![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА Предисловие Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии. Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг) Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей) Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий. о.Михаил Херасков Учебник Афанасьева По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ... ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь. Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем. Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление. КНИГА ИИСУСА НАВИНА ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН Деление по содержанию: 1-12 главы – история завоевания Ханаана 13-21 главы – разделение Земли обетованной 22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина. Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей. Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана) Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии. Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу. Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги. Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...). В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы. В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются. Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей. Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник. Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии. Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои... Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города. Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея. гл.22 Жертвенник заиорданских колен Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства. гл.23. Завещание И.Навина Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание. Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю. Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле. Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам... Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал. Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь. 21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом... Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу. |
![]() ![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
ПОДВИГИ ИУДЫ МАККАВЕЯ
Сирийцами не воспринималось как что-то серьезное первоначальные события. Более серьезно заявил о себе Иуда Маккавей. Автор 1 Макк.книги не скрывает своего восхищения этим человеком, в каком-то смысле воспевает ему дифирамбы. В этом, кстати, тоже проявляется греческое влияние на автора, его эллинизмы. 3 гл., начало – великие похвалы, вряд ли когда-нибудь кому еще воздавались. Ст.10-12 – то, что собрали значительное войско, говорит о том, что Иуду воспринимали очень серьезно. Далее – Сирон хочет своей победой над Иудой прославиться и сделать себе имя (13-14). 16-22 – образ Иуды вполне сравним с образом царя Давида. Эти слова, сказанные Иудой, по смыслу абсолютно те же, что были сказаны Давидом Голиафу. Так же, как Давид сражался мечом Голиафа, Иуда до конца жизни сражался мечом Апполония. Настроение тех, кто был с ним – глубокая вера, надежда на то, что Сам Бог сокрушит врагов. "Мы сражаемся за души наши и за законы наши" – с одной стороны, и без закона жизни нет, с другой стороны, война Иуды – это война отчаянных людей, которым терять уже нечего. Как воевали в то время – могли долго стоять, убеждать друг друга, переговариваться, ждать. Потом в конце концов выходили сражаться. Сначала выходила группа храбрецов, и их тактика была совершенно иная. Основные факторы, способствующие победе – 1) внезапность нападения, а также ночное нападение. Уже было не до того, чтобы много дней стоять станом друг против друга, а просто предводитель маленького отряда подбадривал своих бойцов словом, и тут же кидался в бой. Прямо с дороги, когда шли, тут же, не останавливаясь, бросались в сражение. Этот прием был многократно применяем (Авраам при борьбе с месопот.царями, И.Навин в битве под Гаваоном, Давид в битве с амаликитянами, когда те напали на Секелаг, Гедеон – но там несколько другая тактика, он в сражение не вступал). Иуда Маккавей этим пользовался постоянно. Соответственно, пока большое войско должно выстроиться на сражение – а Иуда застал их на пути, т.е.