IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 Правила этого форума Правила раздела Новостей.
2 страниц V  1 2 >  
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Учебник ОПК в Россиии
Редрик Шухарт
сообщение 21.12.2009, 12:09
Сообщение #1





Сообщений: 1 356




http://www.infox.ru/authority/state/2009/1...myerkuriy.phtml
"РПЦ завершает подготовку учебника по Основам православной культуры. Как рассказал Infox.ru председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ епископ Меркурий, выбор сделан в пользу учебного пособия под редакцией протодиакона Андрея Кураева. 28 декабря книга будет представлена большому редакционному совету во главе с патриархом..."

http://www.infox.ru/authority/state/2009/1..._na_ucheb.phtml
"Курс «Основы православной культуры» предусматривает 33 урока (по два академических часа в неделю в течение второго полугодия 4−го класса и первого полугодия 5−го класса). 29 уроков прописаны в учебнике. Остальные учитель использует для разъяснения курса и итоговой проверки знаний.
Первые 16 уроков приходятся на четвертый класс. Эту часть вполне можно назвать введением в православие. Каждый урок посвящен основным понятиям веры: Библия, Христос и его крест, Пасха, покаяние, храм, икона, заповеди. Несколько уроков посвящены понятиям «милосердие», «совесть», один из уроков отведен под разговор «О сплетниках», еще один рассказывает о языке жестов, который используют глухонемые в церкви. В учебнике раскрываются общечеловеческие принципы морали и поведения, которые, по идее, должны воспитывать в детях родители. Правда, согласно названию курса, они рассматриваются через призму православной веры..."
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Аника
сообщение 21.12.2009, 16:35
Сообщение #2


Гость







Цитата(Редрик Шухарт @ 21.12.2009, 15:09) *

Прочла главы, выложенные на Правмире. Понравилось. Надеюсь, что деткам тоже будет интересно.
А вот некоторые педагоги бурно протестуют: под методику школьную учебник "не заточен".
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ксения
сообщение 21.12.2009, 22:37
Сообщение #3





Сообщений: 2 436
Из: Севастополь




Цитата(Аника @ 21.12.2009, 16:35) *

Прочла главы, выложенные на Правмире. Понравилось. Надеюсь, что деткам тоже будет интересно.
А вот некоторые педагоги бурно протестуют: под методику школьную учебник "не заточен".


Они бы лучше бурно протестовали против тех учебников, что у них сейчас есть - просто тихий ужас. Ощущение, что их писали какие-то студенты троишники, за несданные курсовики smile.gif
Конечно, они будут протестовать, ведь кому-то это придется преподавать, вникать во все это, а много в школе сейчас таких специалистов? кто этим будет заниматься?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Евгений А
сообщение 21.12.2009, 22:56
Сообщение #4





Сообщений: 7 922
Из: Севастополь




Читайте у о. Кураева "Я работаю по заданию президента" - обхохочитесь cool.gif
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ксения
сообщение 22.12.2009, 9:08
Сообщение #5





Сообщений: 2 436
Из: Севастополь




Цитата(Евгений А @ 21.12.2009, 22:56) *

Читайте у о. Кураева "Я работаю по заданию президента" - обхохочитесь cool.gif

Вообщем, это опять из серии: Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Аника
сообщение 22.12.2009, 16:37
Сообщение #6


Гость







Цитата(Евгений А @ 22.12.2009, 1:56) *

Читайте у о. Кураева "Я работаю по заданию президента" - обхохочитесь cool.gif

У меня почему- то ссылки на ЖЖ не открываются. Наверное "Касперский" где-то их тормозит.
Женя, если можно, скопируйте текст Кураева на сайт или в мне личку. smile.gif
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Евгений А
сообщение 22.12.2009, 19:35
Сообщение #7





Сообщений: 7 922
Из: Севастополь




Цитата(Аника @ 22.12.2009, 15:37) *

скопируйте текст Кураева на сайт или в мне личку. smile.gif

это не Кураев, а наезд на него, такой себе, завуалированный. В общем толстожопые дяди от науки очень обиделись на то, что их не пригласили.


"Я работаю по заданию президента" перепост с журнала протодиакона Андрея Кураева.

Подвел, оказывается, протодиакон.

16 декабря состоялось второе заседание Экспертного совета при Отделе религиозного образования и катехизации Русской православной церкви, на котором рассматривались вопросы подготовки учебно-методических материалов для преподавания модуля «Основы православной культуры» в рамках федерального эксперимента по ведению в школы курса «Основы религиозных культур и светской этики». В очередной раз совет рекомендовал для преподавания учебное пособие под редакцией протодиакона Андрея Кураева. 28 декабря выбор должен быть сделан окончательно, а ситуация складывается непонятная. Во-первых, в Сети появились главы из учебника под редакцией о. Андрея, которые свидетельствуют о том, что пособие далеко от заявленной министерством культурологической направленности курса. Во-вторых, из интервью координатора группы разработчиков, созданной в рамках Министерства образования, неожиданно выясняется, что официальным представителем РПЦ в группе была Людмила Шевченко, чье пособие церковный Экспертный совет как раз отклонил. А учебник под редакцией протодиакона Кураева возник более или менее неожиданно практически для всех участников процесса. Чтобы разобраться в ситуации, «Ежедневный журнал» поговорил с членом группы разработчиков, ст. н. с. Института всеобщей истории РАН и ответственным секретарем редколлегии журнала «Христианский Восток» Алексеем Муравьевым.

— Алексей Владимирович, до последнего времени из всех материалов в прессе, не очень, впрочем, многочисленных, так и не было понятно, что же, собственно, происходит с учебниками по православной культуре. Когда появилось сообщение Отдела катехизации патриархии, что из двух учебников, Л. Шевченко и о. А. Кураева, выбран учебник Кураева, создалось такое впечатление, что оба автора работали в рамках редакционного совета патриархии и вот теперь совет сделал выбор. Была также полная уверенность, что церковный редсовет координирует свои действия с министерством, раз уж достигнуто соглашение о сотрудничестве. Но все совсем не так, как теперь становится ясно. А как?

— Начнем по порядку. В конце июля президент Дмитрий Медведев одобрил идею преподавать в школе духовно-нравственные предметы, в августе началась работа, и к осени уже было объявлено о запуске эксперимента или апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Для этого был создан Межведомственный совет с широким межконфессиональным участием под председательством министра образования и науки Андрея Фурсенко. Именно Совет сформировал группу разработчиков и выдвинул ее координатора, профессора Марианну Шахнович из Санкт-Петербургского университета. В группу разработчиков была приглашена и Русская православная старообрядческая церковь, представитель которой обратился ко мне как к профессиональному историку и своему единоверцу с предложением поработать от лица старообрядчества над первым модулем учебника — светским изложением основ культуры восточного христианства (т.е. православия). Министерство объявило мне, что надо будет работать в тандеме с представителем РПЦ, с чем я конечно же согласился, изъявив полную готовность. Ни о каком редсовете РПЦ, ни тем более о том, что именно РПЦ «занимается» этим модулем, нас не информировали.

