![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА Предисловие Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии. Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг) Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей) Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий. о.Михаил Херасков Учебник Афанасьева По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ... ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь. Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем. Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление. КНИГА ИИСУСА НАВИНА ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН Деление по содержанию: 1-12 главы – история завоевания Ханаана 13-21 главы – разделение Земли обетованной 22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина. Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей. Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана) Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии. Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу. Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги. Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...). В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы. В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются. Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей. Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник. Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии. Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои... Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города. Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея. гл.22 Жертвенник заиорданских колен Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства. гл.23. Завещание И.Навина Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание. Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю. Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле. Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам... Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал. Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь. 21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом... Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу. |
![]() ![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
ЭЛЛИНИЗАЦИЯ ВОСТОКА
Под эллинизацией понимается проникновение и установление греческой культуры, религии и образа жизни на Востоке. Этот процесс обусловлен завоевательными походами царя Алесандра Македонского, который создал колоссальную империю от Балканского полуострова до Индии и Египта, всюду установил свою власть, но ей не успел воспользоваться, т.к.умер очень молодым. После его смерти (у него не было детей, был неженатым) полководцы поделили его империю между собой на три части. Но так или иначе, это засилие греческой культуры, религии и образа жизни продолжалось, на Востоке, в Греции и Египте строились греческие города, и так или иначе происходило столкновение культур. Такие столкновения происходили при любых завоеваниях и походах, но если религии Греции и Востока были сходны между собой (сжигание мяса – было не только в иудаизме, но и в других религиях – ханаанских и др.; устройство храма – также не отличается от храма Соломона), но где у язычников была маленькая комнатка или ниша в стене, где стоял идол, в Иерусалиме было пустое помещение без изображений. Т.е.был большой соблазн язычества, с культурной т.зрения этот момент выглядел несовершенно. Ненамного здесь отличались ассирийская и вавилонская культура. Здесь же произошло принципиально новое явление, т.к.произошло столкновение именно с греческой культурой и религией, которая принципиально отличалась от религий востока. Религии Востока в значительной степени представляли собой натурализм, поклонение силам природы в той или иной форме, выражались по-разному, но суть была одна и та же. Было поклонение небесным светилам, не только в Египте и Ханаане. Люди жили в условиях жаркого климата, и думали о дожде, урожае и т.д. В то же время достоинство человека в восточных религиях было очень низким. Не случайно были и человеческие жертвоприношения. Религия греков – это антропоцентризм, происходило наоборот, обожествление человека. Т.е.боги греков – это обыкновенные страстные люди. В каком-то смысле происходило обожествление страстей, обожествление человеческой силы, но в то же время было обожествление мужества, чести, геройства, достоинства. Можно именно по развитию греческой культуры сказать, что происходило обожествление самого тела человека. Культура греков стояла на принципиально ином уровне по сравнению с Востоком. Греки первыми научились изображать движение тела. Развитие личной культуры человека, физической культуры, телесное развитие. Школы с метанием диска, бега и т.д.были неотъемлемой частью воспитания детей. Обучение красноречию. Не случайно именно у греков происходит становление философии и философских школ. Теперь после завоевания Александра Македонского происходит столкновение принципиально различных культур, мировоззрений, религий. Все-таки понятно, что религия греков стояла на более высоком уровне, чем религия востока, т.к.высоко было достоинство человека, критерий нравственности (честь, достоинство, мужество), обожествляется хотя бы реальная личность, а не безликие силы, планеты и животные. И религия греков могла плодотворно повлиять на людей древнего Востока. Но одно дело – это столкновение с разными народами древнего Востока, а другое – Богооткровенная религия иудеев, где было, конечно, обратное влияние. Ветхозаветная религия, понятно, стояла на принципиально ином уровне, чем прочие, в любых отношениях, как религиозном, так и нравственном. Т.