IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, 3 кл. МДС
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:32
Сообщение #1





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА
Предисловие
Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии.
Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг)
Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей)

Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий.
о.Михаил Херасков
Учебник Афанасьева
По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ...

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ
К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь.
Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем.
Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление.

КНИГА ИИСУСА НАВИНА
ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН
Деление по содержанию:
1-12 главы – история завоевания Ханаана
13-21 главы – разделение Земли обетованной
22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина.
Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей.
Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана)
Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии.
Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу.
Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги.
Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...).
В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы.
В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются.
Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину.

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН
Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей.
Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник.
Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии.
Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои...
Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города.
Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея.

гл.22 Жертвенник заиорданских колен
Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства.

гл.23. Завещание И.Навина
Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание.

Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю.
Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле.
Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам...
Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал.
Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь.
21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом...
Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:46
Сообщение #2





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКИХ КНИГАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Здесь надо перечислить пророческие книги (16). К книге Иеремии есть приложения – книга Плача, Послание и книга Варуха. Эти все книги, те, что канонические, в еврейской Библии помещены в разделе поздних пророков. (Навин, Судии, Царств – это ранние пророки). Книга Даниила помещена в Писаниях. Когда говорим о пророческой книге с именем того или иного пророка, следует всегда помнить, что это название условно. Сам пророк в этой книге не написал, видимо, ни одного слова, чаще всего. Т.е.пророки не писали книг. Их задача была другая – они произносили речи, они обращались к живым конкретным людям, а если и записывали пророчество, то только в силу физической невозможности обратиться к своим слушателям. Например, Иеремия писал из тюрьмы, и Варух читал их перед царем Иоакимом. Иезекииль писал из плена тем иудеям, что были в самой Иудее. Здесь, т.о., в пророческих книгах мы видим записи речей пророков, крые были сделаны другими людьми.

ЗНАЧЕНИЕ ПРОРОЧЕСКИХ КНИГ
Здесь также есть три аспекта значения пророческих книг: апологетический, нравственный и исторический.
1. Апологетический аспект. Здесь надо отметить, что пророчества, даже в узком смысле, как предсказания будущих событий – это дело Божие. Только Бог может открыть это знание человеку. Точнее, знание будущих событий – это проявление Высшего разума, т.к.были пророки и среди язычников. Это проявление Высшего разума превосходит обычное человеческое понимание событий. И осуществление пророчества является подтверждением наличия этого Высшего разума.
2. Нравственное значение. Пророческие книги обращены к каждому из нас, воспитательное значение их очевидно. В этих книгах, помимо обличения беззаконий и греха, присутствуют еще примеры доблественного, самопожертвенного служения самих пророков.
3. Исторический аспект. В пророческих книгах есть исторические отделы, крые прямо говорят о соответствующих исторических событиях той времени и эпохи (36-39 Исаии – подробнее о нашествии Сенафиила на Иерусалим, чем в Пар.и Царств). Также описывается внутренняя обстановка в государствах или в плену соответствующей исторической эпохи. Можно видеть даже иногда картины жизненных обычаев и картины их соблюдения и нарушения.

ОТЛИЧИЯ ИСТИННЫХ ПРОРОКОВ ГОСПОДНИХ ОТ ЛОЖНЫХ ПРОРОКОВ И ОТ ЯЗЫЧЕСКИХ ПРОРИЦАТЕЛЕЙ
13 и 18 гл.Второзакония – четко изложены два критерия истинности и ложности пророков.
1) верность Богу. Соответственно, пророк, который призывает к отступлению от Бога, достоин только казни. Такие пророки посылаются для испытания верности Израиля Богу.
2) исполнение пророчества. Если пророк действительно послан Богом, то его пророчество должно осуществиться. Если же оно не осуществилось, то эти слова были не от Бога, и такой ложный пророк должен быть побит камнями.
Лжепророки бывали разные – бывали люди, которые искренне заблуждались. Напр., 3 Цар.22 гл, о подготовке Ахава с Иосафатом на войну с Рамовом Галаадским. 400 пророков предсказывали победу, а один, Михей – поражение. Т.е.400 искренне заблуждались, было какое-то видение, и были искренне уверены. Или, вторая категория – откровенные шарлатаны, которые либо вовсе не имели дара пророчества, либо имели очень относительно этот дар. Но это уже те, о которых Михей говорит – кто им несет деньги, тому благоприятно пророчествуют, а кто им ничего не дает, тому предсказывают бедствия. И те, и другие встречаются на страницах пророческих книг.
Истинное пророчество само по себе не является критерием истинности пророка. Примеры – Валаам, аэндорская волшебница и др.

