IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 Правила этого форума Правила раздела
> Послушание
священник Василий
сообщение 23.5.2008, 13:33
Сообщение #1





Сообщений: 114




Игумен Ефрем:
О послушании и об истинном духовном наставнике

Вопрос: Когда мы были сегодня у Вас, посещали Вашу обитель, такое чувство, что мы где-то в России, в монастыре, который только что отдали Церкви, очень многие обители в таком состоянии. Как Вы строите свою жизнь монашескую, как братия у Вас работают на восстановлении скита, как Вы сочетаете многие труды, заботы с молитвой?

Игумен Ефрем: Преподобный Дионисий Олимпийский, святой XVI века, был безмолвником, жил на Афоне в очень маленькой келье возле монастыря Каракалл, позже стал игуменом в монастыре Филофей, далее в скиту возле города Верии, потом стал игуменом и строителем скита на Олимпе, затем строителем на Глиняной горе, потом опять вернулся на Олимп. Он называется святой-строитель, потому что везде, куда он приходил, он строил, и не простые здания, а великолепные, светлые, прекрасные. На вершине Олимпа, где обитали двенадцать бесов древней Эллады, которых древние греки называли богами и богинями, он построил храм Единому Истинному Богу - Святой Троице. Это строительство показывает обильную благодать святого. Почему я все это сказал? Святой Дионисий был крайним безмолвником, великим постником, учителем сердечной молитвы, осияваемым нетварным светом, постоянно уединялся в пустынные места, чтобы вкушать там благодать и не оставаться известным людям. Однако, когда он совершал какую-либо телесную работу, он делал всё настолько хорошо, насколько это возможно. Если мы делаем что-либо для Христа и для Богородицы, это должно быть лучше всего, на уровне самопожертвования. Из опыта многих святых известно, что телесный труд, утруждение тела, в сочетании с постом, с поклонами, многочасовыми службами в храме, иногда с немытием тела, со слезами от сердца - всё это вместо того, чтобы рассеивать и утомлять душу, производить мечтательность, наоборот, душу сосредотачивает, объединяет. И происходит чудесное сочетание утруждённого тела и отдохнувшей, бодрой души. Говорили святые отцы: " Никакая молитва не угодна Богу, если не сопровождается телесным трудом ". Но не будем поступать безумно: и излишество в телесном труде без благословения и послушания не является благословенным.

Вопрос: Что считается главным для того, чтобы труд стал освященным, благодатным? Часто бывает, что если человек много работает, то душа его остается без плода, даже повреждается, особенно когда много контактов с миром, в человека проникает мирской дух.

Ответ: Говорили святые отцы:"Целых сто лет работало множество строителей, чтобы соорудить Ноев ковчег. Сто лет - это очень большой срок, но никто из работавших не спасся, хотя Ной многократно увещал рабочих". И продолжает святитель Иоанн Златоуст в Слове о святом Ное:" Иные люди построили храмы и прекрасные здания, но не спаслись". Таким образом, работа, труд сам по себе не спасает. Когда спасает? Когда мы работаем и творим молитву и следим за нашими помыслами. В первую очередь необходимо следить за началом лукавых плотских, страстных помыслов. Этот бесстыдный демон в нашу эпоху превосходит других демонов, стреляет безжалостно в ум любого человека, как молоток стучит в голове и сводит с ума. Таким образом, когда работает тело, ум должен заниматься молитвой, чтобы защитится от плотских помыслов. Во-вторых, надо остерегаться помыслов осуждения ближних. Молитва должна защищать от помыслов осуждения ближних. Некоторые люди имеют зависть и ревность. Если человек не научился творить молитву, он как неразумный новорожденный младенец. Телесный труд должен обязательно соединяться с молитвой. Если не так, то человек теряет свою награду и исполняется тщеславием и гордостью. В молитве мы научились самоукорению. Построишь или не построишь - не важно, а важно иметь смиренное мнение о себе самом, потому что только это тебя спасает. Хорошая вещь служение (телесная деятельность), но были и пустынники, пещерники, исихасты, безмолвники, столпники, которые многие годы ничего не делали, ничего не строили. Но они являются величайшими святыми нашей Церкви. В чём причина? Они молились о спасении всего мира. Это самое великое дело. Святой Антоний Великий - это Атлант, который держал весь мир.

Вопрос моих послушников: Как прийти к истинному послушанию?

