![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА Предисловие Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии. Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг) Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей) Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий. о.Михаил Херасков Учебник Афанасьева По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ... ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь. Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем. Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление. КНИГА ИИСУСА НАВИНА ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН Деление по содержанию: 1-12 главы – история завоевания Ханаана 13-21 главы – разделение Земли обетованной 22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина. Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей. Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана) Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии. Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу. Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги. Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...). В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы. В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются. Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей. Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник. Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии. Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои... Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города. Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея. гл.22 Жертвенник заиорданских колен Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства. гл.23. Завещание И.Навина Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание. Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю. Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле. Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам... Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал. Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь. 21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом... Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу. |
![]() ![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
ПРАВЛЕНИЕ СИМОНА МАККАВЕЯ
Трифон потребовал прислать двух сыновей Ионафана в заложники, обещая отпустить его. Но Симон прекрасно понимал, что это коварство, но выполнил его требование, чтобы не навлечь на себя ненависти от народа. Тем не менее, Ионафан был умерщвлен. Потом Трифон убил юного Антиоха и объявил себя царем Антиохии. Симон использовал обстановку этих междоусобиц в Антиохии, послал к царю Димитрию с просьбой облегчить положение в стране, тот поддержал Симона и тот был объявлен самостоятельным правителем. Тут только ему удалось освободить языческую крепость в Иерусалиме, которая причиняла столько вреда иудеям, поставил своего сына Иоанна военачальником, стал самостоятельным правителем. Димитрий воевал против Трифона, который пытался узурпировать престол и нуждался в военной поддержке и помощи, которую решил получить в Персии. Но царь мидийский Арсак, услышав, что Димитрий вышел в его пределы, послал против него войско, разбил его, и сам он был заключен в темницу. Симон, пользуясь благоприятным временем, возобновил союз с Римом и Спартой и управлял народом. Антиох 7, сын Димитрия 2 (это начало 15 главы), укрывавшийся где-то в море на островах, прислал Симону письмо, в котором подтверждал все его права, а потом прибыл в землю отцов, войско перешло на его сторону, и он одержал победу над Трифоном. Симон оказывал ему помощь, послал 2 тыс.человек к нему, но тот отказался принять ее, как и признать все, что говорил раньше, отказался от своих слов. Он предъявил претензии на города Иоппию и Газару. Поскольку Симон отказался выполнить условия (требовал 500 талантов, а Симон ответил, что это наследие отцов), тот послал войско с начальником Кендевеем (15,38). Симон по старости сам не пошел на войну, а послал двух сыновей. Сражение было выиграно, хотя один из сыновей был ранен. Больше от сирийцев военных испытаний для иудеев не было. Начались неустройства в самом иудейском обществе. Симон был коварно умерщвлен своим зятием Птоломеем, который был военачальником в Иерихоне и послал также людей, чтобы убили Иоанна, старшего сына Симона (Иоанн Гиркан). Но Иоанн узнал о том, что люди пришли убить его, поэтому сам схватил их и убил, т.о.взял власть в свои руки. 2 МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА Вероучительное значение: 7,28 – учение о творении из ничего - все сотворил Бог из ничего. 7,14 – учение о воскресении – Он опять оживит, для тебя же не будет воскресения в жизнь. 6,26 – учение о загробном воздаянии – не избегну не в сей жизни, ни по смерти 15,12-16 – молитва умерших за живых - видение Онии и Иеремии, много молится о народе и святом городе. 12,39-40 – что победа достигается силой Божией. Уклонение в язычество влечет лишение жизни. Нашли под хитонами у умерших посвященные идолам вещи, и сделалось всем явно по какой причине они пали. 12,41 и далее - жертвоприношение живыми за грех умерших. 3 МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА Название Маккавейская – чисто условное, никакого отношения к Маккавеям эта книга не имеет. События, которые в ней описаны, происходят без малого на сто-на 70 лет раньше эпохи Маккавеев. Краткий обзор книги: 1. До 2,18. Птоломей 4 Филопатр был поставлен перед фактом, что Антиох 3 отнял у него территории, вышел на войну и одержал победу над Антиохом. Пока он возвращался в Египет, он заходил в города на пути, чтобы оказать им всяческую поддержку. Очевидно, что приносил в местных святилищах жертвы, в частности, посетил и Иерусалим и увидев красоту храма, решил войти в святилище, очевидно, что и во святое святых. Никакие уговоры и убеждения не помогали. Все иудеи, начиная с первосвященника Симона, молились, чтобы Сам Бог не допустил язычнику осквернить это место. Птоломей был поражен, пал на землю без чувств и был вынесен с территории храма, но в раскаяние не пришел, а удалился из Иудеи с угрозами. 