IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> икона Рублёва "Троица"
священник Евгений
сообщение 4.6.2009, 21:49
Сообщение #1





Сообщений: 764
Из: Севастополь




В преддверии праздника Святой Троицы (схождения Святого Духа на апостолов) позволю себе нижеследующие рассуждения и буду очень рад, если форумчане поддержат зачинаемую дискуссию.
Стоя сегодня в храме и глядя в очередной раз на рублёвскую икону «Троица», я понял вдруг, что мы не имеем никакого догматически обоснованного права класть на аналой в качестве праздничной именно эту икону (в один момент сплелись в душе все имеющиеся в наличии знания и яркой вспышкой обозначили собой совершенно конкретный вывод). Объясняю ход своих мыслей.
Началось всё с того, что я вспомнил НТВ-шную передачу «К барьеру!» 3-хлетней давности, в которой по поводу пресловутого «Кода да Винчи» схлестнулись писатель Александр Проханов и небезысвестная Ирина Хакамада. Много чего интересного было сказано по этому поводу, но особенно запомнился вопрос из зала к Проханову. Композитор Журбин спросил его примерно так:
- Вот вы такой весь из себя православный, а скажите-ка нам, какой из трёх ангелов на картине Рублёва изображает собой Иисуса Христа?
Проханов замешкался, покраснел и сказал:
- Ну, во-первых, это не картина, а икона! А что касается Христа, то это Тот, Который от центрального ангела слева, а для нас значит справа.
Журбин с ехидцей возразил:
- А вот и нет! Мы же знаем, что Иисус Христос после Своего Вознесения сел одесную Бога-Отца, значит, Он справа от центрального ангела, а для нас слева!
Проханов ещё больше покраснел. Журбин с видом человека, только что защитившего магистерскую диссертацию по догматическому богословию, счёл свою миссию по моральной защите Хакамады от нападок ортодокса Проханова полностью выполненной, а я подумал, что лучше было бы, если каждый занимался в этой жизни своим делом: писатель бы книжки писал, композитор музыку сочинял, а священник вдавался бы в богословские подробности. Неплохо конечно, когда и писатель, и композитор начинают интересоваться богословием, в том числе и богословием иконы, но тогда делать это нужно не на уровне кухарки, а хотя бы с мало-мальским знанием дела, которое приходит в процессе внимательного и глубокого изучения той или иной темы. Глубины знаний как раз и не было ни у Проханова, ни у Журбина, и их спор со стороны для определённой категории людей выглядел довольно-таки смешным. После кратенького лирического вступления перейду к рассмотрению по существу.
Вполне понятна православная традиция класть на аналой ту или иную праздничную икону, и праздник Святой Троицы естественным образом укладывается в русло этой традиции. В день Святой Троицы мы чествуем Бога, Единого по Сущности, но Троичного в Лицах, но почему-то те, кто это знает (я не говорю сейчас про тех немалочисленных деревенских бабушек, для которых до сих пор Святая Троица – это Иисус Христос, Богородица и Николай-угодник), данную истину применимо к иконному вопросу забывают, используя в качестве подчёркивающей суть и смысл праздника в честь Святой Троицы именно икону Рублёва и оправдывая её использование в данном случае тем рассуждением, что Рублёв вовсе и не пытался изобразить в виде ангелов каждое из трёх Лиц Пресвятой Троицы, а просто чисто символически намекает на Божественный принцип Троичности. Этот аргумент имел бы силу (как видим, он и оказывается достаточным для того, чтобы решить проблему с праздничной иконой в пользу иконы Рублёва), если бы не одно важное специфическое обстоятельство, которое в первую очередь иконописцам особенно понятно: икона Рублёва является итогом иконографической эволюции так называемой «Ветхозаветной Троицы» (или «Гостеприимства Авраама», как её ещё называют), которая отличается от рублёвской некоторыми деталями (в частности, на последней нет изображения Авраама и Сарры). Как мы знаем, «Ветхозаветная Троица» изображает момент встречи Авраамом Господа в дубраве Мамре (книга Бытия, глава 18). «Кто были «три мужа», явившиеся Аврааму? На это отвечают неодинаково: некоторые из древних толкователей хотели видеть в них раздельное указание на три Лица Святой Троицы (Иустин Философ, Амвросий, Кирилл и др.); но большинство других основательнее думает, что только один из числа этих трёх странников был Лицом Божественным…, два же остальных были ангелами. По всей вероятности, первенствующий гость Авраама был «Ангел Иеговы», Логос или Второе Лицо Пресвятой Троицы, благоволивший на этот раз принять лик ангельский, по подобию того, как впоследствии Он воспринял естество человеческое» (Толковая Библия А.П. Лопухина (в 3-х томах), том 1, стр. 115). Сюжетная линия 18-й и 19-й глав книги Бытия убедительно подтверждает именно эту версию. Так что икона Рублёва изображает Второе Лицо Святой Троицы (Бога-Слово), находящегося в центре в окружении двух ангелов и жестом правой руки прообразуя Своё будущее воплощение, Крестную Жертву и установление спасительного для людей Таинства Евхаристии, и её использование в день Святой Троицы в качестве праздничной является следствием иконоведческой и литургической безграмотности: единственно приемлемой в этом смысле можно назвать икону, изображающую схождение Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (что вполне соответствует второму названию праздника в честь Святой Троицы): это можно видеть в некоторых храмах, но в лучшем случае только с оговоркой (в сопровождении рублёвской иконы). Использование «Новозаветной Троицы», которая явно акцентирует Троичность Единого Бога, изображая Христа привычным порядком, Бога-Отца в виде древнего старца и Бога-Духа Святого в виде голубя, тоже неоправданно (VII Вселенский Собор (787 г.) запретил изображение неизобразимого Бога-Отца в каком бы то ни было виде, в том числе и в виде «ветхого деньми»).
Исходя из этих логических умозаключений, следует признать, что ни одно из изображений Святой Троицы, в том числе и рублёвское (Рублёв, кстати, назвал свою знаменитую икону не «Святая Троица», а просто «Троица». Факт не случайный!), не может быть признано в качестве допустимого для визуального раскрытия тайны Троичного Божества, поэтому и праздничной иконой на оба дня праздника Пятидесятницы (в том числе и на Духов день) может быть только икона схождения Святого Духа на апостолов. Dixi.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
5 страниц V < 1 2 3 4 5 >  
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
Ответов(40 - 59)
Ирина
сообщение 8.6.2009, 16:02
Сообщение #41





