IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Старообрядчество- что это?
Димитрий Шавкунов
сообщение 15.3.2010, 8:01
Сообщение #1





Сообщений: 34




Недавно столкнулся со старообрядческими приходами в Одесской области. Завязалась беседа с их верующими. Произвели они на меня довольно сильное впечателение.
Если кто чего знает о старообрядцах и старообрядчестве в Крыму и на Украине поделитесь, выскажите свое мнение.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Евгений А
сообщение 16.3.2010, 1:16
Сообщение #2





Сообщений: 7 922
Из: Севастополь




Цитата
Старообрядчество- что это?

Это деструктивное религиозно-общественное движение поддерживающее раскол русской православной Церкви.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Аника
сообщение 19.3.2010, 21:20
Сообщение #3


Гость







Цитата
Старообрядчество- что это?

___
Цитата(Евгений А @ 16.3.2010, 4:16) *

Это деструктивное религиозно-общественное движение поддерживающее раскол русской православной Церкви.

____

НЕМНОГО ИСТОРИИ.

Владислав Петрушко, доктор богословия
16 февраля 2009 г. 16:37
http://www.patriarchia.ru/db/text/559417.html

Цитата
Большой Московский Собор 1666-1667 годов, осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Патриархом Московским и всея Руси стал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф.

Бывший ко времени избрания на Патриаршество глубоким стариком, Иоасаф, похоже, совершенно искренне отказывался занять Первосвятительскую кафедру, ссылаясь на преклонные года, малую ученость и отсутствие опыта. Однако царь Алексей Михайлович уговорил старца стать новым Патриархом Московским и всея Руси, и 10 февраля 1667 года состоялась его интронизация. Узнав об избрании Иоасафа, Никон в своей ферапонтовской ссылке отозвался об этом событии весьма иронично: «И то непрямой патриарх».

После своего поставления Иоасаф II, уже в качестве Патриарха, продолжал участвовать в работе Большого Московского Собора, который после осуждения Никона и избрания его преемника наконец-то занялся вопросом о старообрядцах. Но Первоиерарх мало влиял на работу Собора, где тон задавали любезные государю греки: Патриархи Паисий Александрийский, Макарий Антиохийский и другие. Кстати, соответственно этому и место Иоасафу II на Соборе отвели после греческих первоиерархов.

Русские архиереи к тому времени были устрашены прещениями, наложенными на Патриаршего местоблюстителя митрополита Павла Крутицкого и архиепископа Илариона Рязанского, дерзнувших опротестовать предложенную греками при осуждении Никона формулировку о необходимости послушания Патриарха царю. В результате грекам удалось навязать Собору чрезвычайно жесткие по отношению к русским старообрядцам определения, которые фактически сделали необратимым раскол в Русской Церкви. По сути, греческие иерархи брали реванш за все свои обиды и досады на Москву: за автокефалию Русской Церкви, обретенную ею в пору оступничества греков на униатском Флорентийском соборе, за утверждение царского достоинства за Москвой и ее гордое именование себя Третьим Римом, за необходимость выпрашивать милостыню у Российских государей и Патриархов. Все это припомнили русским, когда давали на Соборе оценку старым обрядам и всем, кто их держится. Потому-то 13 мая 1667 года и прозвучало столь резко соборное определение, гласившее, что старые русские обряды суть ересь, а все, кто не желает с ним расстаться и перейти на исправленные по греческому образцу, — еретики, подлежащие отлучению и анафеме. Собор не только проклял староверов, но и повелел предавать их «градскому суду», то есть подвергать уголовному преследованию со стороны государственных властей.

Спору нет, старообрядцы крепко погрешали против православного понимания места обряда в жизни Церкви: ведь человек спасается благодатью Божией, преподаваемой через Таинства Церкви, тогда как обряд вторичен по отношению к ним, является лишь формой их воплощения, а потому может изменяться (и, действительно, сильно изменялся, как свидетельствует церковная история). Но ведь и греки недалеко ушли от русских староверов, утверждая, что обряд (а не догмат!) может быть еретическим и неспасительным. Точка зрения русских епископов, изложенная ими на Соборе 1666 года, накануне приезда греков, была отвергнута; а ведь русские архиереи гораздо разумнее подошли к вопросу, налагая на старообрядцев прещения лишь за их непослушание и противление Священноначалию.

