![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА Предисловие Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии. Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг) Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей) Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий. о.Михаил Херасков Учебник Афанасьева По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ... ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь. Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем. Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление. КНИГА ИИСУСА НАВИНА ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН Деление по содержанию: 1-12 главы – история завоевания Ханаана 13-21 главы – разделение Земли обетованной 22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина. Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей. Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана) Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии. Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу. Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги. Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...). В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы. В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются. Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей. Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник. Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии. Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои... Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города. Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея. гл.22 Жертвенник заиорданских колен Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства. гл.23. Завещание И.Навина Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание. Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю. Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле. Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам... Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал. Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь. 21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом... Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу. |
![]() ![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
Третья книга Царств
Книга охватывает период от воцарения Соломона до смерти царя Ахаза Израильского и Иосафата Иудейского. Можно разделить на две части: 1-11 главы – описывает правление Соломона 12-22 главы – описывает историю разделенных царств. Соломон Время его правления – период мирного расцвета Израильского царства. Период необычайного богатства и благополучия Израиля. Материальный расцвет. Особо подчеркивается его праведный, справедливый и талантливый суд. Это было всегда. Здесь же описывается и падение Соломона через роскошь и богатство. Насколько постепенно происходит падение личности. Соответственно, если он берет себе жену, значит он уже должен обеспечить ее и материальные, и духовные потребности. Если с материальными проблем не было, а с духовными – вопрос более сложный, т.к.эти жены – язычницы, а значит он должен сам своей волей построить им капище здесь же, в Иерусалиме и рядом с храмом истинного Бога. Когда эти капища построены, тут уже один шаг до личного падения. Т.е.цепочка: богатство – жены – капища – личное падение. Конечно, сам-то он не верил в идолов, а совершал личный обряд ради жен, до этого момента ему никаких упреков не делается – ни о необычайной роскоши двора, ни о том, что сам храм строили финикийцы, а сами израильтяне ходили у них в подмастерьях – никакого упрека не делалось. В каком-то смысле жизнь Соломона можно отследить по трем Богоявлениям. Первое – после жертвоприношения в Гаваоне. Это Богоявление носит полностью одобрительный характер. Господь дает Свою милость Соломону. Это то Богоявление, когда Соломон просил у Него мудрости для управления народом. Когда Господь предлагает просить то, что он хочет, Соломон не попросил военных побед, богатства, благополучия, а попросил мудрости. Господь приложил все это к мудрости. Но надо заметить, что обещание дается ему условно, в случае сохранения верности Богу. Второе Богоявление – уже после освящения храма, когда Соломон находился на вершине могущества и богатства. Это Богоявление носит уже предупредительный характер, Господь предостерегает его от падения. И третье Богоявление – уже после падения Соломона – носит обличительный характер. Храм Соломона Правление Соломона характеризуется необычайным богатством. Золота было в избытке, а серебро вообще ставилось ни во что. Время правления Соломона было самым что ни на есть благоприятным для устройства внутригосударственной жизни. Соответственно, он имел возможность совершать необыкновенные по красоте постройки. Строил храм из камня, внутри обкладывал его кедром. По размерам храм представлял собой удвоенный размер скинии. Длина – 60 локтей, ширина – 20, высота – 30 локтей. Помимо этого, также сделал притвор, а также боковые пристройки. По-видимому, это комнаты-запасники. Трудно сказать, что представляли собой окна "решетчатые глухие..." - были небольшого размера. Внутри храма были те же самые принадлежности скинии, т.е.при Соломоне опять происходит объединение святилища. Принадлежности были перенесены из Силома. Единственное, что было нового в храме – это огромные сооружения херувимов во Святом Святых. Были высотой в 10 локтей, у обоих крылья по 5 локтей. Т.к.находились в состоянии полета, крылья занимали все пространство от стены до стены. Также увеличилось количество светильников, во дворе поставил т.н."медное море", т.е.большой резервуар для воды. Все это должно было символизировать могущество его царства и богатство периода его правления. Внутри храм был обложен золотом. Но не сплошь, а что-то вроде "инкрустации". Узоры, рисунки... Горят лишь только некоторые светильники, свет только немного проникает сквозь окна, прекрасный запах кедра ливанского, со всех стен смотрят светящиеся херувимы. Внушение человеку страха перед Богом. Соломон строил его 7 лет, в то время как свой дворец 13 лет, кстати. Молитва Соломона на освящение храма 3 Цар.8,22-53, 2 Пар.6,12-42. Соломон преклонил колени (8,54). Сам царь становится на колени – это много что значило, означает благоговение, смирение перед Богом, признание Иеговы истинным Богом, всецелое посвящение себя Богу. Молитва начинается со вступления, ст.23-30. Исповедание единобожия, монотеизма. Во вступлении раскрывается значение храма. 