Сообщений: 1 834
Из: Саранск




Так. Если Рублев был дерзким и легкомысленным гением... ну это я просто размышляю теперь уже, а не утверждаю, значит, он не имел право быть таковым... ? Потому что есть каноны иконописи... И если Бога-Отца никак нельзя изображать, ни в виде Ангела, ни в виде Старца, то почему Его тогда изображают? Вспомните хотя бы роспись в храме Христа Спасителя, да и сама я ни раз видела Бога-Отца в виде Старца...
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Татьяна Родионова
сообщение 8.6.2009, 16:29
Сообщение #42


Генеральный директор миссионерских движений во Вселенной


Сообщений: 7 484
Из: Поезд Севастополь-Москва




Цитата(священник Евгений @ 7.6.2009, 22:08) *

Татьяна, откуда цитата?

Из Гугля Великого.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Анна Р.
сообщение 8.6.2009, 22:20
Сообщение #43





Сообщений: 541




Цитата(священник Евгений @ 8.6.2009, 12:30) *

Использование «Новозаветной Троицы», которая явно акцентирует Троичность Единого Бога, изображая Христа привычным порядком, Бога-Отца в виде древнего старца и Бога-Духа Святого в виде голубя, абсолютно неоправданно (VII Вселенский Собор (787 г.) запретил изображение неизобразимого Бога-Отца в каком бы то ни было виде, в том числе и в виде «ветхого деньми»).
Более подробно об иконе "Новозаветная Троица" и о её неуместности в православных храмах - через поисковик, хорошо?

Я читала, но почему изображение есть в храмах на потолке церквей? А мне нравятся эти иконы, и они продаются, почему?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
священник Евгений
сообщение 8.6.2009, 22:44
Сообщение #44





Сообщений: 764
Из: Севастополь




Цитата(Ирина @ 8.6.2009, 13:02) *

...И если Бога-Отца никак нельзя изображать, ни в виде Ангела, ни в виде Старца, то почему Его тогда изображают? Вспомните хотя бы роспись в храме Христа Спасителя, да и сама я ни раз видела Бога-Отца в виде Старца...