После инспирированных греками анафем Большого Московского Собора, как и следовало ожидать, заговорило оскорбленное самолюбие граждан «Третьего Рима», которые увидели в соборных определениях отрицание и перечеркивание всей предыдущей славной истории Русской Церкви. Получалось, что все великие светочи Русского Православия, крестившиеся двуперстно и сугубившие «аллилуиа», были, с точки зрения греков, еретиками. После такого вывода уже не могло быть и речи о примирении староверов с перешедшей на реформированный обряд Церковью, и ревнители старины сделали самый страшный в своей трагичности вывод: благодать ушла из Патриаршей Церкви и, следовательно, наступает царство антихриста. А раз так, то более нельзя пребывать в этой Церкви и служить покровительствующему ей государю. Так обвинение старого обряда в мнимой ереси подтолкнуло вождей раскола к ереси подлинной — экклезиологической и эсхатологической, то есть к извращению православного учения о Церкви и последних временах.

Таков был трагический финал программы Патриарха Никона, парадоксальным образом пытавшегося совместить задуманную царем Алексеем в чаянии вселенского православного царства программу обрядовой унификации всего православного мира с линией на возвышение Патриаршества и достижение независимости Церкви от государства.

Патриарху Иоасафу II досталось тяжелое наследие. Увы, кроткий престарелый Первосвятитель был слишком несамостоятельной фигурой, за спиной которой возвышалась усилившаяся после низложения Никона царская власть, взявшаяся решать проблему раскола преимущественно силовыми методами. Самый яркий пример такого отношения властей к приверженцам старообрядчества явила многолетняя осада Соловецкого монастыря царскими войсками и последующая жестокая расправа над зачинщиками Соловецкого бунта. Подобные меры количества приверженцев старообрядчества не только не уменьшали, но, напротив, вели к росту их числа, так как к раскольникам закономерно примыкало и множество тех, кто имел свои причины быть недовольным государственной властью. Религиозное противостояние стало вбирать в себя и различные формы социального протеста.

