Клирики РПЦ МП как пациенты: к постановке проблемы
Череда различных скандалов вокруг духовенства РПЦ МП является признаком общего расстройства, если не разложения, всей патриархийной Системы. С этим согласятся, пожалуй, даже сторонники конспирологических версий — видящие в происходящем руку всесильного Кесаря, раздраженно пытающегося загнать бесконтрольную и «православно-благоухающую» стихию хоть в какие-то рамки приличий.
Но как соотносятся кризис Системы и личностные проблемы ее составных элементов — тех самых попов, которые по отдельности не столь уж и плохие люди, в большинстве своем даже верующие?
Можно вспомнить об «эмоциональном выгорании». Это характерно скорее для тех, кто пришел в Систему извне, в неофитском угаре, вдохновляясь Евангельским идеалом, святыми отцами и иным душеполезным чтением. Что зачастую происходит дальше — образно (а для некоторых ситуаций и конкретно), грубовато, но верно описывается в стишке, который сочинил один епископ еще в бытность архимандритом:
Четки в руке и в котомке Псалтырь —
Юный послушник пришел в монастырь.
Нравы монахов суровы у нас:
В мир возвратился крутой п…..с.
Представители потомственного, «левитского» духовенства столь яркой деградации «от вышеестественного к противоестественному» чужды — не потому, что избегают второго, а потому, что не дерзают на первое: корпоративная «этика» Системы усваивается ими с младых ногтей. В конце концов к их уровню и приходят вчерашние пламенные неофиты (хотя и смотрятся среди наследственной «поповки» белыми воронами): возвышенные стремления рассасываются, умные книги ставятся на пыльную полочку, а кандидат в добрые пастыри становится обычным требоисполнителем с богословием в стиле известной сентенции «требник — поповский хлебник».
И все же рискнем предположить, что большинство духовенства МП — за исключением ведущих совсем уж животное существование — испытывает в той или иной степени внутренний дискомфорт, не всегда, впрочем, осознаваемый, но динамично развивающийся вместе с «победоносным шествием» гундяевской эпохи. Кто с этим принципиально не согласен, может дальше не читать.
Исходя из того, что основная масса попов МП не столь плоха и верующая (см. выше), у них не может вообще отсутствовать совесть. Тогда главную причину личностного кризиса МП- духовенства можно определить так: конфликт совести (голоса Бога в душе человека) с агрессивными и далекими от христианства системными реалиями МП, особенно показательными в последние годы.
Внешне такой кризис проявляется по-разному: в компульсивном переедании и в пьянстве, в распутстве, во властолюбии и в стяжательстве, в неустанной борьбе с «жыдо-масонами» и в поисках чисто светских, иногда экстравагантных развлечений (туризм, байкерство, дайвинг и т.п.). Однако благодаря достижениям психологии ХХ века мы можем не ограничиваться перечислением симптомов и назвать этот кризис приличествующим ему именем: ноогенный невроз.
Данный термин ввел Виктор Франкл (1905-1997), знаменитый психолог, создатель теории логотерапии и экзистенциального анализа. Его теоретическая концепция основывается на фундаментальном понятии «смысл» и включает в себя три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.
Основной тезис первого учения: «Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию [1] или вакуум, если это стремление остается нереализованным» [2]. А экзистенциальный вакуум (отсутствие смысла жизни) порождает специфический ноогенный невроз, о котором Франкл говорит так:
«Мы определяем ноогенный невроз как такой, который вызывается духовной проблемой, моральным или этическим конфликтом, каким может быть, например, конфликт между «Суперэго» и истинной совестью, когда последняя по необходимости противостоит первому» [3].
То, что слово «Суперэго» заключено в кавычки, показательно: Франкл, начавший свою деятельность как последователь Фрейда, затем отошел от традиций психоанализа. В данном случае это понятие употреблено в общем смысле, означая нормы культурного поведения в обществе и связанные с ними формы социального одобрения поведения [4].
Применительно к нашей теме аналогия очевидна: совесть попа из МП — постольку, поскольку он вместе с блаженным Августином может сказать Богу: «Ты создал нас для Себя, и душа наша дотоле томится и не находит покоя, доколе не успокоится в Тебе» [5], — вступает в неизбежный конфликт с требованиями Системы. И от ноогенного невроза тут никуда не деться.
