IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, 3 кл. МДС
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:32
Сообщение #1





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА
Предисловие
Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии.
Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг)
Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей)

Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий.
о.Михаил Херасков
Учебник Афанасьева
По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ...

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ
К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь.
Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем.
Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление.

КНИГА ИИСУСА НАВИНА
ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН
Деление по содержанию:
1-12 главы – история завоевания Ханаана
13-21 главы – разделение Земли обетованной
22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина.
Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей.
Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана)
Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии.
Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу.
Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги.
Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...).
В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы.
В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются.
Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину.

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН
Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей.
Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник.
Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии.
Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои...
Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города.
Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея.

гл.22 Жертвенник заиорданских колен
Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства.

гл.23. Завещание И.Навина
Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание.

Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю.
Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле.
Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам...
Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал.
Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь.
21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом...
Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:51
Сообщение #2





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




ПРОРОЧЕСТВО О ГЛАСЕ ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ (40 гл.)
Пророчество аналогичного содержания. Также можно понимать в двух смыслах: в историческом смысле – как возвращение из плена, в мессианском смысле – уже нужно ссылаться на Евангелие – это пророчество о Иоанне Крестителе.
Первые два стиха – пожалуй, присутствует больше исторический смысл. Далее -
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 5 и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это.
Глас вопиющего – означает как бы слова вестника, который заранее непосредственно перед приходом царя возвещал его пришествие. Это было в обычае у многих народов, практически у всех – перед царем шел знаменосец, о прибытии царя сообщалось заранее.
В данном случае голос возвещается в пустыне – в историческом смысле здесь возвращение народа из плена представляется как шествие Самого Бога, по аналогии с возвращением из плена Египетского. Т.е.ко времени шествия Бога нужно прокладывание дорог – т.е.срезание холмов, засыпание впадин, т.е.максимальное выравнивание поверхности земли. И когда дорога будет проделана, явится спасение Божие.
В мессианском смысле – перед пришествием Мессии должен прийти вестник, возвещающий Его пришествие. Соответственно, пустыня также означает пустыню человеческих душ. В мессианском смысле приготовление пути Господу обозначает покаяние и исправление жизненных путей. Холмы, горы и впадины – означают греховность человеческой природы. Холм – гордость, возвышение, дол – грехопадение. Все это должно выровняться перед Богом. И когда эти греховные неровности будут сглажены, и явится спасение Божие.

ПЕСНИ ИСАИИ О РАБЕ ГОСПОДНЕМ
«Раб», например, лат.сервус - можно также перевести «слуга», в значении служения Богу. Еврейское слово «ивет» тем более не означает рабского бесправного состояния, а скорее наоборот – этим словом обозначаются те люди, с крыми установлены особо близкие, тесные отношения. Т.е.перевод также допустим «отрок Господень», «слуга Господень» - т.е.человек, крый находится в близком отношении к Богу. В этих песнях раба Господня содержится учение о кротком человеке, проповедующем закон, веру, добровольно и невинно страдающем и прославленным Богом, и установившем Свое Царство на земле.

Первая песнь Раба Господня (42,1-9)
1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
Значение слова Отрок – только что говорили. Держать за руку – следует понимать как передача особой помощи, особое руководство. Избранный Мой – человек, на котором лежит особая миссия, для которого возможно особое служение Богу. Он, конечно, отличается особой праведностью. К этой праведности благоволит душа Бога. Положу дух Мой на Него – избранник будет обладать особыми харизматическими дарами. Возвестит народам суд: суд – «мешна» - означает религиозное учение, закон.
2 не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;
Этими словами подчеркивается и кротость Раба Господня, и то, что Его проповедь не будет отличаться внешним эффектом, т.е.не в этом будет заключаться сила Его проповеди.
3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; 4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.
Трость надломленная – 4 Царств, 18 гл.: 21 Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет ему в руку и проколет ее. Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.
Т.е.военное могущество Египта было в то время подорвано. Означается нечто ослабленное, подорванное, что потеряло свою силу. Оба эти выражения – трость надломленная и лен курящийся – означают в сущности одно и то же – человека с крайне слабой верой. (См., например, Ин Златоуста). Т.е.Он не сделает такого, чтобы человек со слабой верой совсем бы потерял веру, Он не угасит и такую слабую веру. Суд по истине – т.е.основным оружием Его будет истина, основным критерием.
Острова – Он пронесет, выполнит Свою миссию до конца. Славян.перевод (септуагинта) – «языцы уповати имут», т.е.народ.
6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, 7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы.
Итак, призвание Раба Господня – в праведность (правда). Также второй раз повторяется «держать за руку» - давать особую помощь, особое руководство действиями. Завет для народа, свет для язычников – для язычников, находящихся во грехе, Раб Господень д.быть светом, а для народа д.быть заветом. Глаза слепых – многократные высказывания Христа о слепоте духовной, о сидящих в темнице – слова Христа о рабстве греху.

