (иереи, протоиереи; в монашестве это игумены, архимандриты, довольно редкий чин протопресвитера существует в белом духовенстве) и епископы (или архиереи), которые могут быть епископами, архиепископами или митрополитами. И высшая ступень - это Патриаршество. В совокупности эти ступени составляют трехчинную иерархию в Православной Церкви. И именно эти лица составляют клир и поэтому называются клириками (или, по-другому, священнослужителями). Кроме священнослужителей, у нас есть церковнослужители (иподиаконы, чтецы, певцы, свещеносцы, которые участвуют в архиерейском богослужении, но отчасти как чтецы и певцы могут принимать участие в обычном, приходском богослужении). И, соответственно, к каждой из этих ступеней духовенства принято свое обращение. Возникает еще вопрос: в какой форме, на "ты" или на "вы" следует обращаться в церковной среде. Как современному христианину, стремящемуся следовать благочестивым обычаям, обращаться к другому православному человеку и как - к духовенству? Нельзя сказать, что этот вопрос может быть решен для всех случаев однозначно. В древности, и даже в относительной уже древности, употребление формы "ты" было гораздо более распространено, чем ныне. У нас, безусловно, удержалось это обращение "ты" с тем ощущением дистанции, но и близости одновременно, по отношению к Самому Господу Богу. Ведь мы же говорим Спасителю в молитве: "Господи, милостив буди мне, грешному!", "Ты, Господи, сохраниши и соблюдеши мя!", "Господи, помилуй!". Невозможно представить, чтобы было допустимо обращение "вы" в молитве! То же самое - к Божией Матери или к святым (когда речь идет об одном святом). Соответственно, в древности обращение "ты" - к царю, обращение "ты" - к Патриарху - не было нарушением церковного этикета, а было формой вежливости. То же самое - и по отношению к священнику. Но начиная со времени Петра Великого, с XVIII столетия, когда нормы западноевропейского этикета (в том числе, светского этикета) постепенно стали все более широко распространяться в нашем обществе, вот это употребление "ты" сузилось и появились ситуации, когда, конечно же, мы должны обращаться на "вы".

Обращение на "вы" обязательно со стороны мирянина по отношению к лицам, находящимся в высшей степени священства - то есть ко всем епископам (епископам, митрополитам, архиепископам, Патриарху), как в устном, так и в письменном обращении. Как нужно говорить, если надо дополнить это обращение?

По отношению к Патриарху Всероссийскому мы употребляем титул "Его Святейшество" и, соответственно, в личном обращении говорим: "Ваше Святейшество", можно дополнить: "Ваше Святейшество, Святейший Отец!" или просто ограничиться обращением "Ваше Святейшество" и дальше продолжать излагать ту или иную мысль.

По отношению к митрополитам и архиепископам принято обращение "Ваше Высокопреосвященство", за исключением митрополита Киевского, которому усвоен титул, в силу высокого статуса Украинской Церкви - титул, свойственный самостоятельным предстоятелям Церквей - титул "Блаженство". Поэтому к митрополиту Киевскому Владимиру следует обращаться "Ваше Блаженство!", а в третьем лице о нем могут говорить: "Блаженнейший Владыка!"

По отношению к епископам корректная форма обращения: "Ваше Преосвященство!".

Итак, Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство. Это будут корректные формы обращения к архиереям.

В устной речи затем допустимо, с тем, чтобы не нагромождать всякий раз эти наименования, именование архиереев "Владыка": "владыка Мефодий", "владыка Кирилл", "владыка Евгений…" Когда мы в третьем лице говорим об архиерее, то в устной речи допустимо несколько вариантов. Можно сказать: "Митрополит Кирилл сказал…", "Владыка Иоанафан подписал обращение…", можно сказать "Его Высокопреосвященство (когда понятно, о ком речь идет) обратился к собравшимся со словом приветствия…" И такие формы будут взаимозаменяемы и корректны. Если мы в письменной форме обращаемся к архиерею, то обычно начало письма, начало обращения следует сделать в такой форме: "Его Преосвященству, Преосвященнейшему епископу (далее указывается кафедра этого епископа) имярек" от такого-то прошение (или рапорт, или другая какая-то бумага)". И далее в письме мы излагаем: "Ваше Преосвященство, спешу доложить вам и т. д." Такого рода обращение покажет церковную корректность и знание церковного этикета со стороны людей, которые будут так обращаться к архиерею.