сразу паника, 800 человек пали пораженными, и сразу же началось бегство. Так что сразу слава Иуды Маккавея дошла и до царя. 27-31, царь Антиох. То, что войскам он выдал годовое жалованье, говорит о том, что Иуду он воспринимал очень серьезно, и то, что собрал все силы царства своего – о том, что подавление восстания Иуды было для него главной задачей. Требовались средства, и он стал искать новый источник доходов. Так что он даже сам не пошел воевать, а отправился на добычу средств. Вместо себя оставил наместником своего полководца Лисия. В этих условиях бедствий происходит национальное возрождение Иудеи. Все происходящее рассматривалось как наказание за отступление от закона, поэтому воспользовавшись моментом, Иуда начал с восстановления храма и нового восстановления государственности Израиля. Он уже ясно осознавал себя правителем Израиля. Перед сражением с 47-тысячной армией Лисия Иуда и народ постились и молились. Но в любом случае они предпочитали смерть в сражении попранию закона. 4 гл., начало. Горгий решил избрать тактику самого Иуды – внезапное ночное нападение, т.к.понимал, что имеет дело с очень сильным ополчением. Но Иуда перехитрил его. Видимо, он узнал об этом и ушел из лагеря. И когда Горгий был уверен, что Иуда бежит от него, внимание и собранность ослабли, был настроен на быструю победу, что сражения как такового не будет, тогда Иуда сам напал на него и разбил отряд Горгия. Греческое войско, увидел подожженный стан передового отряда и войско Иуды, готовое к сражению, обратилось в бегство. Для Лисия дела обстояли очень тяжелым образом, потому что он не исполнил царского повеления, поэтому на следующий год он собрал уже 65-тысячную армию. Иуда вышел против него с 10 тыс.человек, но он разбил армию Лисия и обратил ее в бегство. В это время Иуда, пользуясь благоприятными обстоятельствами, взошел на гору Сион, полностью обустроил и украсил святилище, восстановил богослужение, обстроил гору Сион и храм укрепленными стенами и укрепил сам город. Такие успехи Иуды Маккавея с одной стороны, способствовали сохранению закона и населения, но с другой стороны вызвали ненависть окружающих народов, и они стали истреблять иудеев, которые жили среди них. Так что при победах Иуды Маккавея бедствия только увеличились. Тогда Иуда переключился, перевел свои силы на войны с этими народами. Он неоднократно поражал идумеев, моавитян и других народов. Но бедствия усилились. Одновременно наступили бедствия в Галааде, за Иорданом, и в Галилее. Когда Иуда с его братом Симоном разделили войско, Симон отправился в Галилею, где много раз сражался с язычниками и одержал много побед, а Иуда воевал в Галааде. Там Иуда одержал также много побед, и везде они старались собрать евреев и переселять их в Иудею, в безопасное место. С 6 гл.начинается повествование о параллельных событиях – царь Антиох разыскивал средства для ведения войны и захотел ограбить греческий город Элемаис, где богатство было оставлено Александром Македонским. Но хотя номинально этот город и считался в его подчинении, но жители города, узнав о намерении Антиоха Епифана, восстали против него, и он ушел оттуда ни с чем. А плюс еще в это время пришло новое известие о новых победах Иуды Маккавея. Он этого не смог пережить, слег в постель и скоро умер. Перед смертью он передал царские регалии одному из своих друзей, Филиппу, и поставил его регентом над своим сыном, Антиохом. Лисий же, как только услышал о смерти Антиоха, не пытался узурпировать власть, а поставил на царство его сына Антиоха Евпатора. Иуда же не терял времени даром. Он решил уничтожить языческую крепость в самом Иерусалиме. Язычники, которые там жили, пошли к новому царю Антиоху Евпатору и попросили у него помощи. Они собрали 130-тысячное войско. Иуда не отказался от этого сражения, вступил в него. 600 человек из язычников пали, а что касается иудеев, то здесь говорится о смерти Елеазара, одного из братьев Маккавеев. Он погиб героически. Рассекая направо и налево, он добежал до царского слона, поразил его снизу и т.о.погиб с этим слоном. Поражение этого слона имело огромное психологическое значение, но в то же время Иуда не мог противостоять против такого войска, вынужден был отступить в Иерусалим, занять гору храма и приступить к оборонительной тактике. Съестных припасов не хватало, голод одолевал, и люди стали разбегаться от Иуды. Возможно, для Иуды все это имело бы тяжелые последствия. Тем не менее, спасли эти обстоятельства внутри империи Селевкии. Так Лисий услышал, что Филипп возвратился из Персии и что он хочет принять дела государства, поэтому он срочно заключил мир с Иудой, но когда Иуда вышел из крепости, царь туда зашел, то пренебрег клятвой и повелел разрушить стены. После этого Лисий срочно отправился в Антиохию, там вступил в сражение с Филиппом и взял город. После этого беспорядки в империи Селевкидов не прекратились. Из Рима прибыл Димитрий, сын Селевка, его сразу приняли в Антиохии. Тут же войска схватили и Антиоха, и Лисия и убили их. К нему пришли язычники с неким Алкимом, который домогался первосвященства. Царь отправил Вакхида вместе с Алкимом против Иерусалима и сделал в Иудее больше бедствий, чем все язычники. Но Иуда опять обошел все пределы Иудейские и отомстил язычникам и отступникам. Тогда царь послал некоего Никанора с приказом уничтожить иудейский народ. Никанор избрал тактику хитрости. Но Иуда не захотел встречаться с ним, т.