е.то, что могло оказать благотворное влияние на язычников Востока, оказывало отрицательное влияние на евреев. Все-таки со времен вавилонского плена евреи спокойно жили под чужим владычеством, пользуясь широкими правами и автономией. Платят дань, находятся под полной защитой персов. Их никто не трогает, наоборот, о них даже заботятся, и они спокойно живут своей религиозной и национальной жизнью. То же самое было при правлении греков. Александр Македонский переселил много евреев в Египет, в самой Палестине были построены греческие города. Безусловно, греки оказывали свое большое влияние на евреев. Особенно, когда будем говорить о 2 Маккав.книге, которая, безусловно, написана человеком – хранителем закона, верующим, но все построено на греческой риторике, красивых оборотах, греческом стиле речи. В это же время происходит перевод 70. В свою очередь, ветхозаветная религия оказывает свое благоприятное влияние на греков. Дальше жизнь в Палестине протекала бы спокойно, если бы не было попыток уничтожить ветхозаветную религию и обратить всех в греческий культ, в греческую веру. Именно эта попытка Антиоха Епифана и привела к восстанию Маккавеев, а там, где есть восстание за национальную религию, там и борьба за национальную свободу. Это восстание и многолетняя борьба привели фактически к полной самостоятельности иудеев, хотя и на очень короткое время. Деятельность Антиоха Епифана по распространению греческой религии возникла не на пустом месте. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАККАВЕЙСКИХ КНИГАХ Маккавейскими эти книги называются по названию главных героев этих событий, по династии Маккавеев, которые подняли борьбу за религиозную свободу. Если говорить еще уже и конкретнее, именем Маккавей ("молот") назывался один представитель этой династии, Иуда, который прославился своими необыкновенными военными подвигами и победами. От него это название перешло на всю династию и на наименование книг. Это касается первых двух книг. Третья Маккавейская книга – это название условное. И еще – в современной греческой Библии по Александрийскому кодексу печатаются 4 Маккавейские книги. В Вульгате только 2, а 3-я считается апокрифом. ПЕРВАЯ МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА Это книга описывает борьбу династии Маккавеев против ига Селевкидов, особенно против Антиоха Епифана. Она начинается с описания завоеваний Александра Македонского и заканчивается приходом к власти Иоанна Гиркана, сына Симона Маккавея. По содержанию можно разделить на 4 части. 1 часть, 1-2 главы – языческая эллинизация Иудеи и восстание священника Маттафии. 2 часть, 3-9.22 – военные подвиги Иуды Маккавея 3 ч, 9.23 – 12 глава – военные подвиги Ионафана Маккавея 4 ч, 13-16 главы – правление Симона Маккавея и упоминание о приходе к власти Иоанна Гиркана Хотя здесь всего 16 глав, объем книги достаточно большой, иногда в главе бывает до 90 стихов. Также здесь множество фактов и имен, что делает ее трудной для чтения. Время происхождения – книга заканчивается повествованием о приходе к власти Иоанна Гиркана. Соответственно, именно в это время, примерно к 130 г.до РХ, и нужно относить происхождение книги. Оригинальный язык – судя по стилю изложения, первоначально написана на еврейском языке и полностью правоверным иудеем, ревнителем закона, который всячески старается ее написать в стиле ветхозаветных книг, хотя автор и не лишен греческого влияния, но в то же время он стремится к беспристрастному изложению фактов и постоянно проводит основные религиозные идеи всех исторических книг. Т.е.для него всегда благополучие – это следствие праведности, и наоборот, бедствия, которые постигли иудеев – это наоборот, наказание за грехи. Кстати, еще один момент, который является общим с ветхозаветными книгами – то, что он не описывает сами человеческие грехи, а проводит идею. Нет задачи осуждения и описания кого-либо, а задача описать, как люди старались исправить это положение. Нестроения в самом иудейском обществе описывает 2 Маккав.книга. Автор в любом случае неизвестен, но это палестинский иудей, ревнитель закона. ВТОРАЯ МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА Мы привыкли к тому, что вторая – это продолжение первой книги, но здесь это не продоложение, а другое повествование, параллельное частично первому. Книга начинается с благополучного правления Димитрия Селевка и первосвященника Ании (то, о чем 1 Маккав.книга не повествует) и заканчивается последней победой Иуды Маккавея над Никанором. По содержанию книга делится на 3 части: 1) 1-2 главы, введение; 2) 3-7 главы, описание нестроений в самом иудейском обществе, внутренних интриг и соответственно гонение Антиоха Епифана; 3) 8-15 главы, описание военных подвигов Иуды Маккавея. Стиль изложения – чисто греческий. Явно, что написана сразу на греческом языке по всем правилам греческой риторики. Кроме того, здесь очень много недостоверных подробностей, гипотетических, легендарных. Много подробностей о Иеремии, Неемии, о которых нет и намека в канонических книгах. Также много описаний деяний полководцев. Кроме того, эта книга является компиляцией из 5 книг некоего Иасона Киринейского. Повествованию предшествуют 2 послания (1-2 главы) палестинских иудеев иудеям александрийским. Автор тоже неизвестен, но это скорее всего, палестинский иудей, сохранивший верность закону, но глубоко воспитанный на греческой культуре. 1 Макк., 1,1-5 – о победах Александра и его смерти. Есть две исторические неточности. 