IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

 
Ответить в эту темуОткрыть новую тему
> Можно ли по-настоящему любить ближнего, но не любить Бога?, филосовское обоснование
Илья
сообщение 12.2.2009, 21:43
Сообщение #1





Сообщений: 84




Здраствуйте, Батюшка. У меня вот вопрос следующего плана "Можно ли по-настоящему любить ближнего, но не любить Бога?" Может он заведомо лукав, но не сочтите за дерзость.

Ход моих мыслей прост, я считаю, что когда человек искренне любит другого, полностью отвергая себя, он уже на пол-пути к Богу, потому что человек со страстями, а наипаче гордостью, как главной преградой Любви, просто не может Искренне Любить!
То есть, чистота души, является главным условием Любви, как таковой (не страстной привязаности)...
Фактически любя другого человек, логично должен продолжить своё мировосприятие до Бога, иначе получается не увязки. Даже хотя бы то, что не его это Заслуга, то что ему ДАНО ЛЮБИТЬ, уже указывает на сверх человечность Любви и ведёт к Богу.
Однако наверно это не всегда так, потому что человеку, свойственно придумывать оправдания, и даже Любовь к Другим он может приписывать людям, как их естественную возможность, а про Бога забыть, но тут уже примесь гордыни, что не может уже считаться искренностью!

Всё встает на места когда рассуждаешь От Любви к Богу а потом через Него к Людям... тут всё очень ясно - Нельзя любить Бога -Творца, и Иисуса Христа Спасителя, не любя Его Творения, то есть братьев людей, так как Заповедал Иисус, вплоть до самопожертвования... + ко всему из Любви к Творцу вытекает полная мировоззренческая картина - то есть отношение ко всему сущному - к природе, к животным, к себе ...

Почёму я хочу определить ответ на этот вопрос, потому что в сущности, очень много людей могли бы придти к Богу, через их любовь к ближнему, многие интуитивно понимают и чувствуют необходимость, того КАК ДОЛЖНО БЫТЬ, да и вообще многие Философии вытекают из СВЕТЛЫХ Порывов Души, но в силу НЕПОНИМАНИЯ СУЩНОСТИ БОГА и Христианского учения, или Искаженного понимания его, ищут ответ в РАЗНЫХ Философиях или Оккультных религиях... Хотя ОТВЕТ УЖЕ ДАВНО ЕСТЬ!
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
священник Евгений
сообщение 12.2.2009, 23:16
Сообщение #2





Сообщений: 764
Из: Севастополь




Цитата(Илья @ 12.2.2009, 18:43) *

Можно ли по-настоящему любить ближнего, но не любить Бога?

Любовь по-настоящему - это совершенная любовь. Я Вас правильно понял? О совершенной же любви к ближнему и её связи с любовью к Богу хочется ответить словами преподобного Исаака Сирина (великого святого VII века): "Кто обладает безмолвием и собеседованием знания, тот легко и быстро достигнет любви Божией, а посредством любви к Богу приблизится он и к совершенной любви к людям. Никогда человек, не удостоившись прежде усладительной и опьяняющей любви к Богу, не бывает способен приблизиться к просветлённой любви к людям. Но кто удостоился вкушения божественной любви, тот из-за сладости её обычно забывает всё... Душа его с радостью приближается к просветлённой любви к людям, не делая различия между ними; он не побеждается их слабостями и не смущается...
Посредством заповедей и рассудительности возможно человеку подчинить свои помыслы и очистить свою совесть по отношению к людям, и он даже может делать для них добрые дела. Но что он не сможет достичь просветлённой любви к людям посредством борьбы с помыслами, в этом я убеждён: нет никого, кто достиг бы её так, и никто не достигнет этой цели таким путём в настоящей жизни. Без вина не пьянеет человек, и не бьётся радостно сердце его; а без опьянения в Боге никто не обретёт естественным образом добродетель, которая не принадлежит ему".
Или ещё из святого Исаака: "Та заповедь, в которой сказано: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душею твоею, и всем умом твоим", больше всего мира и материи и всего материального, бывает исполнена, когда ты терпеливо пребываешь в безмолвии своём. И заповедь о любви к ближнему заключена в нём же. Хочешь ли, по евангельской заповеди, приобрести в душе твоей любви к ближнему? Удались от него, и тогда возгорится в тебе пламя любви к нему, и радоваться будешь при лицезрении его, как при видении светлого ангела. Хочешь ли также, чтобы жаждали твоего лицезрения любящие тебя? Имей свидание с ними только в определённые дни. Опыт – поистине учитель для всех".
Абсолютное безмолвие, "умная" молитва и, как следствие, "опьянение в Боге" - удел немногих во все времена (особенно в наши), но духовный закон стяжания любви к людям через любовь к Богу в принципе понятен. Любовь к Богу свидетельствуется поиском безмолвия как идеального условия чистого, беспримесного общения с Богом - каждый же выбирает себе свою степень безмолвия, насколько это бывает возможно в его жизни: кто-то поселяется в уединённой афонской пещере, а кто-то, за неимением лучшего, ищет безмолвия (хотя бы временного - вечером, в тиши своего жилища) в условиях мирского существования.
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения
священник Евгений
сообщение 14.2.2009, 15:09
Сообщение #3





