IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, 3 кл. МДС
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:32
Сообщение #1





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА
Предисловие
Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии.
Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг)
Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей)

Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий.
о.Михаил Херасков
Учебник Афанасьева
По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ...

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ
К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь.
Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем.
Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление.

КНИГА ИИСУСА НАВИНА
ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН
Деление по содержанию:
1-12 главы – история завоевания Ханаана
13-21 главы – разделение Земли обетованной
22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина.
Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей.
Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана)
Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии.
Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу.
Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги.
Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...).
В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы.
В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются.
Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину.

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН
Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей.
Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник.
Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии.
Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои...
Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города.
Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея.

гл.22 Жертвенник заиорданских колен
Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства.

гл.23. Завещание И.Навина
Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание.

Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю.
Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле.
Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам...
Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал.
Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь.
21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом...
Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:40
Сообщение #2





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ
Об их достоинстве. Достоинство неканонических книг – это спорный вопрос, на который нет однозначного церковного определения. Также и нет единого правила, которое бы объявляло общий объем неканонических книг. Обычно делается ориентир на 85 апостольское правило.
85-е правило перечисляет все известные нам новозаветные книги, а также два послания и еще 8 неизвестных нам книг свмч Климента Римского. Перечисляет все канонические книги Ветхого Завета без Плача Иеремии. Нельзя делать вывод, что правило считает книгу Плача неканонической, т.к.эта книга считается приложением к книге Иеремии. Книга Иисуса Сирахова предназначается для чтения юным.
Ни в одном каноническом правиле не упоминается книга Неемии, но упоминаются две книги Ездры. Вполне очевидно, что в данном случае имеется в виду именно книга Неемии, а не вторая Ездры, тем более что в Вульгате она так сейчас и называется.
60-е правило Лаодикийского собора перечисляет все известные нам новозаветные книги, а также канонические книги Ветхого Завета, а также книгу Варуха и послание Иеремии.
33-е правило Карфагенского собора также перечисляет все известные нам новозаветные книги и канонические книги Ветхого Завета. Среди них – не три, а четыре книги Соломоновых, а также книги Товита и Иудифь.
Правило св.Афанасия Александрийского – упоминаются также все новозаветные книги, а также канонические книги Ветхого Завета без книги Есфирь. Упоминаются книга Варуха и Послание Иеремии.
5-е правило св.Григория Богослова упоминает известные нам новозаветные книги, кроме Апокалипсиса, а также ветхозаветные канонические книги без книги Есфирь.
6-е правило св.Амфилохия Иконийского перечисляет новозаветные книги, но ставит под сомнение каноничность 2 и 3 послания Иоанна, послания Иуды и Апокалипсиса. Перечисляет канонические ветхозаветные книги, ставит под сомнение книгу Есфирь.
В неканонических книгах есть назидательные моменты, но и – например, курение печени рыбы, у Соломона – описание невинных страданий и т.д. В значительной мере некоторые из этих книг претендуют на каноничность.

ВТОРАЯ КНИГА ЕЗДРЫ
Относительно авторства трудно что-либо сказать. Судя по греческому языку книги, она написана верующим правоверным иудеем, но, видимо, эллинистом; человеком, который, сохранив веру отцов, воспринял греческую культуру и изложил события ветхозаветной истории возможно для александрийских иудеев. Книга в значительной степени представляет собой компиляцию из 4 Царств, 2 Паралипоменон, 1 Ездры, дополненных некоторыми внутренними преданиями. Книга начинается от правления царя Иосии и заканчивается трудами Ездры по научению народа Закону Божию.
По содержанию можно разделить:
1. Глава 1, от царя Иосии до Вавилонского плена.
2. Главы 2-7 – возвращение из плена и восстановление храма; благополучный период при царе Кире Персидском и Дарии.
3. Главы 8-9 – описание трудов священника Ездры.
Есть исторические неточности, повествования, которые не соответствуют 1 Ездры или историческим реалиям. Так, первое возвращение из плена возглавляет некий Салманассар, а не Зоровавель. Зоровавель же по этой книге находился при дворе царя Персидского. Самое большее, пожалуй, сомнение вызывает рассказ 3-4 глав книги – спор телохранителей о том, что всего сильнее. Важно посмотреть на то, какова форма этого спора. Ничего бы не было особенного, если бы завели спор между собой, или если бы сам царь задал бы придворным этот философский вопрос. Но они сами устраивают этот спор на государственном уровне, сами назначают себе награду от царя и более того – кладут свои ответы под изголовье царю. Уместно здесь вспомнить хотя бы книгу Есфирь – кто посмеет войти к царю без вызова, будет казнен, вход рассматривается как вызов государю, и уж тем более что-то класть ему спящему под голову. И более того, царь дает им еще большие награды. Все это скорее походит на некие философские диспуты при дворе греческих правителей, но не персидских царей. Т.о., эти главы вызывают наибольшие сомнения в подлинности книги.

