![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ВЕТХОГО
ЗАВЕТА Предисловие Данное пособие является плодом коллективного труда и составлено на основании записей, сделанных студентами 3 курса Московской Духовной Семинарии на лекциях по Священному Писанию Ветхого Завета в 2002-2003 учебном году и материалов машинописного конспекта для 3 класса Семинарии. Исторические и пророческие книги Ветхого Завета (36 книг) Период 1100 г. (вступление И.Навина в землю обетованную) – 142 г. (Симон Маккавей) Учебник Владыки Сергия. Священное Писание Ветхого Завета, для 3 класса – очень краткий. о.Михаил Херасков Учебник Афанасьева По отдельным книгам – много разного материала. И Толковая Библия Лопухина, и святых отцов, ... ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ К ним относятся те, крые отображают историю Израиля от вступления в Землю обетованную до династии Маккавеев включительно. Более конкретно – до вступления во власть Иоанна Гиркана. Этих книг 19, из них 12 канонических и 7 неканонических. В еврейской Библии часть из этих книг помещена в пророческом отделе: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Самуил (1-2), Цари (3-4). Другая часть этих книг относится к Писанию: Паралипоменон, Ездра, Неемии, Есфирь. Основная идея этих книг – зависимость благополучия Израиля от верности Богу. Земля обетованная – это символ земного рая. Это место хранения души. И когда человек нарушает закон, идет против воли Творца, он лишается права обладания этим земным раем. Пик бедствий – Вавилонский плен – также имеет свое положительное значение для Израиля. Если в допленные времена идолопоклонство, язычество было просто обычным явлением в Израиле, то в послепленные времена Израиль окончательно утверждается в вере в Бога. Можно сказать, что как в Египте происходит этническое становление Израиля, так в Вавилонском плену – его религиозное становление. КНИГА ИИСУСА НАВИНА ЁШУА, греч. - ИИСУС НАВИН Деление по содержанию: 1-12 главы – история завоевания Ханаана 13-21 главы – разделение Земли обетованной 22-24 главы – заключение книги. Общее собрание Израиля и завещание Иисуса Навина. Цель написания книги – та, же, что и всех исторических книг. Четко прослеживается благополучие Израиля от верности Богу. Это несмотря на то, что книга, кажется, рассказывается о совершенно фантастических победах войска И.Навина над огромными союзными войсками ханаанских царей. Для вступления в Землю обетованную требуется безусловное соблюдение закона (напр. - история Ахана) Об авторстве: И.Навин – постоянный спутник, слуга Моисея, самое доверенное к нему лицо. Первый раз И.Навин упоминается в 17 главе, с 9 ст. в битве с амаликитянами, как военачальник. Также упоминается при восхождении Моисея на гору Синай, находился у подножия горы. Он действительно был одним из соглядатаев, посланных в Землю обетованную. Был от колена Ефремова. Тогда происходит его переименование из Осии в Иисуса. Особо можно отметить его особую любовь к Богу. Исход 33, 11: а юноша Иисус Навин не отлучался от скинии. Перед своей смертью Моисей передает ему власть. И.Навин прожил 110 лет, и именно при нем Израиль сохранял верность Богу. Далеко не всеми бесспорно признается авторство И.Навина. Что может говорить против его авторства: напр.19 глава – о завоевании коленом Дана Лаиса. Это событие происходило во времена Судей и описывается подробно в 18 главе Судей. Об идолопоклонстве в доме .... и обстоятельствах завоевания Лаиса. Правда, у И.Навина называется Лаис, а у Судей – Ласет. Это, впрочем, может говорить также и о позднейших редактированиях той или другой книги. Еще одно место, крое вызывает сомнения: 6, 25: о проклятии строителя Иерихона – последняя часть стиха – вставка из греческой Библии (так и сделал Азар?: на первенце своем...). В пользу авторства И.Навина говорит точное и беспристрастное описание событий. Есть подробное описание местности, где происходили события, подробное описание событий, вплоть до таких деталей, крые может указать не рядовой солдат, воин, а тот, кто находится в центре всех событий и в курсе всего хода битвы. В пользу авторства И.