Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Обряды в Православии
Православный форум Севастополя > Главное > Православие
Егор Комаров
я хочу чтоб эта тема была шагом к дискуссии с христианами, не принадлежащими к Православию или Католицизму. Очень часто нам в укор ставят наши обряды. Но не стоит путать магию или колдовство с обрядами. Мы спасаемся конечно же не своей обрядовостью. Не какая-то последовательность действий священника или мирянина ведет ко спасению, и не нарушение таковых ввергает в геенну. Богослужебная традиция Православия необыкновенно богата и разнообразна. Изучению литургики, наверно, можно посвятить всю свою жизнь. Естесственно, множество вопросов возникает и у самих православных. Если есть таковые вопросы, можно сообща попытаться на них ответить smile.gif
Очень хотелось бы активного участия в этой теме священнослужителей
Владимир Холодов
хорошая тема yesss.gif
Татьяна Родионова
Ну, что, и все? Дальше тишина? Боимся вопрос задать? Чем больше спрашиваешь, тем лучше.
Вопрос - откуда пошло поднимать руки священнику в алтаре во время евхаристического канона?
Только лучше, если ответит священник, а не Виталий. blink.gif
Егор Комаров
свяшенник воздевает руки не только во время Евхаристического канона smile.gif это внешний вид молитвенного обращения. Но не факт, что я прав. Батюшка, конечно, лучше объяснит
Владимир Холодов
в чем разница между парастасом и панихидой?
Ксения
Цитата(Владимир Холодов @ 31.10.2007, 10:15) *

в чем разница между парастасом и панихидой?


"Панихида, Лития, Парастас, и т.д. Панихиду (также называемую Парастас, Лития или Трисагион) для покойного служат:
- в похоронном бюро вечером перед похоронами;
- в дни особого поминовения: 9-ый день, 40-ый день, ежегодные годовщины, родительские субботы. Так как эти дни известны, вашему священнику (так же как регенту хора) нужно проситься совершить службу заранее.
- Лития (или Трисагион) для покойного может совершаться в конце почти любой службы. Однако, не положено петь Панихиду после воскресной Божественной Литургии." http://www.golubinski.ru/katehizis/requiem.htm
Лада
[/quote]- Лития (или Трисагион) для покойного может совершаться в конце почти любой службы. Однако, не положено петь Панихиду после воскресной Божественной Литургии." http://www.golubinski.ru/katehizis/requiem.htm
[/quote]

В некоторых храмах, где Литургия раз в неделю, просто нет других вариантов.
Егор Комаров
[quote name='Лада' date='6.11.2007, 19:09' post='3490']
[/quote]- Лития (или Трисагион) для покойного может совершаться в конце почти любой службы. Однако, не положено петь Панихиду после воскресной Божественной Литургии." http://www.golubinski.ru/katehizis/requiem.htm
[/quote]

В некоторых храмах, где Литургия раз в неделю, просто нет других вариантов.
[/quote]

как это нет? в субботу вечером, перед Всенощной smile.gif
Татьяна Родионова
Цитата(Виталий @ 4.11.2007, 1:06) *

Цитата(Татьяна Родионова @ 29.10.2007, 12:04) *

Ну, что, и все? Дальше тишина? Боимся вопрос задать? Чем больше спрашиваешь, тем лучше.
Вопрос - откуда пошло поднимать руки священнику в алтаре во время евхаристического канона?
Только лучше, если ответит священник, а не Виталий. blink.gif

Мало и без должного усердия, видимо, молюсь я о здравии рабы Божией...

biggrin.gif
Татьяна Родионова
Цитата(Виталий @ 4.11.2007, 1:46) *

Ну а пока будем отвечать как можем.

Слово «обряд» происходит от слова «обрядить», «облечь». И в таком смысле обряд пронизывает жизнь человека.


В церковном культе необходимо отличать форму, образ от сакраментального ядра. Как уже было сказано, «обряд» облекает таинства в ризы «священного искусства», он есть воплощение вечного в земном творчестве.

