Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Тихон (Шевкунов)
Православный форум Севастополя > Главное > Православие > О вере и Церкви
Сергий Арсеньев
Цинизм – болезнь профессионального православия

Архимандрит Тихон(Шевкунов) о кризисе веры.

Цитата
Я как-то попутешествовал по православным форумам, и просто не по себе стало, с какой циничной злобой православные люди, считающие себя весьма церковно образованными, относятся не только к духовенству, которое они вообще ни во что не ставят, но и к самым благочестивым мирянам.

- Говорят: «православнутый» и «православие головного мозга»…

- Эти термины, боюсь, вышли не откуда-нибудь, а из православной среды. Потому что вот так изощренно уколоть могут только «свои». Впрочем, как бы то ни было, но подхвачены они в нашей среде с энтузиазмом. А вот это по-настоящему тревожное явление в нашей христианской общине. К тому же, постепенно мы сами начинаем смотреть на себя и окружающих именно через призму подобных уничижительных представлений.


http://www.pravmir.ru/cinizm-eto-bolezn/
Евгений А
Спасибо. Статью эту уже читал, особого интереса не вызвала. Не думаю, что цинизм это болезнь, это скорее защитная реакция на лицемерие в церковной жизни, на подмену понятий, на извращение духа.

Цинизм отсутствует у неофита, он появляется тогда, когда в определенный момент исчезают розовые очки и человек сталкивается с неприглядной реальностью приходской жизни, и встает перед выбором, уйти (в секту, в мир, и очень многие, так и делают) или стать циником (обрости толстой кожей) и остаться в лоне Церкви. Тот, кто выбирает первое теряет веру и уходит. Об этом уже открыта тема на нашем форуме "Инвалиды духовной войны".
Есть еще один вариант, это примкнуть к партии фарисеев, и заткнув собственную совесть согласиться с предлагаемыми условиями "Игры в православие".

Лучше быть циником, чем считать трагикомедией личную трагедию ушедших в Мир (раскол) монахов. Если кто-то уходит из Церкви, то основная вина лежит на оставшихся, к тому же нельзя забывать, что границы видимой Церкови, очень сильно отличаются от Царствия Небесного, и не факт, что тот, кто остался в видимой Церкви, на самом деле являлся её истинным членом по своей жизни.
Аника
Цитата(Евгений А @ 22.10.2010, 2:04) *


Лучше быть циником, чем ...

Не думаю, что цинизм -душеполезен. ИМХО: от гордыни он.
Евгений А
Цитата(Аника @ 22.10.2010, 15:32) *

Не думаю, что цинизм -душеполезен. ИМХО: от гордыни он.

а о полезности, я не писал wink.gif , а только о выборе между лицемерием и цинизмом. Понятно, что и то, и другое не приближает к Богу.
Сергий Арсеньев
Цитата(Евгений А @ 22.10.2010, 15:50) *

а о полезности, я не писал wink.gif , а только о выборе между лицемерием и цинизмом. Понятно, что и то, и другое не приближает к Богу.

Оно не то что бы не приблежает ,оно очень быстро отдаляет от Бога.
Сергий Арсеньев
Цитата(Евгений А @ 21.10.2010, 20:04) *

...и встает перед выбором, уйти (в секту, в мир, и очень многие, так и делают) или стать циником (обрости толстой кожей) и остаться в лоне Церкви. Тот, кто выбирает первое теряет веру и уходит.



