![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() |
Редрик Шухарт |
![]()
Сообщение
#1
|
![]() Сообщений: 1 356 ![]() |
"...нет ни одного богослужебного текста, который относил бы пророческие видения или наименования Ветхий денми к Богу Отцу…»
Итак, антропоморфический образ Божества как видение славы Его ветхозаветными пророками может быть отнесен только ко Христу, или в контексте воплощения, или в контексте Второго Пришествия. Так понимает Православная Церковь ветхозаветные видения, и таким пониманием устраняется основной и главный аргумент, приводимый сторонниками изображения Бога Отца. Понимание же видения Даниила как двух разных лиц есть не что иное, как применение к пророчеству логических категорий, которые оно превосходит. Это и создает то ложное представление, которое позволяет видеть в Ветхом денми образ Бога Отца [11]...." Смело изображаю Бога невидимого, - говорит тот же Иоанн Дамаскин, - не как невидимого, но как сделавшегося ради нас видимым через участие в плоти и крови. Не невидимое Его Божество изображаю, но посредством образа выражаю плоть Божию, которая была видима" [16]. Сам Христос, хотя Он и образ Отчий, не может быть запечатлен в материи до воплощения; по Своему Божеству Он также неизобразим, как Отец..." "Пространственно ограничивать не воплощенное Слово, - говорит преподобный Феодор Студит, - не только бессмысленно и абсурдно... это идолопоклонство" [17]. Для православных защитников икон образ есть не только доказательство воплощения, свидетельство историчности Христа; он есть тем самым и свидетельство реальности Таинства Евхаристии. Если это образное свидетельство невозможно, то само Таинство Тела и Крови теряет свою реальность [18]. Божество познается только через завесу тела Христова: и приобщение Божеству и познанию Его может осуществляться только через причастие Телу и Крови Христовой, и эта реальность Таинства Евхаристии исключает всякий образ Бога помимо образа Христова. Очевидно, в связи с этим Большой Московский Собор и предписывает на иконостасе, содержание которого раскрывает домостроительство второй Ипостаси, поставлять "Крест сиречь распятие", а не образ Саваофа. В этой же связи, по-видимому, по особому распоряжению Св. Синода Русской Церкви 1792 г. изображение Бога Отца на антиминсах заменено еврейским надписанием Имени Божия, как свидетельства Божества Христова…" "Наконец, сопоставление старца и отрока представляет временные категории, свойственные тварному миру, которые здесь применяются к внутреннему, нетварному и премирному бытию Пресвятой Троицы, то есть вводят в него элемент временной. Это может дать повод полагать, что было время, когда Бог Отец не имел Сына и, следовательно, не был Отцом, а это "хуже всякого богохульства", говорит преподобный Иоанн Дамаскин по поводу именно такого рассуждения [22]" "Как говорит святой Киприан Карфагенский, "незаметно вошедший у некоторых обычай не должен служить препятствием к победе и утверждению истины, ибо обычай без истины есть только старое заблуждение..." Цитаты из сочинения Л.А.Успенского Богословие иконы православной Церкви" http://www.pravbeseda.ru/library/index.php...book&id=761 Рекомендую прочесть ВСЕ сочинение, тогда смысл будет яснее.А ссылка на одну из глав. Вся книга здесь http://www.pravbeseda.ru/library/?page=book&id=746 С уважением! |
![]() ![]() |
священник Василий |
![]()
Сообщение
#2
|
Сообщений: 114 ![]() |
Если Вы думаете так же, как и пишите, приводя цитаты Епископа Венского и Австрийского, то Вы недалеко от Царства Небесного. Одного не хватает Вам: продать свое мудрование и последовать приходскому послушанию. Может тогда богословские диспуты авторитетов Церкви станут для Вас поиском и обретением Истины, а не отцеживанием комаров в спорных статьях.