Навина также древние свидетельства, в т.ч. раввинистические. Также и филологические формы встречаются те, крые впоследствии не употребляются. Т.о., по-видимому, книга принадлежит И.Навину. ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ИОРДАН Вступление в Землю обетованную в буквальном смысле получает свое отражение как вступление в земной рай. Народ вводится туда Богом, и это получает свое внешнее отражение. Так, впереди стана шли не знамена, ни какие-то вооруженные отряды, а шли приблизительно за 1 км священники с Ковчегом Завета. При Моисее во время странствования по пустыни шел столп облачный. Теперь – Ковчег Завета. Т.к.с момента перехода Иордана Израиль уже собственник Земли обетованной и уже сам должен управлять в своей земле. Так же с момента перехода Иордана перестала выпадать манна. Т.к.с того дня стали питаться уже произведениями Земли обетованной. Переход через Иордан – с библейской т.зрения уже свершившийся факт того, что Израиль уже владеет этой землей. Господь совершает через И.Навина такие чудеса, крые вполне сопоставимы с предыдущими чудесами, что были при Моисее. Так, во время разлива Иордана течение было остановлено. 3, 15: когда ноги священников.... Время разлива – это не время, благоприятное для войны, а время сбора урожая. Не то время, когда выступали на войну. Тем не менее, именно в это время Израиль переступает этот порог. Это первое чудо. В память об этом И.Навин повелевает взять со дна Иордана 12 камней по числу 12 колен и соорудить из них жертвенник. Второе чудо – это завоевание Иерихона. Как обычно происходило завоевание городов: противник подступал к городу, сначала увещали город сдаться без боя. Но естественно, все заранее готовились к осаде, готовили запасы продовольствия и т.д. 2 пути у осаждающих – либо штурм, либо длительное изматывание голодом. Запасы продовольствия кончаются, и силы защищающихся истекают. Но здесь ничего подобного не было. Завоевание происходило совершенно по-иному. Первое событие перед завоеванием – то, что грозило гибелью Израилю. После перехода через Иордан И.Навин совершил обрезание Израиля. Напади на них хананеи в эти дни – и весь народ бы погиб в таком болезненном состоянии. Есть одно место, трудное для истолкования. Можно толковать двояко. 5, 13 – 6,1. Явление - “вождь воинства Господня”... сними обувь свою... Иерихон заперся... вот я предаю в руки твои... Здесь не было осадных орудий, насыпания валов, обстрела. Если бы это событие происходило в христианскую эпоху, мы бы называли этот поход крестовым. Было обхождение вокруг города. Все, что находится в городе – это все заклятое. То есть, все поселение уничтожается (кроме семейства Раав-блудницы), а серебро и золото д.б.посвящено Богу. Все эти события поднимали авторитет И.Навина, делали его авторитет настолько же непреложным, каков был авторитет Моисея. гл.22 Жертвенник заиорданских колен Колена Рувима, Гада и половина колена Манассиина воздвигли жертвенник на восточном берегу реки Иордан. Это было воспринято другими коленами как вызов, как религиозное восстание, и они собрались идти войной против заиорданских колен. Посольству, крое было направлено к ним, эти колена объяснили, что жертвенник был воздвигнут не как знак религиозного обособления, а наоборот, как символ религиозного единства. гл.23. Завещание И.Навина Старейшина колен И.Навин завещал хранить верность Богу, не вступать в родство с народами и продолжать завоевание. Гл.24. Обращение И.Навина ко всему Израилю. Здесь излагается обычная для Востока речь с упоминанием всех благодеяний Божиих, начиная с Авраама. Есть один интересный момент, показывающий, что служение Богу основывается на доброй воле. Стихи 15, 16: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам... Т.е. И.Навин даже предлагает выбор, служить ли другим богам. При этом свой выбор он, конечно, уже сделал. Итак, И.Навин видел слабость народа относительно исполнения закона, чтобы полностью исполнять закон. Видимо, он говорит эти слова именно для того, чтобы возбудить ревность в народе, чтобы народ осознал, что служение Богу – это целый жизненный путь. 21-25 стихи: вы свидетели, что будете служить... отвергните других богов.... и народ заключил завет с Иисусом... Но служение Богу д.б.всецелым, оно не совместимо с идольским служением. Т.е.сам народ избирает служение именно Господу. |
