Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Проблема автокефалии УПЦ МП
Православный форум Севастополя > Разное > Общественно-политический раздел
Татьяна Родионова
1. Стороннники и противники автокефалии
Перефразируя известное выражение, можно сказать так, если мы не будем касаться автокефалии, автокефалия коснется нас. И коснется как результат деятельности тех людей, которые прилагают свои усилия в направлении "совершенствования канонического статуса Украинской Православной Церкви(УПЦ)". Эти люди и есть так называемые активные сторонники автокефалии.
Попробуем очертить в общих чертах круг активных сторонников автокефалии. На первом месте среди них следует ряд архиереев и клириков УПЦ, имеющих непосредственное влияние на события церковной жизни. Многие из них не скрывают своих чаяний и уже сейчас активно проводят в церковную жизнь изменениния, соответствующие, по их мнению, и одновременно подготавливающие автокефальный статус Украинской Церкви. Среди таких нововведений особенно выделяются следующие. Во-первых, прибаление к титулу Блаженнейшего слов "и отца нашего". В течение семи лет употребление этих слов насаждалось почти во всех епархиях в устной форме, без каких-либо письменных указаний. Когда же в результате этих усилий сформировался как бы обычай такого поминовения, эта формула была предписана решением Синода УПЦ в мае 2007 года. Во-вторых, практикуется и оправдывается непоминовение Святейшего Патриарха за богослужением в ряде епархий. Из этой же серии нововведений, только еще более тяготеющее к каноническому нарушению- отсутствие имени Патрирха Московского на некоторых антиминсах, изготовленных в Киевской митрополии, и даже уже кое-где употребляющихся в богослужении.
Татьяна Родионова
К активным сторонникам автокефалии можно отнести также некоторых архиереев и клириков Константинопольского Патриархата украинского происхождения, отличившихся весной 2005 года скандальными заявлениями о том, что территория украины является канонической территорией Константинополя.
Татьяна Родионова
Президент Украины, чиновники разных рангов и некоторые депутаты активно лоббируют идею автокефалии. Тут нужно сказать, что на Украине в отличие от России вообще не стоит проблема атеистического наследия советского прошлого. В России такая проблема присутствует, и поэтому там уже ни один год идет настоящая борьба за преподавание в школах предмета, рассказывающего о христианстве. о православии. На Украине все боло гораздо проще: президент подписал указ, парламент поддержал и в итоге в начальных классах общеобразовательных школ введен обязательный предмет - "христианская этика". Это вроде бы неплохо. Но неравнодушие политиков к церковным проблемам простирается и на участие во внутренних делах Церкви, что порой ставит иерархов в очень трудное положение, вынуждает принимать специальные постановления, обращенные к правительству.
Здесь ммммммммможно упомянуть и о совместных межконфессиональных молениях, устраиваемых государством, и о создании специального комитета "За Поместную Церковь" в украинском парламенте - Верховной раде, неоднократных контактах правительства с Константинопольской Патриархией и многое, многое другое.
Татьяна Родионова
Помимо так называемых активных сторонников автокефалии существуют еще и те члены УПЦ, которые особенно не дорожат своей принадлежностью к Московской Патриархии, и хотя, и не предпринимают активных действий, но при первой представившейся возможности безболезненно покинут юрисдикцию Русской Православной Церкви. Их можно назвать пассивными сторонниками автокефалии. Если первые - идеологи, то вторые - конъюктурщики.
Что объединяет все те различные группы людей, которые мы называем сторонниками автокефалии? Прежде всего- украинский национализм. Для того, чтобы получить ответ на вопрос, что же такое украинский национализм, лучше всего пожить в нынешней Украине: пообщаться с людьми, полисмтать школьные и вузовские учебники. посмотреть телевизор и почитать газеты.
Например, однажды утром весь Донецк оказался обклеен большими цветными плакатми: в центре профиль А.С.пушкина перечеркнутый красными линиями. и внизу подпись "сбережемо рiдну мову". В этом и есть сущность украинского национализма: самоутверждение, оссснованное на отрицании всего русского.
Ксения
Да пошли они...
Татьяна Родионова
не мешай. я еще не все перекатала.
Татьяна Родионова
Национализм - это идеология активных автокефалистов, а вот ее пассивные сторонники, то есть коньюктурщики зачастую выражают другой тип мировоззрения- космополитизм.
Ущербность национализма в общем-то очевидна. Самоутверждение, самопревозношение - все это ложные посылки, которые ведут в никуда. Они противоречат основным христианским нормам.
От космополитов можно услышать как раз христианскую риторику. Мол, Отец у нас один - Небесный, и Отечество у нас Небесное. Все остальное не имеет никакого значения. Какая разница, русская Церковь, украинская или английская? Главное, что Церковь. Один мой знакомый священник говорил о себе "Чем дольше я служу священником, тем менее я патриот, потому что понимаю, что моя родина - все творение Божие".
Определенная логика в подобного рода рассуждениях присутствует, но уж больно она мертвящая, сектантская.
Татьяна Родионова
Ну жеж не мешайте, и так по слогам перепечатываю. Когда всё выложу, тогда комментируйте.