Дальше ситуация развивалась довольно странно: официально членом группы разработчиков от РПЦ была Людмила Шевченко, и я постоянно искал сотрудничества с ней, но она от непосредственного сотрудничества уклонялась. Она же первая и сообщила нам, что существует некая параллельная «редколлегия РПЦ». Протодьякона Андрея Кураева я давно знаю и сразу попытался созвониться с ним, чтобы выяснить смысл происходящего. Увы, и он уклонился от контакта. Может быть, дело в том, что Андрей Вячеславович не был членом нашей группы, он не входил в официальный список, утвержденный властями. Поскольку согласовать действия не получилось, Министерство и члены Межведомственного совета дали мне команду готовить курс модуля самостоятельно, что было мной и исполнено. Теперь про Редакционный совет патриархии уже все известно, но я работаю по заданию президента в рамках редколлегии, утвержденной государственной властью, и смиренно жду, что либо г-жа Шевченко, либо о. Андрей начнут сотрудничество, о котором была договоренность.



— Почему было решено готовить все пособия на единой методической основе?

—Дело в том, что задача сделать такое пособие очень сложна. Как не внести разделения в среду детей? Тем более что им всего 10-11 лет! Поэтому на заседании рабочей группы было принято такое решение, за него проголосовали и педагоги, и психологи, и методисты, и представители Рособрнауки. Необходима параллельность подачи материала еще и потому, что последние 5 уроков будут общими для всех учеников — для всех модулей.



— Учебники должны были пройти педагогическую экспертизу. Были ли определены критерии этой экспертизы и кем?

— Видите ли, методическое руководство осуществляется со стороны Академии повышения квалификации педагогических работников, ее специалисты и издательство «Просвещение» осуществляют редакцию и экспертизу текста. Пока иного нам не предписано министерством и Советом, мы работаем в таком формате. Все экспертизы, которые я видел, были сделаны «самодеятельно», то есть в неофициальной форме. Так, например, представитель РПЦ МП епископ Меркурий ознакомил членов Межведомственного совета с отрицательным отзывом на учебник Андрея Кураева, но поскольку протодиакон не является членом группы разработчиков, то как мы можем реагировать на эту рецензию? Я слышал, что сам дьякон попросил своих знакомых отрецензировать его курс, но официально никто не ознакомил ни Совет, ни группу с этими рецензиями.

А критерии сложные: курс должен быть, с одной стороны, действительно культурологическим, то есть ставить своей целью не индоктринацию, а ознакомление детей с основаниями православной культуры, с другой — он должен быть понятен ученикам 4-5 классов. Еще одна важная деталь — преподавать предмет будут обычные учителя, чьи знания о православии могут быть очень разными. У кого-то есть база, у кого-то ее нет, и мы должны учитывать это в своей работе. Совместить все эти параметры, честно говоря, очень трудно, и у меня есть серьезные опасения по этому поводу. Но поскольку нам сказали работать — мы работаем.


В рецензии академиков прямым текстом сказано, что учебник о. Андрея носит вероучительный характер. Что думает по этому поводу Министерство образования, которое устами министра Фурсенко миллион раз сказало, что курс будет светским и культурологическим?

— Я уже сказал, что эта рецензия неофициальная и имеет смысл только внутри РПЦ МП, но не для членов Совета и группы разработчиков. То, что я видел из материалов учебника Андрея Вячеславовича, кажется мне неформатным и откровенно вероучительным. Но, повторяю, я не видел всего его труда, его мне никто не предоставил. Предоставят — или сам о. Андрей, или министерство, — тогда я смогу говорить. А то, что публикуется в Сети, в частности в ЖЖ, мне кажется просто провокацией. Не мог, мне кажется, дьякон Андрей, которого я знаю как разумного человека, написать такой текст. Он даже не соответствует плану, утвержденному министерством! Понимаете, этот курс должен быть подчеркнуто отстраненным и светским. А в Сети лежит текст, скажем так, совершенно иной ориентации.


— Учебник Людмилы Шевченко, который в отличие от глав из пособия о. Андрея, вывешенных на сайтах, вовсе недоступен для общественности, в какую сторону отличается?

— Учебник Шевченко так никогда и не был в окончательном виде предоставлен в Совет и на группу. Те материалы, которые я видел, свидетельствуют, что Людмила Леонидовна высокопрофессиональный педагог, но она иногда слишком поглощена «радостным миром православной культуры», ей не хватает дистанции. Однако я думаю, что и учебник Шевченко, и текст Кураева (если протодиакон войдет в группу разработчиков) можно доработать до разумного вида.

Изображение

— Протодиакон Кураев (на фото), еще когда все активно обсуждали учебник Аллы Бородиной, неоднократно заявлял, что нужно писать строго культурологическое пособие с оглядкой на Аверинцева, Лосева и пр. Почему он теперь отступил от этой позиции, как вы думаете? Ведь трудно предположить, что о. Андрей не понимает, что его учебник и близко не лежал ни к какой культурологии? Cудя по всему, он гораздо интереснее учебника Бородиной, но по своему миссионерскому пафосу, кажется, многажды его превосходит.

— Это для меня загадка… Может, он поменял свои взгляды. Я не знаю, честно говоря. Может, кто-то ему советует, может, еще что-то… Тут гадать бессмысленно.



— Мне казалось бы, что патриархия должна не лоббировать этот учебник, а видеть его опасность — ведь курс ОРКСЭ вводится в рамках эксперимента, и тут такие сомнительные основания. Уверена, что многих родителей оттолкнет направленность учебника.

— Согласен, что это очень опасная тенденция. Неслучайно многие родители заранее отказываются от религиозных модулей (во многих регионах большинство родителей выбирает светскую этику — Прим. «ЕЖ»). Никому не хочется делать своих детей жертвами миссионерских экспериментов. Я, признаться, сам не люблю миссионеров, если можно так сказать, я «миссиофоб». Сейчас распространились такие формы, как проповедь на стадионах, «православные» мотопробеги с обнаженными девицами и полуголые попы с барабанами на рок-концертах, от которых мой покойный учитель Сергей Сергеевич Аверинцев пришел бы в ужас. Мы с ним много говорили об подобных вещах, он обычно называл это пошлостью — для него это было худшим ругательством. А что думал Лосев по поводу синодального миссионерства и форм этой примитивной «пропаганды церковной принадлежности», я рассказывать не буду, а то вы меня обвините в нетолерантности. Посмотрите его «Диалектику мифа» и «Очерки».



— Вы, очевидно, видели пособия по другим религиям, они тоже вероучительные или все-таки культурологические?

— То, что я видел, носит культурологический характер, а не миссионерский. И вдобавок ни одна конфессия не дерзнула выставить в качестве автора священнослужителя — муллу, имама, ламу… Это очень опасно, ибо каждый священнослужитель — по определению вербовщик, миссионер.



— Какое у вас впечатление от пособия по этике и истории религий?

— Я не знаком с текстом по этике. Лучше задать этот вопрос координатору группы профессору Шахнович. Что касается текста по истории религий, он готовится в нашем Институте всеобщей истории, где я работаю уже немало лет, под редакцией такого прекрасного специалиста, как академик Александр Чубарьян, думаю, за качество учебника можно не беспокоиться.



— Почему научное сообщество так слабо и невнятно сопротивляется? Многие готовы абстрактно рассуждать о клерикализации школы, а вот когда дошло до конкретного дела, почти никто не высказывается.