Что касается обращения к священству, то по многовековой традиции, к священнику в устной речи обращаются, добавляя слово "отец": "отец Мефодий", "отец Иоанн", "отец Димитрий…" Можно в обращении допускать славянизированный звательный падеж: "отче Димитрие" (впрочем, наверное, не в самой официальной обстановке, показывая, таким образом, свое знакомство со славянским языком). В торжественной, в официальной речи к протоиереям и архимандритам следует обращаться "Высокопреподобие!": "Ваше Высокопреподобие!". К простым иереям и монахам обращение будет: "Ваше преподобие!" и, соответственно, скажем, в поздравлении рождественском или пасхальном мы подпишем адрес: "Его высокопреподобию, протоиерею Сергию", "Его преподобию, иеромонаху Ксенофонту". Это будет корректное написание, скажем, письма, отправленного с поздравлением.

Безусловно, в тех или иных ситуациях, при сверственных отношениях или, тем более, скажем, если священник сильно младше или давно знаком тому или иному мирянину, в близком общении допустим переход на "ты" между священником и мирянином. Скажем, дома и жена, и близкие обращаются к священнику на "ты", дети, конечно, говорят ему "папа", а не каким-то другим образом, и жена священника или диакона говорит с мужем дома на "ты", без добавления слов "отче" или "батюшка" (хотя при посторонних людях это часто режет слух, подрывает авторитет священнослужителя). И корректная, воспитанная матушка обычного обращения не перенесет и за приходским столом, и тогда, когда ее обращение к священнику и мужу могут слышать другие люди.

Это верно и в отношении других прихожан, когда им приходится обращаться к своему батюшке при посторонних или малознакомых людях.

Кстати, тут нужно отметить, что со стороны мирянина обращение "отец" к священнику, без употребления имени, звучит фамильярно: "Отец, ну-ка, скажи мне, во сколько сегодня начнется богослужение?" Это, конечно, не будет вполне корректной формой. Надо сказать так: "Отец Иоанн, скажите мне, пожалуйста, во сколько сегодня начнется исповедь перед богослужением?" Однако, в обращении священнослужителей между собой эту форму можно считать приемлемой.

Диакон, как мы знаем, является помощником священника. Ему не поручено самостоятельное совершение богослужений и обращение к нему с добавлением слова «отец» утвердилось, надо сказать, достаточно недавно. Но в нынешнем церковном этикете корректно будет обратиться к диакону с добавлением именно этого слова: «Отец диакон…» или так же, как к священнику, с добавлением имени: «Отец Павел…» Если говорят о диаконе в третьем лице, то корректнее всего так употребить: «Отец диакон сказал мне...» А если мы употребляем имя собственное, то можем так сказать: «Диакон Владимир сообщил…» или же так: «Отец Павел только что ушел по церковному послушанию».

Еще одно обстоятельство на один момент важно указать – это форма приветствия, которую миряне допускают по отношению к священнику. Часто можно встретиться с практикой, когда люди, вновь пришедшие в Церковь, обращаются к священнику: «Здравствуйте, добрый день!» или еще каким-то образом, в то время как уважение к сану предполагает в любом случае добавление при встрече со священником слов: «Благословите…» Можно сказать: «Добрый день, батюшка, благословите!» или «Простите, благословите…» или еще короче: «Благословите, отец Андрей!» Ну, впрочем, не будет грехом добавить время суток, например: «Доброе утро, батюшка, благословите!» или – сейчас, когда, например, пасхальное время: «Христос воскресе, отец Артемий, благословите!» Именно младший по чину приветствует словами «Христос воскресе!», а старший отвечает словами: «Воистину воскресе!» (например, священник по отношению к мирянину) и преподает ему благословение.

Безусловно, мы знаем, что в Православной Церкви у нас не принято обращение, которое можно сейчас услышать от людей, редко бывающих в церкви, но много смотрящих испано-португальские сериалы, а именно: «святой отец». Когда не знающий имени священника человек, подходит к нему с вопросом: «Святой отец, как у вас тут покреститься можно?» И сразу понятно, что человек этот хорошо знаком с программой телевидения. Такое обращение у нас не принято. Святыми отцами в Православной Церкви безусловно мы называем прославленных подвижников благочестия и это словосочетание применяем к тем, кто уже канонизирован. Мы говорим, например: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…» Но никак не по отношению к конкретному священнику!

