IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> ВЕТХИЙ ЗАВЕТ, 3 кл. МДС
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:32
Сообщение #1





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА
Предисловие
Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии.
Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг)
Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей)

Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий.
о.Михаил Херасков
Учебник Афанасьева
По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ...

ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ
К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь.
Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем.
Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление.

КНИГА ИИСУСА НАВИНА
ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН
Деление по содержанию:
1-12 главы – история завоевания Ханаана
13-21 главы – разделение Земли обетованной
22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина.
Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей.
Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана)
Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии.
Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу.
Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги.
Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...).
В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы.
В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются.
Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину.

ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН
Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей.
Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник.
Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии.
Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои...
Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города.
Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея.

гл.22 Жертвенник заиорданских колен
Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства.

гл.23. Завещание И.Навина
Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание.

Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю.
Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле.
Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам...
Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал.
Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь.
21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом...
Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
отец Димитрий
сообщение 26.10.2009, 17:39
Сообщение #2





Сообщений: 146
Из: Севастополь/Дмитров МО




КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН
Евр.Деврей Аяминь ("слова дней"), греч.Паралипоменон, лат.Хроникулум
Время написания – явно послепленный период. Автор – по всей видимости, священник Ездра. Очень много схожих черт между 1 Ездры и книгами Паралипоменон.
1. Последние фразы 2 Пар.почти слово в слово совпадают с первыми фразами 1 Ездры.
2. Кроме того, в пользу авторства Ездры – наблюдается очень большая склонность к перечислению народов и перечислению поименно людей и в 1 Ездры, и в книгах Паралипоменон.
3. В-третьих, в книгах Паралипоменон совсем не излагается история Северного Израильского царства. Все внимание – на южное Иудейское. Т.е.для автора Паралипоменон в каком-то смысле Северного царства не существует.
4. И еще один фактор – изложение в основном церковной, религиозной истории Израиля, акцент на религиозную историю. На политику и войны обращается сравнительно мало внимания. Для примера – из всех войн царя Давида упоминается лишь одна его яркая победа, над сиро-израильской коалицией. И очень подробно описывается правление верующих, благочестивых царей.
Вопрос – для чего написаны были книги Паралипоменон, если история Израиля уже изложена в книгах Царств? И здесь автор обращает внимание именно на религиозный фактор.
В еврейской Библии книги Паралипоменон находятся в разделе Писаний.
Наличие ошибок в датах, именах, цифрах. Что касается хронологии, документальных данных – лучше обращаться к книгам Царств.
Деление книг Паралипоменон по содержанию:
1. 1 Пар.1-9 – родословие от Адама
2. 1 Пар.10-29 – правление Давида
3. 2 Пар.1-9 – правление Соломона
4. 2 Пар.10-36 – последующая история Иудеи.

Распределение Давидом священников по чередам
Давид, передав правление государством Соломону, полностью не отошел от государственных дел. Он занялся устроением, обустройством религиозной жизни. Священство было родовым. У Аарона было 4 сына – Надав, Авиуд, Елиазар и Фамар. Историю Надава и Авиуда вы помните. Т.е.было два священнических родословия – от Елиазара и Фамара. Елиазар наследовал благословение старшего сына и был первосвященником после Аарона. Старшему сыну положено двойное наследство. Это выразилось и в потомстве. У Елеазара – 16 глав семейств, у Фамара – 8. Соответственно, всего – 24 череды.
Распределение Давидом священников по чередам осталось и до времен Христа, так что говорится, что Захария был от чреды Авии.

Неканоническая молитва Манассии
Читается Великим постом на повечерии. Дана в греческом тексте 2 Пар. После 36 главы.
Совершенно христианского происхождения.
1. Молитва начинается с исповедания единобожия, монотеизма. Бог – единый Творец неба, земли и всей вселенной. Перед ним никто не может устоять, и его гнев против грешников невозможно вынести.
2. Бог – не только грозный Судья, Он еще и милующий Отец, Сам тоже сожалеет о грехах людей.
3. Праведники не нуждаются в покаянии. Наоборот, Манассия, как согрешивший перед Богом, просит Бога о милости. Те бедствия, которые его постигли в жизни, он рассматривает именно как покаяние, "епитимия", как средство к исправления. Все эти бедствия он рассматривает как средствия своих грехов.
4. Если Бог Сам сожалеет о грехах людей, Сам хочет спасения грешников, то это не дает грешнику права просить о милости.
5. Молитва заканчивается тем же, чем она началась – обещанием прославлять Бога в этой жизни, до конца жизни.

