IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, 3 кл. МДС
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:32
Сообщение #1





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА
Предисловие
Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии.
Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг)
Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей)

Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий.
о.Михаил Херасков
Учебник Афанасьева
По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ...

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ
К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь.
Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем.
Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление.

КНИГА ИИСУСА НАВИНА
ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН
Деление по содержанию:
1-12 главы – история завоевания Ханаана
13-21 главы – разделение Земли обетованной
22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина.
Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей.
Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана)
Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии.
Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу.
Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги.
Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...).
В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы.
В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются.
Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину.

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН
Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей.
Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник.
Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии.
Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои...
Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города.
Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея.

гл.22 Жертвенник заиорданских колен
Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства.

гл.23. Завещание И.Навина
Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание.

Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю.
Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле.
Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам...
Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал.
Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь.
21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом...
Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:40
Сообщение #2





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




КНИГА НЕЕМИИ
Евр.и греч. - Неемии, лат. - 2-я Ездры.
Здесь само имя автора указывает на главный предмет книги – описание деятельности Неемии как вождя народа. Особенность этой книги в том, что она написана в основном от первого лица, как рассказ самого Неемии. Она и начинается словами: "Слова Неемии, сына...."
По содержанию – можно разделить на три части:
1) 1-7 главы – возвращение, приезд Неемии в Иерусалим и строительство городской стены. Акцент уже на государственное обустройство по сравнению с Ездрой.
2) 8-10 главы – описание публичного чтения Закона, обучение народа совместно Ездры и Неемии.
3) 11-13 главы – освящение городских стен и забота о религиозно-нравственной чистоте народа, расторжение браков с язычницами.
Язык книги полностью отличен от языка Первой книги Ездры – изложение от первого лица, нет перечисления как у Ездры.
Сам Неемия занимал почетную должность виночерпия при персидском дворе. Неемия – это его первое имя, означает "утешитель". Второе имя – 8,9 – Тер Шафа, "вождь, правитель". Находясь в Персии, он глубоко переживал за плачевное состояние родной Иудеи. Хотя иудеи поселились в родной земле, но тем не менее находились в полностью беззащитном состоянии. Боясь отпадения или восстания, областеначальники не разрешали восстанавливать городские стены. Отсутствие городских стен, укреплений означает полную беззащитность перед какими-нибудь дикими ордами и просто отдельными вооруженными преступными группами. Это было тяжелым переживанием для Неемии – наложил на себя пост и несколько дней молился перед Богом. И Неемия получил от царя Артаксеркса широкие полномочия по восстановлению жизни Иудеи, восстановлению Иудеи как отдельной провинции Персидской империи. Его волновало больше всего восстановление городских стен, причем в тех условиях, когда была постоянная угроза от врагов. Т.е.строили стены с оружием в руках. Всегда были готовы встать на защиту при нападении врагов.
Совместно с Ездрой обучали народ Закону. Как и Ездра, Неемия озабочен браками с язычницами.