Евгений А
Виталий вы апостолом Павлом оправдываете автокефалистов, или сказать что-то хотели?
Цитаты на мой взгляд не в тему.
Татьяна Родионова
Определенная логика в подобного рода рассуждениях присутствует, но уж больно она мертвящая, сектантская. Можно даже сказать монофизитская, упраздняющая всякую телесность в человеке, его человечность. Духовно мы рождаемся от Бога в Таинстве Крещения, но по плоти-то мы не на небе рождаемся, а в земном отечестве нашем. И то, что есть у нас отец Небесный, не значит же, что мы должны забыть своих земных отцов! Святой праведный Иоанн Кронштатский называл земное отечество образом, иконой Отечества Небесного. Поэтому космополитизм можно назвать своего рода иконоборчеством.
Татьяна Родионова
Церковь - это богочеловеческий организм, и через человеческий элемент Церковь неизбежно укоренена в какой-либо традиции, в какой-либо культуре. Это не значит, конечно, что бытие Церкви тсчерпывается какими-то культурными явлениями, но воплощаясь в определенной культуре, Церковь свидетельствует о Божественном, освящает и преображает человеческое.
Русская Православная Церковь укоренена в Тысячелетней русской культуре. Итак, автокефалисты, отрекаясь от Русской Церкви, отрекаются по существу от русской культуры, отрекаются от истории, отрекаются от отечества и от своих отцов. Для Большей части населения Украины, которая определенно осознает себя принадлежащей к русской культуре это равносильно отречению от самих себя.
Татьяна Родионова
А теперь обратимся к тем, для кого такое отречение невозможно, кто осознанно или неосознанно являются противниками автокефалии, для кого неприемлемой является мысль об отделении от русской Церкви.
Есть принципиальные противники автокефалии среди архиереев и клириков УПЦ. По некоторым данным, голоса архиереев УПЦ, выступающих за и против автокефалии разделяются сегодня примерно поровну. Очевидно, что в русскоязычных областях число противников автокефалии намного превышает ее сторонников.
Конечно, среди политиков. чиновников разного ранга есть также много противников церковного разделения, но далеко не все из них открыто выражают свои взгляды.
Татьяна Родионова
И вот еще что характерно. Если сторонники автокефалии объединены между собой по большей части в политических организациях (различные ОУНы, тот же комитет "За поместную церковь" в Верховной раде и т.п.), то сторонники единства с русской Церковью объединяются преимущественно в братских - традиционных для Украины организациях православных мирян.
наконец, сугубый вес и устойчивость придает позиции сторонников единства Русской Церкви присутствие в их рядах людей особого рода, обладающих непререкаемым авторитетом и особой властью над сердцами и умами - людей святых. Именно святых-то и нет среди апологетов автокефалии. А среди защитников церковного единства такие есть. Здесь я назову два имени.
Татьяна Родионова
Во-первых, это прославленный в лике святых преподобный старец Лаврентий Черниговский, почти что наш современник, бывший очевидцем первой (в 20-е годы) и второй ( в 40-е) волн автокефаотных движений на украине. Преподобный Лаврений говорил : "Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украины и Белоруссию. Это вместе Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте, что было Крещение РУСИ, не крещение Украины. Киев - это второй Иерусалим и мать русских городов".
Татьяна Родионова
Имя второго подвижника - схиархимандрит Зосима (Сокур). Он почил в 2002 году и вынес на своих плечах борьбу за единство Русской Церкви в недавние 90-у годы. Его подвиг засвидетельствован тысячами духовных чад. Вокруг него выросло два монастыря. Его память чтут Блаженнейший митрополит Владимир, многие архиереи, клирики и миряне на Украине, в России и в других странах. Отец Зосима оставил своим чадам духовное Завещание: Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей:
Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского женского монастырей, осталяю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания. те священные традиции. ту особенность служб, записанные братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений.
Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия - беззаконная или "законная", автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским.
Из существующих монастырей тогда образовать Дом милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия- служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.
твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви.
В случает отпадения от единства Русской Православной Церкви - правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор.
если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность...
Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви - в ней спасение.
Всем даю из гроба прощение, Бог вас да простит и помилует по Его велицей и богатой милости. Кто приходил ко мне за духовным руководством, держитесь святой обмители - братья и сестры помогут вам и наставят на путь спасения...
Сие завещание прошу прочесть у моего гроба перед последним целованием и раздать всем.
Подаю из гроба, бездыханный и безгласный. мир, любовь и благословение Божие.
Схиархимандрит Зосима".
Татьяна Родионова
2. Внешний фактор автокефального движения