2,18 – окончание первой части книги. 2. С 2,19 до 6,14 – описание преследований иудеев в самом Египте. Все иудеи лишались гражданских прав, т.е.были записаны в рабское состояние, в Александрии был запрещен вход во дворец тех, кто не приносил жертвы богам, но если кто-нибудь принимал греческую религию, им возвращались права всех александрийских граждан. Иудеи доставлялись в Александрию, и тут была назначена казнь на ипподроме. Это царское повеление трижды оставалось без исполнения. Один раз, первый день царь слишком долго спал (5 глава), и казнь была перенесена на следующий день. Но на следующий день царь сам забыл о своем повелении и сделал выговор командующему над слонами. Но после обеда уже спросил, почему тот не выполнил порученное. На третий день должна была состояться казнь. Все умоляли Бога о помиловании, цитируется молитва священника Елиазара – до 6,14. Это завершение 2 части книги. 3. С 6,15 – об избавлении иудеев. Когда все были выставлены на ипподроме для уничтожения, от Бога был послан ангел, видимый всем, кроме иудеев. Тогда слоны обратились наоборот, стали топтать войско, а гнев царя перешел в жалость, он приказал освободить иудеев, устроил для них пир и распустил по домам, дав им на дорогу все необходимое. Птоломей составил новый указ, который охранял их от оскорблений и позволял им уничтожить отступников. Говорилось, что кто преступит установления, не будет иметь расположения царя. Историческая достоверность – достоверен факт победы Птоломея 4 над Антиохом 3-м, а относительно остального точно сказать что-либо тяжело, больше исторических сведений нет. ТРЕТЬЯ КНИГА ЕЗДРЫ Т.н.Апокалипсис Ездры, который помещен в наших учебниках в разделе исторических книг, хотя на самом деле непонятно, что в ней исторического. Этой книги нет ни в еврейской Библии, ни в греческой. В славянской и русской Библии переведена с Вульгаты, а в свою очередь в Вульгату она перешла из древнееврейского перевода. В западных Библиях, где есть неканонические книги, эта книга числится как 4-я книга Ездры. В каком-то смысле эта книга является иудейским Апокалипсисом с христианским прологом и эпилогом. Более того, в различных изданиях евреев эти части проставлены по-разному. В современных изданиях Вульгаты первую часть составляет иудейский Апокалипсис, а потом идут те главы, что у нас составляют 1,2, 15-16, т.е.пролог и эпилог идут подряд. Пролог и эпилог – совершенно явно христианского происхождения. С 3-14 – идет описание семи видений Ездры. Целиком 3-я глава – это видение (вопрос) Ездры, он просит Господа объяснить бедствия Сиона. С начала 4 главы по 5.19 – ответ через Ангела. Для человека пути Божии непостижимы. 26-27 – век сей спешит к исходу, потому что исполнен неправды и немощи. Т.е., этот век клонится к концу, праведникам обещается все будущее. Дается знамение апокалиптических времен и мессианского царства. Пресные воды сделаются солеными, в Мертвом море будут водиться рыбы. 5.20 – 6.34 - второе видение Ездры. Содержание примерно аналогичное. Сам Господь избрал Сион и избрал один народ, но теперь этот народ находится в порабощении. Суть ответа – Ездра не должен спешить в суждениях относительно первых и последних времен. 6.35 – 9.26 – третье видение. Ставится тот же самый вопрос, суть которого – почему Израиль не обладает обетованной землей. Еврейский взгляд – что весь век, весь мир создан для евреев (… по 55 стих), что все остальные народы для евреев – ничто, как слюна. Ответ Ездры – 7.18, праведники будут терпеть тесноту и увидят вознаграждение, а грешники его не увидят. 7.28-29 – учение о Мессии. Через 400 лет должен умереть Христос и все люди, имеющие дыхание, а через 7 дней будет общее воскресение. 9.27 – 10.до конца – четвертое видение Ездры. Под видом жены скорбящей, плачущей женщины Ездра созерцает бедственное состояние Сиона. Предсказывается восстановление Сиона в 10.54 ст. 11-12 гл. – пятое видение. Видение исходящего из моря 12-крылого орла, но он был уничтожен выбежавшим из леса львом. Орел – символ земных царств, 12 крыльев – символ 12 царств. Лев – это помазанник (12.31-32 и дал.) 13 гл. – шестое видение. Видение крепкого мужа с воинством небесным, перед которым все трепетало, и множество людей собралось, чтобы победить его. Он победил это множество безо всякого оружия, только огненным дыханием уст своих. (с 9 ст.и далее). После этого он призывает к себе другое множество, уже мирное. Соответственно, этот муж является Сыном Божиим (52 ст.). 14 гл. – седьмое видение. Предсказание смерти Ездры. Призыв к Ездре обустроить свой дом, обучить народ, делать дела праведности – утешить униженных… Ему повелевается восстановить Священное Писание, потому что закон сожжен при падении и захвате Иерусалима. Ездра вместе с писцами восстанавливает 94 книги, из которых 24 предназначены для всеобщего чтения, а еще 70 книг предназначены для мудрых. 15-16 гл. – эпилог, предсказываются будущие страдания грешников, падение Вавилона, Египта, Сирии и избавление избранников Божиих. В прологе и эпилоге пришествие Мессии – это уже совершившийся факт. Более того, здесь явно проступают евангельские фразы: 1.24-27 – взгляд, противоположный тому, который в основном тексте. Там иудеи выше других народов, а здесь – обещание Царства Божия другим народам. 30 ст. – собрал вас как курица птенцов своих под крылья. 32 – послал к вам пророков, а вы умертвили их. 33 – оставляется вам дом ваш пуст. С 38 ст. до конца 1 гл. – упоминается пророк Малахия, поэтому время происхождения книги – не ассирийское и вавилонское пленение, т.к.Захария и Малахия – это послепленные пророки. Время составления книги т.о. – не раньше конца 1 в.н.э., когда Иерусалим был уже разрушен римлянами. Очевидно, конец 1 в – время бедствий и нового пленения Израиля породил не только Апокалипсис Иоанна Богослова, но и целый ряд других апокалипсисов. Разрушение Иерусалима воспринималось как начало конца света. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 19.6.2025, 18:01 |