![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА Предисловие Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии. Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг) Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей) Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий. о.Михаил Херасков Учебник Афанасьева По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ... ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь. Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем. Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление. КНИГА ИИСУСА НАВИНА ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН Деление по содержанию: 1-12 главы – история завоевания Ханаана 13-21 главы – разделение Земли обетованной 22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина. Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей. Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана) Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии. Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу. Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги. Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...). В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы. В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются. Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей. Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник. Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии. Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои... Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города. Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея. гл.22 Жертвенник заиорданских колен Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства. гл.23. Завещание И.Навина Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание. Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю. Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле. Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам... Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал. Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь. 21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом... Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу. |
![]() ![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
КНИГА ПЛАЧА ИЕРЕМИИ
Название «Плач Иеремии» - взято из Септуагинты. В еврейском оригинале – Иха или Кинот (2 варианта названия). Иха – как, каким образом, почему. Кинот – плач, плачевные песни. Греч.название – фрини (треной – тета ро эта ню омикр.йота) – плач, рыдание, плачевный песни. Книга состоит из пяти глав – знак равенства пяти частям псалтири. Представляет собой сборник песен. Составлены в строгом порядке. Каждая песнь состоит из 22 стихов (в 3й песни их 66, но здесь каждая строфа пронумерована трижды). Вопрос об авторстве – в оригинале авторство не указывается. Есть ряд косвенных указаний на прор.Иеремию. 1) 2 Пар.35,25 – 25 Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих, известных до сего дня, и передали их в употребление у Израиля; и вот они вписаны в книгу плачевных песней. - что Иеремия умел писать плачевные песни, известные до сего дня. 2) 3-я и 5-я песни (особенно 3) представляют собой сетования: 3-я – индивидуальное, 5-я – общее, коллективное. Это та черта, края характерна и для книги прор.Иеремии – передача личного момента, личных переживаний. 3) Также ясно, что книга написана человеком, крый сам был свидетелем катастрофы Иерусалима. Кроме того, он описывает Иерусалим в разных состояниях – заброшенном (1я песнь) и затем разрушенном. Значит, этот человек д.был пережить осаду Иерусалима, а потом остаться в заброшенном городе, а потом еще пережить его разрушение. И судьба прор.Иеремии вполне соответствует всему тому, что можно видеть в книге Плача. Но понятно, что могли быть и другие авторы, т.к.песен много. Также надо помнить, что Иерусалим разрушен не сразу после захвата Иерусалима. Разрушение города – это тоже большая и долгая работа. Разрушение началось через год после захвата (Ис…?.) Этим и обусловлена разница в описании состояния города. 1я песнь Автор описывает бедственное состояние города. Сам город изображается плачущим. 1 Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. 2 Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему. Теперь город стал обычным рядовым зданием. Нет утешителя, все уведены в плен. Для предотвращения катастрофы иудеи заключали союзы с окружающими народами, в первую очередь надеялись на Египет, но эта надежда не оправдалась. Мнимые друзья, с крыми заключали союзы, не только изменили Иерусалиму, но и сами сделались его врагами. Т.е.пока у всех были одинаковые мечты о союзном противостоянии Навуходоносору, и Иерусалим был нужен как союзник. Когда же усилия Навуходоносора сконцентрировались на Иерусалиме, то никто не пришел к Иерусалиму на помощь и более того – обнаружили свою враждебность. 3 Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников, и не нашел покоя; все, преследовавшие его, настигли его в тесных местах. Первый раз здесь указывается причина бедствия. Когда иудеи пытались скрываться, то скрыться было негде, везде отыскивали. 5 Враги его стали во главе, неприятели его благоденствуют, потому что Господь наслал на него горе за множество беззаконий его; дети его пошли в плен впереди врага. Враги стали во главе Иерусалима, а жители пошли под конвоем врага. 8 Тяжко согрешил Иерусалим, за то и сделался отвратительным; все, прославлявшие его, смотрят на него с презрением, потому что увидели наготу его; и сам он вздыхает и отворачивается назад. 9 На подоле у него была нечистота, но он не помышлял о будущности своей, и поэтому необыкновенно унизился, и нет у него утешителя. "Воззри, Господи, на бедствие мое, ибо враг возвеличился!" Иерусалим тяжело согрешил, и за это находится в крайне униженном положении. 17 Сион простирает руки свои, но утешителя нет ему. Господь дал повеление о Иакове врагам его окружить его; Иерусалим сделался мерзостью среди них. Сам Господь дает повеление относительно захвата Иерусалима. 