IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, 3 кл. МДС
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:32
Сообщение #1





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА
Предисловие
Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии.
Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг)
Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей)

Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий.
о.Михаил Херасков
Учебник Афанасьева
По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ...

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ
К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь.
Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем.
Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление.

КНИГА ИИСУСА НАВИНА
ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН
Деление по содержанию:
1-12 главы – история завоевания Ханаана
13-21 главы – разделение Земли обетованной
22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина.
Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей.
Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана)
Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии.
Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу.
Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги.
Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...).
В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы.
В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются.
Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину.

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН
Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей.
Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник.
Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии.
Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои...
Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города.
Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея.

гл.22 Жертвенник заиорданских колен
Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства.

гл.23. Завещание И.Навина
Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание.

Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю.
Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле.
Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам...
Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал.
Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь.
21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом...
Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:52
Сообщение #2





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ
Пророк Иеремия происходил из священнического рода, жил в небольшом городке Анафофе (на север от Иерусалима), как священник он был хорошо знаком с законом, хорошо знал, что должно быть при храме и что там на самом деле было. Как священник принадлежал к высшим слоям общества. Начинал свое служение при царе Иосии, в 13-й год его царствования, и до последнего, 11-го года царя Седекии (Иерем.1, 2-3). Пророчествовал при всех последних царях. Время служения его – это время кризиса Иудеи. Кризис был и во всех отношениях – и внешнеполитическом, и во внутриполитическом, и в религиозном, и нравственном.
Так, Иудея – маленькое государство, оно потеряло свое былое военное могущество и стало ареной борьбы между Египтом и северными державами. Внутриполитически – Иудею постоянно будоражили различные внутренние партии – проегипетская, просирийская. И те, и другие стремились использовать Египет и Ассирию лишь как прикрытие и как союзников, поддерживали национальную независимость. Отсюда и происходили восстания, крые разоряли государство и вызывали нашествия. В религиозном отношении – тоже разные партии – проязыческая, и др. Нравственные отношения между людьми – тоже кризис. Иеремия был свидетелем всего этого. Последних царей мало волновали религиозные дела, а только свое положение и свой престиж. Манассия – залил Иерусалим кровью праведников. Иосия – уничтожил язычество и запретил, и т.д. Но и самые решительные действия Манассии не могли уничтожить веру, а действия Иосии – уничтожить язычество. С политической точки зрения – потрясения, связанные с переменами религии, расшатывали основы государства, создавали нестабильность политическую и религиозную.