По оценкам Франкла и его последователей, около 20 % неврозов, с которыми им приходилось встречаться, являлись ноогенными по природе и происхождению [6]. Применительно к клирикам МП такой процент, пожалуй, должен зашкаливать…
Приведем теперь обширную цитату из Виктора Франкла о проявлениях ноогенного невроза:
«… Философия не есть просто сублимация секса: скорее секс часто служит удобным средством бегства как раз от тех философских и экзистенциальных проблем, которые осаждают человека. (…)
…Я утверждал, что сексуальное удовольствие может служить средством бегства от экзистенциальной фрустрации. В тех случаях, когда воля к смыслу фрустрирована, воля к удовольствию оказывается не только ее производной, но также и ее заменой. Воля к власти служит аналогичной и параллельной цели. Только если первоначальная забота об осуществлении смысла фрустрирована, человек стремится к удовольствию или удовлетворяется властью.
Одна из форм, которую принимает воля к власти — это то, что я бы назвал стремлением к деньгам. Стремление к деньгам объясняет многое в профессиональной сверхактивности вместе с сексуальной сверхактивностью, которые служат бегству от осознания экзистенциального вакуума. (…)
,.. Для тех людей, которые жаждут иметь деньги, как будто это может быть целью само по себе, «время — деньги». Они проявляют стремление к скорости. Для них более быстрая машина становится целью сама по себе. Это механизм защиты, попытка избежать столкновения с экзистенциальным вакуумом. Чем меньше человек сознает цель, тем скорее он старается ехать» [7].
Иллюстрации из текущей жизни РПЦ МП к этим мыслям знаменитого психолога читатель легко подберет самостоятельно (например: пресловутый брегет, Казанская семинария, московские авто-попы).
Рассматривая ту же проблему с точки зрения аскетики, можно увидеть, что описываемый Франклом ноогенный невроз вполне соотносится с действием страсти уныния (греч. — «акидиа», буквально: беззаботность, беспечность), поражающей всю полноту личности.
Преподобный Максим Исповедник указывает:
«Все другие страсти захватывают только либо яростную часть души, либо желательную часть, либо часть мыслящую, как, например, забвение и неведение. Уныние же, охватывая все силы души, приводит в движение почти все страсти. Поэтому оно из всех других страстей самое тягостное» [8].
Русский аналог слова «акидиа» обычно употребляется в смысле, несколько отличном от святоотеческого. Для большей ясности профессор А.И. Сидоров в комментариях к «Главам о любви» преп. Максима приводит варианты перевода «акидиа» в других языках: французский — «духовная лень» (paresse spirituelle), английский — «дух обескураженности» (the spirit of discouragement), «лень», «апатия», «дух беспокойства и неспособности приложить свои силы к какому-либо делу» [9].
Другой современный автор описывает разрушительное действие уныния для духовной жизни:
«Если с этой страстью тупо бороться, то она поборет. В какой-то степени ей можно противостоять, и это необходимо делать, как бы ни было тяжело. Но и это бесперспективно, она обязательно нас поборет. И кончится наша христианская жизнь, если ничего другого не предпринимать, тем, что через несколько лет мы совершенно уйдем из христианства или будем ходить в церковь иногда по праздникам, а наше увлечение христианством, юношеское или неюношеское, будет казаться чем-то прошедшим. А еще мы можем просто найти себе профессиональные занятия около церкви, которые на самом деле ни в какой степени не являются религиозными, но которые позволят нам как-то обретаться возле храма, но без всякой пользы для души» [10].
Изложенное выше имеет непосредственное отношение и к духовенству («казус Якубовского»). Впрочем, применительно к практикующим клирикам ситуация еще сложнее. Ведь им нужно исповедывать и просто выслушивать людей, отвечать на недоуменные вопросы (слово «миссионерство», напрочь испохабленное персонами вроде Кирилла Фролова, трогать не будем). Такая деятельность отнюдь не способствует борьбе с унынием и, соответственно, преодолению ноогенного невроза. Не случайно преп. Иоанн Лествичник указывает: уныние, «будучи само малодушно, внушает утешать малодушных» [11].