О ПРОРОЧЕСКОМ ВДОХНОВЕНИИ И СПОСОБАХ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОРОКАМИ ОТКРОВЕНИЙ ОТ БОГА
Всегда откровению предшествует призвание пророка как начальный момент служения. В Библии есть свидетельство о призвании отдельных пророков: Моисея, Самуила, Елисея, Исаии, Иеремии, Иезекииля (особо подробно), о своем призвании упоминает Амомс.
Призвание на служение у всех пророков происходило в разных обстоятельствах и различным образом. Соответствующим образом каждому пророку подавались откровения свыше по мере необходимости, в соответствии со временем его служения.
Способы получения откровений:
1) Видение. По форме они различны. Наяву – как Моисею, Исаии, Иеремии, Иезекиилю. Через сновидения (хотя не часто) – как у Иакова, Иосифа, Даниила.
2) Слышание – призвание Самуила, Амос слышал Бога.
3) Общение с Богом лицом к лицу (Моисей)

СПОСОБЫ СООБЩЕНИЯ ПРОРОЧЕСТВ НАРОДУ
1. Пророки не писали книг, они проповедовали людям. Их задача была не оставить о себе память в веках, но чтобы исправить жизнь современников. Основной способ сообщения – устная речь. Этот способ объединяет всех пророков.
2. Письменным словом, конечно, пользовались. Пророки обращались письменно в тех случаях, когда не имели возможности устно обратиться к народу: Иеремия записывал и передавал свои пророчества через Варуха, когда сам находился в темнице. Позднее писал к переселенным в Вавилон. Пророк Иезекииль, бывший в плену, писал послания в Иерусалим.
3. Символические действия. Способ основан на воздействии впечатлением на слушателя. Использовались, когда устной проповеди не внимали. Свидительство у Исаии, Иеремии, особенно часто у Иезекииля.

БИБЛЕЙСКИЙ И ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК ПРОРОКОВ
В нашей Библии порядок идет по Вульгате (видимо, заимствован из Геннадиевской Библии).
В еврейской Библии порядок иной:
- книга Даниила и плач Иеремии относятся к Писаниям;
- на первом месте пророк Иеремия, далее Иезекииль, Исаия, затем малые пророки.
У Иеремии идут обличения и угрозы, у Иезекииля первая половины книги – угрозы, а вторая – утешительные пророчества, а у Исаии больше утешительных.
В греческой Библии порядок обратный: сначала малые пророки, потом великие.
В хронологическом порядке – выделим три периода пророков:
1. Допленные – Иона, Амос, Осия, Исаия, Михей, Софония, Наум
2. Периода плена – Иеремия, Иезекииль, Даниил, Аввакум и Авдий
3. Послепленные – Аггей, Захария, Малахия.
Время служения пророка Иоиля нам неизвестно (есть аргументы как за допленный период, так и аргументы за послепленный период).
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
отец Димитрий   ВЕТХИЙ ЗАВЕТ   26.10.2009, 17:32
отец Димитрий   КНИГА СУДЕЙ евр.СОФЕТИН, греч.КРИТЭ Охватывает пе...   26.10.2009, 17:33
отец Димитрий   Первый израильский царь Саул Нельзя говорить о нем...   26.10.2009, 17:34
отец Димитрий   Третья книга Царств Книга охватывает период от воц...   26.10.2009, 17:35
отец Димитрий   История разделения царства Соломона на Израиль и И...   26.10.2009, 17:36
отец Димитрий   КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН Евр.Деврей Аяминь ("слова...   26.10.2009, 17:39
отец Димитрий   КНИГА НЕЕМИИ Евр.и греч. - Неемии, лат. - 2-я Ездр...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ Об их достоинстве. Достоинств...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   ЭЛЛИНИЗАЦИЯ ВОСТОКА Под эллинизацией понимается пр...   26.10.2009, 17:43
отец Димитрий   ПОДВИГИ ИУДЫ МАККАВЕЯ Сирийцами не воспринималось ...   26.10.2009, 17:44
отец Димитрий   ПРАВЛЕНИЕ СИМОНА МАККАВЕЯ Трифон потребовал присла...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ Обычно мы понимаем ...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКИХ КНИГАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Здесь н...   26.10.2009, 17:46
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ Сведения о пророке Исаии доста...   26.10.2009, 17:49
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О РОЖДЕНИИ ЕММАНУИЛА ОТ ДЕВЫ (7 гл.) В...   26.10.2009, 17:50
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ГЛАСЕ ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ (40 гл.) П...   26.10.2009, 17:51
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ Пророк Иеремия происходил из...   26.10.2009, 17:52
отец Димитрий   ОБЛИЧЕНИЕ НЕРАДИВЫХ ПАСТЫРЕЙ 23 гл. Пастырь – не о...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПЛАЧА ИЕРЕМИИ Название «Плач Иеремии» - взят...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА Тоже книга неканоническая, в ...   26.10.2009, 17:54
отец Димитрий   УЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГРЕХ 1...   26.10.2009, 17:56
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ВОСКРЕСЕНИИ Иез.37 гл. 1 Была на мне...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА 1 В третий год царствования ...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   Конец. Далее рукопись обрывается...   26.10.2009, 17:58
Анна Р.   Отец Димитрий, вот спасибо, так спасибо. У нас хра...   27.10.2009, 3:01


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 19.6.2025, 18:12
Яндекс.Метрика