Но помимо описанных выше противодействующих сил внутри УПЦ, существует еще так называемый внешний фактор.
Ни для кого не секрет, что в последние годы на Украине чрезвычайно обострились межконфессиональные отношения между православными и католиками, что появилось множество раскольничьих обединений, именующих себя "православными церквами". Православная Церковь оказалась в очень непростых условиях.
Во-первых, ныне осуществляется открытая экспансия униатов, другими словами - катликов восточного обряда.
В составе украинской католической церкви, подчиненной Ватикану, недавно создано новое структурное подразделение- Одесский экзархат во главе с архиепископом Василием Ивасюком.
Татьяна Родионова
Тока пока ничего не пишите!!!!! Продолжение следует!!!
Татьяна Родионова
Деятельность новообразованной церковной администрации будет распространяться на пять областей юго-запада Украины, где общей сложности проживает всего 70 ты. греко-католиков.
70 тыс. прихожан-униатов - это менее одного процента населения пяти юго-западных областей Украины, насчитывающего более 8 миллионов 700 тыс. человек. Экзархат в Украинской католической церкви - это аналог митрополии в православии, т.е. для Одессы установлен очень высокий уровень представительства в иерархии Украинской католической церкви, что явно не соответствует числу прихожан. Например, вся Галичина, где проживает несколько миллионов униатов, своего экзархата не имеет.
Совершенно очевидно, что подлинная причина создания экзархата в Одессе - это стремление греко-католиков к экспансии на исконно православных землях Украины, где сейчас униаты напрочь лишены влияния.
Татьяна Родионова
Столь же очевидно, что создание нового экхархата в Одессе - это стремление греко-католиков к экспансии на исконно православных землях Украины, где сейчас униаты напрочь лишены влияния.
Столь же очевидно, что создание нового экзархата - это проявление тенденции усиления экспансии Ватикана на Восток, четко обозначившейся после визита папы Римского в Киев. Мало кто тогда обратил внимание на выразительный символ: Иоанн Павел провел мессу с помоста в виде корабля под парусами с крестом - эмблема миссионеров и крестоносцев. Именно на таких кораблях испанцы отправлялись в Америку приобщать к вере "истинной" аборигенов. Уже вскоре после визита папы в Киев резиденция главы Украинской католической церкви кардинала Любачевского была перенесена из Львова в столицу, где с униатами тоже не очень густо. В столице Украины также построили по этому случаю кафедральный греко-католический собор Святого Василия.
И вот теперь создан экзархат в Одессе. Идея подчинения православия для Ватикана на протяжении столетий была одной из главных внешнеполитических целей. Еще Александр Невский на льду Чудского озера остановил крестовый поход, благословенный тогдашним папой. Его политической целью было установление на Руси господства Ватикана.
Ксения
А что за источник? и кто автор (если можно)
Татьяна Родионова
Ставка на украине сейчас делается именно на униатов. Здесь их могут принять за своих. От православия униатов отличает только признание подчиненности Ватикану, обрядность у них такая же, как у православных, и униатские храмы и священников невозможно отличить от православных, что вполне закономерно, ибо униатскую церковь сздали отрекшиеся от православия священники.
В семнадцатом веке унию огнем и мечем насаждала на Украине польская шляхта. Кровавые польско-казачьи войны остановили тогда экспансию Ватикана.
После распада Советского Союза греко-католики в прямом смысле слова захватили более трех тысяч храмов Русской православной Церкви на Галичине, а спровоцированный националистами в рясах, путающих Божье и кесарево, раскол православия на Украине создал еще более благоприятные условия для тихой экспансии Ватикана, чем он и не преминул воспользоваться.
На протяжении двух веков разделдения Русской Церкви много раз поднимался вопрос о полной автокефалии Киевской Митрополии, и неизменно инициаторами и активными деятелями здесь являлись папские агенты. Сегодня в этом уже ни для кого нет никакой тайны и их секретная переписка доступна для изучения историков. Еще тогда впервые появилась идея так называемой "универсальной линии", то есть унии православными и униатами. Понятно, что ее удобнее было бы осуществить, если бы православная Церковь на Украине была бы автокефаотной. Конечно, с дозволения папы Римского был бы на Украине и свой "патриарх" Киевский, который бы возглавил объединенную такой универсальной унией церковь. Естественно, вся эта "церковь", а вернее сказать лжецерковь , подчинялась бы папе римскому.
Татьяна Родионова
Печальный опыт автокефалистских расколов на Украине в ХХ веке окончательно дискредитировал среди большинства православных саму идею автокефалии. Именно среди автокефалистов-раскольников и униатов продолжает жить идея уже упомянутой "универсальной унии". Более того, национализм, возведенный в ранг государственной идеологии современной независимой Украины, в религиозном плане питается именно идеей "единой поместной церкви" и "универсальной унии". Об этом нам говорит хотя бы содержание рекомендованных Национальной Академией Наук Украины учебников для высших учебных заведений по предмету "История религии Украины".
Итак, на протяжении всей истории Киевской Митрополии после разделения русской Церкви, как в составе Константинопольского Патриархата, с разной интенсивностью и напряженностью поднимался вопрос о ее полной автокефалии. Неизменной заинтересованной стороной в этом вопросе выступал папский Рим. Именно польза Римской католической, а не а не благо Святой Единой Соборной и Апостольской Православной Церкви лежит в основе автокефального движения на Украине.
Татьяна Родионова
Другим внешним для Православной Церкви фактором автокефалии является наличие и активные действия на территории Украины и за ее пределами (США, Канаде и др. странах) разного рода раскольнических сообществ, именующих себя "украинскими автокефальными православными церквями".
Среди определенных кругов активных сторонников автокефалии весьма существенным является мотив присоединения к православию целого ряда таких раскольнических сообществ. Тем более, что сами раскольники зачастую подают повод к такого рода надеждам. Мотив этот не нов. Это был один из главных мотивов, на который ссылался, будучи митрополитом Киевским, ныне отлученый от Церкви М.А. Денисенко. Теперь Денисенко сам возглавляет наиболее многочисленное раскольническое сообщество "Киевский патриархат". И если прочие более мелкие раскольнические организации (идейные автокефалисты), может, и присоединятся через покаяние к вновь образованной автокефальной УПЦ, то меньше всего можно ожидать этого от Денисенко, который вряд ли уже откажется от своего лжепатриаршества.
Татьяна Родионова
3. Единство Русской Церкви вновь под угрозой.