Остается задать извечный вопрос: «Что делать?». Это, пожалуй, каждый должен решить для себя сам. Но пытаться как-то выбраться из топкого болота, опираясь на кривую и надломленную трость корпоративных «понятий» МП, не просто наивно, а опасно для жизни, и не только духовной (за исключением, может быть, решившихся на подвиг юродства). Тот же Лествичник призывает: «Беги из Египта невозвратно, ибо сердца, обратившиеся к нему, не увидели Иерусалима, то есть земли бесстрастия» [12].
«Свиная мяса и котлы», предлагаемые Системой своим жертвам, только усугубляют течение ноогенного невроза. Ничего лучшего она дать не может — и от такой Системы действительно надо бежать, принимая необходимые санитарные меры. Ведь о губительности духовной антисанитарии предупреждал еще Псалмопевец: «… и со строптивым развратишися» (Пс. 17, 27).
Увлекаться же обличением поповских грехов, как это давно делают либеральные (а с недавних пор и официальные) СМИ, — дело, может быть, полезное для «текущего момента», но по большому счету неконструктивное и вообще немилосердное. Клирики РПЦ МП, даже сугубые грешники, прежде всего — пациенты, нуждающиеся во враче. Или — во Враче, исцеляющем даже те раны, которые «от закоснелости делаются неисцельными» [13].
Александр Гендриков.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Фрустрация — неприятное психологическое состояние, возникающее у человека при неудовлетворении значимых для него потребностей или неудачах в достижении значимых для него целей (Р.С. Немов. Психология. М.: Юрайт, 2013, с. 619).
[2] Д.А. Леонтьев. Виктор Франкл в борьбе за смысл // В. Франкл. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990, с. 11.
[3] В. Франкл. Экзистенциальный вакуум: вызов психиатрии // В. Франкл. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990, с. 312.
[4] Р.С. Немов. Указ. соч., с. 354.
[5] Блаженный Августин. Исповедь, I, 1.
[6] В. Франкл. Указ. соч., с. 313.
[7] Там же, с. 309–318.
[8] Преподобный Максим Исповедник. Главы о любви, I, 67.
[9] А.И. Сидоров. Комментарии // Преподобный Максим Исповедник. Главы о любви. М.: Сибирская Благозвонница, 2013, с. 170.
[10] Иеромонах Л. Восемь страстей: беседы в Великий Пост. [Б.м.]: Узкий путь, 2013, с. 49.
[11] Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, XIII, 6.
[12] Там же, III, 11.
[13] Там же, V, 30.
29 responses on “В поисках утраченного смысла”
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Это беда не одних попов. Написание подобных статей авторами и принятие близко к сердцу (как чего-то, с чем полностью согласен) их читающими из числа мирян — свидетельство пребывания в экзистенциальном вакууме (со всеми характерными для этого состояния последствиями) как первых, так и вторых…
«Это беда не одних попов». — Согласен.
«свидетельство пребывания в экзистенциальном вакууме»— и полного не понимания, что такое Царствие небесное. «Сегó рáди въ вáсъ мнóзи нéмощни и недýжливи, и спя́тъ довóлни» (1Кор.11:30).
Именно поэтому авторы подобного рода статей должны непременно отказаться от односторонней заострённости критики выставляемой на вид проблемы…
Кто захочет, тот увидит и свои недостатки, а кто не захочет, того не заставишь.
Мне как-то довелось послушать лекцию одного дьякона «о выгорании» (в Балаклаве, пару лет назад). Ну, чистейший бред и самооправдание собственной лени и бездумного отношения к вере. Так что, есть с чем сравнивать.
Статья действительно полезная.
С тем, что статья полезная (и даже умная), я не спорю — это действительно так. Не совсем нравится её, как я уже сказал, односторонняя критическая заострённость.
Автор этого не скрывал, а с первого предложения указал на тему своей статьи. Его озабоченность вполне объяснима, поскольку дезориентированный, лишенный духовного зрения священник представляет серьезную угрозу не только себе, но и тем, кто ему доверяет.
Если есть мысли и необходимость всесторонне раскрыть проблему, то не вижу препятствий. Пишите, опубликую.