Если встреча наша с клириком происходит в храме или вне храма, но когда ничто тому не препятствует, то, конечно же, со словами приветствия уместно будет подойти к батюшке и взять благословение. При этом это не зависит от того, в рясе он находится или, путешествуя по городу, по жизненным обстоятельствам, делает это в светской одежде. Если вам известен священник (вы несомненно знаете, что это клирик Русской Православной Церкви), то, конечно же, не в рясе находится сила священнического обращения. Если священник идет в пиджаке или в рубашке, то и так можно подойти и взять у него благословение, ничуть не меньше оно от этого будет.

По традиции, принимающий благословение сам приемлет в свои руки благословившую его десницу священника, подносит ее к губам и, слегка приклонив голову, благоговейно лобызает. И это тоже принято делать. Другое дело, что священник, упреждая нерешительность мирянина, иногда может поднести свою руку к его губам, но это корректно делать, если мирянин священнику уже знаком, а не является человеком недавно воцерковившимся. Если вас священник не знает, корректно будет потом представиться: «Отец Матфей, благословите, раб Божий Михаил…» или еще как-то себя представить. Или, например, так: «У меня к вам срочное поручение от отца благочинного…» (тут уж вас священник точно выслушает внимательно), и излагайте свое дело. Получив это благословение, тут же можете приступать к своему делу.

Если беседа со священником происходит по телефону (что в нынешней жизни нередко случается), то и в таком случае неправильно было бы говорить: «Здравствуйте!», но можно построить беседу так. Поскольку мы не всегда уверены, кто нам отвечает по телефону, бывает номера неверно соединяются, то можно так обратиться: «Алло, это отец Тимофей?» И, после того, как получили подтверждение, сказать: «Отче, благословите!» Иначе, например, при сбое линии, можно самому попасть впросак, да и нежданного собеседника поставить не в самое ловкое положение (он не будет знать, как себя вести). А затем кратко, лаконично вы сообщаете цель вашего звонка, благодарите в конце разговора. Можно при прощании взять благословение снова, а можно употребить старую формулу, которая тоже применяется: «Простите и благословите!» и затем откланяться.

Кстати, нужно указать на распространенную ошибку людей малоцерковных: это накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священнослужителя: креститься на священника! Этого делать не следует. До акта церковной канонизации креститься на него никак нельзя!

Прот. Максим Козлов

Источник: Сайт радио "Радонеж"
Евгений А
Цитата(Татьяна Родионова @ 9.8.2009, 9:44) *

Не хватает простой корректности и терпимости - того, чтобы относиться друг к другу, к стоящим вместе на богослужении хотя бы без нарушения светско-советского принципа, который формулировался такими словами: "Человек человеку бревно".

Красиво сказано, но всё как обычно с ног на голову.
Татьяна Родионова
Таа ладно! Это настоятель Татьяниного храма. Я там причащаюсь, там все ооооочень на ногах крепких стоит.
miss Marple
Виталька увидел родное слово!


***Флуд, буду банить!***
священник Лука
Раньше и замужних женщин безоценочно звали "баба" , а незамужних "девка" . Сейчас эти слова звучат как грубость , а второе обозначает обобщесвленную фемину. Язык меняется и нечего тут турусы на колесах разводитть.
Калерия
У слова "баба" - очень много всяких значений. От Бабы Яги до Ромовой бабы-кулича и бабушки.
Так что не обязательно это замужняя женщина, да еще и ввысшего сословия. Вы вот царицу Александру бабой назовете? Хотя, когда царь говорил, что лучше несколько Распутиных, чем одна истерика жены, то, в этом смысле подойдет и пушкинское, который писал о "бабе гневной".

" девка", опять же - разговорное. Не обязательно она должна быть гулящей. "Красны девки собрались"- это не тусовка валютных проституток. Да и "сейчас", на что вы указываете, их так никто и не зовет. Это сленг где-то начала двадцатого века.

Пример считаю ваш неудачным.
священник Лука
Ваша интерпритация неудачна. Цариц возможно и не называли бабами посторонни , но муж так вполне выражался. Сейчас это звучит вульгано и грубо. Сейчас никто не скжет "уважаемые мужики и бабы" . Поэтому слово" поп" утратило свою нейтральность , но приобрело насмешливо -отрицательный оттенок.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.