Тот кто выбирает второй вариант ,тоже теряет веру и отдаляется от Бога,ибо цинизм и Православная вера понятия не совместимые.Цинизм это проявление,высокомерия,гордыни,высокоумия,он рождается от гордости,это путь опасный ,потому как человек пораженный им,не видит и не хочет видеть своих страстей,а если видит и не хочет исправлять их,так это прямое противление Богу,что есть путь погибельный. Вот Вам третий вариант о котором Вы не упомянули : выискивать неприглядности не прихода, прихожан и клира,а свои неприглядности ,выискивать их и бороться с ними нещадно во славу Божию.У нас их такое множество, борьбы хватит на всю жизнь,и времени высматривать чужие недостатки просто не останется.Переключить так сказать энергию на себя,внутрь себя.
Евгений А
Цитата(Сергий Арсеньев @ 24.10.2010, 17:35) *

Вот Вам третий вариант о котором Вы не упомянули : выискивать неприглядности не прихода, прихожан и клира,а свои неприглядности ,выискивать их и бороться с ними нещадно во славу Божию.У нас их такое множество, борьбы хватит на всю жизнь,и времени высматривать чужие недостатки просто не останется.Переключить так сказать энергию на себя,внутрь себя.

- "Вы тут самые умные? Это вам кто нибудь сказал, или вы сами решили?" © х/ф "Кин-Дза-Дза". smile.gif

Спасибо конечно. Но вы не находите странным, что далеко не все святые молчали "в тряпочку" при виде беспределов внутри Церкви? Ваше видение имеет место наравне с многими другими. Вы же, не претендуете на истину в последней инстанции? Думаю, что нет.

В Новом Завете есть немало о фарисеях (их закваске), саддукеях(атеистах) и лжебратиях и ничего с тех пор не изменилось, там же, есть хорошие рекомендации, как выстраивать с ними отношения. wink.gif
Татьяна Родионова
Встречала термин "православие головного мозга". Но он необидный , лично, например, для меня. Мы ж этого и добиваемся.
И чего злопыхать понапрасну.
А православнутый . ну и что, мы же тоже пишем иногда "адвентисты выходного дня" или там "рерихнутый".
Так быстрее и проще понять степень, например. воцерковленности.
Если, к примеру, неверующий человек скажет про кого-то "православнутый", я просто знаю точно. что он говорит о неофите, который перегибает палку во всем.
А если неверующий скажет про кого-то "Православие головного мозга" - это свой человек. Такого православного уже с пути не свернешь.
Все просто.
Евгений А
Ерунда это всё. Кто, кого, как называет - не важно.

Вот когда на "черное" говорят "белое", и при этом пытаются заткнуть рот, прикрываясь мнимой благочестивостью - это совсем не ерунда.
Сергий Арсеньев
Конечно не претендую.Просто решил добавить вариант ,который Вы не упомянули.Ведь он имеет право на существование,не так ли.Вы ведь столь категорично заявили о трех вариантах решения человека при сталкновении его с "неприглядной реальностью приходской жизни"(быть лицемером,стать циником,уйти в секту),все они как мы выяснили отдаляют человека от Бога.Вариант при котором мирянин продолжает бороться со своими страстями,занимается спасением своей души, а суд над священнослужителями оставляет Господу,может только лишь приблизить человека к Богу,разве не так.
Цитата
Но вы не находите странным, что далеко не все святые молчали "в тряпочку" при виде беспределов внутри Церкви?

Думаю нам не стоит равнять себя со святыми.Никогда не следует укорять и осуждать других,если мы не призваны к этому по своему положению и должности."Не судите,да не судимы будете".
Евгений А
Цитата(Сергий Арсеньев @ 25.10.2010, 18:43) *

Вариант при котором мирянин продолжает бороться со своими страстями,занимается спасением своей души, ...

Хороший вариант
Цитата(Сергий Арсеньев @ 25.10.2010, 18:43) *

может только лишь приблизить человека к Богу,разве не так.

а, вот это не факт. Хорошее поведение и высокая мораль не открывает двери в Царствие Небесное, т.к. не являются исполнием Закона.
Цитата(Сергий Арсеньев @ 25.10.2010, 18:43) *

Думаю нам не стоит равнять себя со святыми.

Заблуждаетесь. Нам, как раз, на святых и надо себя ровнять. К примеру, если бы святой Максим Исповедник, придерживался вашей точки зрения, Православием считалось бы монофелитство (одна божественная природа во Христе).
Цитата(Сергий Арсеньев @ 25.10.2010, 18:43) *

Никогда не следует укорять и осуждать других,если мы не призваны к этому по своему положению и должности.

