Цитата(Родомир @ 2.11.2009, 19:21)
Что это за дисциплина, в чем ее смысл?
Определение из Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%82Аске́за (от греч. ασκεσις — «упражнение») — вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов,
Ссылка на филосовско- религиозный словарь: http://duhpage.sed.lg.ua/Biblioteka/DuhSlo...ovar01/a.htm#52АСКЕТИЗМ(от греч. askesis - упражнение) - термин *стоиков и др. древних философов для обозначения
системы практических мер, направленных на обуздание порока и укрепления *добродетели. Это меры самоограничения и воздержания, благодаря которым человек преодолевает себя, духовно возрастает в познании Высшего и достигает полнокровной духовной жизни.
Цель аскезы - бесстрастие (*апафея), но критики философского аскетизма отмечали, что главная страсть - *гордость (гордыня) - остается незатронутой, что аскетизм, не просветленный христианской любовью, может соблазниться ожесточением сердца.
Христианский аскетизм означает иное: отвергнуть себя, взять на себя крест и следовать за Христом (Мк 8.34), исполнять Его заповедь о любви, отдать себя целиком на служение Богу и ближнему. Все остальное прилагается - постоянная самодисциплина, пост, молитва, воздержание, добровольная бедность и пр. К монашеству это не обязывает, но многие не находят иных путей для аскезы, кроме как в монашестве.
"
Цель христианского аскетизма - не ослабление плоти, а усиление духа для преображения плоти" (Вл.Соловьев). Быть *личностью, по Н.Бердяеву, значит быть аскетом: "Аскеза в сущности должна означать активное выявление и охранение форм личности, ее образа, активное сопротивление власти мира, желающего растерзать личность, поработить ее".
Родомир. Извините, но есть разъяснения более подробные и понятные, на мой взгляд, чем я бы Вам объясняла. Поэтому даю ссылку на сайт:
http://www.pravoslavie.ru/put/29431.htmЦитата об аскезе, её цели, и назначении:Цитата
Человек не сохранил своего достоинства, но впал в грех, и тем самым нарушилось его бытие, исказилась его природа как в материальной, так и в духовной части. Сын Божий, Господь Иисус Христос, воплотился и стал истинным человеком, не переставая быть истинным Богом, и совершил на кресте дело спасения человека, открыв ему путь к Богу, к дарованному изначала блаженству и восстановлению помраченного грехом естества.
Для того чтобы успешно пройти по этому пути, человек должен, во-первых, войти в ковчег спасения – Церковь Христову, а во-вторых, приложить усилия со своей стороны, направленные на то, чтобы устранить в себе все, что препятствует соединению с Богом.
Аскеза является средством для достижения этой цели, и, поскольку все части человеческого естества поражены грехом, все они должны стать объектом аскетического делания на пути к святости. Прохождение этого пути предполагает определенную последовательность, постепенность, наличие особых законов духовной жизни.
Цель аскезы в отношении тела – подчинить его духу, как пишет святитель Феофан: «И в духовном [человеке] плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права: на пищу – через пост, на сон – через бдение, на покой – через непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств – через уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух»[13].
Аскеза в отношении души состоит в освобождении от дурных, греховных действий и в совершении добрых. Душа имеет собственные страсти: гордость, ненависть, зависть, гнев, уныние и другие – от них надлежит избавляться.
Аскеза затрагивает и каждую часть души. Так, в отношении воли человеку для спасения необходимо отучиться от пагубного своеволия и волевым решением подчинить свою волю воле Божией, что и составляет акт веры, которым человек признает, что доверяет Богу больше, чем себе, и вверяет себя Его воле. Поэтому «в какой мере кто отсекает и смиряет свою волю, в такой же мере он идет к преуспеянию. А чем упорнее держится собственной своей воли, тем более наносит себе вреда»[14].
Аскеза затрагивает и область ума. «Ум постоянно нуждается в следующих четырех добродетелях: в повержении себя пред Богом неоскудною молитвою; в умерщвлении беспристрастием ко всякому человеку; в полном отвержении осуждения ближних»[15].
Затрагивает она и область сердца, поскольку, «сердце, отравленное грехом, не перестает рождать из себя, из своего поврежденного естества, греховные ощущения и помышления»[16]. Поэтому «вся сила христианской жизни состоит в исправлении и обновлении сердца»[17], совершаемом через покаяние.
Одним из главных аскетических деланий, затрагивающих в той или иной степени все части человеческого естества, является молитва, достигающая совершенства в практике исихазма, который представляет собой опыт возведения всего человеческого существа к Богу через молитвенное богообщение.
Человек не способен совершить аскетические подвиги своими силами, ему необходима Божественная помощь, подаваемая в виде благодати через таинства Церкви, главное из которых – евхаристия.
Во время правильного аскетического и молитвенного делания преодолевается внесенное грехом разобщение между разными частями человеческого естества, особенно между сердцем и умом, и «ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе»[18]. А «когда ум и сердце сделаются обителью Бога… тогда, естественно, делаются Его обителью и душа, и тело»[19]. Тогда человек становится духовным, он весь обновляется, делается иным и по уму, и по сердцу, и по воле, и по телу.
Это состояние преображенного человека называется святостью или обожением.