6 ЯНВАРЯ
Рождественский сочельник (кутейник), канун Рождества
Наступают морозы.
Сильные холода сулят надежный урожай.
Ясные дни – к хорошему урожаю.
Коли в кутью тропинки черны – урожай на гречу.
Снег на земле, что навоз для урожая.
Большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля – к хлебородию.
Звезды на рождественский кутейник – к урожаю черницы.
Если звезды редки, то и ягод мало будет.
В кутейник, перед рождеством как по дороге звездочки блестят, то грибы и ягоды будут (Пинежъе).
Если Млечный Путь на небе полон звезд и светел – к вёдру.
Млечный Путь тусклый – к ненастью.
Какова в этот день опока на деревьях, таков будет цвет на хлебе.
Если перед рождественским сочельником случится иней, то хлеб сеют только до Петрова дня (12 июля), а если иней случится после сочельника, то сеют и после Петрова дня.
За сколько дней до Рождества случится иней, за столько дней до Иванова дня (21 мая) погода будет благоприятна для весенних посевов (Воронежская губ.).
В навечерие Рождества жгли костры, что связывалось с представлением о возрождении солнца, а начале нового солнечного года. Сами крестьяне объясняли этот обычай таким образом: «Под Рождество и под Крещение жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались» (Курская губ.).
«На дворах зажигают огни, полагая, что усопшие родители приходят обогреваться и что от этого огня пшеница народится ярая».
«Первый день Рождества среди дворов сваливается и зажигается воз соломы», так как «умершие в это время встают из могил и приходят греться. Все домашние при этом обряде стоят кругом в глубоком молчании» (Тамбовская, Орловская губ.).
«На первый день Рождества Христова, по отходе утрени «родителей греют». Село залито огненным морем, дым большими столбами подымался кверху, все старались быть безмолвны». Среди каждого двора кладется воз или более соломы, которая после службы в церкви и поджигается. «Делается это для того, чтобы умершим родственникам не было холодно лежать в мерзлой земле в рождественские морозы».
Накануне Рождества вновь гадают и проделывают целый ряд магических действ.
Под Рождество кладут в чашку кутью и мед, затем каждый кладет свою ложку углублением вниз, ставят поверх пирог и накрывают скатертью. Утром, придя из церкви, смотрят: чья ложка перевернулась, тот умрет (Воронежская губ.).
Семья собирается за столом, выставляют кутью с сытой, овсяный кисель. «Во время ужина кто-либо из членов семьи, чаще всего хозяин, открывает окно или выходит в сени и кличет мороз:
– Мороз, мороз! Иди в хату есть кутью (или кисель). Зимой ходи, а летом под колодиной лежи!
Таким призывом думают умилостивить мороз, чтобы он весною не побил ярового хлеба, капусты и огурцов» (Псковская губ.).
Ужину в рождественский сочельник придавалось большое значение. Избу обычно тщательно убирали, стол застилали чистой скатертью, ели в торжественном и строгом молчании, при этом крестьяне заставляли ребят «лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры».
В эту же ночь обильный корм давали скоту.
Первый блин в сочельник – овцам.
В некоторых местах под Рождество не кормили кур, чтоб огородов не копали.
От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц нельзя – грех. С охотником несчастье случится.
Перед Рождеством все деревья в садах обвязывали соломенным «перевяслом», чтобы они хорошо родили. На Кутью ткать грешно.
На свят вечер тугие клубки пряжи мотать, чтобы кочны капусты тугие были.
Воры стараются аккуратнее стащить какую-либо вещь в ночь под Рождество: после этого успех воровства считается обеспеченным, несмотря на самые рискованные предприятия, во весь круглый год (Тамбовская губ.).