И уж поверьте, одного штриха достаточно, чтобы увидеть, что Вас интересует не изображения икон Бога-Отца (о которых осведомлены более меня), а моя грешная персона. Не занимайтесь этим, многие увлекшись мудрованием, совратились с пути истинного, оставивши искреннюю веру, пустились в бесплодные споры и всякое беззаконие. «Первой и основной причиной такого ограничения, думается, была необходимость незыблемо утвердить основание, на котором покоится почитание икон. Основание, утвержденное Седьмым Вселенским собором, - догмат Боговоплощения. Вот основание и утверждение священных изображений: Бог, не описуемый как Божество, стал описуем как плоть, и поскольку Божество невидимое стало плотью видимой и осязаемой, постольку оно и может быть изображено и описуемо. Образ Христов - напечатленная ипостась - соединяет воедино две природы, и это вочеловечение Божие и есть для нас основание иконы, как бы икона икон. Подобно тому, как камень, положенный во главу угла, сводит воедино две стены здания, Христос, воплощенное Слово, - объединяет Собою две неслиянные ипостаси: неописуемое Божество и описуемое человечество. И в этом смысле почитание икон стало возможным только Христом и через Христа, и никакого другого основания быть не может. Изображение Богочеловека Христа стало знамением церковной победы и основанием, которое Спаситель Сам дал Церкви, напечатлев Свой образ на убрусе. И отцы Церкви, защищавшие почитание икон, неизменно своими трудами утверждают это незыблемое основание. Икона же Бога Отца мыслима в свете иконы Христовой. В сознании верующих могло произойти как бы раздвоение, образ Христа как бы удваивался образом Бога Отца. Запрет изображать Бога Отца напоминает запрещение Ветхого Завета создавать священные изображения. И здесь и там запрещение это не отрицает возможность изображения по самому существу, но накладывает запрет на священные изображения, подобный запретам поста в отношении яств. Пост не отменяет вкушение яств по существу, но до времени удерживает от них. И как в Ветхом Завете изображение Херувимов в скинии Завета было истощением запрета священных изображений, так и в Церкви Новозаветной твердо вошедший в церковную жизнь обычай помещать на иконах изображения Бога Отца уже лишил запрещение непреложного характера, сделал его как бы разъясненным, не вовсе непроницаемым. Постановления эти стали напоминать завесу, которая не позволяет проникнуть свету в полной силе, но не является источником полной тьмы». Инок Григорий (Круг) http://lib.eparhia-saratov.ru/books/04g/gr...flection/3.html ПРАВИЛО 82-е ШЕСТОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА: «На некоторых честных иконах изображaется, пeрстом Предтeчевым показyемый, Агнец, который принят во образ благодaти, чрез закон показyя нaм истиннаго Агнца, Христа Бога нaшего. Почитaя дрeвние образы и сени, прeданныя Цeркви, кaкъ знaмения и предначертания истины, мы предпочитaем благодaть и истину, приeмля оную, яко исполнeние закона. Сего рaди, дабы и искyсством живописaния очaм всех представляемо было совершeнное, повелевaем отныне образ Агнца, взeмлющаго грехи мира, Христа Бога нaшего, на иконах представляти по человеческому естеству вместо вeтхаго агнца: да чрез то созерцaя смирeние Бога Слова, приводимся к воспоминaнию жития Его во плоти, Его страдaния, и спасительныя смeрти, и сим образом совершившаго искуплeния мира». Данным правилом не запрещаются строгим образом изображения и образы, заимствованные из Ветхого Завета, но отдаётся предпочтение совершившейся истине в Лице Господа Иисуса Христа. Противники изображения Бога Отца ссылаются на приведённое выше правило и толкуют его в категорическом смысле, как если бы оно содержало строгий запрет. Но это не так. По этой причине символические образы, заимствованные из Ветхого Завета, никогда не прекращали своё существование в Церкви. Споры на эту тему разгорались не один раз в Церковной истории - достаточно впомнить Стоглавый Собор в Москве и осуждение дьяка Висковатого, а также уничтожение неканонических икон, предпринятое патриархом Никоном. Существуют эти споры и сегодня в богословской и иконографической среде. "Все крайности от бесов" - учат святые отцы. Если встать на крайнюю позицию противников неканонических икон, то логично потребовать, как это делал дьяк Висковатый, уничтожения иконы Святой Троицы преподобного Андрея Рублёва, и множества знаменитых чудотворных икон ( например, Споручницы грешных, Неупиваемой Чаши). Явления Новозаветной Троицы в образе Бога Отца (в виде Старца), Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого (в виде голубя) удостаивались подвижники благочестия 19-го века: преподобный Парфений Киевский, исповедник Николай-Турка Оптинский и глинские старцы. http://www.le-eparchy.ru/phpBB2/viewtopic.php?p=249 |
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 21.6.2025, 11:54 |