![]() ![]() |
отец Димитрий |
![]()
Сообщение
#2
|
![]() Сообщений: 146 Из: Севастополь/Дмитров МО ![]() |
Первый израильский царь Саул
Нельзя говорить о нем как о резко отрицательной личности. История его жизни представляет собой скорее личную трагедию. С одной стороны, это личная скромность к аскетичной жизни, обстановке. Может быть, это был самый аскетичный из всех царей востока. У него не было даже дворца. С другой стороны, в некоторых случаях проявлялось его упрямство и навязчивая жестокость по отношению к отдельным лицам, в частности, по отношению к Давиду. В 1 Царств говорится о его бесновании. Трудно сказать, что сказал бы врач-психиатр. Во всяком случае, в Сауле было положительным: 1) личная скромность. При объявлении на царство скрывается в обозе; при помазании Самуилом пошел к себе домой. При объявлении царем пахал на воле отца. В этом отношении ему надо отдать должное. Он начал свое правление не с того, чтобы построить себе дворец или завести государственный аппарат. 2) Организаторские, политические и военные способности. Он начал с военной победы над аммонитянами. В этом эпизоде он проявляет себя как талантливый организатор. Когда ему сообщают, что аммонитяне осадили Иавис Галаадский, разрубает волов... Проявил себя как стратег и как политик. Осада маленького города имела для него принципиальное значение. Под властью филистимлян находился преимущественно западный берег реки Иордан, а восточные колена оставались относительно свободными. Захват Иависа Галаадского означал бы полное расчленение Израиля. Все это Саул прекрасно понимал, и эта победа имела для него принципиальное значение. Жил как простой рядовой человек, из Гива управляя государством, почти что из своего дома. Тем не менее, дальше началось его падение, хотя все-таки нигде мы не видим Саула-идолопоклонника, а это немало значило в то время. Саул хранил верность Богу. Во-первых, он стал проявлять свою волю вопреки воле Самуила и воле Божией. Началось с малого – не послушался, не долждался Самуила перед битвой с филистимлянами. Во-вторых, действительно грех, который противоречит законам жизни. Повторил грех Ахана – взял из заклятого на войне с амаликитянами. Когда ему Самуил прямо говорит, что будет отнято царство, то Саул ничего лучшего не находит, как искать потенциального претендента и от него отделаться. Такого предендента он явно увидел в Давиде. В этот период государственные дела начинают идти к упадку. Вместо решения внешнеполитических проблем устройства государственной жизни все силы бросаются на поиски Давида. Если судить с человеческой точки зрения, последнее поражение от филистимлян, в котором он погиб, это не случайность, а закономерность. Не использовал передышки между войнами для внутренней организации – укрепление крепостей, городов, обучение войска, приготовление всего необходимого для войны, подумать о военной технике. У Саула же все силы уходили на поиски Давида. От этой навязчивой идеи он не мог отделаться. Что касается религиозной точки зрения, она изложена в 1 Парал.10,13-14. Обращение к волшебнице – это его последнее и пожалуй, наибольшее преступление. Означало уже самый пик его падения. Стоит также коснуться вопроса о его пребывания у аэндорской волшебницы. Кто же все-таки разговаривал с Саулом? Есть много точек зрения, но в принципе для нас это значения не имеет, дух Самуила или же бес говорил с Саулом. Имеет принципиальное значение факт наличия магии. Это общение достигнуто вызыванием духа. Давид Только некоторые моменты его жизни, которые его наиболее ярко характеризуют. Прежде всего, он был родом из Вифлеема, происходил из колена Иудина. Был помазан также лично пророком Самуилом еще во время правления царя Саула. Понятно, что выбор был указан Самуилу Самим Богом. Казалось бы, что этот мальчик еще ребенок, что в нем нет никаких способностей. Говорится о том, что он был красив, белокур, т.е.