Заблуждением является обрядоверие, для которого культ – застывшая реликвия.
В связи с этим уместно напомнить слова прот. Александра Шмемана. Указывая на «литургический кризис» Византии, он пишет:
«Став «культовым обществом», существующим в культе и ради культа, церковное общество разучилось понимать, что, будучи выражением, созиданием и восполнением Церкви, богослужение всегда полагает Церковь перед лицом мира, являет ее назначение в мире: народа Божьего, оставленного в мире с Евангелием и миссией. Богослужение, престало быть и выражением Церкви по отношению к миру: как закваски, призванной поднять все смешение, как любви Божией, к миру обращенной, как свидетельства о Царстве Божием, как благой вести о спасении и новой жизни».




Так это ж прямо из конспектов по научному атеизму университете марксизма-ленинизма!
Я его заканчивала, дипломированный лектор-атеист!
Татьяна Родионова
Кстати, Андрей Кураев тоже из таких же воинствующих атеистов.
Вот только не надо меня тут учить, да еще таким менторским тоном со мной разговаривать.
Я могу признать только вас как историка, но как человека воцерковленного - с большим трудом. На это есть основания.
Татьяна Родионова
Так там учили "зерна от плевел" отличать. biggrin.gif
Татьяна Родионова
Когда уж вам фарисействовать -то надоест? Я вот все жду.
Ксения
ага, начали за здравие, а закончим за упокой...
все-таки, может Вы будете в отдельной ветке вести свои "задушевные беседы". Если у кого-то явно есть желание словесного спарринга, то пожалуйста, только по теме, а личные отношения можно и в личке выяснить.
Евгений А
Цитата(Ксения @ 12.11.2007, 19:25) *

ага, начали за здравие, а закончим за упокой...
все-таки, может Вы будете в отдельной ветке вести свои "задушевные беседы". Если у кого-то явно есть желание словесного спарринга, то пожалуйста, только по теме, а личные отношения можно и в личке выяснить.


Верно подмечено.
Татьяна Родионова
Вообще-то меня в университете марксизма-ленинизма учили просто. То, что не Таинство, - то обряд, что не обряд, то традиция или ритуал. biggrin.gif
Вот например, можно сколько угодно найти разных обрядов захоронения. Даже у православных.
Татьяна Родионова
или, например. обряд обручения.
Мне ведь не будут возражать. что это просто обряд.
Раньше именно обручение раскрашивалось народом при помощи обрядов. И Смотрины, и рукобитье, и сговор, только потом - обручение.
Ее запирали после этого дома, готовить приданое, а он рубил дом, копал пруд, и т.д.
Сейчас, к сожалению, от обручения до венчания - три шага по ковровой дорожке в церкви...
Владимир Холодов
Почему в праздник Сретения Господня принято совершать в храмах чин освящения свечей? Откуда это пошло?
Егор Комаров
на сколько мне известно, в древней Церкиви был обычай шествия со свечами. для этого шествия свечи благословлялись. сейчас шествия никакого нет, но есть стояние smile.gif только у наших соотечественников отношение к этим свечам какое-то... магическое.
Ксати католики благословляют свечи, а не освящают
Феврония
Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком (Лк. 2: 30–31). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).

В Православной Церкви сохранился только «Чин благословения свещъ на Сретение Господне». В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами «по часех, прежде начатия священныя Литургiи». В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».

Принесенные в этот день домой сретенские свечи возжигают во время молитвы, как и другие свечи, освященные в иные дни.
Егор Комаров
по этой же теме понравились два ответа на кураевском форуме.