— Сейчас ученые, влачащие довольно жалкое существование, не имеют сильного голоса. Премьер-министр Путин пытается дать ученым больше возможностей, но, увы, пока это только программы, планы. Многие ученые уже махнули рукой, не верят в то, что их голос будет услышан. Многие коллеги возмущаются тем, что православие становится чем-то вроде пресловутого «обществоведения» или «основ марксизма». Мне жалко, обидно за православную веру, но это синодальная, а затем и советская трансформация, плоды ужасного конкубината государства и конфессий, точнее, одной из них. Я вижу для нас только один путь — светское государство, жестко отделенное от всех Церквей и конфессий. Иначе нас ждет тупик.



— Не кажется ли вам опасным, что курс, который еще совсем недавно назывался «Духовно-нравственная культура», если будет принят учебник Кураева, мы по сути начинаем с подлога? Если говорить попросту, мы откровенно врем детям — выдаем катехизис за культурологию.

— Да, такая опасность есть. И что самое неприятное, я могу оказаться в числе тех, кто будет в этом косвенно виноват. Очень не хочется этого допустить. Но надежда остается — работая совместно, можно многое исправить, у меня большой опыт различного сотрудничества — научного, педагогического, социального, религиозного. Все, что в моих силах, я сделаю, а там уже — как Бог рассудит.

Беседовала Светлана Солодовник



И САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ (Кураев):


"Я совершенно согласен с моим хорошим френдом isemenov, что вся эта затея исходно опасна и вреда от ОПК может быть больше, чем пользы. Но увы, тут я лицо подчиненное" - из ЖЖ Муравьева.http://amypp.livejournal.com/375761.html

Какое трогательное единство: Шахнович против эксперимента и даже светской этики - и она же его координирует. Муравьев против ОПК - и пишет о нем же учебник... Какой высокой культуры люди!
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Аника
сообщение 23.12.2009, 20:54
Сообщение #8


Гость







Цитата(Евгений А @ 22.12.2009, 22:35) *

это не Кураев, а наезд на него, такой себе, завуалированный. В общем толстожопые дяди от науки очень обиделись на то, что их не пригласили.
"Я работаю по заданию президента" cool.gif


Евгений, благодарю Вас. Прочла со вниманием все ссылки.

Вывод по сути конфликта сделала тот же, что и Вы. smile.gif
Уж так хотелось г-ну Муравьеву поработать персонально для Президента,
а тут о.Андрей Кураев со товарищи, работающими для Бога, Церкви и Народа Его.
С единомышленниками в количестве 25 человек, притом - не самыми последними представителями нашего общества. smile.gif

Ссылка на распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла от 01.07.2009г:
http://www.patriarchia.ru/db/text/683587.html

Цитата
Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 года образованы Редакционный совет и Редакционная коллегия по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу «Основы православной культуры» для средней школы.


Первым в списке Редакционного совета по данному распоряжению, идет епископ Зарайский Меркурий - председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ МП. Он же является официальным представителем РПЦ в Межведомственном координционном совете (МКС) при при Минобрнауки.
Ссылка на МКС:
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=...=3&id=31197

Так что жалобы по поводу того, что г-на М не известили об участии 25-ти человек, стоящих за епископом Зарайским Меркурием, г-н М должен был бы предъявить СВОЕМУ ЕДИНОВЕРЦУ от Русской Православной Старообрядческой Церкви -протоиерею Евгению Чунину, который пригласил его поработать над учебником.

Межведомственная комиссия готова была рассматривать ВСЕ УЧЕБНИКИ, КОТОРЫЕ БУДУТ ЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ( см ссылку на МКС) .
Видимо г-н М - не успел написать свой.
А дружная команда РПЦ МП - успела. smile.gif И кстати, учебные тексты ( образцы, представленные в интернете) читаются легко, на одном дыхании, и практически не нуждаются в дополнительных пояснениях педагога.
Ну конечно же: 25- это больше чем 1.

----------------------

Ну 1-й тур: ПРОСМОТР г-н М не осилил ( видимо нечего было показывать), и решил взять реванш во -втором туре.
2-й тур: КРИТИКА. Критика в стиле эпиграмм Валентна Гафта :
" а ты на даму - эпиграмму, раз не легла с тобой в постель" ( Л.Шевченко отказалась, и о.протодиакон отказался от сотрудничества, от объяснений, от дальнейших контактов с г-ном М ...)
_______________

Из уст координатора Межведомственного совета г-жи МАРИАННЫ ШАХНОВИЧ прозвучало:
http://www.portal-credo.ru/site/?act=authority&id=1304
Цитата
...принципиальная позиция Межведомственного совета и министерства, ...учебники светские. Они должны быть скоординированы между собой. И там должен обязательно присутствовать – прежде всего – культурологический подход. Не должно быть вероучительного компонента никакого.


Ей вторит lolichek с форума, где обсуждается интервью г-на Муравьева: сообщение №6 от 21.12.2009, 16:17:
http://www.rusliberal.com/showthread.php?t=328517
Цитата
интересно, учебник по этике будет свободен от религиозного мракобесия?

ситуация мне видится довольно плачевной.
1. религия в школах сделана обязательной, т.е. не будешь учить того, что попы тебе в учебнике понаписали - не получишь аттестат о среднем образовании.
2. учебники готовятся в видимой спешке, что почти гарантирует их низкий уровень.
3. преподаватели не готовы вести этот предмет, т.к. для ведения такого предмета, по моему скромному мнению, необходимо высшее педагогическое образование на соответствующих факультетах! а у нас таких факультетов в педвузах нет, насколько я знаю.
в общем, налицо сговор власти и рпц. рпц нужны детские головы, чтобы забить их религиозной мурой, а власти нужна рпц, чтобы оправдывать божественной природой власти существующий беспредел.
страдать от этого, вне всякого сомнения, будут дети. моему ребенку еще предстоит изучать всю эту муру. честно попытаюсь выбрать этику. но если под видом этики будут подсовывать заповеди и все такое, то просто запрещу учить ему этот предмет. на уроки пусть ходит (а куда деваться?), но никаких домашних заданий!


Общее в этих 2-х высказываниях: неприятие вероучительных аспектов Православной культуры.
___________

rolleyes.gif Интересно, а можно ли например, кому-то рассказать о культуре супружских отношений, не говоря о сути этих отношений. О том, что "любовь едина и вмещает в себя всё"? О том, что есть духовный аспект этих отношений, а не только этический, физический, душевный, общественный, и т.д. которые все вместе и составляют собственно культуру супружеских отношений?
____________

Как из Православной культуры - культуры, основанной на почитании Святой Троицы и прославлении Бога Живого, убрать вероучительный аспект? Как говорить о сути Православной культуры избегая вероучительных истин, не назвая главные ценности Православия - Христа и Богообщение со Христом. Как говорить о Богообщении и не сказать о молитве, которой мы говорим с Ним?
А ведь именно суть культуры исследует культурология.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%...%B3%D0%B8%D1%8F

Что останется от Православной культуры в курсе ОПК ? - ПЛЕВЕЛ. точнее ШЕЛУХА. т.к. ЗЕРНО - ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫЕ ИСТИНЫ собираются изъять. ( выплеснуть младенца, полив его предварительно грязью, оставив себе корыто).

