Мое почтение, Сергий. Вот, внял Вашему совету и имею удовольствие явить пред Ваши светлые очи результат, НО не с целью продолжения дискуссии, ибо не вижу причин для оной, НУ НИКАК(!), а с целью взаимного успокоения и примирения. С уважением и низким поклоном!
«…Христианскими храмами во времена апостольской проповеди продолжали служить специально для этого устроенные комнаты в жилых домах. Но уже тогда в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии, Италии делались попытки создания особых храмов, что подтверждают более поздние катакомбные храмы
в форме кораблей.Подземный христианский храм представлял собою прямоугольное, продолговатое помещение, в восточной, а иногда в западной части которого делалась обширная полукруглая ниша, отделенная особой низкой решеткой от остальной части храма. В центре этого полукружия обычно помещалась гробница мученика, служившая престолом. В капеллах к тому же имелась за престолом кафедра (седалище) епископа, перед алтарем солея, затем следовала средняя часть храма, а за ней - отдельная, третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притвору.
Архитектура древнейших катакомбных христианских храмов являет нам четкий,
законченный корабельный тип церкви, разделенной на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма.
Это - классический тип православного храма, сохранившийся и до наших дней…Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Так, храмы в виде креста означали, что Крест Христов - основа Церкви и ковчег спасения для людей; храмы круглые означали кафоличность и вечность Церкви и Царства Небесного, так как круг - это символ вечности, не имеющей ни начала, ни конца; храмы в виде восьмиугольной звезды знаменовали собою Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду ко спасению в жизни будущего века… Были распространены корабельные храмы в виде прямоугольника, часто близкого к квадрату, с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид.
Были храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.
Архитектурная конструкция крестово-купольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Необходимы внутреннее молитвенное усилие, духовная концентрация на символике пространственных форм, чтобы сложная конструкция храма предстала как единый символ Единого Бога…» Краткое справочное издание «Храм, обряды, богослужения», взято с сайта:
http://www.wco.ru/biblio/books/hram1/Main.htm«..По внутреннему разделению на три главные части, христианские храмы созидаются, согласно тому образу, который Сам Бог явил Моисею. Внешний же общий вид христианских храмов издревле не везде одинаков. В постановлениях апостольских храм представляется «продолговатым», наподобие корабля, и епископ называется в сих постановлениях кормчим. Храм Божий, имеющий вид корабля, без сомнения внушает нам, что мы в Церкви Божией безопасно можем переплыть море жизни и достигнуть блаженного вечнаго пристанища… Но как храм христианский есть место собрания Церкви, «юже стяжа» Христос «кровию Своею» для вечнаго блаженства, и посему служит …знамением победы Спасителя над смертию, то более общий внешний вид храмов христанских есть «кресообразный». Хотя образ креста в расположении храмов не всегда и не везде ясно и раздельно выражен, но он виден и в продолговатости храма и в кругловидности. Св. отцы образ креста усматривают в различных очертаниях – и в плывущем корабле и в летящей птице и распростертых дланях молящегося и пр. … » (Прт. Г.С. Дебольский «Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах»).
Кроме того, в символическом толковании арх. храмов, очень часто пределам придают образ парусов… Ясно, что имеют быть разномыслия по данному вопросу не пролагающие, однако, черту разделения между сторонниками разных т. зрения.
Пока, пожалуй, все.