![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА Предисловие Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии. Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг) Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей) Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий. о.Михаил Херасков Учебник Афанасьева По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ... ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь. Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем. Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление. КНИГА ИИСУСА НАВИНА ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН Деление по содержанию: 1-12 главы – история завоевания Ханаана 13-21 главы – разделение Земли обетованной 22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина. Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей. Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана) Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии. Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу. Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги. Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...). В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы. В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются. Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей. Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник. Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии. Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои... Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города. Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея. гл.22 Жертвенник заиорданских колен Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства. гл.23. Завещание И.Навина Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание. Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю. Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле. Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам... Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал. Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь. 21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом... Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу. |
![]() ![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ
Обычно мы понимаем пророчество как предсказание о будущем. На самом деле это не так. Еврейское слово «нави» - не тот, кто предсказывает будущее, а кто передает чужую волю, волю другого человека. В ветхозаветном понимании – тот, кто передает волю Божию. В этом отношении по смысловой нагрузке еврейское слово «нави» отлично от греческого «профитис», которое ближе к нашему пониманию, имеет значение «предсказать». Так, в Ветхом Завете есть пророчества о прошлом. Пророчества о настоящем, напр.Деян – сребро твое да будет тебе в погибель… ибо вижу тебя исполненного всякой неправды… (Петр). Нельзя рассматривать пророчества и с противоположной т.зрения, как какой-то рок и неизбежность. Всегда они носят не безусловный характер, а изменяемы по воле Божией, т.к.воля Божия изменяема. Главное свойство пророчества – призыв к покаянию, к изменению жизни человека. Кроме того, пророк – это не всеведец. Не во всех случаях и не каждому пророку сразу открывалась истина, а открывались только те знания, которые были необходимы ему в данный момент. Например, когда Елисей сказал – Господь сокрыл от меня причину твоей скорби (по поводу смерти сына... –нки). Или Нафан – добавил от себя – положительно ответил о постройке храма Давиду, но потом получил откровение от Бога и возвещает волю Божию, а сначала говорил от себя. ПРОРОКИ И ВРЕМЯ ИХ СЛУЖЕНИЯ Начало израильского профитизма относится к Моисею, т.к.он был первым пророком. Но надо рассматривать более широко, сколько существует человечество, столько существует и пророчество, Адам тоже пророчествовал. Можно также привести примеры, когда патриархи пророчествовали. Т.е.пророческое служение было и до Моисея. Служение Моисея особенно, и в лице Моисея пророчество было поставлено на высшую ступень земного достоинства. Моисей – это одновременно пророк, основатель священства, хотя и сам не священник, и правитель народа – в одном лице. Можно сказать, что он проводник теократии в Израиле. В конце жизни Моисей стал непререкаемым авторитетом. Эпоха после Моисея до Самуила условно называется беспророческой. Понятно, что нельзя понимать это буквально. Пророческое служение, конечно, существовало, хотя может и было не в чести. Так, в кн.Судей упоминается дело пророческое. А вот пророк Самуил сыграл уже особую роль в становлении израильского профитизма. Помимо того, что сам был пророком и вождем, судьей народа, примечательно то, что во-первых, именно пророк становится основателем израильской монархии, и то, что именно пророк, а не священник, помазывает на царство первых двух израильских царей. Кроме того, он основатель пророческих школ. Что представляют собой пророческие школы, трудно сказать. Ясно, что это не учебное заведение, что там не изучали науки. Это определенный круг, кружок людей, где передавалась традиция пророчества, умение пророчества во всех отношениях. Образ жизни, исполнение закона и др. Эти пророческие школы просуществовали до Вавилонского плена (в северном царстве – до Ассирийского плена). Например, вознесение Илии на небо – вышли сыны пророческие – знаешь ли, что господин твой сегодня будет взят? – И я знаю, молчите. Просуществовали до времен царя Манассии, т.к.