Около месяца назад произошло событие, которое не оставило равнодушным ни пастырей, ни паству УПЦМП.
14 ноября 2007 года Священный Синод УПЦ МП принял решение о созыве 22 декабря 2007 года высшего органа управления УПЦ в соответствии с действующим Уставом - Собора УПЦ, в составе архиереев, клириков и мирян.
Православная общественность с тревогой отнеслась к данному решению. Прежде всего потому, что последний раз такой собор проходил 15 лет назад - в июне 1992 года, в самом начале филаретовского раскола для утверждения изменений в Уставе об управлении УПЦ.
Уже через неделю после решения о созыве Собора - 21 ноября 2007 года - к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру обратились участники Крестного хода в городе Киеве с просьбой отменить Собор. Православная общественность выразила обеспокоенность тем, что на Соборе не только будет упорядочен устав Церкви, но также могут быть совершены шаги, которые невольно будут способствовать реализации давнего плана врагов Православия на Украине по расчленению единого тела Русской Православной Церкви путем создания "украинской поместной церкви"
Татьяна Родионова
Блин, только сейчас до меня дошло!!!
УПЦ без МП, как добивались и добились автокефальщики, это ж подготовка к автокефалии вообще! украинская поместная церковь-УПЦ! уже все готово! те же буквы! Аааааа!
Татьяна Родионова
В этой связи многозначно даже просто употребление слова "поместный" у будущему Собору во многих публикациях, в устных заявлениях некоторых украинских архиереев, и даже на официальном сайте УПЦ МП. Однако на сайте, все же, убрали слово "поместный" в применении к Собору 22 декабря , - слишком уж наглядное противоречие действующему Уставу УПЦ. По всей видимости, данные "оговорки" отнюдь не случайны.
После многочисленных обращений различных православных общественных организаций к Блаженннейшему Митрополиту Владимиру глава богословской комиссии УПЦ епископ Бориспоьский Антоний отметил по этому поводу:
"Создается впечатление, что кто-то специально нагнетает атмосферу и сознательно политизирует чисто богословские и канонические положения Православной Церкви".
Татьяна Родионова
Однако, представляется что опасения православных сторонников единства Русской Церкви отнюдь не беспочвенны.
Синод УПЦ МП вовсе не скрывает своего стремления к автокефалии:
"Мы стремимся к тому, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной в семье Православных Церквей, но идем к этому каноническим путем".
Епископ Бориспольский Антоний, отвергая в своем заявлении от 3 декабря слухи о кардинальных изменениях в Уставе, тем не менее, не словом не обмолвился о том, какие же именно изменения планируются внести. Данная скрытность в подготовке проекта нового Устава Отнюдь не способствует снятию напряжения. Напротив, она вызывает недоумение и законный вопрос: а что, если в понятиях участников Собора "не кардинальными" окажутся все же весьма существенные изменения Устава, способствующие скорому провозглашению автокефалии?
Спустя пять дней после данного заявления, 8 декабря в Киеве прошел съезд "Союза православных граждан Украины", который принял, в том числе и резолюцию о недопущении автокефалии на Украине.
Для большинства противников автокефалии неприемлема даже сама мысль об отделении от Русской Церкви, поэтому все поползновения к отделению от Московского Патриархата, которых было не мало за последнее время, воспринимаются нами очень болезненно и с горечью. А поползновения эти заходят очень далеко, и касаются ныне уже и литургической жизни Церкви. Например, в календаре, издаваемом Киевской Митрополией не печатают имена новомучеников русских.
Особенно контрастируют автокефалистские настроения украинских националистов на фоне возвращения под омофор Святейшего Патриарха Московского русского рассеяния - Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ).
так хочется верить, что и на Украине восторжествуют в конце концов здравый смысл и действительная забота о благе Церкви над личными и политическими амбициями, и что Украинская Церковь останется до скончания века под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, в составе единой Поместной Русской православной Церкви.
13.12.2007
Иеромонах Тихон,
Свято-Успенский Васильевский монастырь.
с. Никольское.
Татьяна Родионова
Даже на самом "жирном" автокифальном сайте, при голосовании за оную, большинство за МП!
http://pritvor.kiev.ua/forum/index.php?showtopic=1922
Татьяна Родионова
Украинцы вопреки воле «оранжевых» голосуют за Русскую православную церковь
8.3.06