Вторая песнь Раба Господня (49,1-7)
Тематика та же самая, но песнь идет от первого лица и от имени Самого Раба Господня.
1 Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое;
Для еврейского языка и поэзии характерны такие повторы. Призвание Раба Господня было еще от чрева Матери.
2 и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня;
Уста как острый меч – слова апостола, что слово Божие живо и действенно и острее меча обоюдоострого. Тенью руки покрывал – избавлял от бедствий, возможных опасностей во время служения. То же самое означает выражение «в колчане Своем хранил». Сделал стрелой изощренной – когда стрела изготавливается, чтобы точно поразить цель. Т.е.сила Раба Господня – также и в точном исполнении служения.
3 и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь.
Точное объяснение дать нельзя, т.к.для этого надо разбирать значение имени Израиль. То, что не удалось полностью олицетворить в ветхозаветном Израиле – правду Божию… - то исполняет Раб Господень, т.е.Он д.стать олицетворением всего Израиля, истинного Израиля, его праведностью, славой.
4 А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.
Такая особая помощь Божия вовсе не означает какого-то фантастического успеха проповеди и всеобщего принятия Раба Господня. Так что временами по человечески Рабу Господню может казаться, что он напрасно трудится, но его награда – не от людей, а от Бога, так же как и право проповеди дано ему Богом.
5 И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя. 6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли. 7 Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.
Еще раз проводится та же мысль – что этот человек не будет обладать светской властью, Он будет поносимым всеми, но итог Его будет славен. Он будет не только средоточием израильских колен, но и светом для народов, и через Него спасение д.разойтись до концов земли, дойти во все страны.

Третья песнь Раба Господня (50,4-9)
Повествование ведется тоже от первого лица, основной акцент делается на невинных страданиях.
4 Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся.
Язык мудрых – именно в этом сила проповеди. Подкреплять изнемогающего – т.е.слово – единственное оружие Раба Господня.
5 Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. 6 Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.
Открыл Мне ухо – т.е.что-то было открыто тяжелое по человечески, невыполнимое, невыносимое для него – и не отступил назад, т.е.принял тяжелую миссию, края возложена на него Богом. Предал себя на добровольные страдания.
7 И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде. 8 Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет ко Мне.
И в страданиях Бог не оставляет Своего Раба. Его страдания невинны, никто не может обвинить Его («Кто из вас обличит Меня о грехе?»).
9 Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они, как одежда, обветшают; моль съест их.
Раб Господень обладает особой помощью Божией, и Его обвинить никто не может, а если кто обвиняет напрасно, то тому человеку предсказывается его участь.

