Цитата(Валентина @ 27.3.2009, 10:39)
Нам венчаться нельзя. Я венчалась в первом браке, но увы, жизнь не сложилась. Нам остается только роспись.
Валентина, Вам венчаться можно! Для таких, как Вы, в Церкви существует чин для второбрачных.
Протоиерей Геннадий Нефёдов. ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
Богослужение Таинства венчания второбрачных1. Историческое формирование чина венчания второбрачных
Древняя Церковь рассматривала второбрачие как нравственное несовершенство, уступку чувственности и нарушение обета, данного прежнему супругу. По этой причине она не одобряла заключения повторных браков. Второбрачные не допускались в клир, ибо, согласно предписанию апостола Павла, пресвитер должен быть «непорочен, муж одной жены» (Тит. 1, 6).
Церковь отказывалась принимать всякое участие в совершении повторных браков и запрещала священнику «пиршествовать» на браке двоеженца (Книга правил... Неокесарийский собор, правило 7). Тем более, по словам преподобного Феодора Студита (IX в.), непозволительно было священнику венчать повторный брак. Однако вдовцам и вдовицам не возбранялось вступать в гражданский брак при условии, чтобы он был не тайным, а заключался при свидетелях.
Гражданский порядок заключения браков святой Никифор Исповедник, Патриарх Константинопольский (IX в.), излагает в 135 правиле: «Если вдовец хочет жениться на вдове, то он должен устроить брачную трапезу, созвать на пир десять соседей и в их присутствии объявить: «Знайте, господа и братья, что я беру эту женщину за супругу». Но этот брак не получает благословения по церковному чинопоследованию, и оба супруга подвергаются епитимии за второбрачие.
Второй и третий браки рассматривались в Древней Церкви как врачевство против блуда. От вступающих в них требовался покаянный подвиг очищения совести. Двоеженцы отлучались от Причастия Святых Христовых Таин на год или два. Вступающим в третий брак назначалась епитимия от 3 до 5 лет (Св. Василий Великий, правила 4, 50). Исключения из этих правил делались только для лиц, расторгнувших брак по вине другого супруга.
Но так как и второй брак все-таки был разрешен апостолом, если и он был заключен «в Господе» (1 Кор. 7, 39), то Церковь, хотя и оставляла второбрачных без своего благословения, однако не могла не признать в их союзе характера Таинства с той мерой благодати, какая присуща каждому христианину и его браку в силу Таинств Крещения и Миропомазания. Без сомнения, общецерковная мысль выражена в следующих словах блаженного Августина: «Вступающий не в первый брак не совершил греха, а только утратил некоторую меру Таинства, необходимую для приобретения добродетельной жизни, для получения печати церковного рукоположения». Умаление Таинства во втором браке усматривалось, конечно, в том, что он уже не представлял собою «полного образа» духовного союза Христа с Церковью — Единого с единою, а уподобляется этому союзу только по своей нерасторжимости, в чем блаженный Августин и полагал «существо Таинства Брака».
Строгое соблюдение правила, не допускавшего никакого церковного торжества при совершении вторых браков, сделалось невозможным после издания новеллы Льва Философа (893 г.), постановившей церковное благословение необходимым условием законности всякого брака. Сначала
вошло в обычай благословлять второбрачных без венчания, то есть без возложения на их головы венцов — символа девственной чистоты и торжества над чувственностью. В этом узком смысле и следует понимать все церковные правила XI—XII веков, запрещавшие венчать второбрачных. Впоследствии это различие в обряде церковного благословения первых и вторых браков повсюду исчезло на Востоке. Святой Симеон Солунский (XIV в.) указывал лишь на одну особенность в церковном последовании о второбрачных — им не преподавалось Причащение Святых Даров, а только общая чаша.
Рассматривая первый брак, по выражению святителя Григория Богослова, как «закон», а второй как «снисхождение» к человеческой немощи, Церковь позже внесла некоторые различия в чинопоследавания для первого и второго брака. Последние венчались по более короткому чину. Обычный чин венчания второбрачных был выработан к XVI веку.