Первый(взят с православие.ру):
"Обычай освящать церковные свечи в праздник Сретения Господня пришел в Православную церковь от католиков в 17 веке, когда митрополит Петр Могила правил «Требник для малоросских епархий». Для правки был в частности использован римский требник, в котором подробно описывался чин шествий с зажженными светильниками. Факельными шествиями западная церковь в свое время пыталась отвлечь жителей Рима от традиционных языческих празднеств, вкладывая уже новый смысл в это действо. В Православии чин освящения свечей совершался уже с другим смыслом: в память установленной Моисеем обязанности приносить в жертву Богу всякого первенца, а также как знак освящения и очищения мира истинным Светом Христова Евангелия.
Церковь предостерегает своих прихожан придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение: «Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от еще одного Светоча - света Вечной жизни, осеняющего этот путь». Сретенские свечи хранятся бережно весь год и возжигаются во время домашней молитвы.
"

Второй:
"В Настольной книге священно-церковнослужителя (разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики), издание "Лествица" года, кажется, 1999, репринт издания начала ХХ века сборника по материалам журнала "Руководство для сельских пастырей" на этот вопрос был такой ответ (не дословно, книги под рукой нет): "Чин этот в Великой России неизвестен. Смысла в освященнии свечей нет, т.к. свеча - это жертва, а жертва освящается жертвоприношением, т.е. в данном случае воззжением свечи. Введение этого чина скорее всего происходит от желания подороже продать "освященные" свечи (кстати, не раз в храмах видел ценник с примечанием "Свечи, освященные на Сретение. Цена... в общем, в три-пять раз выше точно таких же, но неосвященных.)
Обычай этот привносится в Центральную Россию под влиянием малороссийских священников и не должен поощряться священноначалием, по возможности искореняться"
"
Татьяна Родионова
Да, вот эти освещенные свечки меня всегда интересовали. Видела, даже однажды, как разрывали старательно целлофан, чтобы вода свечи окропила.
И еще меня всегда интересует, зачем крестики освящать?
Разве не Крестом всё освящается?

"Огради мя, Господи, силою Животворящего Твоего Креста и сохрани мя от всякого зла"...
Есть здесь какой-то оккультизм..., какое-то неверие.
Или в церковной лавке объявление - "Весь товар освящен!". Как реклама.
Марина
О товаре.
Вообще-то что в церковной лавке,то не товар. Где товар, там и прибыль. А с прибыли надо платить налоги. В церковной лавке по-моему не торгуют, а принимают пожертвование. Поэтому речь о товаре и цене на товар неуместна. А то могут быть проблемы с налоговой службой.
Ксения
Цитата(Марина @ 15.3.2008, 22:04) *

О товаре.
Вообще-то что в церковной лавке,то не товар. Где товар, там и прибыль. А с прибыли надо платить налоги. В церковной лавке по-моему не торгуют, а принимают пожертвование. Поэтому речь о товаре и цене на товар неуместна. А то могут быть проблемы с налоговой службой.

А в Украине разве Церковь не освобождена от налогов?
Марина
Насколько я понимаю, церковь освобождена от налогов с точки зрения налогового законодательства как неприбыльная организация поскольку живет на подаяние т.е. жертву прихожан, жертвователей за исполняемые требы. Внесение денег в церковную лавку в размере превышающем себестоимость "продаваемых" предметов фактически является жертвой за получаемые в лавке предметы культа и это является внутренним делом церкви и прихожан. Но это справедливо только до тех пор, пока церковь не начинает получать доход за счет коммерческой деятельности. В этом случае она подпадает под действие налогового законодательства как любое юридическое лицо со всеми вытекающими из этого последствиями. О наличии коммерческой деятельности и соответственно существовании дохода и говорит наличие товара и цены.
Татьяна Родионова
Кстати, когда читаешь церковные приходские книги. дореволюционные и даже до 1963 года - там так все расписано. Каждая свечечка на счету, каждая икона и т.д.
Интересно, сейчас так же скурпулезно все записывают и сдают в архив. И что можно будет по бухгалтерским записям понять через 70 лет?