к.видел, что тот с большим войском; встретился и сразу ушел. Тогда Никанор перешел к тактике открытых военных действий, но был разбит и вынужден был отступить в Иерусалим. Он надругался над храмом, над службой и жертвоприношениями, но в следующей же военной битве Никанор был наголову разбит и первым пал в сражении. Земля на некоторое время успокоилась. 8 глава – Иуда, пользуясь обстоятельствами, заключил союз с Римом. Потом все-таки Димитрий услышал о поражении Никанора и послал Вакхида и Алкима в Иудею с 20-тысячным войском. Иуда выступил против них с тремя тысячами. Видимо, это войско было хорошо вооружено, т.к.бывшие с Иудой уговаривали его не вступать в сражение, а собраться с силами. Иуда категорически отказался, вступил в сражение, но в этом сражении он допустил тактическую ошибку. Он устремил все силы против правого, самого крепкого крыла, где был сам полководец Вакхид и он разбил, обратил в бегство правое крыло, но после этого увлекся преследованием, в то время как левое крыло оставалось в целости. И левое крыло вступило в сражение с ним с тыла, сзади. Погиб Иуда, а войско обратилось в бегство. Ионафан и Симон похоронили его во гробнице отцов в Модине. Т.е.как только они надеются на Бога, они побеждают, а как только вступают в союз с Римом, надеются на человеческий союз, они погибают. ИОНАФАН МАККАВЕЙ 1 Макк. Ионафан был избран в тяжелое время, после смерти Иуды, когда подняли голову нарушители закона, язычники. Когда вокруг Ионафана стали собираться люди, когда узнали, что он избран на место Иуды, Вакхид стремился убить его, и Ионафан переправился в пустыню, а Вакхид переправился за Иордан за ним, и в это время семейство Маккавеев постигло новое несчастье. Остатками хананеев, живших в Иудее, был схвачен и умерщвлен еще один брат Иоанн, за что они потом отомстили хананеям. Между тем Вакхид со всех сторон зажал Ионафана, прижал к берегу Иордана. Войско Ионафана сражалось мужественно, и был даже момент, когда Ионафан чуть не поразил Вакхида, тот чудом уцелел. Но все-таки он не мог устоять против большого войска, его военное умение уступало Иуде, и он отступил. Здесь положение еще больше усугубилось, потому что Вакхид занял Иерусалим и другие города Иудеи, а Алким, его сообщник, который царской властью добился первосвященства, велел даже разрушить стену внутреннего двора, но был поражен, у него случился инсульт, и он умер, а Вакхид возвратился к царю и два года земля Иудейская оставалась в покое. Но сам факт пребывания Ионафана на свободе не давал покоя грекам, ни царю, ни Вакхиду. Вакхид послал письма союзникам в Иудею, чтобы тайно схватить Ионафана. Их умысел стал известен, и Ионафан сам схватил их и убил, после чего отправились в пустыню и возобновили крепость [Ефаси]. Вакхид осадил крепость, и тогда была избрана другая крепость. Ионафан тайно вышел из крепости, поразил союзников (вторичные отряды), а затем уже с тыла напал на Вакхида, в свою очередь Симон вышел из города и сразился с Вакхидом. Войско Вакхида было разбито. Больше Вакхид не приходил в Иудею, а все зло за поражение он сорвал на отступниках, которые советовали ему идти туда. Потом уже их продолжал истреблять Ионафан. Неустройство, междоусобицы внутри самой империи Селевкидов. Может быть, еще не раз были бы попытки завоевания Иудеи и войн с Ионафаном, но в самой Антиохии возникали междоусобицы. Благодаря этому Ионафан мог не только управлять страной, но еще и влиять на ход дел внутри самой империи Селевкидов. Так на политической арене появился Александр, сын Антиоха 6 Епифана. В этой ситуации, когда шла борьба за власть и за жизнь каждого претендента, оба они (Димитрий и Александр) стали делать выгодные предложения Ионафану, пытались заручиться его поддержкой, склонить его на свою сторону. В нем видели уже реальную политическую и военную силу, от поддержки его зависело очень многое. Но все-таки Ионафан, помня о том, сколько зла им причинил Димитрий, предпочел союз с Александром. Здесь была надежда на то, что новый царь сдержит свои обещания и что он действительно будет по-другому относиться к иудеям. Ионафан в тактическом отношении не прогадал, Димитрий был разбит Александром, Александр вступил в брак с дочерью Птоломея 6, они встретились у царя в Птолемаиде, туда же отправился Ионафан. Там на Ионафана пытались клеветать, но царь повелел снять с Ионафана его одежды и одеть в царскую одежду, т.