Последование второбрачных совершается менее торжественно, чем полный чин венчания, и исполнено чувством покаяния. Этот чин совершается сразу же на середине храма перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие.
2. Схема чина венчания второбрачных
Изнесение святых Креста и Евангелия из алтаря
«Благословен Бог наш...»
Трисвятое по «Отче наш...»
Мирная ектения
Две молитвы на обручение
Обручение кольцами
Три молитвы (две покаянного характера)
Возложение венцов
Тайносовершительные слова Венчания
Чтение Прокимна, Апостола, Евангелия
Сугубая ектения
Молитва
Просительная ектения
Молитва: «Отче наш...»
Благословение и преподание общей чаши
Хождение вокруг аналоя с пением тропарей
Снятие венцов
Две молитвы
Отпуст
3. Идейный смысл молитвословий чина венчания второбрачных
При обручении второбрачные, по обычаю, воспринимают возжженные свечи, так как в Требнике прямого запрещения на это нет. И обручение далее совершается как и в первом браке. После того, как кольца надеты на вступающих во второй брак, священник читает молитвы чина венчания. В первой из них священник просит Бога призвать второбрачных к покаянию, простить им все согрешения, вольные и невольные, соединить друг друга любовью, даровать им обращение мытаря, слезы блудницы, исповедание разбойника, чтобы они могли в своей жизни соблюдать в единомыслии заповеди Божии и сподобились Царствия Небесного. Во второй молитве священник вновь просит Господа Иисуса Христа очистить беззакония брачущихся, ибо они не смогли понести «тяготы плотского разжения».
Венцы на второбрачных в современном чине возлагаются в знак взаимного единения и власти над будущим потомством, но не в награду за целомудоие. Чина разрешения венцов для второбрачных в Требнике не указывается. В остальном последование о второбрачных не отличается от того, которое совершается над вступающими в первый брак.
4. Совершение чина браковенчания второбрачных в Русской Церкви
В XV веке относительно Таинства Венчания второбрачных находим свидетельство только в одном богослужебном памятнике. По этому списку после обычного начала читаются тропари: дневной, «Спаси, Господи, люди Твоя», храма, «слава» святого, и «ныне» — Богородичен. За ними следуют молитвы: «Господи Боже иже Авраама друга Себе назвав» и «Господи Боже наш, един Благ и Человеколюбец...», Апостол к Ефесянам (5, 25—33). Евангелие от Матфея: «Во время оно приступиша ко Иисусу фарисеи, искушающе его и глаголюще Ему: Аще достоит человеку пустить жену по всякой вине...», ектения сугубая и отпуст. (Служебник рукописный Софийской библиотеки. N 839, л.132—134).
Порядок этого чина соответствует требованию древних правил отлучать второбрачных от причащения на определенное время и не возлагать на них венцы (Евхологион Гоара, с.401). Отсутствие в чине возложения венцов и причащения Преждеосвященными святыми Дарами говорит о согласии порядка венчания второбрачных с требованием этих правил.
В XVI веке чин Венчания двоеженца состоял, согласно с практикой греческой Церкви, из обычного начала (возгласа священника, чтения Трисвятого по «Отче наш»), тропаря дня и одной молитвы: «Господи Боже наш, иже Аврааму друга назвав». Были и другие варианты, иногда читали молитвы от скверны, иногда в конце чина произносилась великая ектения, иногда читали еще одну молитву, находящуюся на первом месте: «Господи Боже наш, сподоби нас спасительным Твоим смотрением...» Еще один памятник после молитвы «Господи Боже наш, иже Аврааму друга назвав» указывает прокимен «Славою и честию венчал еси нас», нынешний апостол и Евангелие от Матфея (19, 3—12), сугубую ектению и отпуст (особый). В постановлениях Стоглавого собора изложено именно это последование венчания второбрачных. Разница только в отпусте (Стоглав, глава 20, с. 112—114).