Цитата(Анна Р. @ 8.6.2009, 19:20) *

Я читала, но почему изображение есть в храмах на потолке церквей? А мне нравятся эти иконы, и они продаются, почему?

Палка о двух концах: на одном конце - богословская (в том числе и иконоведческая) безграмотность, на другом - отсутствие цензуры, этой же самой безграмотностью чаще всего и обусловленное.
Мне и самому удивительно: уж куда-куда, а в храм Христа Спасителя такие ляпы можно было бы и не пускать. Хотя символическое изображение Бога-Отца в виде древнего старца весьма удачно и подчёркивает догмат о том, что Бог-Отец является источником и логической причиной двух других Божественных Ипостасей, но с постановлениями Вселенских соборов можно было бы быть и поучтивее...
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Ирина
сообщение 9.6.2009, 11:36
Сообщение #45





Сообщений: 1 834
Из: Саранск




Отец Евгений, еще вопрос... не по теме может, простите..."Тогда Бог сказал: "Сотворим людей по Нашему образу и подобию. " Что значит образ и подобие?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Владимир
сообщение 9.6.2009, 12:35
Сообщение #46





Сообщений: 610
Из: Севастополь




Цитата(Анна Р. @ 7.6.2009, 22:06) *

Ксения, хорошо, что Вам смешно, а когда ни мудрость ни эрудиция не зашкаливают, тогда плакать от безисходности иногда хочется.

Анна, когда "ни мудрость ни эрудиция не зашкаливают" это не тупость, а чаще всего недостаток гордыни или здоровая самокритика (нужное подчеркнуть).
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Владимир
сообщение 9.6.2009, 12:42
Сообщение #47





Сообщений: 610
Из: Севастополь




Цитата(Анна Р. @ 7.6.2009, 22:28) *

Если я скажу, что такое редкое сочетание: мудрость*эрудиция, еще к тому же и зашкаленное, может быть если только у святых, простые грешные люди, если и обладают такими дарами от Бога, то мудрость в том, чтобы эрудицию проявлять только при необходимости. Иисус тоже говорил притчами, чтобы не ссыпать бисером. Тут хоть в одной серьезной теме разобраться - дальше легче будет.


Прошу прощения, но мне кажется что святые часто обходились одной мудростью. Причем без "зашкаливания". Эрудиция это нечто сугубо мирское и соответственно нередко была без надобности.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
священник Евгений
сообщение 9.6.2009, 22:03
Сообщение #48





Сообщений: 764
Из: Севастополь




Цитата(Ирина @ 9.6.2009, 8:36) *

...Что значит образ и подобие?

"В Своем воплощении Сын Божий новотворит, обновляет в человеке образ Божий, оскверненный грехопадением Адама. Христос, новый Адам, начаток новой твари, небесного, духоносного человека, приводит человека к той цели, для которой первый Адам был создан. Чтобы достичь этой цели надлежало вернуться к началу. "И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию". По замыслу Божественной Троицы человек должен быть не только образом создавшего его Бога, но и уподобляться Ему, быть на него "похожим". Но в описании совершившегося акта творения не говорится о подобии. "И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его" и "сотвори Бог Адама, по образу Божию сотвори его". Отсутствие упоминания о подобии как бы подчеркивается здесь дважды повторенным "по образу Божию", по которому создан Адам.
Что такое образ Божий в человеке и что такое подобие Божие? Отцы толкуют это в том смысле, что если образ Божий присущ человеку, то подобие Божие он должен стяжать: образ должен раскрываться в подобии, и это совершается в свободе и самоотдаче любви. Быть образом Божиим - значит иметь возможность уподобляться Богу. Подобие Божие, "сходство" с Богом, есть задача, которую человек должен исполнить..."

http://nesusvet.narod.ru/ico/books/batkov/batkov1.htm
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Редрик Шухарт
сообщение 11.6.2009, 16:38
Сообщение #49





Сообщений: 1 356




Поясните, о.Евгений, какая, с Вашей т. зрения, разница между картиной и иконой.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
священник Евгений
сообщение 11.6.2009, 20:19
Сообщение #50





Сообщений: 764
Из: Севастополь




Цитата(Редрик Шухарт @ 11.6.2009, 13:38) *

Поясните, о.Евгений, какая, с Вашей т. зрения, разница между картиной и иконой.

