IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, 3 кл. МДС
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:32
Сообщение #1





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА
Предисловие
Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии.
Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг)
Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей)

Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий.
о.Михаил Херасков
Учебник Афанасьева
По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ...

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ
К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь.
Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем.
Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление.

КНИГА ИИСУСА НАВИНА
ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН
Деление по содержанию:
1-12 главы – история завоевания Ханаана
13-21 главы – разделение Земли обетованной
22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина.
Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей.
Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана)
Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии.
Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу.
Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги.
Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...).
В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы.
В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются.
Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину.

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН
Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей.
Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник.
Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии.
Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои...
Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города.
Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея.

гл.22 Жертвенник заиорданских колен
Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства.

гл.23. Завещание И.Навина
Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание.

Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю.
Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле.
Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам...
Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал.
Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь.
21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом...
Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:49
Сообщение #2





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ
Сведения о пророке Исаии достаточно скудные. В надписании книги называется лишь имя его отца («сын Амосов»). Указывается время его служения и место (Иудея). Имена царей во время служения его: Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия. Это единственные достоверные сведения о Исаии. Остальные сведения относятся к области преданий. (что он был царского рода или просто знатного происхождения, скончался во времена царя Манассии, даже говорят о гибели его). Из перечисления имен царей видно, что основная часть служения пришлась на тяжелый период истории Иудеи.
Исаия призван на служение пророка в год смерти царя Озии, крый был благочестивым человеком. Это можно сказать и о сыне его Иоафаме. Эти цари хранили верность Богу, хотя и были не без человеческих слабостей, за что наказывались. Само государство находилось в цветущем состоянии. Будучи малым по размерам, государство Иудея держало в подчинении окружающие народы, имело сильное войско. Экономическая ситуация также благополучна.
Расцвет материального благополучия не обходился без религиозного охлаждения. Забывались обычные добродетели. Часты нравственные нарушения, в чем пророк обличает свой народ (первые главы). При Ахазе всюду насаждалось язычество. Последствия отступления сразу проявили себя. При первом столкновении с сиро-израильскими войсками разбито войско Ахаза, царя Иудейского. Царь спас Иудею и Иерусалим от разорения, жертвуя независимостью (он заключил союз с Ассирией на условиях вассальной зависимости). Начался упадок.
Подъем государства при Езекии. Благодаря особой помощи Божией и по молитвам пророка Исаии, а также его советам этот царь отстоял независимость Иудеи в период наивысшего военного могущества Ассирии.
Езекия всячески боролся с язычеством, крое уже пустило корни и прижилось в народе. Езекии удалось добиться лишь внешнего уничтожения язычества. Исаия лишь предсказывает время, когда идолы совсем исчезнут.
При воцарении Манассии начался небывалый расцвет язычества.
Исаия свидетельствует о небывалых чудесах Божиих:
- поражение войска ассирийского под стенами Иерусалима;
- возвращение тени от солнца на 10 ступеней;
- предсказание смерти Езекии, а после покаяния и молитвы последнего – продление на 15 лет жизни.

Второисаия
Концепция девтероисаии полагает, что книга написана преемником пророка Исаии, которого также звали Исаия, и который продолжил его служение и писание книги.
Данные в пользу гипотезы:
- 44,26-28 – Храм находился в развалинах;
- конкретные имена редко употребляются в пророческих книгах. Если называется конкретное имя (здесь царь Кир), значит, оно кому-то о чем-то должно говорить.
За единство авторства - идейное единство книги и словоупотребление.
Доказанность или недоказанность этой гипотезы никак не влияет на каноничность или способ изучения книги.

О стиле передачи откровений
Основной стиль – устная речь. Но иногда Исаия применял символические действия. Откровения получал через видения, иногда к нему было обращено слово Божие.

О характере изложения в книге
Язык Исаии красивый, литературный, даже поэтический. Пророк называет события и вещи своими именами. В книге нет описания загадочных видений. Очень много мессианских пророчество (поэтому «ветхозаветный евангелист»).

Разделение книги на части:
1. 1-39 гл. – обличительная часть, здесь – большинство обличительных пророчеств.
2. 40-55 гл. – утешительная часть, об освобождении из плена, о Рабе Господнем и Его искупительных страданиях.
3. 56-66 гл. – описание духовного мессианского царства.

ПРИЗВАНИЕ ИСАИИ К СЛУЖЕНИЮ (6 ГЛ.)
1-4 ст. Описание видения славы Божией. Краткое, но величественное.
5 ст. Бога никто не видел, апо.Иоанн говорит, что Исаия видел лишь славу Божию, а не Бога. Сознание недостоинства: видел Бога и остался жив. Это по милости Божией, т.к.он и народ за грехи достоин смерти.
6 ст. Символическое видение («Се прикоснуся устнам твоим…»)
8 ст. В обновленном состоянии Исаия проявляет ревность по вере: сам вызывается на пророческое служение, связанное в то время с большими опасностями.
9-13 ст. Господь предсказывает Исаии, что его проповедь мало что изменит в жизни людей. Народ огрубел в грехе, лишь большие потрясения могут изменить людей к лучшему. Дается откровение об окончательном запустении земли, об уведении жителей в плен. Также об оставлении корня, святого семени, т.е.той незначительной части населения, которая хранит верность Богу. Через это св.семя будет восстановлена жизнь в Иудее.