Четвертая песнь Раба Господня (52.13 – 53.12)
Эта песнь состоит из трех отделов: вступление (52.13-15), основная часть (53.1-9), заключение (53.10-12). Это наиболее яркий пророческий отдел, описывающий невинные страдания и конечное торжество Раба Господня. Здесь в одном месте содержится более яркое пророчество, чем во всех остальных вместе взятых мессианских пророчествах Ветхого Завета.
13 Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. 14 Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих! 15 Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.
13 ст. – эта фраза провозглашает собой всю суть последующей речи. В религиозном учении всегда имеет значение не прошлое, а настоящее и будущее, конечная цель. То, о чем дальше говорится – страдания и лишения – это следующий этап, через крый надо пройти, и этот этап имеет второстепенное, вторичное значение.
14 ст. Многие изумлялись – т.е.сама степень страданий, степень унижения вызывала изумление даже у тех, кто смотрел на него. 15 ст. – народы приведет в изумление. Слова ап.Павла о проповеди Христа распятого – иудеям безумие, эллинам соблазн. Всегда человек пользуется той властью, какую имеет на земле. В данном случае Раб Господень, имеющий власть, находился в крайнем униженном положении. Такого учения еще никто не слышал.
Основная часть: гл.53
1 [Господи!] кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?
Повсюду в Евангелии мы встречаем неверие в Иисуса Христа как Мессию. И сами чудеса Он совершал не как самоцель, а именно как подтверждение истинности Своей проповеди. Его ожидали как царя, и действительно, в этом месте есть некое видимое противоречие с 9 гл.Ис. – начальство бысть на раме Его – а здесь об униженной личности. Кому открылась… – пути воли Божией человеку не дано знать полностью.
2 Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. 3 Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
У Раба Господня не было к-либо знатного положения в обществе. В чем выражалось светское величие – понятно (дорогие дома, поля, соответствующие одежды и манеры держаться…) Ничего этого у Мессии не было. Более того, в этом отношении Он встречал презрение. «От Галилеи м.ли что добро быти?»
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Страдания Его были добровольны, Он Сам взял их на Себя. Обычное человеческое мнение – что наказание – это следствие греха.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
На самом деле Его страдания – не выражение гнева Божия, а принятие наших грехов и страдания за них. Ранами исцелились – Его страдания были спасительными для нас.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
Каждый человек под грехом, но каждый заблуждался по своему. Одни не зная закона, другие – наоборот, зная и нарушая его. На Него Господь возложил грехи всех нас, и Он понес наши грехи.
Т.о.: 1) страдания не всегда являются наказанием Божиим, 2) тем более страдания Раба Господня – совершенно добровольны и спасительны для людей.
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
Истязания принял на себя добровольно и терпеливо переносил страдания. Сравнение с покорностью агнца. Не открывал уст – не было отвержений, проклятий и т.д. «Укоряем, против не укоряше, стражда не прещаше» (Павел)
8 От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
Над Ним никто не мог совершить праведный суд. Род Его кто изъяснит – знали Христа по человечеству, но не знали по Божеству, не знали тайны Его непорочного зачатия. Отторгнут…, претерпел казнь – но не за Свой грех, а за преступления народа.
9 Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
О погребении Христовом. С момента смерти начинается и прославление невинного Страдальца.
10 Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
Господь попустил мучения Своему Рабу, но эти страдания имели далеко идущие плоды. Через эти страдания и через Него, Его Личность будет исполняться воля Господня.
11 На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
«Да сбудется, яже писана суть в законе и пророцех и псалмех о Мне». Он оправдывает многих через то, что люди познают Его.
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.
К злодеям причтен был – цитируется в Евангелии.