Не хлебом единым жив человек. На этом акцентировал внимание участников трехдневной научно-практической конференции «Украина в Союзе – «за» и «против», проходившей в эти дни в Запорожье, известный православный деятель дьякон Андрей Кураев .

«Вспомним, что происходило в религиозной жизни Украины на протяжении последних 15 лет», - обратился он к собравшимся.

Итак, 1992-й год. Казалось, что исторический прогресс безнадежно нас тогда переехал. Процессам развала ничего, похоже, нельзя было противопоставить.

«Я тогда работал пресс-секретарем патриарха Алексия, - вспоминает Андрей Кураев . - Помню его настроения в эти годы. Патриарх полагал, что сохранить единство церкви невозможно. Во всяком случае, у него не было личных настроений, амбиций что ли, во что бы то ни стало сохранить украинскую церковь под своей державой».



Мертвая церковь
Здесь же на Украине, рассказал Андрей Кураев , новая власть вполне единодушно с тогдашним главой украинской церкви организовывала создание «незалежной» церкви под известным лозунгом: «Независимому государству - независимую церковь».

Митрополит Филарет – человек, безусловно, талантливый, яркий, интересный, отметил Кураев . Кроме того, здесь в Киеве он управлял религиозной жизнью Украины уже в течение 20 лет. У него были все необходимые связи в светских кругах. Да и все епископы на Украине были его ставленниками.

Когда в 1990 году скончался патриарх Пимен , то Филарет как старейший из епископов–членов Синода в течение месяца был местоблюстителем патриаршего престола. И рассчитывал стать патриархом.

Но Собор решил иначе. И вот тогда Филарет решил стать патриархом хотя бы здесь, на Украине. В Киеве состоялся «свой» собор, на котором епископы послушно проголосовали так, как велел Филарет , и приняли соборное послание к патриарху Алексию с просьбой предоставить украинской церкви каноническую самостоятельность.

А вот затем, когда в 1992 году в Москве собрался Собор Русской Православной Церкви, произошло неожиданное. Когда патриарх Алексий поставил перед собравшимися владыками вопрос о самостоятельности украинской церкви (что, мол, надо пойти навстречу пожеланиям светской власти, да и украинским избирателям), тут вот эта неожиданность и случилась. Встали епископы из Западной Украины и сказали: нам не нужна автокефалия. Потому что те люди, для которых слово «Москва» – ненавистное, уже давно покинули наши приходы. А те, кто у нас остались, буквально кровью своей заплатили за свой выбор. И если мы вернемся к ним и скажем, что все-таки порвали с Москвой, они нас попросту не поймут.