Что Вы имеете в виду, произнося слово "картина"? Картину как таковую (продукт фантазии художника) или икону, написанную так, что она мало отличается от картины?
Сожалею, что дискуссия об иконе Рублёва уводится в сторону. Впрочем, дискуссии как таковой и не получается: не вижу ни возражений против моей версии толкования "Троицы", ни согласия с ней. Один флуд. Ксения пыталась возражать, но все её аргументы представляют из себя только подбор цитат, по большому счёту к делу не относящихся.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Евгений А
сообщение 11.6.2009, 22:12
Сообщение #51





Сообщений: 7 922
Из: Севастополь




Ни разу не писал в этой теме. Решил отметиться.

Отец Евгений, один вопрос: вы художник?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
священник Евгений
сообщение 11.6.2009, 22:24
Сообщение #52





Сообщений: 764
Из: Севастополь




Цитата(Евгений А @ 11.6.2009, 19:12) *

Отец Евгений, один вопрос: вы художник?

laugh.gif Кистью не владею.
А какое отношение имеет Ваш вопрос к данной теме?
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Евгений А
сообщение 11.6.2009, 22:40
Сообщение #53





Сообщений: 7 922
Из: Севастополь




Пытаюсь следовать вашей логике wink.gif
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Анна Р.
сообщение 11.6.2009, 22:43
Сообщение #54





Сообщений: 541




Цитата(священник Евгений @ 11.6.2009, 17:19) *

Сожалею, что дискуссия об иконе Рублёва уводится в сторону. Впрочем, дискуссии как таковой и не получается: не вижу ни возражений против моей версии толкования "Троицы", ни согласия с ней. Один флуд. Ксения пыталась возражать, но все её аргументы представляют из себя только подбор цитат, по большому счёту к делу не относящихся.

Отец Евгений, цель данной темы об иконе Рублева Ваша какова? Каков результат дискуссии должен быть? Если сейчас на аналой во время праздника кладут икону с сошествием Духа Святаго на апостолов, значит по канонам именно так, смысл что-то возражать или соглашаться? Самоуправие священника по поводу данной иконы вряд ли предусматривается.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Татьяна Родионова
сообщение 12.6.2009, 1:03
Сообщение #55


Генеральный директор миссионерских движений во Вселенной


Сообщений: 7 484
Из: Поезд Севастополь-Москва




Во вы не ленивые!
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
священник Евгений
сообщение 12.6.2009, 7:27
Сообщение #56





Сообщений: 764
Из: Севастополь




Цитата(Евгений А @ 11.6.2009, 19:40) *

Пытаюсь следовать вашей логике wink.gif

Вы полагаете, для того, чтобы понимать иконы, нужно обязательно быть художником? По-моему, для этого нужно иметь богословское образование (хотя бы минимальное) и голову на плечах.
Я Вас правильно понял? wink.gif
Цитата(Анна Р. @ 11.6.2009, 19:43) *

Отец Евгений, цель данной темы об иконе Рублева Ваша какова? Каков результат дискуссии должен быть?

Обязательно должен быть результат? Просто порассуждать - это плохо?
Цитата(Анна Р. @ 11.6.2009, 19:43) *

...Если сейчас на аналой во время праздника кладут икону с сошествием Духа Святаго на апостолов...

Вы имели в виду икону "Троица"?
Цитата(Анна Р. @ 11.6.2009, 19:43) *

...значит по канонам именно так, смысл что-то возражать или соглашаться?

Мы имеем дело не с каноном, а с традицией. У греков, к примеру, праздника, сугубо посвящённого Святой Троице, нет, а соответственно нет и Троичной иконы.
"Известно также, что празднование «Дня Святой Троицы» в неделю «Пятидесятницы» является особенностью русской богослужебной практики, неизвестной, например, ни в румынском, ни в антиохийском патриархатах, ни в греческих церквах Эллады или Востока".

http://nesusvet.narod.ru/ico/books/philos/ozol.htm

Цитата(Анна Р. @ 11.6.2009, 19:43) *

Самоуправие священника по поводу данной иконы вряд ли предусматривается.