Ответ: Это очень большая область, это целое море, но я пролью лишь одну каплю. Все старцы, все старцы требуют послушание, послушание, послушание, послушание от всех своих послушников. Хорошо, это правильно. Но я хочу сначала объяснить эти понятия. Берем пример от Самого Христа. Сначала старец должен принести себя в жертву за послушников, сначала он должен помочь им во всём и совершенно возлюбить их. Сначала послушники должны увидеть в старце образец послушания. Они должны увидеть, что старец ради них постоянно жертвует собой и что он с ними всегда рядом, поддерживает их во всех малейших трудностях и постоянно, постоянно рядом на каждом шагу (именно в трудностях, а не только в радостях). Послушник должен увидеть, что он имеет человека, который его поддерживает, защищает от напастей. Иначе его замучают помыслы недоверия. Красивые слова, образцовые наставления будут пищей без соли, если старец не показывает должного примера. Послушник всегда будет сомневаться: верить старцу или не верить. Недостаточно иметь старца, который бы только благословлял и которого бы только поминали. Ему необходимо быть всегда рядом на каждом шагу, делить с послушником радость и печаль. Должно быть такое единение старца с послушником, как тела и души. Это служение и обязанность старца (всех старцев), а не послушника. Старец - это тот, кто жертвует собой и не ждёт благодарности, полного понимания и взаимности от послушника, а делает это только ради любви Христовой. И если послушник поймёт любовь старца (в той степени в какой может понять,по мере благодати, какую имеет) и будет сотрудничатьсо старцем и воздаст ему должное уважение и поможет ему, то слава Богу! Мы (старцы) не выше послушников, и послушники нам не слуги (не ниже нас), все во Христе братья перед Святой Чашей. Сейчас старцы постоянно требуют от послушников множество вещей, а сами совсем не исполняют того, что требуют от других. Даже перстом не хотят пошевелить.

Всё вышеизложенное некоторым не понравится, они сочтут это странным пустословием. Однако таково Православное учение. Христос принёс себя в жертву, распялся, чтобы всех привлечь к Себе. Труд духовника очень большой. Необходимо личное общение с каждым послушником отдельно, индивидуальный подход. Конечно, это очень утомляет, потому что характеры послушников неодинаковы. Некоторые думают, что послушники - твёрдые орешки, имеют седдце твёрже гранита и крепче железа и должны всё выдерживать. Это не так, и не виноват человек с мягким сердцем, может и он иметь многие духовные дарования. Надо смотреть на дарования человека, а не уповать, что он имеет твёрдое сердце и всё перенесёт. И для старца полезно переносить немощи послушника - этим испытывается степень его терпения и любви. Один послушник научается с первого слова, другому требуется большое время. Это я понял из своего опыта на Святой Горе Афон и советую всем духовникам. Послушники сначала хотят видеть в старце пример послушания, жертвенную любовь и самоотречение и только в таком случае ему откроются и будут с ним сотрудничать в той степени, в какой хотят. Нехорошо, если старца считают великим святым и превозносят его. Получается служение не Богу, а старцу.
http://www.russned.ru/stats/1532
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов
Евгений А
сообщение 22.12.2008, 13:46
Сообщение #2





Сообщений: 7 922
Из: Севастополь




+1 и добавлю свой риторический вопрос, может ли любой священник быть духовником? На мой взгляд - нет!
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
священник Евгений
сообщение 23.12.2008, 18:42
Сообщение #3





Сообщений: 764
Из: Севастополь




Цитата(Евгений А @ 22.12.2008, 10:46) *

Может ли любой священник быть духовником? На мой взгляд - нет!

Вообще-то, духовником принято называть священника, принимающего исповедь (к примеру, в каждой дореволюционной семинарии был свой духовник, и все семинаристы ходили к нему на исповедь и на откровение помыслов. В настоящее время данная традиция имеет тенденцию к восстановлению). Так что духовником по идее может быть любой священник. Вот если бы Ваш вопрос звучал так: "может ли любой священник быть духовным отцом?", я с Вами бы согласился - нет! Вопрос можно было бы ещё более конкретизировать: "Может ли любой священник быть МОИМ духовным отцом?". Также - нет! Но этот священник вполне может быть духовным отцом ДРУГОГО человека, хотя может и не быть ничьим. Родство душ и доверительность в отношениях чада с духовным отцом по меньшей мере желательно!
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Евгений А
сообщение 24.12.2008, 2:07
Сообщение #4





Сообщений: 7 922
Из: Севастополь




Цитата(священник Евгений @ 23.12.2008, 19:42) *

Вообще-то, духовником принято называть священника, принимающего исповедь

ваша поправка в точку.
моими словами: Духовник зто любой священник храма в который ходишь по привычке.
У любого священника есть возможность духовно дорасти до отца, но, тут уж, кто, к чему стремится.

Цитата
Поменьше на ся полагайтесь, а побольше на Бога уповайте, действующего в том числе и через духовников! А свои мозги уже не одного человека в дебри завели!