Как вспоминает Андрей Кураев , епископы с Донбасса и Восточной Украины выступали тогда против автокефальности украинской церкви с других позиций. Они напомнили, что большинство населения больно переживает распад Советского Союза. И осталась лишь одна, хотя бы символическая, вещь, подтверждающая наше единство – это единство нашей Церкви. Если мы и эту ниточку перережем, то люди нас не поймут.

Так оно, кстати, и получилось, вспоминает Андрей Кураев . По возвращению в Киев один из присутствовавших на Соборе епископов - Одесский архиепископ Лазарь - поддержал Филарета . И вот когда сам Лазарь вернулся из Киева в Одессу, монахи просто закрыли перед ним монастырские ворота. Вынесли из дома на улицу его чемоданы и сказали: езжай в Киев к своему Филарету .

Впоследствии, впрочем, Лазарь покаялся и был назначен митрополитом в Крым. Но как бы то ни было, на Соборе в Москве тогда действительно произошло неожиданное. Ведь именно украинские епископы – и не вследствие интриг Москвы, а просто потому, что хорошо знали Филарета – осознали весь ужас перспективы его патриаршества в автокефальной украинской церкви. И, оказавшись вдали от Филарета , проголосовали согласно своим собственным убеждениям. Т.е. против украинской автокефалии.

«Это – историческая канва рассказа о единстве нашего духовного пространства, - пояснил Кураев . - Что же мы видим сегодня?»

Вопреки тому, что в течение всего времени правления и Кравчука , и Кучмы , а уж тем более «оранжевых», давление светских властей Украины в пользу автокефалии было несомненным, тем не менее, сами украинцы проголосовали, что называется, ногами. На сегодняшний день у Русской Православной Церкви на Украине свыше 12 тысяч приходов. А у Филарета – менее 3 тысяч, из которых к тому же значительная часть – на бумаге. Но самое главное, что у Филарета нет монашества. Все исторически значимые монастыри сохранили единство с Московским Патриархатом. А это означает, что та версия православия, которую предлагает Филарет , оказалась не в состоянии настолько глубоко проникнуть в молодых людей, чтобы зажечь в них желание монашеского, жертвенного служения. Оказалось, что Филарет подбирает вокруг себя людей, которые готовы пользоваться идеей православия для реализации их личных целей, но не жертвенно служить. И потому в этой церкви нет монашества. А это значит, что по большому счету это духовно мертвая церковь.



Прокуратор и Ирод
Пропаганда на Украине твердит: независимому государству нужна независимая церковь. Но само слово «независимость» требует пояснения: независимость от кого?

Кстати, когда нам без устали твердят о необходимости независимой православной церкви на Украине, почему-то этот принцип не распространяют на тех же католиков. «Незалежности» католической церкви Украины от Рима почему-то никто не требует.

«Мечтаю о том, чтобы перевести Евангелие на язык русской культуры, - говорит Андрей Кураев. - Не на русский язык – такой перевод уже имеется, а на язык русской культуры. Чтобы наш человек мог читать Евангелие, не заглядывая в словарь, сразу понимая, что значит то или иное слово».

Вот, к примеру, слово «мытарь», поясняет отец Андрей. Как перевести его на русский язык? Сборщик налогов? Но дело в том, что, во-первых, большинство из нас никогда не встречались с налоговыми инспекторами. Во-вторых, не могу сказать, что в России люди, служащие в налоговой полиции, пользуются всенародной ненавистью. А вот мытари в Палестине во времена распятия Христа такую репутацию как раз имели. Так каким же современным словом обозначить чиновника, который от имени государства залезает к тебе в карман, и при этом ты знаешь, что изрядную часть того, что он взял с тебя, он непременно положит в свой собственный карман? Кто это такой - мытарь? Как перевести этот термин на язык русской культуры? Вариант, похоже, только один – «гаишник», говорит Андрей Кураев .

А вот другое слово из Евангелия – «прокуратор». Понтий Пилат – кто он такой? «Своим семинаристам я обычно поясняю, - продолжает отец Андрей, - что если уж и доведется переводить этот термин на язык нашей культуры, то, боюсь, придется перевести так: «посол США в Украине». Формально вроде бы посторонний человек, представитель заокеанской державы. Но ведь и в Палестине в те времена был свой царек – Ирод. Тем не менее, этот царек ни шагу не делал без согласования с прокуратором».

Так вот, когда нам говорят, что украинская церковь должна быть независимой, сразу встает вопрос: от кого? Вспомним: как только церковная иерархия в Москве стала независимой от константинопольского патриарха, она сразу попала в чрезвычайную зависимость от московских великих князей.