Несмотря на то, что преследование староверов осуществлялось, главным образом, государственной властью, репрессивные меры против них вершились от имени Патриарха. Впрочем, Иоасаф II в целом разделял негативное отношение к старообрядцам. Об этом, в частности, свидетельствует подписанная им «Увещательная грамота к приверженцам старых обрядов», весьма строгая по своему содержанию. Кроме того, в 1668 году Патриарх издал весьма жесткие определения, согласно которым повелевалось священников, отказывавшихся служить по новым богослужебным книгам, лишать приходов и предавать суду, а просфорниц, продолжавших выпекать просфоры с восьмиконечным крестом, отправлять на покаяние в монастыри.
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
Димитрий Шавкунов   Старообрядчество- что это?   15.3.2010, 8:01
Евгений А   Это деструктивное религиозно-общественное движени...   16.3.2010, 1:16
Аника   ___ Это деструктивное религиозно-общественное дв...   19.3.2010, 21:20
Аника   ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВ...   16.3.2010, 4:57
Димитрий Шавкунов   ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВ...   16.3.2010, 8:45
Евгений А   избегает называть староверов православными. И пр...   16.3.2010, 10:04
Димитрий Шавкунов   Так, понятно. В Крыму под Керчем есть село Курортн...   16.3.2010, 8:07
Аника   Недавно столкнулся со старообрядческими приходами...   17.3.2010, 9:48
Димитрий Шавкунов   Дело было в г.Вилково. Тот городок на юге Одесской...   18.3.2010, 8:15
Аника   Используется у них только знаменное пение. Что т...   18.3.2010, 9:34
Димитрий Шавкунов   Что такое "знаменное пение"? Древнее ...   18.3.2010, 19:27
Аника   Очень чинно входят в храм, обязательно здороваютс...   18.3.2010, 10:35
Ксения   В храм меня не пустили, но разрешили наблюдать с...   18.3.2010, 10:48
Аника   А почему вас не пустили в храм? А вы вообще креще...   18.3.2010, 12:23
Евгений А   А почему вас не пустили в храм? Говорят у их при...   18.3.2010, 12:55
Димитрий Шавкунов   Вобщем я думаю так. Никакого вреда старообрядцы пр...   18.3.2010, 8:36
Аника   Никакого вреда [color=#000099]старообрядцы причи...   18.3.2010, 9:36
Евгений А   Никакого вреда старообрядцы причинить РПЦ не могу...   18.3.2010, 9:38
Аника   И пользы от них, как от ... Однако, раз захотел...   18.3.2010, 10:27
Евгений А   P.S. Женя, в ответ на Вашу реплику о[i] пользе с...   18.3.2010, 13:04
Димитрий Шавкунов   а я не шутил. На полном серьёзе. Вся история Пра...   18.3.2010, 19:55
Аника   а я не шутил. На полном серьёзе. Старообрядцы к ...   18.3.2010, 22:25
Евгений А   рамки в свете вот этого Определения (правда, зде...   18.3.2010, 23:40
Аника   и ни слова о единой Чаше. Из речи бывшего ста...   19.3.2010, 4:43
Евгений А   Из речи бывшего старообрядца Пимена Саймона, а ны...   19.3.2010, 12:36
Аника   У меня потрясающие пробелы в образовании :) , к...   19.3.2010, 12:49
Евгений А   Я предполагаю равно- честие от равной чести. Ве...   19.3.2010, 13:02
Аника   Ищите примеры подобных решений в Церковной Истори...   19.3.2010, 14:03
Аника   как минимум - равенство критериев, если речь иде...   19.3.2010, 20:56
Аника   Равночестие это инструмент икономии, который Церк...   19.3.2010, 21:36
Димитрий Шавкунов   Однако, раз захотелось встретиться с ними в Крыму...   18.3.2010, 20:10
Аника   У меня двоюродный брат недавно перешел в РПсЦ (Ру...   18.3.2010, 22:49
Аника   Сами староверы мне сказали, что [color=#000099]о...   18.3.2010, 9:44
Димитрий Шавкунов   Говорят у их прихожан есть спец.одежда для богосл...   18.3.2010, 19:28
Евгений А   Ну, как не послушать известного "богослова...   18.3.2010, 21:01
Аника   На определенном этапе хождения в храм у каждого ...   18.3.2010, 22:59
Димитрий Шавкунов   Старообрядчество -это не одна конфессия, а конглом...   19.3.2010, 8:12
Аника   Часовенные - [color=#000099]вероучение у них попо...   19.3.2010, 9:23
Димитрий Шавкунов   Что значит " поповское" вероучение? ...   19.3.2010, 19:05
Димитрий Шавкунов   Чего-то ничего не получается.   19.3.2010, 19:07
Евгений А   Чего-то ничего не получается. Смотрите инструкц...   19.3.2010, 19:32
Димитрий Шавкунов   http://s005.radikal.ru/i210/1003/2c/9dac748ef7d5.j...   19.3.2010, 19:43
Евгений А   Это деструктивное религиозно-общественное движени...   19.3.2010, 22:04
Аника   с ними "носятся", как с детьмИ малыми B...   19.3.2010, 22:06
Димитрий Шавкунов   Действительно никакого конструктива нет. Главной ...   20.3.2010, 8:24
Аника   Закачал недавно себе постановления соборов 1666-1...   20.3.2010, 17:47
Аника   Кстати, брат мой сказал, что [color=#993399]основ...   21.3.2010, 15:55
Димитрий Шавкунов   Закачал фотографии там где 3 митрополита (один их,...   20.3.2010, 8:34
Димитрий Шавкунов   http://www.pravtor.spb.ru/viewtopic.php?t=4130 Ка...   20.3.2010, 18:46
Димитрий Шавкунов   У иеродьякона Германа все как-то прилизано, студий...   20.3.2010, 18:52
3 страниц V  1 2 3 >


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 17.6.2025, 14:49
Яндекс.Метрика