27-29 ст. 27 Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]; ... 29 Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: "Мое имя будет там"; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Место, отмеченное Именем Иеговы. И храм является местом молитвы. Также во вступлении находится молитва о престолонаследии. В самой молитве Соломона можно проследить семь прошений: 1. ст.31-32. О праведном суде: 31 Когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся, и для клятвы придут пред жертвенник Твой в храм сей, 32 тогда Ты услышь с неба и произведи суд над рабами Твоими, обвини виновного, возложив поступок его на голову его, и оправдай правого, воздав ему по правде его. Образ исполнения Суда Божия здесь на земле. 2. 33-34. Об избавлении от бедствий. 33 Когда народ Твой Израиль будет поражен неприятелем за то, что согрешил пред Тобою, и когда они обратятся к Тебе, и исповедают имя Твое, и будут просить и умолять Тебя в сем храме, 34 тогда Ты услышь с неба и прости грех народа Твоего Израиля, и возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Предвидел и отступление Израиля, и поражение в войнах, что могущество Израиля не вечно. Соответственно, храм становится тем местом, где можно просить Бога об избавлении от бедствий. 3. 35-36. Об избавлении от засухи. 35 Когда заключится небо и не будет дождя за то, что они согрешат пред Тобою, и когда помолятся на месте сем и исповедают имя Твое и обратятся от греха своего, ибо Ты смирил их, 36 тогда услышь с неба и прости грех рабов Твоих и народа Твоего Израиля, указав им добрый путь, по которому идти, и пошли дождь на землю Твою, которую Ты дал народу Твоему в наследие. Засуха означает голод и смерть для людей. Земля трескается. Засуха также рассматривается как бедствие, являющееся следствием греха отступления от Бога. Все это исполнилось в Израиле при Ахаве. 4. 37-40. Об избавлении от бедствий в целом 37 Будет ли на земле голод, будет ли моровая язва, будет ли палящий ветер, ржавчина, саранча, червь, неприятель ли будет теснить его в земле его, будет ли какое бедствие, какая болезнь, 38 при всякой молитве, при всяком прошении, какое будет от какого-либо человека во всем народе Твоем Израиле, когда они почувствуют бедствие в сердце своем и прострут руки свои к храму сему, 39 Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих: 40 чтобы они боялись Тебя во все дни, доколе живут на земле, которую Ты дал отцам нашим. От эпидемий, от саранчи... Именно в этом храме с воспитательной целью – чтобы народ боялся и почитал Бога. 5. 41-43. О молитве иноплеменников в храме. 41 Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, -- 42 ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, -- и придет он и помолится у храма сего, 43 услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил. Ветхозаветная религия не является узконациональной. Это одно из мест, которое говорит об этом. Храм открыт для всех, и к Богу может обратиться любой человек, независимо от происхождения. 6. 44-45. О тех, кто уходит на войну. 44 Когда выйдет народ Твой на войну против врага своего путем, которым Ты пошлешь его, и будет молиться Господу, обратившись к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему, 45 тогда услышь с неба молитву их и прошение их и сделай, что потребно для них. 7. 46-50. О плененных, повернувшихся лицом к храму. 46 Когда они согрешат пред Тобою, -- ибо нет человека, который не грешил бы, -- и Ты прогневаешься на них и предашь их врагам, и пленившие их отведут их в неприятельскую землю, далекую или близкую; 47 и когда они в земле, в которой будут находиться в плену, войдут в себя и обратятся и будут молиться Тебе в земле пленивших их, говоря: "мы согрешили, сделали беззаконие, мы виновны"; 48 и когда обратятся к Тебе всем сердцем своим и всею душею своею в земле врагов, которые пленили их, и будут молиться Тебе, обратившись к земле своей, которую Ты дал отцам их, к городу, который Ты избрал, и к храму, который я построил имени Твоему, 49 тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них; 50 и прости народу Твоему, в чем он согрешил пред Тобою, и все проступки его, которые он сделал пред Тобою, и возбуди сострадание к ним в пленивших их, чтобы они были милостивы к ним. Соломон предвидел будущее пленение Израиля. Храм должен стать тем местом, где будет услышана молитва о находящихся в земле неприятеля и повернувшихся лицом к храму. Пророчество Нафана об утверждении дома Давидова 2 Цар.7, 1-17 12 Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. 13 Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. 14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; 15 но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. 16 И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки. 17 Все эти слова и все это видение Нафан пересказал Давиду. Тяжелое для толкования пророчество, но тем не менее. Почему это пророчество называется мессианским – прежде всего, оно дано в связи с намерением Давида построить храм. Не Давид, а его семя должно построить дом имени Бога. Если брать в историческом смысле – то действительно дом имени Божия построил Соломон. Но тому же 1) Соломону уже не дается безусловных обетований об утверждении царства в его руке навеки. Т.о., храм, который построил Соломон – это скорее образ того внутреннего храма человека, который должен быть построен тем, чье царство уже будет пребывать вовеки. 2) Сам Давид видел исполнение этого пророчества в дальнейшем И кроме того - Лк1,32-33. "И наречется Сыном Давида, ... и царствию Его не будет конца" Евр.1,5 "Кому из ангелов когда сказал... Я буду Ему Отцом, и Он будет мне Сыном". |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 19.6.2025, 17:41 |