1) воцарился вместо него над Элладой. Но персидские цари никогда не владычествовали над греками, им так и не удалось поработить греков. 2) Александр Македонский не делил царство между слугами. Он почти скоропостижно скончался. Делить царство было не в его стиле, под конец возомнил себя чуть ли не богом в стиле римских императоров, заставлял даже кланяться и целовать ему ноги. Он просто умер и не оставил наследника. А его полководцы между собой разделили империю. 1, 7-10. Автор книги лишь вскользь упоминает о завоеваниях Александра Македонского, и переходит сразу к предмету повествования, к тем событиям, что начались при Антиохе Епифане. Т.е.здесь нет событий 3-го века (подчинение Палестины Птоломеям Египетской династии), а сразу начинается со 2 века. 1, 11-15. Проливает свет на ту обстановку, что была в Иудее. Далеко не все иудеи были ревнителями закона. Были и сторонники эллинизации вплоть до полного язычества. 1, 16-40 – война Антиоха с Птоломеем, ограбление Иерусалима – подробнее написано во 2 Маккав.книге. Здесь умалчивается об обстоятельствах, при которых были совершены эти события. 1, 41-63. О языческих жертвоприношениях. Не торопитесь осуждать Антиоха. Это постановление было крайне тягостно для ревнителей закона, но у того тоже были свои причины. 2 Маккав.книга, 3 глава. Греки жили рядом с евреями, друг другу не мешали. Цари Селевкиды не препятствовали евреям соблюдать закон, жизнь проходила тихо, спокойно. 3, 4-7 – о вывозе сокровищ. Видна обычна человеческая месть, т.к.он не смог противостоять авторитету первосвященника Онии, то решил т.о.ему досадить, некто Симон из колена Вениаминова, попечитель храма. Илиодор, уполномоченный царя, прибыл в Иерусалимский храм, но ничего не нашел, кроме небольшого имущества вдов и сирот, вверенного на сохранение. Но эти объяснения не подействовали, т.к.у него был приказ царя, он захотел вывезти эти сокровища. Но был поражен в храме и исцелился по молитве первосвященника Онии. Но Симон на этом не успокоился, продолжал клеветать на Онию, и через него стали совершаться даже убийства. 4, 1-6 – Ония счел за самое лучшее самому поехать к царю, чтобы устроить дела и решить все спорные вопросы. Вполне очевидно, что ему это удалось, потому что об этих делах ничего больше не говорится. Ст.7-8. До смерти Селевка 4 все было тихо и благополучно, Онии удалось уладить все дела. Но с восшествием на престол Антиоха Епифана начались новые бедствия. Первосвященство через царя стал домогаться Иасон, брат Онии. По сути дела он просто купил первосвященство у сирийского царя. Незаконен сам факт покупки, конечно, но дело обстояло гораздо хуже. Стихи 9-10 – здесь вещи называются своими именами, ст.12-15. Намеренно построил палестру... Обнажение всегда было чуждо иудеям. 23-28 – 1) здесь уже первосвященником стал не левит даже, а человек из колена Вениаминова, 2) от отказывался уплачивать дань и не заботился о дани, а это уже могло рассматриваться как государственная измена, неповиновение власти. Также к этому надо прибавить еще и нестроения внутри самой империи – 30-31. Царь поспешно отправился и оставил после себя Андроника. 32-38 – похищение из храма сосудов, подарил, продал. Ония обличил, был убит. Царь возвратился, ему донесли. Андроник был казнен. Ония имел безусловный авторитет, Антиох Епифан уважал его. Это, конечно, не нравилось Менелаю. Соответственно он через Андроника убил Онию. 5, 5-10. Иасон напал на Иерусалим, затем был сослан в Египет и погиб (в Лакедемонии?) 11-14 – избиение 80 тысяч Антиохом. Если оценить все это вместе – перестала поступать дань, нестроения в государстве – невольно приходит мысль о разделении империи. Очевидно, что этим и продиктован шаг Антиоха о введении единой греческой религии, раз причины были в иудейской религии. Казнил даже своего приближенного из-за убийства иудейского первосвященника. Раз такой полный разброд, решил вообще запретить иудейскую религию. Начались меры по введению единой греческой религии. 27 ст. - автор сразу переходит к Иуде Маккавею, о Маттафии и других братьях ничего не говорится. 6, 1-2. Начало мер по эллинизации. Главы 6 и 7 посвящены испытаниям веры и мученичеству. Вернемся к 1 Маккав.книге, 2 гл. В любом восстании всегда есть движущий момент, после чего все нарастает как снежный ком. В священнический город Модин на северо-востоке от Иерусалима явились уполномоченные от царя с требованием об очередных жертвоприношениях. Маттафию как священника и авторитетного лица призвали в первую очередь совершить жертвоприношение. Он категорически отказался это сделать, и тут же на его глазах какой-то иудей подошел и совершил это жертвоприношение. Этого Маттафия вынести не мог, и он убил его, этого иудея, а также и царского посланника, и разрушил идольский жертвенник. Понятно, что в родном городе ему было оставаться нельзя. Совершив это убийство, он поднял восстание, и обратной дороги для него не было. Призвав ревнителей закона идти за собой, он стал скрываться в горах с сыновьями. К ним собралось большое количество иудеев. Они составили войско и сначала вели полупартизанскую войну – нападали на отдельные города, убивали отступников, разрушали языческие жертвенники, обрезывали необрезанных детей. Так было до дня смерти Маттафии. Он назначил своим преемником, старейшиной - Симона, прекрасно сознавал себя уже правителем восставших, а Иуду назначил военачальником. Завещал им хранить закон и был похоронен в родном городе Модине. Что касается Иуды, он перешел уже к открытой войне. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 19.6.2025, 20:29 |