ПРОРОЧЕСТВО О ПОМАЗАННИКЕ ГОСПОДНЕМ И ЕГО ЦЕРКВИ (61,1-10)
Повествование также ведется от первого лица и здесь, пожалуй, делается акцент на водворении Царства Божия на земле.
1 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, 2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих
Сами по себе первые слова указывают на постоянное пребывание Духа Божия на Его Рабе. Помазал – надо помнить, кто проходил помазание в Ветхом Завете – священники либо цари. Это указывает на высокое призвание Помазанника Господня.
Благовествовать нищим – параллельное место «Блаженни нищие духом». Исцелять сокруш.сердцем – примеров такого рода в Евангелии много. Пленным освобождение… - о рабстве греху и о темнице греха. Соответственно, на это была направлена проповедь о Царствии Божием с призывом к покаянию.
Проповедовать лето Господне благоприятно – за образец надо взять юбилейный год, возвещать начало этого года. День мщения – здесь м.говорить об эсхатологическом моменте 2-го пришествия. Утешить всех сетующих – все Евангелие проникнуто этим духом, как в мессианском, так и в эсхатологическом смысле. Так, день этот д.быть днем радости, «ибо приблизилось время ваше».
Господь в синагоге прерывает чтение на словах «проповедати лето Господне приятно», а об эсхатологии далее не читает – видимо потому, что эти откровения говорились уже в узком кругу Его учеников.
3 возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его.
Одежда – в смысле благодатных даров. «Одеждею нетления одея мя». Помазание маслом означает всегда праздник. Тот же обычай был и у языческих народов – во дни олимпиады в Др.Греции и атлеты, и зрители намазывались маслом. Противопоставление духу скорби – славная одежда.
Сильные правдой – праведные – те, кто принял проповедь Раба Господня, и они будут сильны своей праведностью.
4 И застроят пустыни вековые, восстановят древние развалины и возобновят города разоренные, остававшиеся в запустении с давних родов.
Тут есть и исторический смысл, он вполне очевиден. В духовном, мессианском смысле – здесь надо понимать языческий народ – пустыни вековые, т.е.где никогда не было понятия о Боге и не было никаких духовных плодов.
5 И придут иноземцы и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. 6 А вы будете называться священниками Господа, служителями Бога нашего будут именовать вас; будете пользоваться достоянием народов и славиться славою их. 7 За посрамление вам будет вдвое; за поношение они будут радоваться своей доле, потому что в земле своей вдвое получат; веселие вечное будет у них.
Исторический смысл прослеживается, но нельзя сказать, что оно исполнилось полностью в историческом смысле после Вавилонского плена. Все-таки вдвое не получили земли, и иноземцы не приходили к ним пасти стада. Наоборот, послепленный период характерен либо зависимым положением – жизнь под чьим-то владычеством, либо тяжелой борьбой за религиозную самостоятельность.
8 Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; 9 и будет известно между народами семя их, и потомство их - среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом.
Здесь еще раз воспоминается любовь Божия к закону, ненависть к насилию и установление вечного завета.
10 Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством.
Те, кто благословенны Господом, пребывают в Боге, а пребывание в Боге – это радость, которая сравнима с радостью жениха и невесты.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
отец Димитрий   ВЕТХИЙ ЗАВЕТ   26.10.2009, 17:32
отец Димитрий   КНИГА СУДЕЙ евр.СОФЕТИН, греч.КРИТЭ Охватывает пе...   26.10.2009, 17:33
отец Димитрий   Первый израильский царь Саул Нельзя говорить о нем...   26.10.2009, 17:34
отец Димитрий   Третья книга Царств Книга охватывает период от воц...   26.10.2009, 17:35
отец Димитрий   История разделения царства Соломона на Израиль и И...   26.10.2009, 17:36
отец Димитрий   КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН Евр.Деврей Аяминь ("слова...   26.10.2009, 17:39
отец Димитрий   КНИГА НЕЕМИИ Евр.и греч. - Неемии, лат. - 2-я Ездр...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ Об их достоинстве. Достоинств...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   ЭЛЛИНИЗАЦИЯ ВОСТОКА Под эллинизацией понимается пр...   26.10.2009, 17:43
отец Димитрий   ПОДВИГИ ИУДЫ МАККАВЕЯ Сирийцами не воспринималось ...   26.10.2009, 17:44
отец Димитрий   ПРАВЛЕНИЕ СИМОНА МАККАВЕЯ Трифон потребовал присла...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ Обычно мы понимаем ...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКИХ КНИГАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Здесь н...   26.10.2009, 17:46
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ Сведения о пророке Исаии доста...   26.10.2009, 17:49
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О РОЖДЕНИИ ЕММАНУИЛА ОТ ДЕВЫ (7 гл.) В...   26.10.2009, 17:50
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ГЛАСЕ ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ (40 гл.) П...   26.10.2009, 17:51
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ Пророк Иеремия происходил из...   26.10.2009, 17:52
отец Димитрий   ОБЛИЧЕНИЕ НЕРАДИВЫХ ПАСТЫРЕЙ 23 гл. Пастырь – не о...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПЛАЧА ИЕРЕМИИ Название «Плач Иеремии» - взят...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА Тоже книга неканоническая, в ...   26.10.2009, 17:54
отец Димитрий   УЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГРЕХ 1...   26.10.2009, 17:56
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ВОСКРЕСЕНИИ Иез.37 гл. 1 Была на мне...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА 1 В третий год царствования ...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   Конец. Далее рукопись обрывается...   26.10.2009, 17:58
Анна Р.   Отец Димитрий, вот спасибо, так спасибо. У нас хра...   27.10.2009, 3:01


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 19.6.2025, 17:28
Яндекс.Метрика