Дезориентированный, лишённый духовного зрения мирянин представляет из себя опасность отнюдь не меньшую, чем обладающий аналогичными свойствами священник. Если не большую. Думаю, приводить Вам исторические примеры нет необходимости. Как нет никакой необходимости писать и какие-либо дополнения или уточнения к данной статье — тема раскрыта достаточно хорошо и глубоко. Нужно, на мой взгляд, просто слегка подкорректировать адресность высказываний автора, поменяв местоимение «они» на местоимение «мы». Вот и всё. И искать утраченный смысл совместными усилиями. Если мы хотим что-то в нашей жизни исправить…
«искать утраченный смысл совместными усилиями» — Вижу, что есть идеи. Поделитесь
Для начала нужно поменять «они» на «мы» 🙂 …
Ну, с этой идеей не ко мне надо обращаться, а к автору )
Вы выставляете позицию автора как свою собственную. Это очевидно.
Да, я разделяю точку зрения автора. Это факт.
В таком случае поясните мне, пожалуйста, что значит «бежать от такой Системы»?
что значит «бежать от такой Системы»? В предыдущем абзаце все подробно о бегстве и системе написано.
Мне же, в дополнение к тексту автора припомнились следующие слова Спасителя: «Иисýсъ же речé и́мъ: внемли́те и блюди́теся от квáса фарисéйска и саддукéйска».
О Системе сказано подробно, о вариантах бегства от неё — ничего. Если Вы согласны с автором в том, что он пишет по поводу самой Системы, что Вы (развивая идею автора) можете предложить в качестве этих самых вариантов? Я сам лично никуда бежать не собираюсь, мне просто интересно Ваше мнение. Я считаю, что любой невроз, в том числе и ноогенный, можно преодолеть с помощью веры, молитвы и добрых дел. С их же помощью этот самый невроз можно и не приобретать вообще — Система ведь воздействует на людей не каким-то непреодолимым образом…
«Я сам лично никуда бежать не собираюсь» Думал что же вам ответить? И не нашел ничего.
Печально. Вы мне всегда казались менее скудным на собственные мысли…
Вы никуда бежать не собираетесь, так что говорить не о чем.
То есть разговаривать Вы будете только с теми, кто пожелает побежать вместе с Вами? Публикацией таких статей Вы решаете проблему поиска единомышленников для побега? Призыв к сектообразованию?
Статья опубликована прежде всего для тех, кто ищет ответы на вопросы.
Про секты там ни единого слова и намека. Не выдумывайте.
Вы мастер уходить от прямых вопросов. Значит, статья для тех, кто ищет ответы на вопросы? У меня вопрос: что автор подразумевает под бегством от Системы и какими он видит варианты этого бегства? Поскольку сам автор прямого ответа на этот вопрос в своей статье не дал, я спрашиваю об этом Вас как человека, разделяющего с автором его высказанные взгляды. Вы же со мной разговаривать не хотите под предлогом моего отказа встать в один ряд с бегущими. То есть, попросту говоря, Вы не хотите отвечать на конкретные вопросы. Хотя от качества (глубины и убедительности) Ваших ответов могла бы зависеть и вариативность моей позиции. Вопрос (последний): зачем тогда публиковать такие статьи?…
В тесте есть ответы на все ваши вопросы, мне попросту нечего добавить.
Специально прочитал статью ещё раз. Не менее внимательно, чем в первый. Ответа на мой вопрос нет. Если не считать таковым более чем туманный, порождающий дополнительные вопросы, намёк на некие «санитарные меры». Если Вы и дальше намерены уклоняться от ответов на вполне резонные вопросы, возникшие в результате толчка с Вашей стороны, то тогда нам действительно не о чем говорить…
Выдержка из текста — ответ на ваш вопрос: «Остается задать извечный вопрос: «Что делать?». Это, пожалуй, каждый должен решить для себя сам».
Я решил остаться. Вы с автором решили бежать. Вот я вас и спрашиваю: каким именно образом вы решили это сделать? Чтобы не превратиться при этом в нечто наподобие секты. В ответ — тишина. Одно из двух: или вы никуда всерьёз изначально не собирались убегать, или вы передумали…
… Совещание пациентов в одной из палат психиатрической клиники.
— Всё, побег отменяется.
— Почему?
— Забор снесли…
«Я решил остаться. Вы с автором решили бежать. Вот я вас и спрашиваю: каким именно образом вы решили это сделать?» А вам зачем?
Вас ведь всё устраивает.
Мне — не за чем. Тем, кто готов бежать вслед за вами, могло бы пригодиться. Ведь такие люди подобные статьи тоже читают…
С заинтересованным человеком, по делу, говорить всегда полезно.
Не надо «разложение патриархийной» системы Надо простенько и ёмко: разложение.