Потом правда, будут искать виноватых, что эксперимент с преподаванием ОПК не удался и заодно голосить, что:
-в подъездах писают, и убивают священников, которые одни лишь только и осмеливаются говорить "светски- воспитанным" деткам о том, что есть еще и туалет. ( а сами папаши и мамаши - молчат уже в тряпочку).
-дети не уважают родителей, говорят им гадости, не помогают родителям материально, бьют, убивают.
-жена не уважает мужа, а муж жену, и оба изменяют друг другу, бросают детей на произвол судьбы, отказываются материально содержать их, бьют, убивают.
-начальники на работе не уважают подчиненных, матерят их, не платят заработанное, бывает что и бьют, убивают...

Психологи светские будут советовать искать радости (позитив) в светской жизни, учиться не обращать внимание на такие мелочи, переключать внимание на более позитивное. Но эти психологи не говорят о главном:что только вера в Бога, доверие к Богу даёт силы преодолевать все те скорби, которые мы испытываем в земной жизни.

Господи помилуй!
________________

"Блажен народ, знающий трубный зов!
Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
о имени Твоём радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
От Господа - щит наш, и от Святаго Израилева - царь наш
." Пс.88.16-19.
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Евгений А
сообщение 23.12.2009, 22:35
Сообщение #9





Сообщений: 7 922
Из: Севастополь




"Я, признаться, сам не люблю миссионеров, если можно так сказать, я «миссиофоб» - говорит о себе Алексей Муравьев. И такой человек мечтает готовить учебник по регилии, более того, он еще, и себе подобных, к этому хочет подтянуть. Если это получится, то сливай воду, туши свет. cool.gif
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Редрик Шухарт
сообщение 23.12.2009, 22:57
Сообщение #10





Сообщений: 1 356




А что вы хотите от этих...толстожопых толерастов.. ничего другого и не ожидалось, чему удивляться? Радуюсь что о. Андрей "прорвался", а далее Бог управит.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Аника
сообщение 27.12.2009, 20:03
Сообщение #11


Гость







Вчера в храме купила книжку:" Сокровенные письма о вере и жизни", издательство "Благо", Москва 2005г.
Эта книга - сборник писем в газету "Православный Санкт-Петербург" самых разных людей, которые пришли к Вере Православной по разному, в том числе и после долгих блужданий.

Обожгло так, что дышать не могла.
Рассказ о тех детях, что выросли без Бога.

Цитата
Заморыш.

Положив на лапки свою головку и закрыв глаза, маленький серый котёнок вспоминал мягкий коврик, приятное поглаживание по шерстке и аппетитный запах котлеты из своей миски...
Малыш не понимал, почему он в одночасье лишился всего этого. Он помнил только, как его грубо запихнули в сумку и куда-то понесли...
А потом он сидел на мокром асфальте у колхозного рынка и всё ждал, когда хозяева придут за ним.
Но сколько он ни звал их, они не шли. И тогда он заковылял на своих тоненьких лапках вдоль кирпичной стены, юркнул в первое попавшееся подвальное окно, повалился от усталости и переживаний на холодные кирпичи и заснул...

Ежедневно он выходил из своего укрытия в поисках хозяев. К тому же его начал мучить голод. Но сколько малыш ни пищал, никто из прохожих, снующих туда-сюда с сумками и тюками, ничего ему не давал.

Через некоторое время шерстка его стала выпадать и он стал похож на полуощипанного цыплёнка.
Он всё чаще впадал в голодную дремоту в своём подвальном убежище, но, очнувшись, всё же выходил на улицу.

Придя однажды на рынок, он увидел, как какая-то старушка, взяв из рук женщины корзинку с пушистым белым котёнком, целует его в мордочку. И ему нестерпимо захотелось тепла, уюта и ласки.
Он стал каждый день приходить сюда, в торговый ряд, где продавали животных.
Он бегал от одного покупателя к другому, с надеждой заглядывал в их лица и жалобно мяукал.
Но людям нравились котята пушистые, упитанные и чистые, а его все гнали, называя приблудой или заморышем.

В конце концов он отчаялся и совсем перестал выходить на улицу. Ужасная слабость в теле и чувство обречённости сломили его волю. И когда однажды в подвальное окошко кто-то заглянул и позвал:
"Кис-кис-кис!", - он не поверил своим ушам. Неужели зовут го, заморыша, неужели он кому-то нужен?
Он встрепенулся и на дрожащих от слабости лапках вышел из своей норы навстречу долгожданному счастью. Чьи-то руки подхватили его и куда-то понесли...

-А прикольный из этого заморыша бегущий факел получится! Пошли к Толяну, у него керосин остался...-сказал подвыпивший подросток своему товарищу.

Но котёнок не понимал их слов. Он просто наслаждался теплом человеских рук, и от этого сладко сжималось его маленькое сердечко...

Владимир Кузин, "Чадушки", №10,2003г
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Аника
сообщение 6.1.2010, 20:35
Сообщение #12


Гость







Русская Православная Церковь представит в Минобразования РФ учебник протодиакона Кураева после доработки этого пособия
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=...=3&id=31787

Цитата
29.12.2009 10:25
Москва, 29 декабря. Патриарший редакционный совет поручил рабочей группе под руководством протодиакона Андрея Кураева внести поправки в подготовленный текст школьного учебника по «Основам православной культуры», передает «Интерфакс-религия».

Заседание совета, на котором был представлен учебник, состоялось в понедельник в храме Христа Спасителя под председательством Патриарха Кирилла, сообщает официальный сайт Московского патриархата.

В ходе обсуждения учебника был высказан ряд критических замечаний, после чего Патриарх благословил редколлегию учесть предложения и внести в текст необходимые поправки.

Вместе с тем редакционный совет признал целесообразным представить министерству образования и науки РФ рукопись учебника протодиакона А.Кураева.

Говоря о предстоящем в российских школах эксперименте, патриарх Кирилл назвал очень важным, «чтобы во всех курсах - будь то основы культуры других традиционных религий, или в религиоведческом курсе, или в нерелигиозном курсе светской этики - в фокусе был бы один и тот же нравственный облик человека, иначе мы породим такую множественность взглядов и убеждений, которая может привести и к конфронтации».

Второй необходимой чертой будущего курса, по мнению патриарха, должно быть отсутствие «всякой полемики с носителями других традиционных взглядов», чтобы «научить детей, которые являются носителями разных мировоззрений, жить вместе, трудиться вместе, служить общему благу».

Патриарх Кирилл особо отметил, что родители, выбирая тот или иной учебный курс по духовной культуре, должны иметь «достоверную информацию» о его содержании, и подчеркнул, что «манипулирование сознанием родителей и детей» в этом вопросе недопустимо.

__________________

Протодиакон Андрей Кураев: Мы участвуем в сложном и опасном эксперименте
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=...=7&id=31700
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Татьяна Родионова
сообщение 14.1.2010, 0:02
Сообщение #13


Генеральный директор миссионерских движений во Вселенной


Сообщений: 7 484
Из: Поезд Севастополь-Москва




Что-то я уже и Кураеву не верю. Вся эта тусня не просто так.
Кураев, значит, участвует в сложном и опасном эксперименте. Вообще, где мозг, чтобы так писать про то, что он хочет сделать в школе? Я вот, например, побоюсь теперь дать согласие на этот "опасный эксперимент" над моей внучкой.
А шут -гороховй охлобыстин, получив премию в виде Бумера за секс, сейчас кричит, царя ему подавай!