Достоинства Давида как царя и богодухновенного писателя
Много было монархов на Востоке, сильных, могущественных, но в то же время в отношении этих монархов действовала закономерность, что их власть была достигнута силой оружия, хитростью, коварством, достигалась путем уничтожения противников, а то и предыдущего монарха, что имело место и в иудейской, и израильской истории.
Жизненный путь Давида совершенно иной.
1. Он достиг своей власти, вступил во власть не этим путем, а наоборот, путем праведности и не по своей воле, а по воле Божией. Т.е.он был определен на царство еще пророком Самуилом по указанию Божию. Наверное, это уникальный пример для истории Востока, когда человек уже знал, что будет царем, но не искал случая, повода устранения противника, предыдущего монарха. Более того, был всецело предан ему (Саулу) в течение всего периода, когда последний преследовал его. Дважды у Давида была возможность покончить с Саулом, но он этой возможностью не воспользовался, потому что боялся поднять руку на помазанника Божия. Жизнь среди врагов, среди филистимлян он предпочел войне со своим господином. Его власть достигнута не силой, а кротостью.
2. Еще один момент, отличающий его как царя – сам по себе он прекрасный воин, прекрасный солдат. Тем не менее, общая тенденция его политики – это миролюбие. Все его войны – не захватнические, а оборонительные, исходящие из тактики защиты государства. Сначала с филистимлянами – направлены на избавление от филистимлян. А т.к.они так просто успокаиваться не будут, то естественно он вторгается на их территорию и ставит оборонительные отряды. Аммонитяне, объединившись с сирийцами, сами напали на Давида. Т.е.все его войны – вынужденные. Сам он из захватнических целей никогда ни на кого не нападал.
3. И последний момент – власть не испортила царя Давида. Сумел через всю жизнь пронести простоту общения. Например, ему является пророк Нафан и обличает его о грехе. Кого-нибудь из других восточных монархов так было обличить невозможно. Или – хочет построить храм. Это же обычно для всех восточных монархов. Но Нафан ему говорит, что нельзя строить. Он воспринимает это серьезно и смиряется. До конца жизни оставался простым в общении человеком, с которым можно было общаться простым людям.
4. Что касается богодухновенности. С юности находился при дворе Саула как музыкант, гуслист. Был музыкальный талант. Пение, музыка были составной частью его жизни. В трудных для себя обстоятельствах любил излить душу перед Богом. В радостных обстоятельствах – умел воспевать и прославлять Бога. Эти записанные песни Давида и явились первыми псалмами, которые до сих пор являются основой христианского богослужения.