Согласно Уставу Стоглавого собора, при венчании вдовца и девицы совершался чин первого брака («все поряду венчание»).
При этом священник в молитвах и на ектениях первым называет имя первобрачного в этой паре, а потом второбрачного. По окончании всего глаголет молитву о двоеженце (Стоглав, гл.19, с.111).
К числу особенностей рассматриваемых чинов венчания второбрачных нужно отнести обычай возлагать венец не на голову, а на правое плечо, а также обычай пить из общей чаши всем присутствующим в храме.
Третий брак дозволялся в древнерусской церковной практике только «по нужде» и совершался по чину второбрачных.
P.S. А Ваш гражданский муж в первом браке был венчан? Если нет, то ради него, ни разу не венчавшегося, Таинство венчания (после того, как вы распишитесь и созреете для венчания) будет проведено по обычному чину (!)
Цитата(Валентина @ 27.3.2009, 10:39)
Священник Евгений, объясните пожалуйста, игра в карты это азартные игры, а бильярд считается азартной игрой? И считается грехом играть в него? Спрашиваю не из праздного любопытства.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: "Азартные игры, (кости, рулетка, некоторые карточные игры: банк, штос и др.), такие, в которых выигрыш зависит не от искусства играющих, а от случая".
Российский гуманитарный энциклопедический словарь: "Азартные игры (от франц. hasard — случай, риск) —
игры на деньги или другой "материальный интерес", в которых выигрыш зависит главным образом от случая, слепой фортуны. К азартным играм относятся: рулетка, кости, лото, орлянка, ряд карточных игр (к примеру, банк, штос, ландскнехт, очко (или двадцать одно) и др.) и т. д. В России азартные игры неоднократно подвергались разного рода запретам. Так, азартные игры в карты, равно как и карточная игра вообще, появившиеся на Руси предположительно в начале XVII века, впервые запрещены в царствование Михаила Федоровича. В "Уложении" Алексея Михайловича 1649 года азартные игры отнесены к "разбойным и татинным делам" и жестоко карались тюремным заключением, конфискацией имущества, телесными наказаниями и даже смертью. В дальнейшем государственная политика в отношении азартных игр не отличалась последовательностью".
Валентина, Вы в бильярд не на деньги играете? Ну, тогда и играйте спокойно! Про молитву только не забывайте!
Цитата(Валентина @ 27.3.2009, 10:39)
И еще, нужно жить со смирением, быть добрым, помогать и т.д. Я стараюсь быть такой. Но каюсь, не всегда это получается в наше время. Даже если промолчишь раз, два, три, то дошло до того, что те же друзья просто "садятся на голову". Я понимаю, НАСТОЯЩИЕ друзья не будут делать гадости. Но я таковыми их считала, и они думаю тоже. Они понимают что не правы, но себе оправдание всегда найдут. Переморгали ситуацию и все в порядке. Но я не хочу больше с ними общаться. Нужно людей прощать. Время прошло, я не обижаюсь, но общаться больше НЕ ХОЧУ! Как мне быть? Они общаться не против. Но я уже "научена". И они кстати так и с другими и сейчас поступают. Дело еще в том, что мы все вместе работаем. И сталкиваемся каждый день. По работе я разговариваю, но не более того.То ли люди сейчас живут проще, то ли еще как-то - я так не могу.
Валентина, я бы на Вашем месте поступал бы точно также! Кто-то из святых отцов сказал: "Следует избегать сопребывания с людьми, несогласными с нами в жизни, чтобы не иметь от них препятствия в добродетели". Встречаясь по работе, будьте с этими людьми вежливыми, учтивыми, беззлобными, помогите в чём-то, если будет нужда, но в свою ЛИЧНУЮ жизнь, а тем более в свою душу их не пускайте ни в коем случае! Берегите себя!