![]() |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
![]() |
священник Евгений |
![]()
Сообщение
#61
|
Сообщений: 764 Из: Севастополь ![]() |
По каким признакам Православославная Церков отличает икону от картины. Встречный вопрос: а Вы что, до сих пор не умеете отличать икону от картины? Если Вы ответите "не умею", я буду рассуждать дальше. Если же Вы готовы дать ответ "умею", то зачем тогда меня спрашиваете? |
Татьяна Родионова |
![]()
Сообщение
#62
|
![]() Генеральный директор миссионерских движений во Вселенной Сообщений: 7 484 Из: Поезд Севастополь-Москва ![]() |
|
Ирина |
![]()
Сообщение
#63
|
Сообщений: 1 834 Из: Саранск ![]() |
Встречный вопрос: а Вы что, до сих пор не умеете отличать икону от картины? Если Вы ответите "не умею", я буду рассуждать дальше. Если же Вы готовы дать ответ "умею", то зачем тогда меня спрашиваете? Отец Евгений, считайте, что я тупая ![]() |
священник Евгений |
![]()
Сообщение
#64
|
Сообщений: 764 Из: Севастополь ![]() |
|
Анна Р. |
![]()
Сообщение
#65
|
![]() Сообщений: 541 ![]() |
По каким признакам Православославная Церков отличает икону от картины. Я предполагаю,что если картина соответствует канонам церкви и освящена, то ее можно считать иконой....но опять таки это только предположение...посмотрю Википедию...кое-что нашла: http://azbyka.ru/tserkov/ikona/ikona_i_kartina-all.shtml |
AleXandr |
![]()
Сообщение
#66
|
Сообщений: 230 Из: Севастополь ![]() |
Я предполагаю,что если картина соответствует канонам церкви и освящена, то ее можно считать иконой....но опять таки это только предположение...посмотрю Википедию...кое-что нашла: http://azbyka.ru/tserkov/ikona/ikona_i_kartina-all.shtml Так и люди. Люди как картинки. Есть красивые картинки а есть простые, картинки разных течений и направлений. Мы сами их (себя) рисуем. На картинах образы а при крещении и жизни по заповидям эти образы преобразуются в подобия. Вот я раньше не задумывался что значит слово преподобный святой. Может от слова преобразованный в подобие Господа? |
Ирина |
![]()
Сообщение
#67
|
Сообщений: 1 834 Из: Саранск ![]() |
|
священник Евгений |
![]()
Сообщение
#68
|
Сообщений: 764 Из: Севастополь ![]() |
|
Ирина |
![]()
Сообщение
#69
|
Сообщений: 1 834 Из: Саранск ![]() |
|
Анна Р. |
![]()
Сообщение
#70
|
![]() Сообщений: 541 ![]() |
Так и люди. Люди как картинки. Есть красивые картинки а есть простые, картинки разных течений и направлений. Мы сами их (себя) рисуем. На картинах образы а при крещении и жизни по заповидям эти образы преобразуются в подобия. Вот я раньше не задумывался что значит слово преподобный святой. Может от слова преобразованный в подобие Господа? Александр, я тоже так думаю, может дальше по рассуждаем про преобразование человека обычного в подобие Господа? Я думаю, что эти пути:молитва,пост, стяжание Духа Святаго, выполнение заповедей Божиих, искреннее покаяние, причастие Святых Христовых Таин. Что-то не совсем это все получается. Где-то есть ошибки? |
священник Евгений |
![]()
Сообщение
#71
|
Сообщений: 764 Из: Севастополь ![]() |
|
Анна Р. |
![]()
Сообщение
#72
|
![]() Сообщений: 541 ![]() |
А у Вас есть подозрение, что это картина? ![]() Есть такое подозрение. Изображены три ангела в образе юношей. Чем-то напоминает притчу о том, что Господь был голоден и Его накормили. А также притчу о добром самарянине. Так в каждом человеке изображается образ Божий. Помоги нуждающемуся, накорми, напои, одень, не обижай, не осуждай. В общем, выполняй заповеди Божии. |
Ирина |
![]()
Сообщение
#73
|
Сообщений: 1 834 Из: Саранск ![]() |
Хм... тоже вариант. Хотя вот так невооруженным глазом, икона, причем, она трогает даже на дисплее ноут-бука!