ПЕРВАЯ КНИГА ЕЗДРЫ
Евр.- Ездра, греч.- есть особенности в расположении. Вторая (неканоническая) может называться первой и наоборот. Лат.- тоже Первая Ездры. Но в лат.Библии четыре книги Ездры. Наша Неемии будет в лат.Библии 2-я Ездры. Наша 2-я Ездры будет 3-я Ездры, наша 3-я Ездры – 4-я Ездры.
Можно просто пользоваться учебником.
Основная тематика книги – возвращение иудеев из плена и реставрация, восстановление в основном религиозной жизни в Иудее. По содержанию можно разделить на две части:
1) 1-6 главы – описание первого возвращения из плена иудеев под предводительством Заравария;
2) 7-10 главы – второе возвращение под предводительством Ездры и труды Ездры по очищению нравственности народа.
Об авторе. 7, 1-5 – его родословная. Был первосвященнического рода, из потомков Елеазара. Один из его предков был Хелкия, который был священником при царе Иосии, нашедшем книгу закона. Ближайший его предок, который здесь указан – это Сирайя. 4 Цар.25, 18-21. - убитый царем Навуходоносором. 18 И взял начальник телохранителей Сераию первосвященника и Цефанию, священника второго, и трех, стоявших на страже у порога. 19 И из города взял одного евнуха, который был начальствующим над людьми военными, и пять человек, предстоявших лицу царя, которые находились в городе, и писца главного в войске, записывавшего в войско народ земли, и шестьдесят человек из народа земли, находившихся в городе. 20 И взял их Навузардан, начальник телохранителей, и отвел их к царю Вавилонскому в Ривлу. 21 И поразил их царь Вавилонский, и умертвил их в Ривле, в земле Емаф. И выселены Иудеи из земли своей.
Ездра благодаря своим талантам получил образование в Вавилоне и находился при царском дворце, а после падения Вавилона уже в правление Артаксеркса получил право возвращения в Иерусалим. Иудеи пользовались правами широкой автономии, что позволило Ездре обустраивать общественную жизнь, а уже потом, к концу жизни, после прибытия из Персии Неемии Ездра отошел от государственных дел и занялся делами чисто религиозными.
На что была направлена его деятельность: в первую очередь, строительство храма и обустройство богослужения, обучение народа Закону Божию, очищение нравственности (чистота религиозной жизни) – побуждал свой народ к расторжению браков с язычницами, иноплеменницами. Из предания мы знаем также – составление канона книг и восстановление Священного Писания.
На что делается акцент в его книге, кроме поименного перечисления. Особый акцент делается на религиозном факторе. 3, 1-3. собрался народ как один человек в Иерусалим... соорудили жертвенник Богу чтобы возносить всесожжения ...и стали возносить всесожжения.
Т.е.здесь еще только-только вернулись из Вавилона, и первой заботой было восстановление жертвенника. Только стали собираться в города.
Дальше с 6 стиха, рассказывается о строительстве храма со всеми подробностями, в том числе и о происках врагов.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
отец Димитрий   ВЕТХИЙ ЗАВЕТ   26.10.2009, 17:32
отец Димитрий   КНИГА СУДЕЙ евр.СОФЕТИН, греч.КРИТЭ Охватывает пе...   26.10.2009, 17:33
отец Димитрий   Первый израильский царь Саул Нельзя говорить о нем...   26.10.2009, 17:34
отец Димитрий   Третья книга Царств Книга охватывает период от воц...   26.10.2009, 17:35
отец Димитрий   История разделения царства Соломона на Израиль и И...   26.10.2009, 17:36
отец Димитрий   КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН Евр.Деврей Аяминь ("слова...   26.10.2009, 17:39
отец Димитрий   КНИГА НЕЕМИИ Евр.и греч. - Неемии, лат. - 2-я Ездр...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ Об их достоинстве. Достоинств...   26.10.2009, 17:40
отец Димитрий   ЭЛЛИНИЗАЦИЯ ВОСТОКА Под эллинизацией понимается пр...   26.10.2009, 17:43
отец Димитрий   ПОДВИГИ ИУДЫ МАККАВЕЯ Сирийцами не воспринималось ...   26.10.2009, 17:44
отец Димитрий   ПРАВЛЕНИЕ СИМОНА МАККАВЕЯ Трифон потребовал присла...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ Обычно мы понимаем ...   26.10.2009, 17:45
отец Димитрий   ПОНЯТИЕ О ПРОРОЧЕСКИХ КНИГАХ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Здесь н...   26.10.2009, 17:46
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ Сведения о пророке Исаии доста...   26.10.2009, 17:49
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О РОЖДЕНИИ ЕММАНУИЛА ОТ ДЕВЫ (7 гл.) В...   26.10.2009, 17:50
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ГЛАСЕ ВОПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ (40 гл.) П...   26.10.2009, 17:51
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ Пророк Иеремия происходил из...   26.10.2009, 17:52
отец Димитрий   ОБЛИЧЕНИЕ НЕРАДИВЫХ ПАСТЫРЕЙ 23 гл. Пастырь – не о...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПЛАЧА ИЕРЕМИИ Название «Плач Иеремии» - взят...   26.10.2009, 17:53
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА Тоже книга неканоническая, в ...   26.10.2009, 17:54
отец Димитрий   УЧЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ГРЕХ 1...   26.10.2009, 17:56
отец Димитрий   ПРОРОЧЕСТВО О ВОСКРЕСЕНИИ Иез.37 гл. 1 Была на мне...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА 1 В третий год царствования ...   26.10.2009, 17:57
отец Димитрий   Конец. Далее рукопись обрывается...   26.10.2009, 17:58
Анна Р.   Отец Димитрий, вот спасибо, так спасибо. У нас хра...   27.10.2009, 3:01


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 19.6.2025, 18:02
Яндекс.Метрика