Это тот самый, "православный" гламур, о котором
говорил отец Николай.
"Все это развивается в Европе и вырабатывает определенный вкус,
определенный сироп, которым можно смазать, что угодно. Смотришь – и все получается".
"У ГЛАМУРНОГО "ПРАВОСЛАВИЯ" ВСЕ ШАНСЫ ПОБЕДИТЬ"
Мы живем в эпоху потребления, и так или иначе, это задевает людей, которые ходят в церковь, или занимают какие-то места в церкви, или причастны к клиру…
Это сказывается и на церковном сознании, из этого вытанцовывается «формат европравославия», «тренд на святость», «на счастье», «на успех».И одно слово об альтернативе. Это политическое политправославие, это православие реальности, это православие земли и конкретного контекста. Ведь гламуру, как и уранополитизму, очень невыгодно видеть святого в том контексте, какой он есть.
Во-первых, он жил в сталинский период, во-вторых - он мог быть лоялен к тем или иным политическим моделям, он поступал конкретно в этой ситуации. И с этим надо работать, с этим надо считаться, это надо как-то объяснять.
Уранополитизм сразу выводит на небо, а гламур полирует так, чтобы ничего от этого не осталось. И, в конце концов, мы начинаем получать то, что опознать в координатах нормативного церковного сознания невозможно. Эти проблемы есть, и они сказываются на опознании фигур святых XX века. И от нас, как от православных людей, требуется усилие ума и сердца - в полном объеме. И подтягивание своей исторической, культурной, и главное - церковной памяти, чтобы разрешить эти препятствия.
Хотя, на мой взгляд, гламурное "православие" победит... Там все силы. Текст из выступления отца Николая Доненко в Херсонесе, на VI Международной конференции по Церковной археологии.