До 1963 года исключительно прозрачно все было. Даже могу сказать, что настоятель Покровского собора - курил.
Есть записи, что ему давались деньги на папиросы.
Татьяна Родионова
Дочка ездила на крестины в Грецию. Рассказывает, что у греков есть очень интересный обряд. Ну, мало того, что на крестины одного ребенка собирается человек по 150-200, так еще во время Таинства, попы не скупятся на масло, обливают просто всего ребенка. Причащают почему-то только на третий день.
А вот мне очень понравилось то, что полотенце и рубашечкуЮ в которой крестили ребенка, после Причастия, стирают в море и сжигают за церковью. Это мне нравится больше, чем хранить ее всю жизнь. И красиво и удобно. Не надо над этим полотенцем дрожать.
Тит
В нашем городском монастыре тоже был красивый обряд.

Перед елеопомазанием на вечерней службе на каждого "надевали" красиво исполненный терновый венец. В узких кругах это получило название: "благословение на мученичество"...

А потом монахи сбежали и разразился банальный "денежный" скандал... Даже вскоре приехавший о. Андрей Кураев подтвердил, что про мученичество речи и не было... Бабло-с. smile.gif
священник Василий
??????
Татьяна Родионова
Цитата(Тит @ 31.5.2008, 20:22) *

В нашем городском монастыре тоже был красивый обряд.

Перед елеопомазанием на вечерней службе на каждого "надевали" красиво исполненный терновый венец. В узких кругах это получило название: "благословение на мученичество"...




С ума сойти. И что, архиерей сиё разрешал? А гвоздей не продавали?
AleXandr
Как-то смотрел передачу про монастыри Афона, где рассказывали традицию погребения. Умершего инока погребают и через определенное время открывают могилу. Если тело истлело то братия знает, что инок вел жизнь праведную. Могила с не истлевшим телом опять засыпалась, и братия молилась за усопшего. У нас святые мощи напротив нетленны. Однажды я спросил батюшку, почему так и поставил его в неловкое положение с ответом. С тех пор я некого не спрашивал. Ведь написано в псалме: не исследуй исследованное. А вопрос остался и как бывает иногда нет, да задумаешься. Вчера я взял в руки журнал «Православные монастыри» № 1 про Киево-Печерскую Лавру. Когда листал и смотрел фотографии то этот вопрос опять пришел, впрочем, я его отогнал и начал читать. И сразу попал на статью «Лаврские пещеры» где пишут ответ на этот вопрос! А дело вот в чем.
Оказывается у нас раньше тоже была такая традиция. Через 3 года открывали гробницу и проверяли остатки. Если они не истлевали, молились 2 года. Но дело в том, что оказалось, что для русского климата истлевание тела после погребение это обычное дело.
И проверить праведность, поэтому не возможно. Поэтому вскоре традицию эту прервали. В Печерском монастыре Господь стал прославлять многих угодников Своих именно нетлением мощей.
Также в статье написали и про пр.Серафима Соровского, мощи которого истлели. Помогло личное поручительство императора
Николая II , в свою очередь доверившегося будущему священномученику преподобному Серафиму Чиганову.
священник Евгений
"На Афоне существует очень древний обычай: через три года после погребения останки монахов выкапывают и осматривают. Если кости — белого цвета, чистые, значит, умерший монах угодил Господу Богу. Если кости — желтые, значит, он сверх того был еще и подвижником высокой духовной жизни. Если же тело осталось нетленным, кожа светлая, а от мощей струится благоухание — это, без сомнения, святой человек. Бывают, однако, случаи, когда, вскрыв могилу, тело находят нетленным, но совершенно черным, издающим невыносимое зловоние. В последнем случае, как показал многовековой опыт, это означает, что монах умер, не покаявшись от всего сердца в тяжелых грехах, а потому не прощен Богом. Сожалея об ужасной участи, постигшей умершего, братья рассылают по всем монастырям, скитам и кельям Афона записки с просьбой о сугубых молитвах за скончавшегося в таком плачевном состоянии. Его останки снова закапывают в могилу, и весь Афон усиленно молится за него еще три года.
Когда же проходят и эти три года, могилу открывают вновь. И, как правило, за молитвы всех афонских братьев Господь все-таки милует нерадивого монаха. В этом случае находят одни лишь белые косточки. Слава Богу, значит, простил его Господь! Останки вынимают, на лобной кости черепа тушью пишут имя усопшего и кладут, как положено, на полку в "костнице" (специальное помещение под кладбищенским храмом). Очень часто могилы на Афоне используют многократно, т.е. после изъятия останков в них погребают других умерших братьев.
Но иногда случается, что нетленные черные "мощи" даже после сугубых молитв всех афонитов не истлевают и продолжают смердеть. Велики, видимо, грехи умершего, не принимает Господь молитв афонских братьев, и тогда выбрасывают эти останки в море как можно дальше от берегов Святой Горы" (из книги игумена N "Сокровенный Афон").