Помощь Божия Иосии все-таки подавалась. Происходит упадок Ассирии, и Иосия расширяет границы государства далеко на север. Это был пожалуй последний, хотя и кратковременный подъем Иудеи как самостоятельного независимого государства, и после него начинается стремительный упадок. Иеремия ясно видел происходящее, делал все, чтобы максимально обезопасить, спасти государство и народ. Он указывал пути выхода из кризиса, но его голос оставался неуслышанным. Он говорил о необходимости религиозного и морального исправления, наставления на путь истинный, исполнения закона между людьми. Предсказывал те бедствия, крые постигнут Иерусалим.
Также подсказывал Седекии правильные политические решения. Прямо говорил, что Навуходоносор – это орудие гнева Божия, и призывал к покорности Вавилон.
Ряд царей, отличавшихся большой политической недальновидностью – в первую очередь Иоаким. Ясно сознавал, что впереди его ждет война, нашествие вавилонского царя. Цари обычно тратили свое время на постройку крепостей, укрепление городов, стен, обеспечение города водой (что делал Езекия в Иерусалиме), создание запасов продовольствия. Иоаким же это время использовал для постройки собственного дворца. Это дало свои плоды. После того как Навуходоносор разбил египетскую армию ему ничего не стоило взять Иерусалим и все, что было в нем разграбить, увести часть людей и забрать богатство. Затем Иоаким, видимо, надеясь на Египет, отказался платить дань Навуходоносору, чем вызвал новое нашествие и смерть – он погиб.
Что касается Иехонии, то он был более дальнозорким, чем Иоаким, царствовал всего три месяца. Не оказал Навуходоносору вооруженного сопротивления. Вышел ему навстречу из города, был уведен в плен и позднее – содержался в Вавилоне в почете.
Наконец, чисто марионеточный царь Седекия – его царствование также было трагичным для Иудеи. Видимо, сам по себе он был человеком неплохим – был целый ряд положительных моментов, это видно из кн.Иеремии – он спрашивал совета, выполнил просьбу Иеремии – облегчил его участь в темнице, но в то же время был человеком слабовольным, если не сказать - совсем безвольным. Находился под сильным влиянием внутренних партий. Именно под влиянием этих партий он принимает роковые для себя и для страны решения – отложиться, отделиться от Вавилона (в период наибольшего военного могущества Вавилона), о вооруженном сопротивлении Вавилону в Иерусалиме. С охотой слушал Иеремию, но просил его, чтобы тот никому не передавал никому их разговоров. Итог правления был самым плачевным – Иерусалим постигла крайняя степень бедствия. На месте цветущего города стали развалины, а страной стал управлять вавилонский наместник, в стране осталось ничтожно малое количество населения. Иеремии предлагался выбор – жить там, где он хочет. Военачальник Навуходоносора Навузардан предлагал Иеремии идти в Вавилон и почетное содержание там. Но Иеремия остался на родных и дорогих ему развалинах продолжать свое пророческое служение.
Произнес пророчество о добрых смоквах, крые переселяются в Вавилон (24 гл.)
На разрушении Иерусалима его личные бедствия не закончились – пережил убийство Годолии, наместника вавилонского царя и из страха перед вавилонянами был насильно уведен в Египет. Там скончался, по преданию – мученически.
Особенности книги Иеремии
Нет описаний каких-либо загадочных видений, таинственных образов. В основном это его личные речи, отличающиеся абсолютной прямотой. Пророчества излагаются прямо, без к-либо намеков, недоговоров, полуфраз. Речь проста, безыскусна, не отличается к-либо художественными приемами. В его речи очень много субъективных молитв, много говорит от себя лично – о личных страданиях, переживаниях.
Остальные особенности его книги обусловлены временем, в крое он проходил свое служение – тяжелое, кризисное время для государства. Не то время, когда можно было составлять книги. Книги его представляют простой сборник речей, иногда без всякой системы.
21,1; 24,1; 25,1; 26,1 – т.е.хронология как бы в обратном порядке.