Сообщений: 764
Из: Севастополь




(из личной переписки - по согласованию с автором)

ИЛЬЯ:

"Да Исаак Сирин пишет, я так понял о Совершенной Любви к людям, посредством стяжания Духа Святого... Наверно, только в Духе Святом можно Совершенно Любить!
Но я немного не об этом, а вот о чём:

Авва Дорофей

"– Представьте себе круг, средину его – центр и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы, чем дальше идут от центра, тем больше расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг сей есть мир; самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. И тут то же: насколько святые входят внутрь круга к середине оного, желая приблизиться к Богу, настолько, по мере вхождения, они становятся ближе к Богу и друг к другу... Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога... в той же мере удаляются друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: насколько мы находимся вне и не любим Бога, настолько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом".
То есть: 1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей.
То есть О Пути Стяжания Духа Святого... Наверно не только в безмолвии можно его стяжать (это же один из аскетических путей, если я правильно понимаю, не могли бы Вы пожалуйста раскрыть сущность этого пути и применения в миру...)
А по Авве Дорофею, можно идти к Богу и одновременно через Любовь К Людям и через Любовь к Богу то есть эти пути взаимозависимы и неразрывно связаны..
Я к чему всё это..., что если Люди Любят Друг Друга искренне, без эгоизма, то это значит, что и Бог уже в какой то степени с ними ("Бог есть Любовь.. Пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нём...") Я не говорю что это совершенная Любовь, но они УЖЕ стоят на ВЕРНОМ Пути к Ней, и при должном развитии...(если во время направить на Бога) станет Совершенной...
Вот моё предположение, спрашиваю вашего мнения. С уважением, Илья."


Дорогой о Господе Илья!
Вы пишете: "1) чем более человек упражняется в милосердии и любит людей, тем более приближается к Богу и 2) чем более человек сердцем чувствует личное Божество, тем более он любит людей... А по Авве Дорофею, можно идти к Богу и одновременно через Любовь К Людям и через Любовь к Богу то есть эти пути взаимозависимы и неразрывно связаны". Вывод неверен, и вытекает он из не совсем внимательного чтения слов аввы Дорофея ("Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом"). Если следовать Вашей логике, то слова аввы Дорофея должно было бы переиначить, после чего они выглядели бы следующим образом: "...то сколько приближаемся к Богу с любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько приближаемся и к Богу". Но авва Дорофей сказал то, что сказал, и каждое слово у него - на своём месте ("приближаемся к Богу - соединяемся с ближними - соединяемся с ближними - соединяемся с Богом"). Как видим, соединение с Богом возможно только через соединение с ближними, соединение же с ближними возможно только на пути приближения к Богу (отшельнический путь (как благочестивая крайность) соединения с ближними не исключает - через переписку, через написание каких-либо трудов, которые и читать-то будут только после смерти того, кто их написал, и т.д. и т.п. Кроме того, даже отшельники между собой всё равно общаются и любовь, посылаемую от Бога за подвиги, друг ко другу как-то проявляют).
Так что, дорогой Илья, если Вы намерены жить в любви с ближними, сосредоточьте своё основное внимание на посильной для Вас аскетической практике (молитва в уединении (в возможном для Вас варианте), пост, регулярная исповедь и причастие, милостыня): через это появится в Вас и настоящая (от Бога) любовь к людям. Если же Вы будете пытаться ездить по детдомам, интернатам, больницам, "ночлежкам", реабилитационным центрам или предпринимать какие-либо ещё благотворительные акции, но не ходя при этом в храм, не причащаясь, не молясь в надежде приблизиться к Богу, то во всех этих "добрых" делах Вы в лучшем случае будете любить себя самого ("Какой я хороший: такими делами занимаюсь!"), а не людей, каждого из которых Вы бы вряд ли понесли, останься Вы с ним один на один и на долгое время.
Рекомендую Вам почитать кое-что по теме. "Философия любви и познания" (преподобный Иустин Попович):

http://www.upm.orthodoxy.ru/library/P/Popovich_Dost4.htm

ЦИТАТА: "Без Бога и вне Бога любовь невозможна. Точно так же: без любви и вне любви познать Бога невозможно, «...любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» [14] . Для того, чтобы возможно было любить людей истинной любовью, человек должен всем сердцем своим, всей душой своей, всем умом своим и всей силой своей родиться от Бога, от Любви. Тот, кто от Любви, не может не любить. Соединившись с Богом, человек получает силы духовного единения с людьми. Удаляясь от Бога, он тем самым отдаляется от людей. Чем человек ближе к Богу, тем он ближе и к людям. Тот, кто особенно близок людям, тот ближе всего и к Богу. Эта богочеловеческая истина засвидетельствована вековым православным опытом. Представьте себе круг, — говорит святой философ авва Дорофей..."
Пользователь в офлайнеКарточка пользователяОтправить личное сообщение
Вернуться в начало страницы
+Ответить с цитированием данного сообщения

Ответить в эту темуОткрыть новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



- Текстовая версия Сейчас: 18.6.2025, 0:02
Яндекс.Метрика