Москва. 11 января. ИНТЕРФАКС - Монархия в России может возродиться при прямом участии Церкви, считает священник Иоанн Охлобыстин.

"Должен возникнуть принципиально новый метод избрания помазанника Божия, при непосредственном участии Русской православной церкви и в соответствующие этому процессу времена", - пишет отец Иоанн в статье, опубликованной в понедельник в журнале "Сноб".

По мнению священника, сегодня государству следует предложить всестороннюю помощь Церкви в области религиозного просвещения, "чтобы однажды сама мысль о возможности избрания помазанника Божия опять показалась русскому человеку естественной".

"Иначе никак. Иначе только война. А не хотелось бы", - резюмирует отец Иоанн.

Он подчеркивает, что, говоря "монархия", не имеет в виду "искусственную реконструкцию института монархии прошлого, подходящую разве что для благотворительных вечеров и награждений алюминиевыми бирюльками чванливых общественных иждивенцев".
http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=33676
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Аника
сообщение 14.1.2010, 18:06
Сообщение #14


Гость







Цитата(Татьяна Родионова @ 14.1.2010, 3:02) *

По мнению священника, сегодня государству следует предложить всестороннюю помощь Церкви в области религиозного просвещения, "чтобы однажды сама мысль о возможности избрания помазанника Божия опять показалась русскому человеку естественной".

"Иначе никак. Иначе только война. А не хотелось бы", - резюмирует отец Иоанн.


Христианство уже было государственной религией, а Церковь - как бы на "госс.службе".
И царь-батюшка был.
Войн меньше не было.
____________
А эксперимент над школьниками - действительно опасный.
Светские педагоги не готовы преподавать основы православной культуры.
Они готовы преподавать культурологический предмет, который будет логически взаимосвязан с другими предметами школьной программы, чтобы дополнять их. Например, с историей. Много и других нерешенных вопросов.

А если педагог не готов, что он может предложить ребёнку? Педагоги и сопротивляются, т.к. большинство из них привыкло работать на совесть, не халтуря.
А начальство за них всё решило: ввести курс ОПК -"с колёс", или по принципу "синема-синема": "Монтаж... и бэби"

Так что многие родители выбирают курс этики.
А учебник Кураева всё же хотелось бы прочесть. smile.gif
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Аника
сообщение 16.1.2010, 16:11
Сообщение #15


Гость







Непонятно, что будут изучать российские дети, чьи родители выбрали курс этики.

Цитата
Ученые отказались писать курс светской этики для школ. До сих пор не написан модуль "Основы светской этики" для школьного курса "Основых религиозных культур и светской этики", сообщает Infox.ru. Ученые-этики отказываются над ним работать. Остальные пять равноценных модулей курса уже подготовлены представителями основных российских конфессий. Старт эксперимента по введению этого курса в школьную программу намечен на апрель.

13 января от написания учебника для школ отказался завкафедрой этики философского факультета СПбГУ Вадим Перов, на помощь которого рассчитывали чиновники из Минобрнауки. Он пояснил изданию, что с самого начала был против идеи введения такого курса детям. "4−5−й класс — это как раз то время, когда ребенка можно задавить религиозным авторитетом. А светскую этику в этом возрасте преподавать нельзя", - заявил Перов. Он напомнил, что все известные исследования, посвященные становлению морального сознания, говорят, что по оптимистическим прогнозам изучение вопросов этики можно начинать с 14−15 лет.

Затем, под давлением чиновников и издателей ученые подготовили черновик учебника. После этого, по словам, Перова, чиновники начали войну "за каждую фразу", требуя убрать определения, которые могли бы не понравиться священнослужителям, или слова о возможности разных представлении о нравственности в разных культурах. Затем чиновники выдвинули требование, чтобы модуль этики стал курсом морального воспитания. Перов на это возразил, что нельзя ставить оценки за совесть. "То, что они хотят, не соответствует моей профессиональной этике", — подчеркнул ученый. По словам Перова, его коллега, вместе с которым они писали учебник, полностью разделяет его позицию.

"Та же ситуация сложилась с одним из профессоров кафедры этики МГУ. Мы с ним обсуждали этот вопрос на конференции в Москве, — уточнил Перов. — У нас в стране достаточное число специалистов в области этики, но по большому счету крупных этических центров всего три: кафедра этики МГУ, сектор этики Института философии РАН и кафедра этики СПбГУ. Это ведущие этики. Но в Москве профессора, написавшие гигантское количество учебников. Я им вообще в подметки не гожусь, откровенно говоря. Они гораздо лучшие специалисты, чем я. Но и с ними не сумели договориться".

Перов добавил, что окончательное решение отказаться от участия в проекте он принял, когда в блоге протодиакона Андрея Кураева он прочитал цитаты из своих черновых записей к учебнику. "Что мы представили издательству для отчетности перед министерством, уже обсуждается в интернете, — заявил ученый. — Мне не важно, как эти материалы оказались у Кураева, мне не важно, что он обо мне пишет. Меня волнует сам факт того, что неопубликованные черновые материалы, становятся предметом публичного обсуждения."

По сведениям Перова, большинство учеников выбрали именно светскую этику в рамках экспериментального курса. Он не представляет, как будет действовать Минобрнауки в этой ситуации.

Экспериментальный курс, введение которого поддержал президент Дмитрий Медведев, включает в себя основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и светской этики. Эксперимент пройдет в 19 российских регионах. До конца февраля этого года, согласно тому же распоряжению, должно быть разработано учебно-методическое обеспечение курса, включая рабочие программы, учебные пособия, методические рекомендации и книги для учителей.

http://grani.ru/Society/Kids/m.173239.html
14.01.2010 10:57


http://forum-slovo.ru/?topic=10929.msg492720#msg492720
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Евгений А
сообщение 17.1.2010, 22:47
Сообщение #16





Сообщений: 7 922
Из: Севастополь




не уже ли бойкот эксперимента?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Аника
сообщение 18.1.2010, 18:17
Сообщение #17


Гость







Цитата(Евгений А @ 18.1.2010, 1:47) *

не уже ли бойкот эксперимента?


Пока обнаружила только комментарий о.А.Кураева порталу «Православие и мир» от 17 января, 2010г :
http://www.pravmir.ru/protodiakon-andrej-k...noj-partituroj/

Цитата
- Курс «Основ православной культуры и светской этики» вновь оказался висящим на волоске.

В поручении президента ясно сказано, что должен появиться блок взаимно связанных предметов – «основы религиозной культуры и светской этики». Если не будет светской этики – министерство может признать закрытым весь проект, в том числе и ОПК. Проблема с курсом «Основ светской этики» ставит под угрозу весь эксперимент, потому что скорость каравана определяется скоростью самого медленного корабля.

Вот почему у меня возникает ощущение, что отказ автора от дальнейшей работы над учебником «Основ светской этики» – это заранее просчитанная партитура.
Учебники по религиозным культурам получились живыми, это учебники жизни. А кто-то хотел, чтобы они были мертвыми искусствоведческими штудиями, рассказывающими детям о картинах, висящих в музеях городов, в которых эти дети никогда не были.

Сторонники стерильности школы от любого религиозного присутствия, будучи не в силах прямо отвергнуть распоряжение президента (ибо хотят остаться при своих чинах), вполне могли решиться на «харакири» – убить свой, светский учебник, но вместе с ним пустить ко дну и все четыре религиозных блока.