никаких еще явных способностей в нем не проявлялось. Тем не менее, прошло совсем немного времени, и уже он обратил на себя внимание. В первую очередь – как музыкант, который был способен успокоить дух Саула. Еще более он проявил себя в сражении с Голиафом. Почему эта победа имела такое значение – больше психологическое, т.к.победа над одним человеком имела моральное значение, тот факт, что безоружный мальчишка одержал победу над великаном-богатырем, который был сплошь закован в броню, и при нем было все военное снаряжение. В этом смысле и пели про него, что он победил десятки тысяч, т.к.такая победа сразу морально подавила филистимлян. Дальше уже происходит, с одной стороны, светский рост Давида, начинается его карьера, рост при дворце, с другой стороны – многократно возникают опасности для его жизни. Даже внешне показывая расположение к Давиду, Саул уже боялся его. Пример с 200 краеобрезаниями филистимскими. Не только их перебить, но еще и плоть обрезать. История с гонениями Давида. Как Давид себя проявляет здесь? С одной стороны, он уже знал, что будет царем, т.к.уже помазан на царство. Обычно такие ситуации на востоке решаются государственным переворотом, но Давид не смел поднять руки на Саула, ведь Саул – помазанник Божий. Он уходил от него, в том числе и в чужую землю, но на него руки не поднимал, хотя совершенно явно у него два раза была такая возможность. Соблазн был огромный, он мог убить Саула тихо и незаметно. Более того, в душе он оставался преданным Саулу и готов был служить ему всю жизнь. В дальнейшем, в его правлении ему тоже ничто не давалось легко. С чего началось его правление? Он вернулся после поражения Саула из Секилага в Хеврон, в Иудею, и там воцарился над коленом Иудиным. Насколько он был предан Саулу, говорит тот факт, что он послал послов, жителей Иависа Галаадского, выразить им благодарность за то, что они погребли Саула. В то же время, в условиях продолжающейся зависимости от филистимлян ему предстояла еще и внутренняя междоусобица, гражданская война, т.к.над остальными израильскими коленами воцарился Иевосфей, сын Саула. Можно сказать, что в этот период единство Израиля, которое было достигнуто огромными трудами и личным авторитетом пророка Самуила, временно пошатнулось. Здесь опять возникло разделение, пока временное. Тем не менее, Давид был известной личностью, более того, авторитет его постоянно возрастал, ему удалось достичь единства Израиля и объединить под собой весь Израиль, хотя это стоило неоднократных сражений с войсками Иевосфея. Понятно, что там было много погибших, как естественно на всякой войне, но Давид не стремился поразить всех своих противников, а к тому, чтобы объединить и укрепить государство. Соответственно своим задачам, он собирал вокруг себя соответствующих людей, хотя, конечно, далеко не всегда люди соответствовали своему назначению. Один пример – 2 Царств, 2, 24-28. 24 И преследовали Иоав и Авесса Авенира. Солнце уже зашло, когда они пришли к холму Амма, что против Гиаха, на дороге к пустыне Гаваонской. 25 И собрались Вениамитяне вокруг Авенира и составили одно ополчение, и стали на вершине одного холма. 26 И воззвал Авенир к Иоаву, и сказал: вечно ли будет пожирать меч? Или ты не знаешь, что последствия будут горестные? И доколе ты не скажешь людям, чтобы они перестали преследовать братьев своих? 27 И сказал Иоав: жив Бог! если бы ты не говорил иначе, то еще утром перестали бы люди преследовать братьев своих. 28 И затрубил Иоав трубою, и остановился весь народ, и не преследовали более Израильтян; сражение прекратилось. Лучших людей Иевосфея он пытался не уничтожить, а привлечь к себе, что ему и удалось в конечном итоге сделать. Давид объединяет в конечном итоге вокруг себя весь Израиль. Мы называем Давида пророком, праведником, но надо иметь в виду, что это был очень воинственный царь, одно упоминание его имени вызывало ужас у многих народов. Но сам на войны не напрашивался, а вел оборонительные войны. Этот кроткий, смиренный человек одержал фантастические победы. Ему суждено было неоднократно разбить филистимлян, так что они перестали представлять из