говорится, что он залил улицы кровью пророков. Что касается последнего периода иудейской истории, предвавилонских времен, то наряду с возрождением государственной жизни, вырождаются пророческие школы. Тот же пророк Иеремия и Изекииль прямо обвиняют лжепророков, тех, кто пророчествуют за деньги. Самуил и Саул взаимно боялись друг друга, тем не менее Самуил был наставником Саула, часто диктовал ему политические шаги, часто обвинял в непослушании. Но с течением времени все больший авторитет приобретает государственная власть, а достоинство пророков постоянно понижается. Так, уже при Давиде – Нафан является придворным пророком царя Давида, он играл уже второстепенную роль, наверняка был на уровне лишь советника. Иногда был его обличителем, но не более того. А в последующие времена роль пророческого служения еще более понижается. Пророки уже играли свою роль, применяли свою деятельность просто в народной среде. Тот же самый Ахей Силомлянин предсказывает Иеровоаму царство, когда тот был еще простым гражданином Израиля (символическое действо с разрыванием одежд и помазывает его на царство), не произнося ему никаких обличительных речей. В дальшейшем уже, при последующих царях, многое зависело от веры самого царя, от того, какой был царь. Если царь верующий (благочестивый), то пророк был у него тоже в почете. Скажем, во время правлении царя Иезекии Исаия был его государственным советником. То же самое можно сказать и о пророке Иеремии во времена царя Иосии. Но когда у власти был неверующий царь, нечестивый, то пророческое служение было унижено. Очень часто пророки не только унижались, но и убивались за неблагоприятные пророчества. Больше всех страдал Иеремия, его жизнь представляет собой сплошное страдание и унижение. Парадокс, и в то же время закономерность – что израильский профитизм оказался в почете в вавилонском плену в лице Даниила – он оказался в положении придворного пророка Навуходоносора – объяснял ему значение его слов, указывал путь избавления от бедствий. Соответственно, в его лице и в лице Иезекииля пророческое служение продолжалось и в Вавилоне. Так же можно сказать, что пророческое служение продолжалось и в послепленные времена. Из послепленных пророков известны трое – Аггей, Захария и Малахия (печать пророков, последний из пророков). Выражение «печать пророков» вовсе не означает, что пророческое служение полностью прервалось. Оно означает лишь, что не было больше выдающихся пророков, государственного уровня, которые бы играли видную роль. Лк. – когда Христос был принесен в храм, то при храме была Анна пророчица – т.е.пророческое служение не прекращалось. В христианскую эпоху после 50-цы оно было обновлено. Тема новозаветного профитизма не входит в наши задачи. ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ ПРОРОЧЕСТВ. ЕДИНСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПРОРОЧЕСТВ Здесь предпочтительно пользоваться термином «спасение», надо говорить о мессианском служении. Пришествие Мессии – главный предмет пророческой проповеди. В этом все пророки едины. Но Мессия у разных пророков предстает в разных лицах. То Его изображают Пастырем, другие пророки изображают Его Царем, третьи – Священником. В некоторых случаях говорится о спасении иудеев через Мессию, а иногда говорится о спасении язычников. Такое различие объясняется первую очередь психология слушателей, т.к.в разное время пророчества обращены к конкретным людям со своей психологией, своим мышлением, различным уровнем восприятия, отсюда следуют и различия в описании прихода Мессии. УЧЕНИЕ ПРОРОКОВ Пророки учат, назидают. В пророческих книгах. Монотеизм, морализм и спасение. Названия говорят сами за себя. 1. Монотеизм. И в законоположительных, и в исторических книгах основная идея – это верность Богу. Отступление от Бога – это тяжелейший грех, потому что Бог есть Творец всего. Своим бытием мы обязаны Богу, и если мы отступаем от Бога, то лишаемся права на жизнь. В законоположительных книгах присутствует некоторое воззрение на Бога, Яхве как на Промыслителя, Правителя Израиля, который управляет Своим народом, дает ему закон, помогает народу в тяжелых обстоятельствах, дарует ему победу над врагами и землю обетованную, то в пророческих книгах Бог уже рассматривается как повелитель всех народов. Более того, в пророческих книгах особенно развит этот элемент, это поучение, и отступление от Бога лишает права на Его помощь, и любые внешние действия, внешние обряды ничего не стоят в случае отступления от Бога. 2. Морализм. Признание Иеговы Богом Израиля само по себе требует исполнения закона. Особенно не только религиозных предписаний, но и нравственных. Нарушение нравственных норм также отделяет от Бога. Особенно тяжелыми грехами считаются неправильный суд - оправдание виновного и обвинение невиновного, прелюбодеяние – физическое всегда отождествлялось с духовным – почему такие строгие нормы, является нарушением человеком правил жизни и лишает права на жизнь. И суд – это дело Божие, Бог – Судия всех. Судьи называются богами в том смысле, что исполнение суда, судебная функция здесь, на земле – это исполнение дела Божия. Поэтому судьи должны обладать абсолютной непредвзятостью. Неправильный суд – надругательство, насмешка над делом Божиим. У пророков, в пророческих книгах – неправедный суд – одно из самых тяжких обвинений. 3. Спасение. Понятие спасения по-разному воспринимается в Ветхом и Новом Завете. Здесь не ограничивается мессианизмом, т.к.Мессия должен прийти и устроить всё. Эти чаяния спасения больше всего отождествлялись с приходом Мессии. И в Новом Завете спасение обозначает спасение от вечных мук, т.е.означает вечную жизнь. В Ветхом Завете спасение означает спасение от бедствий жизни, от плена. ЦЕЛИ ПРОРОЧЕСКОГО СЛУЖЕНИЯ Цель пророческого служения трояка – религиозная, нравственная и политическая. Религиозная – понятно, поддерживать веру в единого Бога, побуждать народ к исполнению закона, поддерживать должный религиозный уровень народа, подкрепляя его надеждами на обетованного Мессию. Нравственная цель – обличение пороков Израиля. Напр., 8 гл.Иезекииля – показывает пороки с называнием конкретных лиц. Другие пророки не называли имен, но тоже обличали. Не только обличали, но и объясняли закон, предостерегали от греха, предупреждали о последствиях. Политическая цель – пророки не были чужды политической жизни Израиля. Очень часто они подсказывали царям правильные политические шаги в той или иной реальной исторической ситуации. Скажем, когда зло было уже неизбежным, старались свести его к минимуму. Это можно видеть в самые разные эпохи, начиная с Самуила и кончая Иезекиилем, который обещал сдаться… Конечно, деятельность пророков касалась и судьбы языческих царств – например, Даниил. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 19.6.2025, 17:44 |