Для украинской церкви сегодня ситуация обратная, утверждает Андрей Кураев . Зависимость украинской православной церкви от Москвы сейчас чисто номинальная. Я знаю случаи, когда киевский митрополит назначал на кафедру епископов заведомо против воли патриарха Алексия . Впору ставить вопрос о том, как защитить русскую церковную жизнь от вмешательства киевлян.

Парадокс в следующем. Поскольку митрополит киевский является постоянным членом Синода, ни одно назначение высших иерархов в России не может пройти без его ведома. Кандидатура читинского архиерея, например, должна быть согласована с киевским митрополитом. Но вот когда киевский митрополит решает, кто будет епископом львовским или харьковским, это решение не требует никакого согласования с патриархом Алексием . Довольно странная ситуация, считает Андрей Кураев .

Годы разделения обнажили, вспоминает он, еще одну печальную картину. Какая-то странная вещь произошла с православной жизнью на Украине. 15-летие фактической независимости украинской церковной жизни привело к тому, что сегодня «афроукраинцы» с телеэкранов, через мегафоны на площадях и стадионах назидают украинский народ, как, оказывается, ему надо понимать Евангелие. Без помощи этих «афроукраинцев» мы, оказывается, не можем понять то Евангелие, которое понял князь Владимир и люди, которые тогда жили на этой земле. Это – позор. Позор для Украины, позор для всей Руси.

Речь идет о будущем наших детей, убежден Андрей Кураев . Их необходимо вернуть в пространство нашей единой культуры. Вопреки тем учебникам, которые сейчас пишутся на Галичине, а потом через Киев навязываются всей Украине.

Юрий Филатов / KMnews
Евгений А
Таня спасибо, замечательная статья.
Татьяна Родионова
Вот еще очень интересно. Начинают потихоньку проявляться . Как в переводилках детских.
Или в кювете с "проявителем.
Секретар Митрополії УПЦ протоієрей Віталій Косовський виступив з різкою критикою так званої «Відповіді православних християн"
С Блаженнейшего сайта.
http://orthodoxy.org.ua/uk/node/5375
Татьяна Родионова
Кстати, тем, кто ратует за автокефалию. так ведь и исповедоваться заставят на украинском.
Иначе, в каждой церковной лавке будут выдавать задорога переводчика. Но тогда это будет не исповедь. Да и разрешительную молитву не хочу, чтобы на тарабарщине читали. Короче - проблема..
Только в катакомбы!
Евгений А
Диалог канонической Украинской церкви с "Киевским патриархатом" должен вестись тайно – эксперт

Киев. 19 ноября. ИНТЕРФАКС - Диалог между Украинской православной церковью и самопровозглашенным "Киевским патриархатом" следует вести тайно, тогда он будет результативным, считает руководитель корпорации стратегического консалтинга "Гардарика" Константин Матвиенко.

Такое мнение он высказал в ходе круглого стола на тему "Визит патриарха Кирилла в Украину: новое время - новая Церковь" в четверг в Киеве.

"Такие диалоги должны вестись в тайне, они никоим образом не должны быть предметом общественного обсуждения, тогда они будут результативными", - сказал эксперт.

Анализируя ход подготовки к диалогу между рабочими группами УПЦ и "Киевским патриархатом", член богословской комиссии Священного Синода Русской православной церкви, секретарь Одесской епархии УПЦ протоиерей Андрей Новиков подчеркнул, что следует не просто построить диалог - "необходимо покаяние со стороны раскольников".

По его словам, когда люди садятся за "круглый стол", то возникает иллюзия единства, что является очень опасным явлением. "Люди приходят в Киево-Печерскую лавру в рясах, дают там интервью, пресс-конференции, выдвигаются пока что только проекты решений, не утвержденные никем", - сказал он.

Отец Андрей проинформировал, что в проектах решений предлагается унифицировать богослужебный и богословский язык, проводить совместные богословские конференции. Некоторые предложения "УПЦ-КП" церковный деятель назвал немыслимыми. "Я думаю, результаты этого диалога должны быть очень существенно скорректированы, и надеюсь, что они будут скорректированы", - добавил священник.

Как сообщалось, 2 октября в Киево-Печерской лавре прошла первая встреча рабочих групп по подготовке диалога между УПЦ и "УПЦ-КП" относительно преодоления раскола в украинском православии.

Комментарий: пан Матвиенко разоблачил сам себя и всех проектантов т.н. "Поместной украинской церкви". Он предлагает сговор, такой же, как Брестская уния 1596 года. Проговорившись, он похоронил проект сговора.
А о. Андрей Новиков, конечно же, прав. Как всегда.
Татьяна Родионова
А вот и новые сведения. наверное, Денисенко точно - КГБушник, собрал стадо, возглавил его во-время и теперь будет стадо в стойло загонять.
Или мне так просто показалось?