КНИГА ТОВИТА
В греч.и русск.Библии – Товит, в лат. - Товии
Книга передает историю Товита и его сына Товии. Всего в книге 14 глав, можно разделить на три части.
1. Главы 1-3 – описание благочестия, добродетелей Товита, его жизненные испытания, также испытания его родственницы Сарры
2. Главы 4-11 – история Товии, т.е.его путешествие в Раги Мидийские, женитьба на Сарре, возвращение в Ниневию и исцеление отца (Товита) от слепоты.
3. Главы 12-14 – нравоучительный эпилог.
Об авторстве. Судя по содержанию, автором книги можно считать самого Товита. Об этом говорит 13,1 – написал молитву. Значительная часть книги написана от первого лица, т.е.от лица самого Товита. Можно предположить, что первоначальный язык книги – арамейский; блаженный Иероним еще видел эту книгу на арамейском языке. Труднее всего сказать относительно времени составления книги. Товит умер в Ниневии в период ее расцвета, а Товия переселился в Ектабаны Мидийские (конец 14 главы) и перед смертью слышал о падении Ниневии, которую пленил Навуходоносор. Это те исходные данные, которые могут говорить о времени происхождения книги. Так что книга составлена в целом в период ассирийского и вавилонского плена.
В книге есть много легендарного типа подробностей, но тем не менее, она имеет определенное историческое и назидательное значение. Это единственный исторический источник, который проливает свет на положение израильских переселенцев в Ассирии. Назидательное значение книги – вера Товита, который был из знатного рода (об этом говорит перечисление его родословия до 3 колена), из северного Израильского царства, тем не менее, хранил закон и веру в Бога, ходил в Иерусалим на праздники. После переселения в Ниневию Господь даровал ему милость у Енемессара, и он занимал придворную должность. Это положение Товит использовал, чтобы оказать милость своим страждущим соплеменникам. Погребал трупы убитых царем, за что попал в немилость и был в изгнании до того, как двое сыновей Салманассара убили его (Салманассара). Это исторический факт. Воцарился Сахердан. При Сахердане Товит смог вернуться в Ниневию, но и тогда не оставлял милостыню. Так человек оказывал милость даже в тяжелых для себя обстоятельствах.
Далее – учение о родственных отношениях. Скажем, при женитьбе Товии на Сарре – относиться к свекрови как к родной матери. Конечно, очень много обычной человеческой житейской мудрости, особенно в 12 главе. Здесь же раскрывается значение благословения Божия.
Сомнительные места – ослеп от воробьиного помета, а от этого обычно не слепнут. Далее – об умерщвлении женихов. Вряд ли дух будет вмешиваться в эти отношения. Далее – о воскурении печени рыбы, явно противоречит всему. Не принесение на жертвеннике. Исцеление отца желчью этой рыбы – то же самое. Сам факт соотношения с законом – полностью противоположно закону Моисееву. Ангел в человеческом образе сопровождал – тоже сомнительно. Ангелы сопутствуют, но не в человеческом образе.

