![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Редрик Шухарт |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Сообщений: 1 356 ![]() |
"...нет ни одного богослужебного текста, который относил бы пророческие видения или наименования Ветхий денми к Богу Отцу…»
Итак, антропоморфический образ Божества как видение славы Его ветхозаветными пророками может быть отнесен только ко Христу, или в контексте воплощения, или в контексте Второго Пришествия. Так понимает Православная Церковь ветхозаветные видения, и таким пониманием устраняется основной и главный аргумент, приводимый сторонниками изображения Бога Отца. Понимание же видения Даниила как двух разных лиц есть не что иное, как применение к пророчеству логических категорий, которые оно превосходит. Это и создает то ложное представление, которое позволяет видеть в Ветхом денми образ Бога Отца [11]...." Смело изображаю Бога невидимого, - говорит тот же Иоанн Дамаскин, - не как невидимого, но как сделавшегося ради нас видимым через участие в плоти и крови. Не невидимое Его Божество изображаю, но посредством образа выражаю плоть Божию, которая была видима" [16]. Сам Христос, хотя Он и образ Отчий, не может быть запечатлен в материи до воплощения; по Своему Божеству Он также неизобразим, как Отец..." "Пространственно ограничивать не воплощенное Слово, - говорит преподобный Феодор Студит, - не только бессмысленно и абсурдно... это идолопоклонство" [17]. Для православных защитников икон образ есть не только доказательство воплощения, свидетельство историчности Христа; он есть тем самым и свидетельство реальности Таинства Евхаристии. Если это образное свидетельство невозможно, то само Таинство Тела и Крови теряет свою реальность [18]. Божество познается только через завесу тела Христова: и приобщение Божеству и познанию Его может осуществляться только через причастие Телу и Крови Христовой, и эта реальность Таинства Евхаристии исключает всякий образ Бога помимо образа Христова. Очевидно, в связи с этим Большой Московский Собор и предписывает на иконостасе, содержание которого раскрывает домостроительство второй Ипостаси, поставлять "Крест сиречь распятие", а не образ Саваофа. В этой же связи, по-видимому, по особому распоряжению Св. Синода Русской Церкви 1792 г. изображение Бога Отца на антиминсах заменено еврейским надписанием Имени Божия, как свидетельства Божества Христова…" "Наконец, сопоставление старца и отрока представляет временные категории, свойственные тварному миру, которые здесь применяются к внутреннему, нетварному и премирному бытию Пресвятой Троицы, то есть вводят в него элемент временной. Это может дать повод полагать, что было время, когда Бог Отец не имел Сына и, следовательно, не был Отцом, а это "хуже всякого богохульства", говорит преподобный Иоанн Дамаскин по поводу именно такого рассуждения [22]" "Как говорит святой Киприан Карфагенский, "незаметно вошедший у некоторых обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины, ибо обычай без истины есть только старое заблуждение..." Цитаты из сочинения Л.А.Успенского Богословие иконы православной Церкви" http://www.pravbeseda.ru/library/index.php...book&id=761 Рекомендую прочесть ВСЕ сочинение, тогда смысл будет яснее.А ссылка на одну из глав. Вся книга здесь http://www.pravbeseda.ru/library/?page=book&id=746 С уважением! |
![]() ![]() |
священник Василий |
![]()
Сообщение
#2
|
Сообщений: 114 ![]() |
Предлагаю и Вам, многопочтеннейший Рэдрик Шухарт, серьезней отнестись к своему аватару, который никоим образом не сообразуется с Вашими высокими рассуждениями о богословских сочинениях различных церковных авторов. Вы общаетесь на православном форуме, а не на юмористическом, и если выбрали себе имидж смешной «домомучительницы», то большая просьба, не касаться с той же легковесностью серьезных церковных вопросов, тем более в общении со священнослужителем.
Для личных амбиций и эмоциональных заметок существует «личное сообщение», а не постовые разбирательства о своих догадках и о моих «подозрениях», выставленные на обозрение всех форумчан. И прошу внимательно учитывать тот факт, что свои наблюдения и выводы Вы черпаете из опыта своего общения среди мирян, а священник - из опыта общения приходского и епархиального. Потому нравственные советы, высказанные священником по поводу поведения на форуме авторов статей, постарайтесь отнести к личному духовному совершенствованию, а не искать в этом повод для обсуждения священника. Здесь не литературный кружок излюбленных персонажей, где в равной степени выступают и читатели, и авторы, и художественные герои, а соприкосновение с реальными обстоятельствами духовной жизни, в которых одни читают и думают, а другие - учат и подсказывают. «Всему своя мера. Вопрос больше касается не изображений Бога-Отца (что по смыслу Евангелия очевидно и приемлемо), а применения таких икон в различных обстоятельствах». Имеющий уши слышать, да слышит. А разумом пользующийся, да исследует. Смысл Евангелия – любовь Божия к нам, что понуждает с нашей стороны отвечать тем же. Или кто-то думает, что изображающий Бога-Отца упорно ищет нарушить каноны Церкви? Не любовь ли его влечет выразить полноту Тройческого участия Бога в совершения акта спасения человека? Ведь и богословие можно выразить сухим и теоретическим языком, а можно творческим и практическим. Так же и в иконе можно отобразить главные и неизменные истины откровения, избегая чувственности и телесности, а можно изобразить и пережитые события. Цель же иконы – все таже, привлещи ум человека к красоте Небесной. В одном сельском храме в алтаре на горнем месте висит изображение Бога-Отца, возлагающего Отрока-Христа на жертвенник, удивленные Ангелы покрывают лица свои крылами. Отец, возлюбивший мир посылает Своего Сына в мир сени смертной (жертвенник изображен виде гроба). Можете ли представить переживания тех бабушек, которые прошли войну и потеряли своих мужей, детей, отдавая их на жертвенник Родины? Для них Бог был единственным утешением и укреплением, Которому они предавались молитвами. В том изображении они пролистывают свою жизнь. И хотя канон не предусматривает такого образа, а тем более такого применения, при этом никто не дерзает изменить ни изображение, ни место его созерцания, находя в этом больше пользы, чем вреда. В иконах ищут не богословия (хотя и стараются его изобразить), а соучастия духовного мира в моей личной жизни, которое воспринимается чувством. Изменилась и расширилась степень применения икон, а с нею изменилась и расширилась сама икона. |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 21.6.2025, 12:02 |