--------------------

2 часть: 26-45 гл. – большее количество личных моментов из жизни пророка Иеремии, в особенности после разрушения Иерусалима
3 часть: 46-51 гл. – пророчество о других народах
и 52 гл. – историческое приложение, заимствование из последней главы 4 Царств.
Существовало две редакции (более короткая и более пространная) кн.Иеремии. Септуагинту переводили по короткой редакции. Там главы и части расположены совершенно иначе. Славянский перевод – нечто среднее между Септуагинтой и еврейским текстом. Порядок глав как в еврейской, но переведена с Септуагинты.

ПРИЗВАНИЕ ИЕРЕМИИ К ПРОРОЧЕСКОМУ СЛУЖЕНИЮ
Иер.1 гл.
1 Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой,
Т.е.был священником и жил в Анафофе.
2 к которому было слово Господне во дни Иосии, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его,
Был призван на служение при царе Иосии.
3 и также во дни Иоакима, сына Иосиина, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосиина, царя Иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце.
Правление Иохаза и Иехонии были очень кратким, и с ними не связана к-либо веха пророческого служения Иеремии.
До переселения – помещены слова Иеремии, крые были произнесены в этот период. С переселением Иудеи – заканчивается миссия Иеремии.
4 И было ко мне слово Господне: 5 прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
Иеремия был призван к пророческому служению еще до своего рождения.
6 А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.
Смирение Иеремии. Также кроме того, видно, что был молодым человеком, а слова молодого юноши не воспринимаются серьезно. И видимо, Иеремия, будучи священником, не проходил никакой риторической подготовки, чего в общем-то и не было у евреев.
7 Но Господь сказал мне: не говори: "я молод"; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. 8 Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь.
Т.е.Сам Господь поддерживает правых и избавит его от смерти.
9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
Чем-то напоминает призвание Исаии. Но ап.Павел пишет – слова Божии нельзя выразить человеч.языком, о немощи человеч.языка. И Иеремия получает этот дар выражения человеческим языком Божественных слов.
10 Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать.
Не только губить и разрушать, но еще и созидать и насаждать. То есть, эти два процесса должны сопутствовать друг другу. Губить злых людей – чтобы создалось истинное человечество. Своей проповедью пророк созидал души людей.
11 И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. 12 Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось.
Миндальное дерево первым дает ростки, т.е.оно является сигналом весны.
13 И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. 14 И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. 15 Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. 16 И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих.
Бегство от севера – из Месопотамии, т.к.отделена цепью гор, то шли в обход. Путь т.о.удваивался, зато шли по нормальной дороге. Второе – опасность с севера, т.к.и ассирийцы, и вавилоняне шли с севера. Народы, завоеванные вавилонянами, должны были служить в его войсках.
17 А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их. 18 И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом и железным столбом и медною стеною на всей этой земле, против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. 19 Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя.
С одной стороны, призыв к мужеству, с другой – и угрозы самому Иеремии – «чтобы Я не поразил тебя». Пророк не должен малодушествовать. Повторяется обещание безопасности.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
отец Димитрий   ВЕТХИЙ ЗАВЕТ   26.10.2009, 17:32
отец Димитрий   КНИГА СУДЕЙ евр.СОФЕТИН, греч.КРИТЭ Охватывает пе...   26.10.2009, 17:33
отец Димитрий   Первый израильский царь Саул Нельзя говорить о нем...   26.10.2009, 17:34
отец Димитрий   Третья книга Царств Книга охватывает период от воц...   26.10.2009, 17:35
отец Димитрий   История разделения царства Соломона на Израиль и И...   26.10.2009, 17:36
отец Димитрий   КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН Евр.Деврей Аяминь ("слова...   26.10.2009, 17:39
отец Димитрий   КНИГА НЕЕМИИ Евр.и греч. - Неемии, лат. - 2-я Ездр...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ Об их достоинстве. Достоинств...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   ЭЛЛИНИЗАЦИЯ ВОСТОКА Под эллинизацией понимается пр...   26.10.2009, 17:43
отец Димитрий   ПОДВИГИ ИУДЫ МАККАВЕЯ Сирийцами не воспринималось ...   26.10.2009, 17:44
отец Димитрий   ПРАВЛЕНИЕ СИМОНА МАККАВЕЯ Трифон потребовал присла...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ Обычно мы понимаем ...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКИХ КНИГАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Здесь н...   26.10.2009, 17:46
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ Сведения о пророке Исаии доста...   26.10.2009, 17:49
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О РОЖДЕНИИ ЕММАНУИЛА ОТ ДЕВЫ (7 гл.) В...   26.10.2009, 17:50
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ГЛАСЕ ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ (40 гл.) П...   26.10.2009, 17:51
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ Пророк Иеремия происходил из...   26.10.2009, 17:52
отец Димитрий   ОБЛИЧЕНИЕ НЕРАДИВЫХ ПАСТЫРЕЙ 23 гл. Пастырь – не о...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПЛАЧА ИЕРЕМИИ Название «Плач Иеремии» - взят...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА Тоже книга неканоническая, в ...   26.10.2009, 17:54
отец Димитрий   УЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГРЕХ 1...   26.10.2009, 17:56
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ВОСКРЕСЕНИИ Иез.37 гл. 1 Была на мне...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА 1 В третий год царствования ...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   Конец. Далее рукопись обрывается...   26.10.2009, 17:58
Анна Р.   Отец Димитрий, вот спасибо, так спасибо. У нас хра...   27.10.2009, 3:01


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 19.6.2025, 17:38
Яндекс.Метрика