|
священник Евгений |
![]()
Сообщение
#74
|
Сообщений: 764 Из: Севастополь ![]() |
Любое наше утверждение будет находиться на уровне предположений, суть которых сводится к одному: был ли Рублёв новатором в богословии, в том числе и богословии иконы, или не был? Если был, то почему поступил столь неосторожно и в качестве изобразительных средств использовал привычные образы, а не стал новатором и в плане их выбора и для передачи принципа Троичности Божества не применил образы, менее соблазнительные для консервативного (в лучшем смысле этого слова) сознания, привыкшего рассматривать «Ветхозаветную Троицу» именно христоцентрично? Если не был, то какое мы имеем право, рассуждая научно, приписывать преподобному Андрею те мысли, которых он может быть вовсе и не имел, и Троица, изображённая им, в той части его сознания, которая была занята богословием, продолжала оставаться именно ветхозаветной, а не Святой, и по-прежнему целенаправленно указывала на предвечное Слово Божие, благоволившее во время оно стать человеком (соседствующие же ангелы и Рублёвым не мыслились сколько-нибудь символически, а были задействованы лишь в качестве персонажей для буквальной иллюстрации Мамврийской теофании: все эти мысли подкрепляются очевидно компромиссным названием иконы – «Троица»)? Лично мне более удобным с позиций здравого смысла и более благоговейным к личности великого иконописца кажется куда более убедительной вторая версия – намного вероятнее, что преподобный Андрей был скорее лояльным к иконописным традициям и к богословскому согласию Отцов, чем человеком по отношению ко всему перечисленному легкомысленным и, позволю себе так выразиться, дерзким. Есть мнение, что Рублёв всё же был новатором в иконописи: "Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех мужей или ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у мамврийского дуба. Многие христиане (а среди них такие авторитеты, как св. Кирилл Александрийский, св. Амвросий Медиоланский, св. Максим Исповедник) были убеждены, что в этом месте Ветхого Завета говорится о прообразе пресвятой и единосущной Троицы. Однако до Рублева иконописцы изображали только бытовую сцену: три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным столом в тени большого дуба. Никакой речи о Прообразе Троица здесь и быть не могло. А вот преподобный Андрей сумел воплотить на иконе главный догмат христианства!" http://www.obraz.org.ua/Troica.htm И насколько она кажется вам убедительной? |
священник Евгений |
![]()
Сообщение
#75
|
Сообщений: 764 Из: Севастополь ![]() |
Есть такое подозрение. Изображены три ангела в образе юношей. Как бы мы ни понимали икону "Троица", изображение ангелов на иконах канонам иконописи не противоречит, причём изображение ангелов в виде прекрасных юношей является наиболее распространённым, если не единственным вариантом. |
Ирина |
![]()
Сообщение
#76
|
Сообщений: 1 834 Из: Саранск ![]() |
Многие христиане (а среди них такие авторитеты, как св. Кирилл Александрийский, св. Амвросий Медиоланский, св. Максим Исповедник) были убеждены, что в этом месте Ветхого Завета говорится о прообразе пресвятой и единосущной Троицы. И насколько она кажется вам убедительной? |
священник Евгений |
![]()
Сообщение
#77
|
Сообщений: 764 Из: Севастополь ![]() |
|
Ирина |
![]()
Сообщение
#78
|
Сообщений: 1 834 Из: Саранск ![]() |
А кто из иконописцев оставил комментарии? Святой Андрей писал эту икону, как я понимаю, для Троице-Сергиевой обители? И от него не требовалось богословских комментариев... Ведь главные условия для иконописцев - благочестие, пост и молитва!? Ну я не буду спорить, потому я просто выразила свое скромное мнение...
|
священник Евгений |
![]()
Сообщение
#79
|
Сообщений: 764 Из: Севастополь ![]() |
А кто из иконописцев оставил комментарии? Так в том-то и дело, что никто! Толкуют иконы потомки, и делать это они могут достаточно разнообразно. Наиболее верными толкованиями при этом следует считать те, которые всё-таки учитывают важные моменты: характер иконописной традиции, отношение к её богословской незыблемости её представителей, их взгляд на новаторство как на недопустимое явление (причём от преподобных иконописцев такого непредосудительного консерватизма следует ожидать с большим основанием, чем от всех остальных). Исходя из этого, есть все поводы воспринимать рублёвскую минимализацию деталей на "Троице" не как его попытки перевести богословский смысл иконы в триадологическую плоскость, а как простое желание разгрузить икону "Гостеприимство Авраама", сконцентрировав внимание не на самой ситуации Богоявления, а на самых главных действующих лицах того события, Одним из которых было явленное в доступном для ветхозаветных людей того времени виде Слово Божие. И вообще: то, что Аврааму явился Бог-Слово, вовсе не означает, что вместе с Ним и таким же видимым образом обязательно должны были явиться и Бог-Отец, и Бог-Дух Святый: в утверждении обязательности этого как раз и происходит смещение акцентов с христологического на триадологический. Конечно, догмат о триединстве Божества является непререкаемым и основополагающим в христианстве, но смещать акценты (и тем более их смешивать) всё же, на мой взгляд, не стоит, ибо в противном случае можно легко впасть в ересь и начать утверждать, что воплотился не Бог-Слово, а вся Святая Троица. Воплотился именно Бог-Слово, и, несмотря на то, что во Христе "обитает вся полнота Божества телесно" (Кол. 2,9), и, говоря о Христе, мы непременно мыслим