Беседы и поучения
Старца Сампсона

Некое чадо мое духовное, монахиня, спрашивает: сколько раз ей в году причащаться Святых Христовых Тайн. В 1961 году, когда она была обращена из язычества в христианство, она имела извещение во сне, по которому можно было судить, что ей надо почитать каждый десятый день ежемесячно. И я поэтому ей вменил в обязанность каждый месяц 10 числа приступать к Святой Чаше. В 1965 году она удостоилась после длительного покаяния и проверки пострижения в мантию. Сейчас она монахиня, и вот она настойчиво добивалась все время причащаться во все Господские и Богородичные праздники. Я этому конечно препятствовал. И вот на ее настойчивое письмо, - когда ей причащаться, - я ей пишу закон, т.е. святое послушание: "Монаху-не схимнику благославляется приступать к Святым Христовым Тайнам в Рождественском посту 2 раза, в Великом посту 2 раза, в петровом посту 1 раз, в Успенском посту 1 раз, в день монашеского Ангела - 1 раз и в День Святой Троицы". Таким образом, 10 раз в году. Если по тяжелой болезни, по вызову священника на дом приступить, то благославляется, конечно. Самое важное вот что: боятся причащаться Святых Христовых Тайн себе в осуждение. И этого как раз мы не боимся. У нас об этом заботы никакой нет.
- подготовки нет?
- Дело не в подготовке, не в чтении правила накануне, а в состоянии нашего сердца и совести. В осуждение себе мы прчащаемся Святых Христовых Тайн вот когда:
Во-первых, от своей дерзости, когда грех в нас сидит от самооправдания, плохого покаяния на исповеди. На исповеди самоанализ - это не есть еще покаяние. И очень часто мы покрываем свою испповедь самоанализом и этим стараемся лукаво извенить и оправдать себя, вместо оплакивания и осуждения греха. плохое покаяние на исповеди - без ненависти ко греху, без обета себя беречь от греха, избегать грех и искать все возможное, чтобы отучиться от греха, чтобы грех оставить;
Во-вторых, непрощение сердцем, следовательно, неоправдание сердцем и сознанием своего обидчика, досадителя, искусителя. Когда у нас есть нечто на кого-то, и у нас нет никакой заботы об этом, то мы все-таки причащаемся в суд и осуждение;
В-третьих. Если при отсутствии ненависти и проклятья к "любимой" страсти, к любимому греху, мы приступаем к Святым Христовым Тайнам;
В-четвертых. Небрежность к Самому Господу Богу - неблагоговеинство, дерзость, безстрашие, маловерие и неверие - ради исполнения чина. Наступает Великий праздник, а у нас какой-то обычай ради праздника приступать к Святым Христовым Тайнам, не имея никакого тщания и очищения сердца. И мы приходим после Святых Христовых Тайн помраченные, серые, грусные, печальные и сами не знаем, почему;
В-пятых. Втайне, сознательно и намеренно, зная за собой смертный грех, привычку смертную, - перед причащением мы только анализируем, но не жалуемся и не даем обет исправиться, избегать, искоренять.
Вот эти пять причин, которые у нас бывают очень часто, когда мы причащаемся в суд и в осуждение себе!