себя какую-то угрозу для Израиля. Из всех побед, которые он одержал, нужно упомянуть блестящую победу с небольшим войском над сирийско-аммонитской коалицией, причем победу из окружения. В этот период раскрывается талант Давида как стратега и как дальновидного политика. Если брать именно этот пример, с войной с сирийцами и аммонитянами, Давид поступил совершенно правильно. Сначала он разбил сирийцев, дошел до Дамаска. Уже потом, когда его охранные отряды стояли в Сирии, тогда он уже свел счеты с аммонитянами, взял .... О личности можно сказать еще вот что. Хотя он по сравнению с Саулом позволял некоторую роскошь, у него был дворец, была не одна жена, все-таки он по-человечески не был свободен от слабостей и погрешностей. Можно упомянуть его жизненные ошибки, промахи, но это был человек, который умел признавать свои ошибки, причем публично. Если бы пророк пришел к любому царю, кроме Давида и сказал ему об ошибках, его дни, вероятно, были бы сочтены. Но не таков был Давид. До нас дошли его псалмы. Вся Псалтирь как самостоятельное цельное произведение приписывается ему (ее начало). Псалмы представляют основу нашего христианского богослужения. Всего Давид правил 40 лет над Израилем, и еще при своей старости воцарил Соломона. Довольно уникальный пример, когда престарелый царь при своей жизни воцаряет сына. Время правления Давида относится ко 2 Царств, эта книга полностью посвящена описанию его правления. Ее можно разделить на части: 1-4 главы – описание семилетнего правления Давида в Хевроне над коленом Иудиным. 5-10 главы – описание самого блестящего периода правления Давида над Израилем в Иерусалиме. 11-21 главы – грех Давида и последовавшие за ним бедствия. 22-24 главы – последние годы правления царя Давида. Не случайно здесь Давид называется сладким певцом Израиля (23,1). Иоав, полководец Давида Прежде всего – это блестящий полководец, одержавший многие победы. Однако при этом он человек, необычайно преданный царю, сам при этом пользуясь необычайной популярностью в народе, так что иногда Давид его побаивался, и прощал ему кое-какие проступки. Можно приблизительно выстроить концепцию его с т.зрения государственного устройства. Во главе государства стоит царь, а все, кто не подчиняются или если кто серьезно провинился перед царем, должен умереть. Это мышление, правильное само по себе, приводило его часто к неправильным шагам. Первый шаг, который он совершил – убил Авенира, полководца Иевосфея, сына Саула. Этот полководец перешел уже на сторону Давида, своим авторитетом хотел собрать ему весь Израиль. Но тем не менее, Иоав не поверил в искренность намерений Авенира, совершил это убийство, свел военные счеты в военное время. Еще было несколько подобных шагов, но самое главное, что он совершил – вмешался в вопросы престолонаследия. Когда Давид состарился, и Адония, старший сын после Авессалома провозгласил себя царем, то Иоав был на его стороне. Имеет значение здесь, что это был в высшей степени человек долга, который не искал ничего для себя и исполнял по чести этот долг. Он не хотел воцариться, у него не было мысли поднять руку на царя, а именно заботился об Израиле. И соответственно, он поддержал старшего сына Давида в его восшествии на престол. Тем не менее, воля Давида была иной. Чувствуя свою старческую слабость и видя самовольный поступок Адонии, он по-своему устраивает государственные дела. Он воцаряет Соломона, исполняя свое давнее обещание. Тут сам Давид обещает Иоаву свести с ним счеты за совершение незаконных убийств. Незаконное убийство ничем не смывается. 3 Царств 2, 5-6: 5 Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих: 6 поступи по мудрости твоей, чтобы не отпустить седины его мирно в преисподнюю. Т.е. Соломон поступил с ним по закону. Повелел его казнить, когда узнал, что стоит в храме и держится за роги жертвенника. Исход 25, 12-14: кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти... Если кто с намерением злым убьет и прибежит к жертвеннику, то от жертвенника бери его на смерть. Это дважды совершил Иоав. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 19.6.2025, 17:48 |