Инкерман. 1870 г.
Долина Черной речки и Инкерманские высоты знамениты как кровавая могила героев, славного, но гибельного для нас, дела 24-го октября 1854 года. Но не эта печальная известность собирает туда любопытных; замечательный монастырь и окружающая его прекрасная, живописная местность, привлекают всякого, побывавшего в Севастополе.
Чтоб удовольствие вышло полнее, нам кажется, нужно совершить поездку по заливу. Гористые берега Севастопольского залива представляют непрерывную панораму. Северный берег грозен и неприступен; южный более разнообразен: белые домики Корабельной, старый водопровод и кое-какая зелень оживляют пейзаж.
За пресловутой Килен балкой (овраг), будто бы бывшей причиной неудачи нашей 24-го октября, характер панорамы переменяется. Грозная своими лихорадками, долина оттеснила горы и раскинулась зеленым бархатным ковром по обе стороны Черной речки, которая, до самого своего устья, скромно течет в своих параллельных, заросших камышом, берегах, что придает ей вид коридора, ведущего к самому Инкерману. Горы, отступившие от берегов, снова сходятся, и на одном из их уступов приютился, у крутой скалы, небольшой инкерманский монастырь.
Над ним, на скале, раскинулись развалины древнего замка, который, хотя и украшает общий пейзаж, но сам по себе не интересен, и как-то жалко выглядит рядом с громадами скал. А между тем было время, когда этот замок не только защищал свою свободу, но даже был страшен соседям.
Долина Черной речки, или вообще весь древний Трахейский полуостров, (т. е. местность между Севастопольской и Балаклавской бухтами), была, без сомнения, местом первых греческих поселений в Крыму; действительно, трудно найти уголок, который бы представлял столько удобств для защиты и торговли.
По свидетельству Плиния (приводимому академиком Кеппеном) греки прежде всего поселились в Меgаriсе, на месте теперешнего Инкермана. В VI веке Инкерман уже процветал и назывался Федора. Около того же времени весь Трахейский полуостров сплошь покрылся городами, дачами и садами. Замок с тех пор не раз видел перед собой врагов, пока наконец в XV веке был взят турками, давшими ему название Ин-Кер-ман, т. е. город пещер. Теперь же, кроме груды развалин и убогого монастыря, от него ничего не осталось.
Монастырь беден; несколько монахов скромно живут, страдая чуть ли не каждый год злыми лихорадками. При монастыре находится маленькая церковь, высеченная в скале, еще в первых веках христианства. Предание приписывает этот труд папе Клименту, мученику и просветителю Крыма.
Монастырь был не раз разрушен разными пришельцами. Последний раз он был оставлен в крымскую кампанию и принимал участие в обороне, что доказывают остатки блиндажей и оставшиеся следы от попавших выстрелов. Монастырь возобновлен стараниями одного купца, и теперь высмотрит не богато, но мило.
Внутренность высеченной каменной церкви, не смотря на свою миниатюрность, не лишена красоты. Кроме того интересны еще: балкон, висящий над бездной и высеченная в скале лестница, ведущая из церкви на верх, к развалинам замка; сделана она очень грубо, и подъем по ней очень утомителен, но за то вид, открывающийся сверху, вполне вознаграждает за усталость.
Отсюда видны как на ладони: залив, горы, речка, долина и каменоломня, бывшая тоже театром ужасов 24-го октября, а теперь мирно доставляющая каменные плиты, для сооружения памятников погибшим в ней героям.
Вид Инкерманского монастыря рисован из дверей каменной церкви.
Всемирная иллюстрация. № 98 (14 нояб. 1870 г.).