Глава непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) патриарх Филарет, ранее отказывавшийся даже обсуждать возможность объединения его церкви с Русской православной церковью, заявил о начале переговоров с Московским патриархатом, конечной целью которых должно стать объединение церквей. Наблюдатели связывают смягчение позиции УПЦ КП со сменой власти на Украине — патриарху Филарету покровительствовал экс-президент Виктор Ющенко, а Виктор Янукович является прихожанином РПЦ.

В интервью онлайн-изданию "Остров" глава непризнанного Киевского патриархата заявил, что "видит желание примирения" со стороны Московского патриархата, и признал, что переговоры об объединении церквей фактически начались. "Предмет диалога — объединение, на каких условиях оно возможно",— сказал непризнанный патриарх Филарет. При этом он уточнил, что условия, на которых его церковь готова объединяться с Украинской православной церковью Московского патриархата, остаются прежними: "У нас есть независимое украинское государство, а в независимом государстве должна быть независимая церковь".

Украинская православная церковь Киевского патриархата возникла в 1992 году в результате объединения части представителей Украинской православной церкви Московского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. Приверженцы УПЦ КП считают ее наследницей Киевской митрополии, находившейся в юрисдикции Константинопольской церкви. По данным государственного комитета Украины по делам национальностей и религий, к началу 2010 года на Украине УПЦ КП имела 4281 приход, приходы объединены в 32 епархии, количество прихожан приблизительно оценивается в 14 млн (у УПЦ Московского патриархата — 9,5 млн). Руководитель информационного управления УПЦ КП епископ Евстратий (Зоря), комментируя слова патриарха Филарета, объяснил "Ъ", что "речь не идет о присоединении Киевского патриархата к Московскому". "В Москве часто подменяют понятие единства церкви административным единством",— считает епископ Евстратий. Судя по реакции Московского патриархата, позиция РПЦ по отношению к церкви, возглавляемой патриархом Филаретом, не изменилась. Зампред отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов подтвердил "Ъ", что встречи представителей РПЦ и УПЦ КП действительно происходили, но только потому, что РПЦ "считает, что надо разговаривать и с теми, кто оказался вне ограды Русской православной церкви". "Слово "объединение" в данном случае неуместно,— полагает протоиерей Николай Балашов.— Но если у Михаила Антоновича Денисенко (светское имя патриарха Филарета.— "Ъ") есть желание вернуться в церковь и обрести покой духовный, это хорошо, Господь и ангелы этому будут только радоваться". Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский рассказал "Ъ", что священники УПЦ КП могут вернуться в Русскую православную церковь "через чин покаяния простыми верующими". "Складывается ощущение, что Московский патриархат больше заинтересован в имитации диалога",— считает епископ Евстратий.

Директор Института религии и права Роман Лункин связывает смягчение позиции Киевского патриархата в отношениях между ним и Москвой с политическими переменами, происходящими на Украине. "Из-под ног киевских раскольников выбита почва,— считает господин Лункин.— Если в 2008 году Филарет чувствовал себя политически сильным и лоббировал через президента Ющенко создание независимой поместной церкви, то сейчас он понимает, что может остаться вообще ни с чем, поэтому он начинает заигрывать с РПЦ". "Раньше он наступал, теперь вынужден обороняться,— говорит о патриархе Филарете директор Института стран СНГ депутат Госдумы Константин Затулин.— Филарет ни дня бы не продержался, если бы ему не помогал Ющенко, а Януковичу, получившему благословение из рук патриарха Кирилла, Филарет не нужен". В Киевском патриархате, в свою очередь, говорят, что смена власти "не повлияла на судьбу церкви решающим образом". "Да, президент Янукович позиционируется как верующий Русской православной церкви, но он постоянно говорит, что все конфессии считает родными и равными",— заявил епископ Евстратий. По его мнению, переговоры с РПЦ от украинских властей не зависят никак. Чем такие переговоры могут закончиться, пока неизвестно. "Скорее всего, речь может идти о покаянии Филарета и возвращении его в лоно РПЦ простым монахом",— считает Роман Лункин. По мнению Константина Затулина, "раскол — это прежде всего личный вопрос Филарета; когда он уйдет, это станет сокрушительным ударом по расколу".
http://www.kommersant.ru/doc-rm.aspx?DocsID=1419383
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.
Русская версия Invision Power Board © 2001-2024 Invision Power Services, Inc.