...
Итак, был выбран человек, неадекватный для данной задачи (и при этом противник ее решения). Он сделал некачественную работу. А когда ему сказали о том, что работа, мягко говоря, несовершенна, и предложили помощь в доработке – автор закричал, что его замысел и авторское право нарушены.

Никто не требовал от Перова изменить его позицию. Никто не требовал от него добрых слов о религии. Никто не требовал от него позитивных упоминаний о Боге. Никто не требовал от него изложения религиозных взглядов на происхождение человека и морали.

Дело не в идеях, а именно в качестве текста. Я же не критикую иудеев или буддистов за то, что они в своих учебниках высказывают идеи, отличные от тех, что приняты у христиан. Точно так же я не стал бы за это критиковать и учебник по светской этике.

Просто Перов:

а) нарушил условия эксперимента тем, что начал критиковать другие убеждения, а не просто позитивно излагать свои;

б) допустил массу просто и именно ляпов;

в) написал текст не на языке 4 класса.


Условие а) не нарушил никто из других участников проекта. Указанное в пункте б) было в очень небольшом количестве во всех учебниках, кроме православного (в нем откровенных ляпов нет не по той причине, что я умнее других, а потому, что я писал не в одиночку, и много умных и придирчивых глаз просматривали текст на всех стадиях его разработки). Но все остальные авторы благодарили рецензентов за конкретно указанные неточности. Проблема с языком, указанная в пункте в) была у всех, кроме мусульман. Но мы все благодарны редакторам за их работу.

Редактор из «Просвещения» здорово поработал над рукописью «Основ светской этики». Она стал гораздо лучше. А в ответ – истерика.


Если учебник всё же написан ( "подредактирован"), то есть вероятность что проект всё же запустят в работу. smile.gif Хотя педагоги мечтают о переносе курса на более поздние сроки обучения: для детей от 14 лет.
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Евгений А
сообщение 18.1.2010, 21:15
Сообщение #18





Сообщений: 7 922
Из: Севастополь




Читал коментарии Кураева у него в блоге, в общем действительно саботаж.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Татьяна Родионова
сообщение 11.3.2010, 16:49
Сообщение #19


Генеральный директор миссионерских движений во Вселенной


Сообщений: 7 484
Из: Поезд Севастополь-Москва




А говорят. что просто вся идея накрылась. Я с самого начала знала, что все это - фуфель, поэтому даже не читала темы, посвященные этому эпохальному событию.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Аника
сообщение 25.3.2010, 0:09
Сообщение #20


Гость







Цитата(Татьяна Родионова @ 11.3.2010, 19:49) *

А говорят. что просто вся идея накрылась.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНИКА ОПК:
http://kuraev.ru/index.php?option=com_cont...view&id=221



В нашем общении будет три блока.

В первой части я буду рассказывать о нашем эксперименте как таковом: его цели, задачи и методология;

Во второй части пойдет речь о курсе «Основы православной культуры»;

В третьей части вас ждет презентация собственно учебника.

Наша встреча носит характер скорее психотерапевтический, чем методический. Моя задача привести вас из состояния растерянности в состояние… тоже растерянности. Точнее из состояния растерянности, которое синонимично отчаянию, в ту растерянность, которая будет близка к состоянию поиска.

Конечно, начинаемый эксперимент нарушает все мыслимые и немыслимые правила педагогики: спешка, неподготовленность, непродуманность… Есть риск, что учителя пойдут в классы вообще без учебников, и почти точно – учителя не успеют изучить учебники и осмыслить их как наедине, так и вместе с методистами... Но, что есть -то есть.

Зачем же нужен столь срочный эксперимент?

Наш курс – это судорожная попытка России спасти саму себя. Цена вопроса – наше будущее. Потому неправы те мудрые пескари, которые полагают: «На нашем веку была не одна попытка реформирования школы, поэтому и эту мы спокойно пересидим, подождем, пока пройдет очередная блажь начальства. Главное- не дергаться, подождать годика два, а потом все придет на свои круги».

Это не так. Той школы, которая есть сейчас, уже не будет. Сработал закон отрицания отрицания:

Советская школа была школой воспитательной, но очень партийной. Эта ее идеологизированность вызвала естественный протест общества, и реформа школы конца 80-х годов пошла под лозунгом: школа должна давать только информацию, а воспитание – это дело только семьи. Увы, воспитание, изгнанное из школы, до дома не дошло. Во многих неполных семьях матери хватает лишь на то, чтобы накормить дитя. Но и не во всех даже полных семьях есть время для общения со своим школьником. А даже если время есть, то нет или интереса к воспитанию или же педагогического таланта. В итоге во многих семьях главным воспитателем стал телевизор. Кстати, я вычислил формулу конца света: «Когда передачу «Дом-2» станут показывать по телеканалу «Культура».

Чтобы сериал «Школа» не стал реальной школой, воспитание должно вернуться в школу. И по этому вопросу уже есть новый общественный консенсус.

Так что наш эксперимент – это лишь часть тех глобальный перемен, которые намечены в системе образования. Новые образовательные стандарты предполагают, что результатом педагогического труда будет не просто энциклопедист, а человек с определенными навыками, среди которых будут и навыки совестной реакции.

Кроме того, курс «Основы религиозных культур и светской этики» - это попытка России ответить на три серьезных вызова современности.


ВЫЗОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Первых из них – глобализация. Мы и наши дети живем на информационном сквозняке. Новая мировая архитектура предполагает, что в мире не должно быть границ, и по миру должны спокойно передвигаться люди, идеи, технологии и капиталы.
...

Раз в году мы с ужасом смотрим на экраны телевизоров, являющие нам американские города, разрушенные ураганами, пришедшими с Карибского моря. Многие годы, глядя на это, я задавал себе вопрос: какой силы должен быть ветер, чтобы разрушить наши рублевские особняки? Но побывав за океаном, я понял, что все эти шикарные дома в США – это производство фирмы«Ниф-Ниф и Наф-Наф». Они все из фанеры. Но стоит эта фанера на очень серьезном фундаменте - мировоззренческом. Если дом строится как заранее обреченная и непрочная времянка – значит, у общества просто нет установки на создание родового гнезда. Для американцев важнее работа, а не жилье.

Российское общество в этом смысле не столь мобильно. Наши люди предпочтут жить впроголодь в родном городе, чем поехать за длинным рублем в даль туманную. Люди современной западной формации настроены иначе. В этом они подобны детям советского офицера: у них нет чувства малой Родины. Такой ребенок родился в одном городе, в детский садик пошел в другом; в первый класс он шел по одной улице, а в пятый - совсем по другой...
...

Как на этот вызов глобализации реагировать? Можно радостно отозваться на него в духе Владимира Маяковского: «Чтобы в мире без Россий и Латвий жить единым человечьим общежитием». Этот путь мы проходили в СССР, и видели его карабахский тупик. Попытка асфальтирования и заливки гудроном национального разнообразия наших культур на наших глазах кончились националистическими бунтами и развалом государства.

Но если мы хотим сохранить свое национальное и культурное своеобразие, надо найти способ донести это своеобразие до наших детей. Тут есть два пути.
...