и о двух других Ипостасях Божества - об Отце и Духе Святом, Бог-Слово, воплотившийся во Христе, от этого не перестаёт быть Божественной Ипостасью, хоть и немыслимой отдельно от Отца и Духа Святого, но всё же имеющей конкретное личное свойство (рождённость) и не теряющей Своей индивидуальности в ряду других Лиц Святой Троицы. Именно этот момент и позволял всегда проводить достаточно яркую грань между христологией и триадологией, что мы и видим на протяжении всей истории христианского богословия (к примеру, триадологические споры первых трёх веков не заостряли внимания на личности Христа, сосредоточиваясь на проблеме понимания взаимоотношений Лиц внутри Троицы; споры же о соединении двух естеств во Христе в IV-V веках, наоборот, оставляли в стороне те богословские проблемы, которые были связаны с Ипостасями Отца и Святого Духа). Продолжим чертить эту границу и мы, предположив, что Бог поворачивается к миру и проявляет Себя в нём Той Ипостасью, Которой считает нужным это сделать в тот или иной момент мировой истории (Отец сказал: "Fiat!", Сыном же "вся быша", а Дух Святой, сошедши в виде огненных языков на учеников Христовых, основал на земле спасающую Церковь и продолжает поддерживать её бытие среди грязи всемирной порочности). В связи с этим уже вовсе не кажется странным именно христоцентричное понимание Мамврийского Богоявления, и вовсе не кажется нужным, исходя из понятия нераздельности Божества, настаивать на том, что вместе с Богом-Словом Аврааму непременно должны были явиться и Отец с Духом Святым. В самом крайнем случае можно воспринять явление вместе с Сыном двух ангелов только лишь как Божий намёк на то, что Отец, Сын и Дух Святой - Одно, но от этого данные ангелы не теряют своей тварной сущности: мысль же о намёке на Троичность Бога не может быть абсолютно уверенной в том, что она - не натяжка (к слову, ещё гораздо большей натяжкой следует признать троичное толкование явления ангелов преподобному Александру Свирскому. Все известные мне православные издания и многие из моих знакомых в голос твердят, вспоминая об этом святом: "Преподобному Александру Свирскому явилась Святая Троица!". Простите, но преподобному Александру явились три ангела! А если бы их было пять? Десять? Сто? И такие благодатные происшествия бывали! Натяжка в случае со Свирским подвижником налицо!). И то, что мы смотрим на случившееся с Авраамом глазами людей XXI века, не должно лишать наше зрение резкости и делать его худшим по сравнению с той чистотой взора, каким обладали древние святые Отцы; наоборот, наш взгляд должен помочь нам, как и всем уже упоминавшимся в предыдущих сообщениях святым Отцам, составившим по этому поводу чудное богословское согласие, увидеть очевидное - Аврааму явился Бог-Слово (как выясняется, в этом со святыми Отцами были согласны и все древние иконописцы). Острое духовное зрение может помочь нам увидеть и то, что корень всех проблем, которые мы обсуждаем в ходе нашей полемики, как раз в том и состоит, что кому-то однажды пришла в голову мысль начать рассматривать Мамврийское Богоявление как хороший повод для более полного догматического раскрытия тайны Троичности Бога, в том числе и иконописными средствами. Какая в этом была нужда в то время, как к концу IX века, когда первые попытки тринитарного толкования произошедшего в дубраве Мамре стали явными, а со временем всё более настойчивыми, эта истина о Троичности Бога была и так уже достаточно глубоко и убедительно раскрыта Отцами-Каппадокийцами в словесных формах?) N.B. В подавляющем большинстве литературы по поводу "Троицы" Рублёва мысль о том, что все иконы Троицы, не исключая и рублёвскую, являются средствами для изобразительного раскрытия догматического учения Церкви о Святой Троице, использованными с той или иной степенью совершенства (за Рублёвым признаётся бесспорное первое место в этом смысле), проходит жирной красной нитью). Возникает резонный детский вопрос: "А не голый ли король?". А не много ли шума из ничего? А не ложна ли в принципе исходная предпосылка для богословских рассуждений? Как для тех, которые начались в XX веке, так главным образом и для тех, которые привели в своё время и иконописцев (основания не относить к их числу Рублёва описаны в самом начале собщения) к мысли о том, что они могут втиснуть в пределы своей компетенции столь глубокую тайну, как тайну Троичного Божества, и тем более надеяться на то, что эта тайна может быть с помощью красок каким-то образом раскрыта? Рассуждений, не желающих замечать очевидных натяжек и только усугубляющих и усиливающих всеобщее заблуждение? В чём натяжка? В том, чтобы думать, что Аврааму явилась Святая Троица! А если так и не думать, но, не будучи откровенным сторонником версии троичного Богоявления, продолжать при этом считать, что явившихся ангелов можно воспринимать чисто символически, на этом же основании полагая, что данная символичность вполне может быть и изобразима! |
Ирина |
![]()
Сообщение
#80
|
Сообщений: 1 834 Из: Саранск ![]() |
А ведь правда, отец Евгений, почему св. Кирилл Александрийский, св. Амвросий Медиоланский, св. Максим Исповедник и другие, решили, что Аврааму явилась Святая Троица? Ветхозаветные люди знали, что Бог, Которому они поклоняются Един в трех Лицах? Это для нас "Символ Веры" понятен, а тогда ведь еще ничего такого не было... Но преподобный и не в ветхозаветные времена писал "Троицу"... И "Символ" знал...
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 20.6.2025, 1:20 |