Эта фраза указывает, как раз на духовное руководство, а это удел избранных(духовных отцов).
Как метко заметил диакон Андрей Кураев, "у каждого священника, как и у хирурга есть своё кладбище" где покоятся неудачно прооперированные больные.

Итак, что я вижу:
есть духовник, читай священник,
и теоретически есть (где-то) духовный отец.
При таком положении дел действительно уместно уповать больше на Бога и не искать приключений на пятую точку, а держать всегда глаза и уши открытыми(духовное зрение) дабы всякий встреченный вами человек был вам, как учитель и наставник в добродетели. А там, как Бог управит.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
священник Евгений
сообщение 24.12.2008, 9:43
Сообщение #5





Сообщений: 764
Из: Севастополь




Не сочтите за самонадеянность, но, думаю, что спасаться можно и без духовного отца: это же подразумеваете и Вы, дорогой Евгений, в описываемой Вами идеальной установке на жизнь, когда каждый человек мог бы быть духовным отцом для самого себя (внимательно вглядывающимся в жизнь, анализирующим, делающим правильные выводы), но это высший пилотаж, и мало кто на это способен. Умных мыслей про тактику спасения мы можем начитаться, как я уже говорил в одном из предыдущих этюдов, и у святых Отцов, и вряд ли ВСЯКИЙ ВСТРЕЧЕННЫЙ НАМИ ЧЕЛОВЕК может нам что-то существенно в этом смысле добавить, а вот поводов для смирения через повседневные встречи мы получаем от людей, в том числе и во внутрицерковной жизни, более чем достаточно: кто такие поводы в силу своей особой в этом смысле одарённости воспринимает адекватно, тот спасается даже в миру, у кого это не очень получается или не получается вовсе, тому крайне необходим по меньшей мере духовник, который в потенции может чудесно превратиться и в духовного отца, помогающим главным образом тем, что доходчиво и разнопланово доводит до сознания жизненную необходимость смирения. Повторяю: людей, нуждающихся в духовном отцовстве - подавляющее большинство, но в нынешние времена, когда до крайности "оскуде преподобный", как никогда нужно стремиться к идеалу, и путь к нему, как ни крути, лежит через смирение: как друг перед другом, так и перед теми или иными ситуациями, которые тоже в конечном счёте создают люди.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Сообщений в этой теме
священник Василий   Послушание   23.5.2008, 13:33
Татьяна Родионова   Вот лично мое мнение, что послушание, о котором зд...   2.6.2008, 20:50
Ирина   Да, для монашествующих это больше... :)   8.9.2008, 10:26
Татьяна Родионова   Мне, кажется, канули уж в Лету те времена, когда ...   8.9.2008, 11:24
священник Евгений   Мне, кажется, канули уж в Лету те времена, когда...   20.12.2008, 22:08
Татьяна Родионова   Видите ли, милостливый государь, щипать себя я не ...   22.12.2008, 1:57
священник Евгений   Видите ли, милостливый государь, щипать себя я не...   22.12.2008, 7:25
Редрик Шухарт   Упс...ааа вот рученки - то, за плоть младую рученк...   22.12.2008, 2:43
Ирина   Батюшка, а если нет духовника, то можно слушаться ...   22.12.2008, 13:22
Евгений А   зачем упражняться в остроумии? Лучше для начала р...   22.12.2008, 13:29
священник Евгений   Лучше для начала разобрать смысл слова "посл...   23.12.2008, 20:29
Ирина   Нет, лично я не из праздности спрашиваю... Мне важ...   22.12.2008, 13:32
Евгений А   +1 и добавлю свой риторический вопрос, может ли лю...   22.12.2008, 13:46
священник Евгений   Может ли любой священник быть духовником? На мой...   23.12.2008, 18:42
Евгений А   Вообще-то, духовником принято называть священника...   24.12.2008, 2:07
священник Евгений   Не сочтите за самонадеянность, но, думаю, что спас...   24.12.2008, 9:43
Татьяна Родионова   А зачем его искать? Сейчас уже не то время. Общи...   23.12.2008, 9:15
Ирина   А зачем его искать? Сейчас уже не то время. Общ...   23.12.2008, 10:10
священник Евгений   Чтобы не искушать отца Евгения, и не давать ему д...   23.12.2008, 18:30
Евгений А   Точно.   24.12.2008, 10:13
священник Евгений   Точно. Рад нашему единомыслию! Недаром же мы...   24.12.2008, 11:10
Татьяна Родионова   Сейчас как-то о послушании все реже и реже говорят...   25.11.2010, 17:04


Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 17.6.2025, 13:50
Яндекс.Метрика