а, кто из принявших крещение не призван?
Насчет же "положения и должности" читайте слова Христа: «Кто хочет между вами быть бОльшим, да будет вам слугою» (Мф.20,26). В контексте вашего сообщения это в первую очередь касается священников. Их силой в слуги никто не тянул, а слугам не свойственно командовать, у них другая функция.
Цитата(Сергий Арсеньев @ 25.10.2010, 18:43) *

а суд над священнослужителями оставляет Господу,

только над ними, они что особенные? Это вроде бы на всех распространяется.
Цитата(Сергий Арсеньев @ 25.10.2010, 18:43) *

"Не судите,да не судимы будете".

Чтобы рассуждать над заповедями надо понимать их смысл, а не знать, это очень больная разница.
Евгений А
Теперь бы еще выяснить, что значит "профессиональное православие" и почему оно болеет?
Владимир
Насчет кризиса веры.
Вот мне непонятно, архимандрит Тихон разве не читал устав церкви? Там ни слова нет о духовных ценностях. Нигде не прописаны обязанности причета с т. з. морально-этических норм, заботе о нуждах прихожан/захожан, просто посетителей церкви в конце концов. Только обязанности прихожан по содержанию структуры, участию в управлении (что реально делается по -советски, т.е. келейно). Фактически декларируется обычная общественная организация с членскими взносами и наличием собственности у этой организации (именно у нее, не у членов организации). ИМХО, церковь как организация/структура взяла максимальное количество признаков "загнивающего социализма". Отсюда и цинизм прихожан/захожан. Это не гордыня, это уныние. Гордыня - это цинизм причета, по большому счету.
Я конечно понимаю, что сказано "делайте, что говорят, а не что делают" и Арий был безукоризненной нравственности (что в конечном счете и дало нам ислам), но тогда к чему сетования причета о кризисе веры, ежели кризис начался сверху.


Цитата
Особенно ярко кризис веры, о котором Вы говорите, виден на наших подростках. В 8-9 лет дети ходят в церковь, поют на клиросе, поражают и умиляют всех вокруг, а в 14-16 лет многие, если не большинство, перестают ходить в храм.

- Почему так происходит?

- Детей не познакомили с Богом. Нет, их, конечно, познакомили с обрядами, церковнославянским языком, с порядками в храме, житиями святых, священными историями, переложенными для детей. Но с самим Богом не познакомили. Встречи не произошло. И получилось, что и родители, и воскресная школа и, как это ни печально, священники строили дом детской веры «на песке» (Мф. 7, 26), а не на камне – Христе.
Как же происходит, что дети не замечают Бога при всех самых искренних попытках взрослых привить им веру?


Жамечательно. А то что вера у прививающих даже не на песке, а вообще в лучшем случае на воздухе - это ничего. И откуда уверенность, что "дети не замечают". Прекрасно все замечают, и искренность попыток, и наличие самой веры у прививающих, и сам характер этой веры. И абсолютно адекватно реагируют на то, что видят. Копируют прививающих. И это бы еще ничего, хуже то, что они воспринимают в процессе прививаемое как одно глобальное надувательство. А это уже черевато...


А насчет:
Цитата
Очень часто цинизм – это болезнь профессионального православия.

О том и речь. Если смысл деятельности - карьера, то что вы хотите от профессионала?
Евгений А
Цитата(Владимир @ 8.11.2010, 19:45) *

Насчет кризиса веры.
Вот мне непонятно, архимандрит Тихон разве не читал устав церкви? Там ни слова нет о духовных ценностях. Нигде не прописаны обязанности причета с т. з. морально-этических норм, заботе о нуждах прихожан/захожан, просто посетителей церкви в конце концов. Только обязанности прихожан...

Владимир - гениально, и чётко!


Когда делают уборку в многоэтажном доме, то сверху мести начинают. cool.gif
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.