22 Да предстанет пред лице Твое вся злоба их; и поступи с ними так же, как Ты поступил со мною за все грехи мои, ибо тяжки стоны мои, и сердце мое изнемогает. Напоминание, что сами вавилоняне не отличаются каким-либо благочестием. 2 песнь (2 гл.) Иерусалим предстает в разрушенном виде. 1 Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего. 2 Погубил Господь все жилища Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых: 3 в пылу гнева сломил все роги Израилевы, отвел десницу Свою от неприятеля и воспылал в Иакове, как палящий огонь, пожиравший все вокруг; 4 натянул лук Свой, как неприятель, направил десницу Свою, как враг, и убил все, вожделенное для глаз; на скинию дщери Сиона излил ярость Свою, как огонь. Тема Иерусалима – городские стены разрушены, как и все укрепительные сооружения, и не вспомнил о подножии ног Своих – т.е.храм и святыни также поруганы. 6 И отнял ограду Свою, как у сада; разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника. 7 Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; в доме Господнем они шумели, как в праздничный день. Итак, стены храма разрушены и очевидно, что автор этой песни был свидетелем всех этих событий. До этого пророк хорошо помнил шумные праздники, крые были до этого в Иерусалиме. Ликование неприятелей, ворвавшихся в храм, вполне сравнимо с тем, что было ранее у евреев. 8 Господь определил разрушить стену дщери Сиона, протянул вервь, не отклонил руки Своей от разорения; истребил внешние укрепления, и стены вместе разрушены. 9 Ворота ее вдались в землю; Он разрушил и сокрушил запоры их; царь ее и князья ее - среди язычников; не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений от Господа. Ворота вдались в землю – очевидное авторское свидетельство. Не прояви себя Седекия таким непокорным, жизнь Иерусалима бы продолжалась, и все могло бы пойти по другому пути. Физическое разрушение – полбеды. Самое страшное – это все сопровождается духовным опустошением. Нет князей, нет духовного управления, оскудение духовное, пророки не сподобляются видений – помимо того, что святилище разрушено. У людей пропала радость жизни. Вся остальная часть – это то же самое продолжение описания состояния Иерусалима и причин бедствия. Например, 14 Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтобы отвратить твое пленение, и изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию. Конец этой песни печали – описание массового истребления людей: 21 Дети и старцы лежат на земле по улицам; девы мои и юноши мои пали от меча; Ты убивал их в день гнева Твоего, заколал без пощады. 22 Ты созвал отовсюду, как на праздник, ужасы мои, и в день гнева Господня никто не спасся, никто не уцелел; тех, которые были мною вскормлены и вырощены, враг мой истребил". 3 песнь Представляет собой личный плач, личное сетование. Здесь пророк жалуется на личные стесненные обстоятельства. И здесь объясняются причины бедствий народа – неправедный суд, указываются пути избавления – обращение к Всевышнему. 4 песнь Написана, возможно, уже после разрушения Иерусалима. Описывается жалкое состояние города. Золото потускло, святилище разрушено, князья унижены, народ находится в бедственном состоянии. Также указывается причина гнева Божия – в данном случае это грехи лжепророков и священников. Народ ожидал помощи со стороны, но она не пришла, друзья изменили, и более того – сами бывшие союзники в борьбе с вавилонянами стали врагами. 4 гл. 21 Радуйся и веселись, дочь Едома, обитательница земли Уц! И до тебя дойдет чаша; напьешься допьяна и обнажишься. 22 Дщерь Сиона! наказание за беззаконие твое кончилось; Он не будет более изгонять тебя; но твое беззаконие, дочь Едома, Он посетит и обнаружит грехи твои. Впоследствии мы вернемся к этому месту, когда будем говорить о пророчестве об Идумее у пророка Авдия. 5 песнь. Здесь помимо сетования содержится и молитва за Израиль. Бедственное состояние находится уже на совершенно ином уровне. Уже враги чувствуют себя хозяинами на земле, а сами обитатели земли находятся в бесправном положении. 7 Отцы наши грешили: их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их. В кн.же Иезекииля будет говориться об индивидуальной ответственности за грех. Структура песни: начало и конец – это обращение к Богу, середина – это описание бедственного состояния. Завершение песни – это молитва о милости Божией к Израилю. ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ Книга неканоническая, более того – анализ книги показывает, что она никак не м.принадлежать Иеремии, потому что автор послания явно был хорошо знаком со всеми вавилонскими обычаями и культами. И на этом делается акцент. Такой стиль изложения полностью, совершенно отличен от стиля пророка Иеремии, крый никогда не вступал в полемику относительно ложности язычества. Он говорил лишь о необходимости праведности и поиска истины. Но самая главная причина, почему это послание не м.принадлежать Иеремии – т.к.оригинал послания Иеремии вавилонским переселенцам помещено в 29 главе его книги, и идеи там изложены совершенно иные. Оригинал греческий. В Вульгате же помещено в последней главе кн.Варуха. Краткий обзор послания. 3 Войдя в Вавилон, вы пробудете там многие годы и долгое время, даже до семи родов; после же сего Я выведу вас оттуда с миром. Это полностью противоречит содержанию др.его послания и пророчеству о 70-летнем вавилонском плене. Затем идет полемика против язычества. Описывается ложность идолов. Идолов выделывает художник, их украшают золотом, серебром и дорогими украшениями, перед ним зажигают светильники, но ничем этим они воспользоваться не могут, все эти дорогие украшения не спасают их от ржавчины и моли, по ним ползают кошки и крысы, другие животные, они совершенно бессильны, ни на что не способны – дать что-либо человеку. Бывает так, что и сами языческие жрецы совершают злоупотребления в капищах, злоупотребляют жертвоприношениями и дарами идольскими, присваивают их себе. Соответственно, обычные животные – и те выше их. 72 Итак, лучше человек праведный, не имеющий идолов, ибо он - далеко от позора. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 19.6.2025, 18:00 |