е.оказать ему царские почести. Ионафан официально был назначен военачальником и областным правителем. Два года прошли для Ионафана вполне благополучно, но потом на политической арене появился новый претендент на престол. Димитрий 2, сын Димитрия 1 – сразу резко отрицательно проявил себя по отношению к Ионафану. Ионафан, не дожидаясь его нападения, сам выступил против него, по пути пришлось завоевать ..., т.к.надо было проходить через нее, а Аполлоний, полководец Димитрия, решил взять Ионафана с Симоном в окружение, поставив конницу в засаде. Но Ионафан избрал другую тактику. Весь день они только оборонялись от стрел, а вечером, когда войска и конница устали, он разбил и тот, и другой отряд. Ионафан, пользуясь благоприятной для себя обстановкой, завоевал города на юге Иудеи. Потом обстановка стала еще более благоприятствовать ему. Царь египетский Птоломей изменил царю Александру и решил присоединить Сирию к своему царству. Царь Александр ничего не подозревал и повелел встречать Птоломея с большим почетом, он был его тестем. Птоломей же тайно заключил союз с Димитрием, отнял свою дочь у Александра и отдал Димитрию, пришел в Антиохию и возложил на себя два венца, т.е.заявил себя правителем не только Египта, но и Азии. По пути он проходил через Азот и Иоппию, ему жаловались на Ионафана, показывая сожженное капище Дагона, но царь промолчал, он был дальновидный политик и хороший стратег. С Ионафаном он встретился мирно, и отрицательных последствий Ионафан не испытывал. Птоломей объявил себя царем Азии и Египта, Александр вступил с ним в сражение, но был разбит, убежал в Аравию и там убит. После этого сам Птоломей недолго пробыл царем, на третий день скончался, вместо него воцарился Димитрий. Ионафан еще больше использовал благоприятную для себя обстановку, он осадил языческую крепость в Иерусалиме и Димитрий вступил с ним в переговоры. Они встретились в Птолемаиде, Ионафан был встречен с почетом. Видимо, здесь Димитрий уговорил Ионафана снять осаду, Ионафан же в свою очередь попросил освободить от податей Иудею, что и было исполнено. Ионафан потом просил Димитрия освободить крепость в Иерусалиме, Димитрий обещал это сделать и одновременно попросил Ионафана о помощи, потому что в Антиохии вспыхнуло восстание. Ионафан послал 3 тысячи человек, которые подавили восстание в Антиохии самым жестоким образом, но Димитрий обманул Ионафана и ничего не сделал из того, что обещал. А самого Димитрия в это время уже поджидали новые опасности. Полководец Трифон привел юного царя Антиоха 6 Епифана, и он объявил себя царем. Он, разумеется, тоже делал самые лестные предложения Ионафану, подтверждал его права. Ионафан в это время фактически был уже независимым правителем. Трифон с Епифаном взяли Антиохию, но Ионафан тоже времени не терял, освобождал иудейские города от язычников. В то время войска Димитрия, который тоже не думал слагать с себя венец царя, послал против него многочисленное войско, они встретились около Галилейского озера. Ионафан попал в засаду, и его войско разбежалось. При нем остались считанные люди, которые мужественно продолжали сражение. Убежавшие с поля сражения, видя это, возвратились к нему и разбили неприятеля. Тут уже, почувствовав себя самостоятельным правителем Иудеи, он возобновил союз с Римом и Спартой. На этом военные испытания Ионафана не закончились. Узнав, что пришли военачальники Димитрия, они даже не вступили с ним в сражение, побоялись даже вступать. Все было бы очень благоприятно для Ионафана, если бы не одно коварство. Полководец Трифон сам решил стать царем Азии. Он пошел против Ионафана, и Ионафан выступил против него с 40 тыс.человек. Трифон заверил его, что он идет воевать не с Ионафаном, повелел всем подчиняться Ионафану как самому себе, объявил его своим союзником, Ионафан поверил ему, но как только он вошел в Птолемаиду, ворота за ним закрылись и он был схвачен. Тогда Трифон послал свое войско воевать против тех, кто был с ним. Но люди Ионафана приготовились к сражению, у войска Трифона не было особого желания вступать в сражение, и они возвратились ни с чем. Тогда Симон срочно укрепил стены Иерусалима и принял на себя командование. Трифон, узнав об этом, не решился сразу вступать в сражение и сказал, что Ионафан схвачен якобы за долги. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 19.6.2025, 18:05 |