Что такое Россия по мысли западных политиков? Это хладнокровный объект геополитических манипуляций, который должен свободно расслабляться, и позволять делать с собой все, что хотят наши «западные партнеры»? (пишу в кавычках и с некоторым трепетом потому, что, как кажется, словарь русского мата недавно обогатился новым выражением: когда Путин произносит «наши западные партнеры», это звучит с такой интонацией, что понимаешь: это эвфемизм, заменяющий трехэтажную конструкцию). Или же мы можем быть теплокровным субъектом собственной истории? Если нам ближе второй ответ – значит, у нас должно быть знание собственной идентичности.
...

ВЫЗОВ ИСЛАМИЗМА

Второй вызов современности, на который нам нужно дать ответ – это ислам. Светская пресса почти ставит ежедневно знак равенства между словами «ислам» и «терроризм». А ведь если человека 1000 раз назвать свиньей – на 1001-й он известно что сделает…

Но главная проблема в том, что в отличие от российского православия, у российского ислама есть мощные единоверные центры за рубежом. У них есть политическая власть, есть деньги и есть желание свое понимание ислама навязать России. В любой мусульманской библиотеке видишь множество книг с надписями «Подарок от короля Иордании», «подарок министерства ваккуфов Саудовской Аравии» и т.д.

Мир ислама не менее разнообразен, чем мир христианства. Кто такие ваххабиты? Это то же, что баптисты в мире христианства.
...

Ваххабиты термин, который Коран прилагает к язычникам – ширк - приложили к традиционным мусульманам. Молиться Магомету нельзя, почитание водных источников, рощ, могил святых запрещено. Как баптизм – бунт против народного христианства, так ваххабизм – это бунт против народного ислама.

И баптисты и ваххабиты вошли в мир с лозунгом “вернуться к Писанию” и отринуть позднейшие человеческие предания. Подчеркиваю: речь идет о сходстве некоторых особенностей их исторических путей, но я не говорю, будто этика баптистов тождественна этике воинствующих ваххабитов (хотя у американских баптистов XVIII-XIX веков было искушение объявить войну с индейцами религиозной).

Острие ваххабизма направлено, прежде всего, против мусульман.
...


Прошло 200 лет. Отношение ваххабитов к мусульманам других направлений не изменилось. «В ходе контртеррористических мероприятий в конце мая с.г. были арестованы несколько улемов - Али аль-Худейр, Ахмад аль-Халиди, Насир аль-Фахд. В саудовских СМИ их называют "такфиритская троица" (салюс такфири), потому что они в своих фетвах объявляли "неверными" (это называется такфир) своих единоверцев, которые в чем-то отклонились от того, что эта "троица" считает истинным исламом. А против "неверных" (то есть подвергнутых такфиру мусульман, а также всех немусульман - христиан, иудеев и т.д.), утверждали они, обязателен вооруженный джихад»[4]. Этот свой «джихад» замечу, эти улемы вели на территории Саудовской Аравии, взрывая дома с иностранцами и не считаясь с жертвами среди арабского обслуживающего персонала.

Российский ислам – это жемчужина мировой культуры. Это ислам, который создавался мощными творчески богатыми мусульманскими народами, которая тем не менее жили в немусульманском окружении.

В странах, где мусульмане в большинстве, своя традиция отношения к не-мусульманскому миру. А там, где мусульмане жили в крайнем меньшинстве, в гетто, они своей культуры не создавали. Что создала, например, мусульманская община Италии? Именно Россия дает уникальный опыт сотрудничества христиан и мусульман. Именно этот наш опыт интересен сегодня европейским политикам. И именно он сейчас ставится под угрозу.

Поэтому одна из целей нашего эксперимента – сохранить особый вкус российского ислама.

Неудача в достижении этой цели обернется бедой для всех, а не только для мусульман.

Россия существует ровно до той минуты, пока христианские и мусульманские народы, составляющие нашу Федерацию, живут в мире.

И поэтому для России жизненно важно взять под контроль потоки информации об исламе, которые идут к детям.

Чтобы российские медресе, казанские и кавказские школы не стали филиалами Талибана, для этого необходимо государственное взаимодействие с ними: помощь им в обмен на контроль над ними. Кошмар Афганистана в том, что талибы – это его интеллигенция. Это мусульманские семинаристы. Студенты-террористы…Интеллигенты-боевики…

Как-то я спросил заместителя верховного муфтия Татарстана: в начале 90-х годов вы во множестве посылали молодых людей учиться за рубеж, на Ближний и Средний Восток. Как Вы сейчас оцениваете результаты их обучения? И он мне ответил, что это было величайшей ошибкой: большинство ребят, которые поехали учиться в исламские университеты за рубежом, стали воинствующими атеистами.
...А те, кто вернулся назад, были отторгнуты своими же прихожанами, потому что отформатированные под ближневосточный формат молодые муллы несли не тот ислам, который был дорог и знаком нашему Поволжью.

В нашем эксперименте будет шесть модулей, и в политическом смысле в этой шестерке «коренная лошадка» – это модуль по основам исламской культуры.

Основы православной культуры – это лишь пристяжная лошадка. По той причине, что с Православной Церковью у государства нет проблем, тогда как с исламом у общества проблемы есть. Поэтому очень важно, чтобы в восприятии детей, которые пройдут через этот курс, слово «ислам» соответствовало своему изначальному и высокому значению - «мир».

ВЫЗОВ ДЕПОПУЛЯЦИИ

И третий вызов, на который пробует ответить наш курс – это демографический кризис. «Детское население» России за двухтысячные годы сократилось с 32 до 26 миллионов. И впереди только все новые падения…

Тут самый раз вспомнить слова профессора Преображенского: «Разруха не клозетах, разруха- в головах». Исток демографического кризиса не в экономике, а в аксиологии, то есть дело не в нехватке денег, а в кризисе иерархии ценностей. Смог же чеченский народ в тяжелейшие для него 90-е годы двукратно увеличить свою численность. Значит, дело не в доходах, не в размерах материнского капитала, а в смысловых ориентациях.
...

Именно безрелигиозные страны Европы, страны, гордящиеся своей светскостью, стремительно вымирают. И в России мы видим, что многодетны семьи почти и только религиозные: православные, старообрядцы, мусульмане, иудеи, баптисты…

Как-то отца Дмитрия Смирнова – главного военного попа Русской Православной Церкви - спросили, что он думает о демографическом кризисе. Тот удивился: «Какой кризис? Где кризис? Не вижу никакого кризиса… У меня на приходе рождаемость выше, чем в Египте!».

Поэтому среди задач нашего курса – 1) привить детям вкус к жизни, 2)привить вкус к жизни в России, а не в эмиграции, и 3) привить вкус к жизни в России в многодетной семье.
...

…2150 год. В кафе на берегу Невы около Медного всадника сидят два китайца и пьют чай. Один другого спрашивает:

- Ли Юй, а ты не помнишь, как звался тот смешной народец, который тут жил до нашего прихода?

- Ну как же, не помню?! Конечно, помню, дорогой Вай Бэй! Кажется, они звались Джи Гит.

Чтобы этот футурулогический анекдот не стал кратким курсом истории России в XXI веке, нам нужно хоть что-то попробовать сделать. Да, наш эксперимент не подготовлен. Но он - судорожная попытка лягушки дергать лапками в банке сметаны. Иначе - утонем.
...