КНИГА ИУДИФЬ
Наименование – по имени главной героини повествования Иудифи, которая спасла свой родной город Ветилую от нашествия Олоферна, полководца Навуходоносора. Об авторстве и времени написания трудно что-то сказать. Возможно, первоначально была написана на арамейском языке, до нас не дошла.
Две части: 1-7 главы – описание побед Олоферна, и 8-16 главы – личный подвиг Иудифи.
Навуходоносор, царствовавший над Ассирией в Ниневиии, начал войну против персидского царя Арфаксада. В этой войне должны были участвовать все подвластные ему народы. Но народы Палестины и Египта отказались и не пошли на войну. После победы над Арфаксадом Навуходоносор решил покарать неповиновавшиеся народы. Послал своего полководца Олоферна, который опустошил многие земли и планировал наступление на Иудею. Ветилуя же лежала на пути к Иерусалиму. В это время народ иудейский еще только недавно вернулся из плена (4,3), и в это время они молили Бога о помощи. Узнав о подготовке к сопротивлению, Олоферн пришел в ярость и намеревался покарать жителей Ветилуи. Он даже овладел источником города, лишил жителей воды. В это время верующая вдова Иудифь, необыкновенно красивая внешне, пришла в лагерь к Олоферну, была ему представлена и осталась в лагере. Фактически она сдалась Олоферну. На третий день она была приглашена на пир к Олоферну, и когда он пьяный заснул после пира, она отрубила ему голову и принесла в Ветилую. К Олоферну, конечно, никто не смел войти, потому что он был полководец, но и потому, что думали, что он спит с Иудифью. На следующее утро, когда вооруженные жители вышли на сражение, смерть Олоферна обнаружилась, и все войско в панике стало убегать, в значительной степени истреблено вышедшими на сражение. Досталась богатая добыча, Иудифь была прославлена как спасительница города.
Вопрос историчности – замечаем многие несуразности и неточности. Во-первых, Навуходоносор царствует над Ассирией в Ниневии. Оставляю без комментариев. Второе – народ вернулся из плена, т.е.действие происходит уже после плена, в персидскую эпоху. Третье – такой город как Ветилуя, наизвестен. Далее, имя Олоферн – персидское, так что с точки зрения наименований городов и фактов, эта книга является вымыслом.
Другое дело, что под этими именами могут скрываться идеализированные образы реально действовавших исторических персонажей. Под образом Ниневии может быть Антиохия, под образом Навуходоносора – Антиох Епифаний, который действительно предпринял успешный поход в Персию. Т.е.само повествование может относиться к эллинистической эпохе. Такое вот полуисторическое описание, которое прямо относится к истории маккавейских войн.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
отец Димитрий   ВЕТХИЙ ЗАВЕТ   26.10.2009, 17:32
отец Димитрий   КНИГА СУДЕЙ евр.СОФЕТИН, греч.КРИТЭ Охватывает пе...   26.10.2009, 17:33
отец Димитрий   Первый израильский царь Саул Нельзя говорить о нем...   26.10.2009, 17:34
отец Димитрий   Третья книга Царств Книга охватывает период от воц...   26.10.2009, 17:35
отец Димитрий   История разделения царства Соломона на Израиль и И...   26.10.2009, 17:36
отец Димитрий   КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН Евр.Деврей Аяминь ("слова...   26.10.2009, 17:39
отец Димитрий   КНИГА НЕЕМИИ Евр.и греч. - Неемии, лат. - 2-я Ездр...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ Об их достоинстве. Достоинств...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   ЭЛЛИНИЗАЦИЯ ВОСТОКА Под эллинизацией понимается пр...   26.10.2009, 17:43
отец Димитрий   ПОДВИГИ ИУДЫ МАККАВЕЯ Сирийцами не воспринималось ...   26.10.2009, 17:44
отец Димитрий   ПРАВЛЕНИЕ СИМОНА МАККАВЕЯ Трифон потребовал присла...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ Обычно мы понимаем ...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКИХ КНИГАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Здесь н...   26.10.2009, 17:46
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ Сведения о пророке Исаии доста...   26.10.2009, 17:49
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О РОЖДЕНИИ ЕММАНУИЛА ОТ ДЕВЫ (7 гл.) В...   26.10.2009, 17:50
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ГЛАСЕ ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ (40 гл.) П...   26.10.2009, 17:51
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ Пророк Иеремия происходил из...   26.10.2009, 17:52
отец Димитрий   ОБЛИЧЕНИЕ НЕРАДИВЫХ ПАСТЫРЕЙ 23 гл. Пастырь – не о...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПЛАЧА ИЕРЕМИИ Название «Плач Иеремии» - взят...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА Тоже книга неканоническая, в ...   26.10.2009, 17:54
отец Димитрий   УЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГРЕХ 1...   26.10.2009, 17:56
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ВОСКРЕСЕНИИ Иез.37 гл. 1 Была на мне...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА 1 В третий год царствования ...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   Конец. Далее рукопись обрывается...   26.10.2009, 17:58
Анна Р.   Отец Димитрий, вот спасибо, так спасибо. У нас хра...   27.10.2009, 3:01


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 19.6.2025, 18:14
Яндекс.Метрика