ПРОРОЧЕСТВО О ВОЗВЫШЕНИИ ГОРЫ ГОСПОДНЕЙ (Ис.2 гл., 1-4)
Буквально, дословно это пророчество повторяется у Михея, т.е.они были современниками. (Мих.4, 1-4).
«Последние дни» - обычно имеет значение мессианских времен, иногда – эсхатологических времен. Напр., а апостольском послании Ин.Богослова – «последние дни». Не во временном значении последний. Своим воскресением Христос обновил природу человека, обновил мир. Соответственно уже ветхому миру уже предопределено таким образом обновление. Сотворит новое небо и новую землю. В этом смысле и называются времена последними.
«Гора дома Господня». Храм был поставлен на горе Мориа. Но не надо думать, что языческие храмы ставились где попало – они тоже ставились на холмах, возвышенных местах. Т.е.эти тенденции присущи вообще для многих религиях, и для христианства в т.числе.
Именно к этой горе дома Господня потекут все народы. По сути дела это обозначает принятие истинной веры другими народами. Соответственно эти народы будут искать пути Божие.
«От Сиона выйдет закон и пророчество от дома Иерусалима». Это пророчество не м.относиться к Ветхому завету, т.к.закон был дан на Синае, а не в Иерусалиме. Т.е.речь идет о каком-то другом законе.
«Будет судить народы, обличит …, перекуют мечи на орала…» - больше относится к эсхатологическим временам. В мессианском понимании (христианском) эти слова можно относить к внутреннему состоянию человека.
Относительно дублирования, повторения пророчеств у Михея. Можно по-разному трактовать. Не будем забывать, что и во времена Исаии еще существовали пророческие школы, где рождались многие откровения, записанные в пророческих книгах. Так что может быть либо откровение пророческой школы, либо один пророк может просто повторять слова другого, т.к.они были современниками.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
отец Димитрий   ВЕТХИЙ ЗАВЕТ   26.10.2009, 17:32
отец Димитрий   КНИГА СУДЕЙ евр.СОФЕТИН, греч.КРИТЭ Охватывает пе...   26.10.2009, 17:33
отец Димитрий   Первый израильский царь Саул Нельзя говорить о нем...   26.10.2009, 17:34
отец Димитрий   Третья книга Царств Книга охватывает период от воц...   26.10.2009, 17:35
отец Димитрий   История разделения царства Соломона на Израиль и И...   26.10.2009, 17:36
отец Димитрий   КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН Евр.Деврей Аяминь ("слова...   26.10.2009, 17:39
отец Димитрий   КНИГА НЕЕМИИ Евр.и греч. - Неемии, лат. - 2-я Ездр...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ Об их достоинстве. Достоинств...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   ЭЛЛИНИЗАЦИЯ ВОСТОКА Под эллинизацией понимается пр...   26.10.2009, 17:43
отец Димитрий   ПОДВИГИ ИУДЫ МАККАВЕЯ Сирийцами не воспринималось ...   26.10.2009, 17:44
отец Димитрий   ПРАВЛЕНИЕ СИМОНА МАККАВЕЯ Трифон потребовал присла...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ Обычно мы понимаем ...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКИХ КНИГАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Здесь н...   26.10.2009, 17:46
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ Сведения о пророке Исаии доста...   26.10.2009, 17:49
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О РОЖДЕНИИ ЕММАНУИЛА ОТ ДЕВЫ (7 гл.) В...   26.10.2009, 17:50
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ГЛАСЕ ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ (40 гл.) П...   26.10.2009, 17:51
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ Пророк Иеремия происходил из...   26.10.2009, 17:52
отец Димитрий   ОБЛИЧЕНИЕ НЕРАДИВЫХ ПАСТЫРЕЙ 23 гл. Пастырь – не о...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПЛАЧА ИЕРЕМИИ Название «Плач Иеремии» - взят...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА Тоже книга неканоническая, в ...   26.10.2009, 17:54
отец Димитрий   УЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГРЕХ 1...   26.10.2009, 17:56
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ВОСКРЕСЕНИИ Иез.37 гл. 1 Была на мне...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА 1 В третий год царствования ...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   Конец. Далее рукопись обрывается...   26.10.2009, 17:58
Анна Р.   Отец Димитрий, вот спасибо, так спасибо. У нас хра...   27.10.2009, 3:01


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
2 чел. читают эту тему (гостей: 2, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 19.6.2025, 17:46
Яндекс.Метрика