Подчеркнуто светская культура неспособна привить любовь к жизни в многодетной семье. Ведь основа светско-либеральной идеологии – права человека. В лексиконе этой идеологии нет такого слова как служение. Зато именно религии говорят о служении человека, о его призвании, о способности к жертве. Нельзя всю жизнь человека сводить к его правам.

Поскольку наш курс – это попытка ответа на очень серьезные вызовы, то не стоит полагать, что государство отступится. На кону -само существование России.

ПСЕВДОЦЕЛЬ КУРСА: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

Не могу не сказать об имеющихся серьезныхразногласиях среди участников нашего проекта.

У меня в руках учебное пособие «Основы православной культуры» для учителей, изданное Московской академией повышения квалификации сейчас, в 2010. Вроде бы это методическое пособие к моему учебнику.

Но это позорище, а не учебное пособие. Здесь нет ни одной цитаты из моего учебника. Здесь не так названы все уроки. Уроки даны не в том порядке. Перечисляемые здесь иллюстрации не присутствуют в моем учебнике. И вообще все сто страниц - треп ни о чем. К учебнику и к изучению православной культуры это издание не имеет никакого отношения, кроме названия[6]. Но люди гонорара получили, бюджет распилили...

Мне эту методичку не показывали, при ее написании со мной не советовались. В итоге на четвертой странице читаю: «Целесообразно считать, что курс «Основы религиозных культур и религиозной этики» является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности, которая понимается как интегративное качество личности ребенка, включающая в себя систему поликультурных знаний и умений, которые реализуют себяв способности выстраивать позитивные взаимодействия с представителями различных культур, национальностей, верований, социальных групп. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителя».

Это же смертный приговор России! Доброжелательное отношение к любой культуре, означает доброжелательное отношение и к гей-культре. Но гей-культура – это культура смерти, ибо это культура бездетности. Гей-культура и дети несовместимы. Пропаганда гомосексуализма – это пропаганда смерти...[7]
А ЛСД-культура, культура наркотиков – это тоже культура. Тоже будем учить детей толерантно к ней относиться?! А культура нацистской Германии? А рэперская культура черного расизма?

Но беда даже не в этом! По мнению авторов этой чудовищной декларации среди целей курса даже не значится освоение ребенком ценностей самой православной культуры. У авторов явно в глазах еще сталинские линзы, для них религия- это зараза, нечто среднее между триппером и сифилисом. Поэтому им так важно надеть на наш курс большой и толстый презерватив, чтобы никакая религиозная инфекция в мозги детей не попала.
...

И очень неумно было бы считать, будто задача нравственного воспитания сводится к воспитанию толерантности. Воспитание в духе толерантности не ответит на вышеперечисленные вызовы.

Воспитание в духе толерантности не прибавит количества детей, наоборот, убавит (ибо дети, воспитанные в духе уважения к любой (гей)культуре, будут беззащитны перед рекламой бездетной«любви».

Воспитание в духе толерантности не поможет сохранить суверенную российскую историю, наоборот, ее уничтожит.

Воспитание в духе толерантности не поможет вести диалог с мусульманским миром по той простой причине, что мусульманский мир не уважает людей, у которых нет убеждений.
...

Четверть века назад, будучи семинаристом, я ехал в ночной электричке из Москвы в Загорск. Ко мне подсел парень лет двадцати восьми, поддатый, азербайджанец, и начал вполне русский разговор «по душам». Одна его фраза до сих пор не дает мне покоя своей оскорбительной правдивостью: «Ты знаешь, за что мы, мусульмане, вас, русских, презираем? За то, что у вас нет ничего святого! Вы в Бога не верите, а слово «мать» у вас ругательное!».

Вот почему не стоит полагать, что если русские дети будут идентифицировать себя как христиане, то это вызовет аллергию у мусульман. Все будет как раз наоборот.
...

А немецкий лютеранский богослов как-то сказал мне: «Отец Андрей, я не понимаю, кого присылает к нам Московская Патриархия на диалоги, на богословские конференции? Зачем вы шлете к нам дипломатов с гибким языком? Нам не интересны общие места, не интересно согласие с нами, мы хотим узнать своеобразие вашего русского Православия, а свое мы знаем и так! Нам интересно вас понять! И знаете, для тех людей, которые со всеми соглашаются, всем поддакивают, у нас в немецком языке для есть специальное выражение - мягкие яйца (weiche Eier)». Такие люди никому не интересны.

Так вот, у нашего курса задача воспитательная, и под воспитанием имеется в виду не просто принятие толерантных установок. Речь идет о том, чтобы принять нравственные и духовные ценности, содержащееся в каждой из этих религий.

ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Эксперимент будет длиться только два года, и, входя в него, надо понять, куда мы из него выйдем. Здесь не должно быть иллюзий. Мы выйдем в общешкольное пространство. Если преподавание в 19 регионах в течение двух лет покажет, что серьезных конфликтов не возникает, в этом случае этот курс станет общешкольным.

В какой именно форме - никто еще не может сказать. Будет ли это еженедельный урок во всех одиннадцати классах… А, может, это будет по одной четверти каждый год… Мне же кажется, что для того, чтобы не прискучить детям, лучше обращаться к ним по временам. То есть дать три годичных курса: по одному году в начальной, средней, старшей школе (например, в 4, 7 и 10 классах). Так по спирали можно возвращаться к ребятам в разных их возрастах, на разных этапах их самопознания.

И хотя будущая форма нашего курса еще не определилась, но привыкать к его стабильному присутствию в расписании надо уже сейчас. Копить необходимые книжки и интернет-знакомства. Готовить родителей к тому или иному выбору. Преодолевать былые сереотипы.

ЦЕЛЬ КУРСА

Так какова же цель именно курса, а не эксперимента?

Цель эксперимента маленькая и локальная – доказать нашу способность говорить о наших святынях на разных языках и при этом не провоцировать гражданскую войну. Цель эксперимента - открыть дорогу курсу.

Этой стратегической цели эксперимента (доказательству его бесконфликтности) служит техническая его цель – обкатать механизм выбора модулей родителями.

А цель самого курса – привить детям навыки нравственного самоанализа. Чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой. Чтобы он научился реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль в своей совести. Чтобы он научился делать запросы к совести, прося ее ответить - к добру или ко злу то или иное его стремление.

В этом смысле задача курса – это именно нравственное воспитание. Заметьте, задача курса не в том, чтобы подготовить богословски грамотных прихожан.

Весь наш курс из шести модулей является морально-экуменическим. Это означает, что нравственные ценности, которые доносятся им до ребенка, одинаковы: почитание старших, забота о слабых или о младших, бережное отношение к природе, любовь к отечеству и т.п. Это общие семейные ценности.

Опыт показывает, что донести эти ценности до ума и сердца всех детей одним языком и одним путем невозможно. Этико-религиозные традиции различны, а светская этика не всех убеждает творить добро по причине нехватки у нее аргументов: «Дети, надо творить добро! - А почему надо? – Потому что надо!».

Что ж, раз аргументы светской этики не для всех убедительны, пусть к детям обратятся разные культуры с разным подбором образов и аргументов.
_________

P.S. продолжение статьи см на сайте о.А.Кураева по ссылке, данной в начале сообщения
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

2 страниц V  1 2 >
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 28.4.2024, 14:58
Яндекс.Метрика