КНИГА ЕСФИРИ
Название книги дано по имени главного действующего лица, Есфири, которая в определенный момент по воле Божией стала царицей. Она происходила из колена Вениаминова, 2,5-7. Имя Есфирь – персидское, означает "звезда". Еврейское имя – Гадасса, "мирта", такое душистое растение.
Книгу можно разделить на три части:
1-2 главы, история возвышения Есфири
3-7 главы, возвышение Амана и его замысел об истреблении иудеев
8-10 главы, возвышение Мардохея и спасение евреев
Одна из проблем – это время описываемых событий. До сих пор никакие летописи и археологические памятники не упоминают историю Есфирь. Тем не менее, книгу стоит рассматривать исторически. Судя по тому, что в Персии жило много иудеев, в это время империя находилась в своем расцвете. В еврейском тексте имя царя стоит "Агашмирош". Вероятно, что это не кто иной, как царь Ксеркс, тот, кто потерпел поражение от греков. Некоторые данные косвенно говорят об этом – устраивал пиры, старался завоевать симпатии народа, получить его поддержку (м.б., перед походом на греков). Но это только косвенно.
Об авторстве книги. 9, 20-22. И написал Мардохей... послал письма... - Видимо, автором книги Есфири следует считать Мардохея, одного из основных участников этих событий.
С чего начинается возвышение Есфири: царь устраивает пир по всей империи и захотел показать своим гостям красавицу жену, Астинь. Та отказалась прийти, за что лишилась царского достоинства. Соответственно, другая женщина должна была быть избрана на его место. После долгих выборов выбор пал на Есфирь. В это время ее дядя Мардохей раскрыл царю заговор придворных, таким образом спас жизнь царя, об этом была сделана запись и на этом все окончилось. В то время царь возвысил некоего Амана, так что все были обязаны перед ним падать ниц, чего не делал Мардохей. И Аман решил погубить не только его, а и весь его народ, о чем подготовил и подписал соответствующий указ. В этот момент, когда жизнь иудеев висела на волоске, Мардохей призывает Есфирь встать на защиту народа. Есфирь долго не решалась на это, т.к.она уже 30 дней не приглашалась к царю, а вход к царю без вызова обозначал смертную казнь. Тем не менее, Мардохей побуждает ее идти к царю, она нашла у царя милость и пригласила его к себе на пир. В тот же день Аман приготовил виселицу для Мардохея, намереваясь на следующий день повесить его. Но именно в эту ночь Господь отнял сон у царя, царь не мог заснуть и потребовал летописи, вспомнил о той заслуге, которую оказал ему Мардохей и за которую он не был вознагражден. Утром, когда к царю явился Аман, царь просил его о том, что сделать человеку, которого царь хочет особо отметить – подумал о себе, высшие почести, но тут же вынужден был исполнить это на Мардохее. В этот же день на пиру Есфирь открывает царю свою просьбу о спасении жизни ее и ее народа. Царь увидел себя обманутым, подставленным и велел казнить Амана на той виселице, которую тот приготовил для Мардохея. Мардохей был назначен на место Амана, и поскольку персидские указы не отменяются, то был издан новый указ с разрешением иудеям защитить себя и отомстить врагам. Так 14-15 число месяца... становится праздничным.
В этой книге ни разу не упоминается Имя Божие, и поэтому она долго не входила в канон. Тем не менее, сейчас она признана и входит в канон.
Есть неканонические места в книге. Начало 1 главы – в квадратных скобках целая вставка. Целый отдел идет без нумерации строк, описание сна Мардохея.
3 глава, аналогичная вставка после 13 стиха. Указ Амана об истреблении иудеев.
4 глава, после 17 стиха. Совместная молитва Мардохея и Есфири.
5 глава, с самого начала – описание того, как Есфирь самовольно пришла к царю. Подробности речи, диалога царя с царицей.
8 глава, с 12 стиха. Указ Мардохея.
10 глава, с 3 стиха. Истолкование сна Мардохея и сообщение о доставке этого послания в Александрию. Разумеется, это дописка, т.к.Александрии в это время не было.
Что касается остальных вставок, то и без них есть цельное стройное повествование. С этими вставками появляется иногда отсутствие этой цельности. Можно предполагать, что был не один рассказ об этих событиях, были разные рассказы и разные редакции. Любое событие обрастает всегда подробностями легендарного плана. В Септуагинте, видимо, была сделана попытка объединить все эти повествования в одной редакции на базе того материала, который был в то время в Александрии, создать более подробное повествование.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
отец Димитрий   ВЕТХИЙ ЗАВЕТ   26.10.2009, 17:32
отец Димитрий   КНИГА СУДЕЙ евр.СОФЕТИН, греч.КРИТЭ Охватывает пе...   26.10.2009, 17:33
отец Димитрий   Первый израильский царь Саул Нельзя говорить о нем...   26.10.2009, 17:34
отец Димитрий   Третья книга Царств Книга охватывает период от воц...   26.10.2009, 17:35
отец Димитрий   История разделения царства Соломона на Израиль и И...   26.10.2009, 17:36
отец Димитрий   КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН Евр.Деврей Аяминь ("слова...   26.10.2009, 17:39
отец Димитрий   КНИГА НЕЕМИИ Евр.и греч. - Неемии, лат. - 2-я Ездр...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ Об их достоинстве. Достоинств...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   ЭЛЛИНИЗАЦИЯ ВОСТОКА Под эллинизацией понимается пр...   26.10.2009, 17:43
отец Димитрий   ПОДВИГИ ИУДЫ МАККАВЕЯ Сирийцами не воспринималось ...   26.10.2009, 17:44
отец Димитрий   ПРАВЛЕНИЕ СИМОНА МАККАВЕЯ Трифон потребовал присла...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ Обычно мы понимаем ...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКИХ КНИГАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Здесь н...   26.10.2009, 17:46
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ Сведения о пророке Исаии доста...   26.10.2009, 17:49
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О РОЖДЕНИИ ЕММАНУИЛА ОТ ДЕВЫ (7 гл.) В...   26.10.2009, 17:50
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ГЛАСЕ ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ (40 гл.) П...   26.10.2009, 17:51
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ Пророк Иеремия происходил из...   26.10.2009, 17:52
отец Димитрий   ОБЛИЧЕНИЕ НЕРАДИВЫХ ПАСТЫРЕЙ 23 гл. Пастырь – не о...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПЛАЧА ИЕРЕМИИ Название «Плач Иеремии» - взят...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА Тоже книга неканоническая, в ...   26.10.2009, 17:54
отец Димитрий   УЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГРЕХ 1...   26.10.2009, 17:56
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ВОСКРЕСЕНИИ Иез.37 гл. 1 Была на мне...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА 1 В третий год царствования ...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   Конец. Далее рукопись обрывается...   26.10.2009, 17:58
Анна Р.   Отец Димитрий, вот спасибо, так спасибо. У нас хра...   27.10.2009, 3:01


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 19.6.2025, 17:56
Яндекс.Метрика