Полный текст этой интереснейшей книги здесь:

http://azbyka.ru/tserkov/monashestvo/igume...on_01-all.shtml
AleXandr
Батюшка спасибо вам за ссылку.
Егор Комаров
только это не обряд, а традиция. не совсем по теме
Татьяна Родионова
Видимую форму Таинства, его "плоть" составляют обрядовые священнодействия. Они играют роль посредника между Богом и человеком. Через обряды приходит к человеку благодатное освящение. которое достигается молитвой призывания Святого Духа.
Молитвы сообщают обрядовым формам таинства их священное значение. Только через слово молитвы действие становится священнодействием, ряд внешних процессов - обрядом. явственное - Таинством, ибо "повседневное словом сокрывается в тайну".
Татьяна Родионова
В каждом Таинстве человек ищет "Царствия Божия и правды Его"(Мф 6, 33).
Чтобы человек дошел до этой вершины участия в Таинстве, вкусил благ Небесных и освященным, духовно обновленным вернулся к трудам повседневной жизни, Святая Церковь определяет совершать при богослужении Таиств священнодействия и обряды.
Обряды в этом случае представляют собой "лестницу", по которой человеческое разумение восходит от земного к горнему и нисходит от горнего к земному. По ней ум "снует" между Небом и землей.
Обряд помогает человеку вступить в общение с Богом и остаться в живых. В этом смысле обряд необходим как путь восхождения к святыне Таинства. и без него мы не добрались бы до святыни. А добравшись, получив дар Небесный и святой, мы посредством обряда возвращаемся от святыни в жизнь и без обряда не смогли бы снова участвовать в ней.
Павел Флоренский.
Татьяна Родионова
" Обряд (взятый сам по себе (- говорит священник Павел Флоренский, - есть осуществленная ориентированность на Бога, во плоти пришедшего, всей нашей жизни".
В таких явлениях жизни, как великое освящение воды в канун и самый праздник Крещения Господня- Богоявления, малое освящение воды, иноческий постриг, освящение храма и его принадлежностей. освящение дома плодов и вещей. во всем этом и многом другом Святой Церковью усматривается та же тайна жизни: Бог дарует человеку святое содержание жизни своим приближением к нему. "вход, яко в дом Закхея" (из молитвы на освящение дома).
Татьяна Родионова
Христианские обряды условно делятся на три вида.
1. Обряды богослужебные - это те священнодействия, которые являются частью литургической жизни Церкви: помазание верующих освященным елеем на утрени, великое освящение воды, освящение артоса в первый день Пасхи, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и т.д.
2. Обряды, освящающие житейские нужды людей: поминовение усопших, освящение жилища, продуктов (семян, овоцей), благих начинаний (поста, учения, путешествия, строителства дома).
3. Обряды символические. Они служат для выражения различных религиозных идей и воспринимаются православным сознанием как путь к Богообщению. Так крестное знамение совершается в воспоминание крестных страданий Христа Спасителя и вместе с тем служит реальным способом ограждения человека от влияния злых демонических сил.
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.