Идти против устоявшегося общественного мнения - во все времена слишком дорогого стоило. Хотя бы поэтому о самоуправстве священника не может быть и речи.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Анна Р.
сообщение 12.6.2009, 20:27
Сообщение #57





Сообщений: 541




Цитата(Татьяна Родионова @ 11.6.2009, 22:03) *

Во вы не ленивые!

С 7 лет борюсь с ленью. И все кажется, что только в начале пути.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Анна Р.
сообщение 12.6.2009, 20:29
Сообщение #58





Сообщений: 541




Цитата(священник Евгений @ 12.6.2009, 4:27) *

Вы полагаете, для того, чтобы понимать иконы, нужно обязательно быть художником? По-моему, для этого нужно иметь богословское образование (хотя бы минимальное) и голову на плечах.

Вы имели в виду икону "Троица"?

Мы имеем дело не с каноном, а с традицией.

Спасибо, теперь понятно, что на эту тему может быть простор для рассуждений. Но для этого нужно хотя бы минимальное богословское образование +голову на плечах.
О. Евгений Ваше мнение понятно в Ваших цитатах:
единственно приемлемой в этом смысле можно назвать икону, изображающую схождение Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (что вполне соответствует второму названию праздника в честь Святой Троицы).
Вершиной откровения Троицы в Новом Завете является Пятидесятница - откровение Троицы не в образе, а в самом человеке, через его обожение. Обожение же и есть "Духа действо... Имже Троица познавается" [69]. Другими словами, троичный догмат не является отвлеченным учением, абстрактной формулой или истиной, познаваемой интеллектуальным процессом, подобно истинам, которыми оперирует наука. Познание Святой Троицы совершается не путем внешнего научения, а путем внутреннего живого опыта христианской жизни; это - жизненный опыт богопознания, боговедения, свидетельства которого мы находим в житиях святых и писаниях св. Отцов.
У нас в храме именно эта икона и кладется на аналой.
*** модераторское*** Анна, эта цитата повтор поста от 5.06.09 и к сообщениям о. Евгения не имеет отношения. Или выделяйте цитаты, чтобы было понятно. http://pravoslavnie.gorojane.tv/forum/inde...c=2055&st=0
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
священник Евгений
сообщение 12.6.2009, 22:10
Сообщение #59





Сообщений: 764
Из: Севастополь




Цитата(Анна Р. @ 12.6.2009, 17:29) *

О. Евгений Ваше мнение понятно в Ваших цитатах:
единственно приемлемой в этом смысле можно назвать икону, изображающую схождение Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (что вполне соответствует второму названию праздника в честь Святой Троицы)...

У нас в храме именно эта икона и кладется на аналой.

Значит, я не одинок в своих мыслях! Хотя бы ради того, чтобы узнать это, и стоило открыть данную тему.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
Редрик Шухарт
сообщение 27.6.2009, 17:47
Сообщение #60





Сообщений: 1 356




Цитата(священник Евгений @ 11.6.2009, 20:19) *

Что Вы имеете в виду, произнося слово "картина"? Картину как таковую (продукт фантазии художника) или икону, написанную так, что она мало отличается от картины?
Сожалею, что дискуссия об иконе Рублёва уводится в сторону. Впрочем, дискуссии как таковой и не получается: не вижу ни возражений против моей версии толкования "Троицы", ни согласия с ней. Один флуд. Ксения пыталась возражать, но все её аргументы представляют из себя только подбор цитат, по большому счёту к делу не относящихся.

Вы думаете? А если попробовать, вдруг относится? А насчет невидения разницы...Либо кокетничаете, либо не интересовались этим важным вопросом. Предположу первое, как меньшее из зол и, перефразируя, задам тот же вопрос, с надеждой.
По каким признакам Православославная Церков отличает икону от картины.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

5 страниц V < 1 2 3 4 5 >
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 9.10.2025, 6:55
Яндекс.Метрика